Нужен ли обычному регулятору хороший теплоотвод?
Вопрос скорее так - нужно ли обеспечивать хороший теплоотвод обычному серийному регулятору - мощный или оборотистый вентилятор, доступ воздуха и т.п., если он работает в тяжёлых режимах с высокой нагрузкой?
Отбросим случаи продвинутого колхоза (переделка рега под пластину, крепящуюся на шасси и т.п.) - где заведомо всё отлично и грамотно. А также случаи невысокой нагрузки - 4-6 полимеров батарея с мощным мотором <=2000КВ на восьмёрке (т.е. при средней нагрузке 350-450Вт - обычная в заездах 8-к) ну или случай 10-ки шоссейки со 120А регулятором и мотором 10+ витков. - Там ключи работают далеко от предела и рег чуть тёплый с хоть каким теплоотводом.
Наш случай (бывает чаще даже на 10-м масштабе) - рег с высоконагруженным мотором, который работает ближе к максимуму своих возможностей - например 60А регулятор на шоссейке с мотором 6.5, или 120А рег с мотором 3.5, восьмёрочные регуляторы с моторами около 3000КВ на 4-х полимерах и т.п.
Силовая часть регулятора обычно состоит из 2-х слоёв ключей сверху и снизу платы. Иногда это несколько плат бутербродом (старые кастлы и МГМ), иногда кто-то “умный” ставит транзисторы только на обращённую внутрь сторону платы, а теплоотвод идёт через переходы и часть внешнего слоя меди. “Внешний” слой транзисторов (где он есть) посажен на радиатор через некий (часто очень сомнительный) “термоинтерфейс”, а внутренние слои в лучшем случае передают тепло по межплатным переходам на верхнюю медь. Если многоплатный “бутерброд” - ещё хуже.
Когда у нас хорошее охлаждение, то охлаждается в первую очередь сам радиатор. Смысл в том, что в действительности на горячем регуляторе внутри получается приличный градиент температур - регулятор охлаждается прилично, а плохой (даже конструктивно) термоинтерфейс не обеспечивает должный отток тепла из “внутренностей”. Что в результате? - часть ключей (внутренние) получаются гораздо горячее других, их характеристики деградируют сильнее и мощный каскад разбалансируется. И как в случае с плохими батарейками - “плохая банка” может подвести всё плечо. Как сработает встроенный термодатчик, что он покажет? Какова вероятность того, что из-за градиента температур термодатчик будет больше ориентирован на радиатор или внешние транзисторы? И “не сработает” когда перегреются внутренние транзисторы, от которых плохо отводится тепло, потому что радиатор достаточно хорошо охлаждён?
Если у нас плохое охлаждение (конечно, не так чтобы совсем нет, но правильнее сказать - посредственный отвод тепла с радиатора), то радиатор нагреется заметно и скорее всего градиент температур будет меньше, ведь нагреется весь регулятор, все ключи, их разбаланс будет меньше, термодатчик покажет ближе к истине. В крайнем случае вовремя сработает отсечка по температуре.
Какие ваши мнения и особенно - опыт подобного поведения регуляторов имеется?
Василий, это ты к чему столько букв написал?
Глумисся!?
Или в тролли записался?
поэтому я за конструкции а-ля МММ, и против конструкций с транзюками внутрь
не маловажным фактором является цена регулятора , а то бывает, что цена колхоза + время на колхоз, превышает цену регулятора
в этом случае лучше ничего не делать , ну если только рег лаком покрыть и собрать обратно в родном боксе
Василий, это ты к чему столько букв написал?
Глумисся!?
Или в тролли записался?
Паша, вопрос не к тебе, а к электронщикам.
И вопрос не в том как переделать и что лучше, а как поступать с тем, что уже есть или чего в-основном и продаётся. “Двухсторонняя” конструкция силовой части сильно уменьшает размер и вес, что чаще всего востребовано спортсменами, а поскольку в-основном регулятор предназначен для работы в режимах далёких от критических по нагрузке (смысл в минимуме потерь, а не запас по току), то перегрев неактуален вообще. Ну а если работа в режимах близких к критическим? - 2 ярких случая - Модифид на большой открытой трассе с движками 3.5-4.5 или “экономичный” комплект регулятора 45-60А с моторами 6.5-…8.5 - “выбор новичка”.
транзисторы с разных сторон платы эти реги считаю нето чтоб ущербными а слишком компрмиссными и нестал бы покупать. чувствуется что создатели приложили недостаточно сил для его создания. Ведь как не гонись за малыми размерами ведь игрушка стоит немало денег и покупают не дети в основном и люди сообразят и другим на форумах расскажут. В чем секрет популярности ммм? конструкция правильная без белых пятен. феты все на радиаторе. радиатор мелкоигольчатый максимально большой площади в этом обьеме. плата мозгов припаяна на плату фетов. У текина например на разьеме и радиатор видно не специальный а взяли промышленный я его узнал и платы на разьеме и феты с разных сторон.
транзисторы с разных сторон платы эти реги считаю нето чтоб ущербными а слишком компрмиссными и нестал бы покупать…
… к которым относятся Xerun/SpeedPassion, LRP Sphere, аналоги от GM, Orion и т.д. И что тогда покупать?
МММ - это для 8-к, это узкая категория (пока…), да и для 8-к с 4-я банками проблема перегруженного режима актуальна сильно меньше.
Вы же говорили про разбаланс. значит часть ключей фазы не влезли пошли вниз (текин). в сфере более мене симетрично заполнены строны. Я не спец наверное зря влез.
Тепловой разбаланс плеч от эффективного теплоотвода - необычно , и , по-моему надумано .
Да , двухслойная компоновка фетов , как в той же сфере , это зло , ибо припой плывёт именно на внутренних фетах , но без радиатора этот процесс ускорится в разы , ибо температура платы будет подскакивать мгновенно при мгновенных бросках тока . Езда очень быстро закончится тепловой отсечкой или дымом .
Теоретически , и скорее не для всех трасс , возможно построить лёгкий регулятор без радиатора , но феты для него должны иметь идеальную , равную для всех ВАХ при минимальном и равном для всех , опять же , сопротивлении открытого канала , какое только возможно на данный момент , а это означает индивидуальный подбор с прогоном каждого элемента на стенде . Это уже класс аппаратуры хай-энд . Цена соответствующая .
Можно , конечно , помучать серийный - снимаем радиатор с подопытного , обклеиваем термодатчиками и на трассу подбирать передаточное . 70 градусов предел .
вопрос не в том как переделать и что лучше, а как поступать с тем, что уже есть или чего в-основном и продаётся
Вот здесь не понял . Поступать , не переделывая , это как ?
…Вот здесь не понял . Поступать , не переделывая , это как ?
– Чтобы понять - типичная ситуация: человек купил экономичный рег с быстрым мотором (типичное китайское комбо) и чтобы было быстрее (типичное желание) - слегка перегрузил. Рег греется и уходит в отруб по тепловой защите через некоторое время. - Ну “не айс”? - Следует типичное решение - покупается и ставится мегакулер и обеспечивается хороший обдув. - И какова вероятность финала, что в итоге рег поработает дольше а потом сгорит синим пламенем, потому что термозащита не сработала? - Ну оттого, что радиатор холодный, внешние транзисторы тоже ничего себе, а внутренние - “вскипели”.
При нагреве у ключей меняются и динамические х-ки - это наверное даже более критично, чем деградация по внутреннему сопротивлению.
Современные ФЕТЫ - это большие кристаллы с кучей ячеек, так что автоматически “должны иметь идеальную , равную для всех ВАХ при минимальном и равном для всех , опять же , сопротивлении открытого канала , какое только возможно на данный момент” - без всякого подбора хотя бы для одной партии - по соображениям статистики (усреднение-то по тысячам), да и работают они в ключевом режиме. А вот температурный дрейф параметров и в аудиотехнике всё портит, и тут может оказаться чреватым.
Горы сгоревших сфер тому доказательство
Еще момент - площадь рассеивания тепла. Чем компактнее рег, тем сложнее организовать теплоотвод от горячих элементов. Через туже площадь надо как то отводить больше тепла, что несомненно скажется на средней температуре.
Моё мнение .
- Радиатор для продлевания жизни регулятору необходим - без вариантов .
- Любой двухслойный пирог требует доработки - оба слоя фетов желательно положить на алюминий .