Хотим литий? = предлагаем правила для него.

Олег_Бабич

Удивительно, что при наличии огромного числа сторонников допуска лития в автомодельные соревнования, никто до сих пор не предложил четкие и осмысленные технические требования к таким батареям для наших официальных и «клубных» Правил соревнований.
Для Ni- батарей такие требования прописаны в существующих и принимаемых на будущий год правилах, ясны и не допускают двойного толкования.
Но удивлятся не надо, оказывается, таких техтребований для литиевых автобатареек ещё не придумали нигде в мире!
За примером далеко ходить не надо - Великобритания, в 20008г. литий разрешен в их главном официальном чемпионате BRCA в классе 19-витковых моторов, а во второстепенных «комерческих» сериях TORC и STCC во всех классах, кроме 4-баночных (www.centralbooking.org/cbs/). Что же удалось обнаружить в существующих британских требованиях к литиевым батареям? Только номинальное напряжение 7,4в , жесткий корпус и обещание предоставить в будущем техническую спецификацию на элементы и список одобренных батарей. Еще на упомянутом сайте найдена страничка с рекомендованными мерами безопасности при работе с литием (не забыты даже огнетушители или песок для тушения пожара), но в Правила соревнований они не включены.
Казалось бы, ура!!!, нет пока никаких других ограничений, не нужно и дальше, и так всем ясно, какие батарейки ставить.
Уверен, ясно, что всем всё ясно, после нескольких «серьёзных» гонок окажется не для всех.
Представте, заявляется на Чемпионат России паренёк и предъявляет для контроля батарею с явно самодельным неразборным и, по его утверждению, вполне жестким корпусом, на котором написано « Li-***, номинальное напряжение 7,4 в», и несколькими торчащими проводами с разъёмами. Допускаем к старту? Допускаем, ведь формально правила соблюдены. Далее, эта батарея, нет, не загорается или взрывается, хотя и это тоже возможно, а этот паренёк, выступающий в стоке или в моно, оказывается очень явно быстрее на прямой и, хотя это уже совсем не важно, даже побеждает. Что начинают делать его самые неугомонные соперники? Правильно, сомневаться, проверять его мотор, батарею, взывать к судейской бдительности, писать протесты.
Невероятно? Но я, лично, уже представляю, что может оказаться внутри такой быстрой батареи. Причем существующие куцие «литиевые» правила действительно не будут нарушены формально.

Поэтому давайте разработаем хорошие тех. требования и процедуры проверки для новых автомодельных батарей. Чем раньше это сделать, тем быстрее они попадут в официальные российские правила проведения соревнований. Кроме этого есть хороший шанс «отличиться» и в глобальном масштабе, если « батарейный» раздел наших правил получится действительно разумным, удобным для контроля, повышающим безопасность и массовость соревнований.
Конечно, голосование за литий – вещь полезная и увлекательная, но слабо приближает к заветной цели.
У кого какие мысли на этот счёт?
Мои предложения последуют…

Boev_Dmitry

простите за офф, в батареях полный ноль, просто интересно стало…
Что именно по вашему мнению будет внутри этой быстрой батареи?

aland
Boev_Dmitry:

Что именно по вашему мнению будет внутри этой быстрой батареи?

Три банки?

Maxbl4

Ну вообще количетсво банок соответствует вольтажу.
А если имеется в виду, что можно сделать батарейку с “переключателем”, типа для проверки подключены две банки, а для гонки 3, так то же самое можно сделать и с любой другой батарейкой, если её запрятать, так чтобы не было видно количество банок.

lyoha

Три банки?

Нереально. 3 батареи, при похожих габаритах, но заметно меньшей емкости, но тогда нет шансов доехать до финиша.
Напряжение на литиевой банке, высосанной до отсечки не может быть ниже 2.9 вольта. Умножим 2.9 на 3. И не получим 7.4 ну никаким образом. Если высаживать, сознательно высаживать ниже - имеем запоротую банку, окончательно запоротую и практически не подлежащую восстановлению, стоимостью больше 100 долларов. Кому оно надо?
После заезда еще проще проконтролировать напряжение на банках.
Достаточно жестко прописать в регламенте: в жесткой упаковке, запечатанной промышленным способом. Батарея в обязательном порядке должна обладать маркировкой производителя, которая указывает на:
производителя батареи, напряжение полностью заряженной батареи, максимально возможные пиковые токи разряда, номинальные токи разряда, емкость батареи и сведения о токах зарядки батареи, температурных режимах эксплуатации и зарядке.
Батарея должна иметь встроенный балансир, а при его отсутствии дополнительный контакт(группу контактов) для подключения внешних балансирных устройств. Наличие встроенного балансира особо подтверждается наличием на корпусе батареи сведений производителя о наличии такового устройства, либо иной документацией, входящей в комплект поставки батареи.
В случае сомнения в подлинности результатов, показанных в гонке можно просто выдать пилоту тарированную батарею и попросить повторить результат, близкий к лучшему, ну, скажем в течении 3-х кругов. Уверяю, разница во времени 11.1 вольта и 7.4 будет просто вопиющей. При факте мошенничества - дисквалификация на все соревнования. В идеале - на весь сезон Российских гонок.

BORMA

На первое время , не мудрствуя лукаво , достаточно просто прописать КОНКРЕТНЫЕ батарейки . Скажем 6-8 позиций . Все .

Олег_Бабич

Продолжаю. Извините, опять много букв…
Рассмотрим кандидатов на признание.
Известные мне уже продающиеся или анонсированные Li 2s батареи в жёстком корпусе:

Orion 3200/3600/4800mah www.teamorion.com/Products/Batteries/Li-Po
Duralite 4900mah duralitebatteries.com/track/batteries.php
Venom 5000mah www.redrc.net/…/venom-x-pak-lipo-74v-5000mah/
Schumacher Core5000mah www.redrc.net/2007/05/core-rc-5000mah-lipo-pack/
Losi 5000mah www.horizonhobby.com/Products/Default.aspx?ProdID=…
Reedy 3200/5000mah redrc.net/…/reedy-74v-20c-lipo-battery-packs/
Trinity 4500mah www.teamtrinity.com/shop/item.asp?item=TRI20218
А123 4600mah https://www.ssl-stormerhobbies.com/cgi-bin/…mp;pn=AQR400063

Выбор батарей без жёсткого корпуса намного шире и из уважаемых автомоделистами «производителей» здесь замечены LRP, NOSRAM, ROBITRONIC, SMC.

Наверняка, список «жёстких» батарей существенно расширится в самое ближайшее время и к продукции именитых производителей добавятся клоны и «самостоятельные упражнения» из Китая и даже России. Ведь не очень сложно организовать индивидуальную или полукустарную упаковку как самых недорогих китайских, так и более качественных элементов в жесткие корпуса разных конструкций. Например, в автомодельных кружках и домашних условиях вполне надежные, по крайней мере на вид, коробки под элементы можно паять из жести или выклеивать из стеклоткани. Разрешить ли такие самодельные или фабричные, но с неясным «китайским» происхождением батареи? Я думаю, что придется разрешить, если мы не пойдем по пути ежегодного утверждения списка омологированных батарей фабричного производства.

Если мы пропишем жёсткий корпус, то должны четко и недвусмысленно пояснить, какой корпус считать жестким.
Здесь возможны два варианта:
1 - ежегодно утверждаемый и обновляемый список омологированных батарей фабричного производства с желательным запретом и контролем нарушения целостности (вскрытия) корпуса.
Если не запретить спортсменам вскрывать корпус батареи, то со временем внутри такого разрешенного корпуса может оказаться всё, что угодно. При этом ответственность за признание корпуса достаточно жестким - полностью на совести производителя, утверждающего это. А нашей проблемой при техконтроле останется - как отличать «настоящие» батареи от их более или менее точных копий и выявлять попытки замены содержимого батареи.
2 - любые батареи в жестком корпусе. При этом в правилах обязательно должны присутствовать принципы, процедуры и механические критерии при определении жескости корпуса. Эти критерии и процедуры могут быть совсем несложными ( типа: ноготь на руке, но не зуб, главного судьи не должен оставлять различимых его трезвым глазом царапин и вмятин на любом участке любой грани батареи ни при каких усилиях, развиваемых судьёй), но они должны быть прописаны, иначе возможны протесты и скандалы. Кто готов разработать и обосновать такие требования?

На мой взгляд, если разумных определений жесткого корпуса придумать самим в ближайшее время не удастся и мы не согласны ждать, когда это придумают в других странах, и мы не согласны на список допущенных батарей, то придется разрешать любую, в т.ч. и «самодельную» и нежёсткую упаковку.

А самое простое с точки зрения массовости, демократичности, объёма и ясности техтребований к батареям разрешить использование батарей в любой упаковке без каких-либо ограничений по количеству банок, размеру и весу для всех классов, кроме стоковых. Разве что ограничить максимальное напряжение безопасными для жизни, например 42 вольтами. Это внесёт также дополнительную увлекательность в виде очень интересного и неоднозначного процесса выбора оптимальной конфигурации мотор-батарея-шасси.

Почему не нужны ограничения по размеру, форме и весу? Размеры, конструкция современных шасси, ограничения на общий вес модели и длительность гонки не позволят разгуляться фантазии строителей батарей слишком сильно без ущерба для спортивного результата.
Почему не нужны серьёзные ограничения по напряжению? Уже существующие запасы мощности и ёмкости в модифицированных моторах и батареях на ~7.4в позволяют асам показывать результаты, близкие к физически ( в прямом и физиологическом смысле) предельно возможным. Так, что переход на повышенное напряжение в модифиде не даст ничего заметного для результата ни “перцам” ни новичкам.

number_one

в моем понимании, ограничить кол-во брендов и банок в сборке - дело несложное…

а для одновременной эксплутации данных аккумуляторов достаточно ограничить минимальный вес - ну что-то вроде 1350 для 5 банок гидрида и 1500-1550 для лития, и тема закрыта, все довольны.

что касается измерения… то перед гонкой напряжение не должно превышать 8,5 вольт мерить несложно, 3 банки - это 11 вольт, а в разряженном состоянии 9.

и все, какие тут правила? ну если есть термометр, ограничить максимальную температуру - комнатная ± 10…15%

если заряжать нормальным правильным зарядником - температура почти не меняется, а если раскачивать или греть - сразу видно )

Олег_Бабич
Maxbl4:

Ну вообще количетсво банок соответствует вольтажу.

Не всегда. Например в Орионе 4800 внутри четыре банки (2s2p).

aland:

Три банки?

Если решение задачи не пришло за первые несколько минут, это не значит, что его нет совсем.

lyoha:

В случае сомнения в подлинности результатов, показанных в гонке можно просто выдать пилоту тарированную батарею и попросить повторить результат, близкий к лучшему, ну, скажем в течении 3-х кругов… При факте мошенничества - дисквалификация на все соревнования. В идеале - на весь сезон Российских гонок.

Правильно ли я понял, что это предлагается внести в текст правил? Думаю, многие поддержат такую процедуру и в отношении проверки стоковых моторов. Нужно только уточнить и прописать регламент, кто принимает подобное решение, и на основании каких данных- лучшего времени круга, максимальной скорости, измеренной радаром или просто заявления от спортсменов? Ведь и сейчас некоторым видится, что их обходят на прямых, как стоячих. Насколько близким (в процентах?) должен быть результат проверочного заезда? Что делать, если тарированная батарея не залезет правильно в модель?

number_one:

в моем понимании, ограничить кол-во брендов и банок в сборке - дело несложное…

Немного поправлю: не брендов, а конкретных моделей батарей ИЛИ, а не И последовательно соединённых элементов.

lyoha:

После заезда еще проще проконтролировать напряжение на банках.
Достаточно жестко прописать в регламенте: в жесткой упаковке, запечатанной промышленным способом. Батарея в обязательном порядке должна обладать маркировкой производителя, которая указывает на:
производителя батареи, напряжение полностью заряженной батареи, максимально возможные пиковые токи разряда, номинальные токи разряда, емкость батареи и сведения о токах зарядки батареи, температурных режимах эксплуатации и зарядке.

Почему после заезда, а не до?
Не на всех “хороших” батареях есть такая подробная маркировка от производителя. Значит ли это, что такие батареи мы не включим в список?
Можно ли допустить батарею, запечатанную когда-то промышленным способом, но с признаками взлома явно ручным способом?

Спасибо, появляются конкретные предложения, хотя кое-кто читает чуть-чуть невнимательно, наверное много букв и мало времени…

lyoha

Что делать, если тарированная батарея не залезет правильно в модель?

При конфигурации слотов 3+3? Поставить гидрид.

Почему после заезда, а не до?

Насколько это принципиально? Можно контролировать и до. Там, как сказал Илья, напряжение не будет и не должно превышать 8,5 вольт.

Можно ли допустить батарею, запечатанную когда-то промышленным способом, но с признаками взлома явно ручным способом?

Можно ли допустить к заездам гидридную банку, на которой напряжение раз 6 падало в нуль, а упорный владелец ее восстанавливал? Опасна ли она? А как возможно проверить и проконтролировать такие банки? Кто-то контролирует температуру на никелевой сборке? А если ее достали с зарядника с температурой под 70? А если напортачили с милливольтами и до взрыва остается самая малость?

Не всегда. Например в Орионе 4800 внутри четыре банки (2s2p).

Не от хорошей жизни. В свое время более емкие банки по сравнению с менее емкими могли отдавать меньшие токи. Например у летчиков-пилотажников 6 амперные 36 вольтовые банки набирали из кокамовских элементов емкостью 350мАh.

и на основании каких данных- лучшего времени круга,

По моему самый оптимальный критерий. Близкие, но подоозрительные результаты в стоке возможны при уровне езды финалистов-А скорее всего по предварительному сговору. Финал-Б и так у нас контролируют лишь для галочки.

BORMA
BORMA:

На первое время , не мудрствуя лукаво , достаточно просто прописать КОНКРЕТНЫЕ батарейки . Скажем 6-8 позиций . Все .

Еще добавить вот это , для особо “грамотных”
-

ежегодно утверждаемый и обновляемый список омологированных батарей фабричного производства с желательным запретом и контролем нарушения целостности (вскрытия) корпуса.

,только запрет на вскрытие не желательный , а обязательный .
Опять же , тот случай , когда чем меньше букв , тем больше вероятность , что их прочитают . И проконтролируют .

Олег_Бабич
Rezo:

Есть ещё Аккумуляторы “TrakPower” 4900 mAh 2S1P
www.pilotage-rc.ru/catalogue/80_/80_60/RC6952/

Это и есть уже перечисленный Duralite 4900mah duralitebatteries.com/track/batteries.php, ссылка работает же.

lyoha:

Можно ли допустить к заездам гидридную банку, на которой напряжение раз 6 падало в нуль, а упорный владелец ее восстанавливал? Опасна ли она? А как возможно проверить и проконтролировать такие банки? Кто-то контролирует температуру на никелевой сборке? А если ее достали с зарядника с температурой под 70? А если напортачили с милливольтами и до взрыва остается самая малость?

Не понял, какое отношение это имеет к нашим правилам для лития. Обеспечении безопасности здесь ни при чём. Речь идёт только о легитимности таких вскрытых батарей, и вопрос конкретный - допускать такие батареи или нет ( аналог - моторы класса “моно”, которые вскрывать нельзя ).

Alter_spb

Раз пошел “Brain storming” -
Перед соревнованиями все ЛИПО батареи сдаются в парк и выдаются randomly ЛИПО пилотам перед заездами.

number_one
Alter_spb:

Раз пошел “Brain storming” -
Перед соревнованиями все ЛИПО батареи сдаются в парк и выдаются randomly ЛИПО пилотам перед заездами.

не оч хорошая мысль - объясню почему: у всех батареек разные токи, так что это несколько не правильно, если они все одинаковые - то вопросов нет, а если разные вендоры и емкости?? как быть?

Олег, букавок туто и правда много )) и времени правда мало ))

короче, обязательно ограничивать нужно вес модели с литием, чтобы свести приемущество на нет + модели акков - гут вариант.

Олег_Бабич
Alter_spb:

Перед соревнованиями все ЛИПО батареи сдаются в парк и выдаются randomly ЛИПО пилотам перед заездами.

Согласен с Ильёй. Вот ещё аргументы против - среди перечисленных марок батарей очень большое разнообразие по весу, форме и возможным способам
фиксации на шасси. Некоторые популярные тележки вообще требуют определенной обязательной модификации для установки некоторых популярных батарей из списка. Например, у REEDY есть специальные наплывы для фиксации в существующих слотах на нижней деке, а у Ориона 4800 их нет, Орион 3200 потребует солидного дополнительного груза для достижения 1500гр. + разные виды электроразъёмов.
Предложение еще могло бы пройти, если согласиться на МОНОТИП батареи, но очень вероятна нехорошая ситуация, когда в парк сдаётся “немного убитая”, например предыдущим переразрядом батарея при очень неплохой вероятности получить на заезд хорошую.

Alter_spb

Вот почему мы все склонны считать друг друга гадами и подлецами? И батарейки они бодяжат, и подлложить"немного убитую" хотят, не хоббисты-спортсмены а сборище пауков в банке. И все друг друга в чем-то подозревают. А вот тот это, а вот у этого откаты, у третьего сынулька? а вон тот вообще ПИОНЭР. Ужас.
Может надо быть добрее и не подозревать во всех гадов готовых спалить зал ради славы Герострата?

aland
Alter_spb:

Может надо быть добрее и не подозревать во всех гадов готовых спалить зал ради славы Герострата?

Все стремятся не к этому. Все стремятся выиграть, а некоторые готовы ради этого на все, в том числе и “спалить зал” 😅

BORMA
Alter_spb:

Раз пошел “Brain storming” -
Перед соревнованиями все ЛИПО батареи сдаются в парк и выдаются randomly ЛИПО пилотам перед заездами.

Фигня полная . Кто-то не зарядился , кто-то добивает , у кого-то крепление требует скурпулезности и неспешности . Да и кто это будет заниматься сбором и выдачей батарей перед заездами . Если очень хочется , то все гораздо проще . Перед соревнованиями , каждый Липошник представляет свои банки техкому , где они маркируются . Если возникли вопросы после заезда - проверить маркировку дело одной минуты .

Alexey351

Маркировать, замерять напряжение и температуру перед стартом. Корус жесткий, только фабричного производства, без повреждений. Спорные моменты решает главный судья. Помоемому всё довольно просто. Немного доп. оборудования на трассу (тестор с темопарой) и человечка проверяюжего всех перед стартом…

Maxbl4

А нафига жёсткий корпус вообще? Сколько было случаев возгорания или разрушения литиевых батарей при авариях? Я думаю не больше, чем металгидридных. Даже при очень сильном ударе вероятность, что литий загорится не большая. Конечно всегда можно замкнуть контакты, но жёсткий корпус от этого не спасёт и метал гидрид точно так же рванёт если его замкнуть и оставить так.
Опять же в большинстве моделей имеются специальные места для батарей изначально защищённые. Так что жёсткий корпус только добавить вес и размер батареи.
На мой взгляд вполне достаточно проверки и маркировки батарей перед принятием на соревнования. Т.к. надо проверить целостность оболочки, качество разъёмов и проводов, напряжение и способ крепления батареи в машине.

lvmaxx

По всей видимости, если EFRA и разрешит литеевые батареи это будут батареи в твердой оболочке.
Из нашего опыта ЛиПо в мягкой оболочке при ударах деформируется (иногда и значительно). Правда никогда не взрывалось-не загоралось.
Так что пока однозначно - фабричная твердая оболочка. А вес - при весовом гандикапе свинец вешать придется в большинстве случаев.

DOB

А может просто ввести один вид липошек ? оптимальный по всем параметрам ? и допускать только его ? он в любом случае будет лучше чем гилрид , и контролировать его будет проще …

S_L

Тут самый главный вопрос, это вопрос техконтроля.
Сейчас в туровых машинах после заезда проверяются, или должны проверяться:
вес, высота крыши, высота антикрыла, ширина модели.
Добавим, по логике, проверку резины, ведь в целом все согласны, что в идеале,
со временем надо вводить для ЧР ОДНУ резину и лимитировать кол-во комплектов на соревнования.
Добавим к этому возможную проверку моторов в спорных моментах, и
проверку батарей на температуру, целостности корпуса, заводских надписей, замер напряжения.

Вопросы такие:
сколько времени будет длиться техконтроль и когда и сколько раз все будут ездить?
и сколько ОПЛАЧИВАЕМЫХ судей на техконтроле надо иметь?
К тому же судей еще надо подготовить.
Надо все время помнить о нашей реальной действительности.

Это я не к тому, что не надо придумывать способы котнтроля, а к тому, что они должны
быть простыми и быстрыми и малозатратными.

Мне, например, нравиться идея с монобатареей по простоте контроля, но тогда начнуться непонятки с магазинами, ценами,
монополизмом и пр.
Т.Е. ФАМСу тогда надо брать на себя гарантию снабжения спортсменов батареями с гарантией качества и цены.
В других видах спорта поставка оборужования через федерацию ни к чему хорошему не приводила.

DOB

Ну вот моё мнение было такое же про батареи как ваше про резину . Тем более как я тут слышал пары тройки батарей хатит на 1-2 года .
А так как спортсменов не много и кол-во их стремительно не растёт то может и не будет монополии?