Хотим литий? = предлагаем правила для него.

lyoha

Борь, былож предложенож не более 5000мАh…

elRikk

В вертолетной ветке литий давно обсуждался с точки зрения безопасноти.
Ни какие жесткие корпуса не используются в вертах. Не смотря на то, что при падении с высоты вертолет превражается в щепки. Я всего один случай возгорания лития встречал, сплавился нос вертолета после падения (фотки тоже выкладывали). Да и литий не взрывается, а горит как феерверк. Поэтому, если поставить герметичный жесткий корпус - может тогда и долбануть.
Да и возгорание происходит только при полностью заряженной батарее. Один товарищ описывал как он и коротил ее и кидал, но она не вспыхнула даже после разгермитизации, позже выяснилось, что она была заряжена где-то на 50%.
В основном все возгорания происходят при перезарядке.
Я считаю, что к литию относятся слишком с опаской.
По поводу ограниченного списка батарей - против. Не надо забывать что у батарей одного и тогоже производителя размеры увеличиваются в зависимоти от емкости даже в одной и той же серии. Приизводители вообще не придерживаются каких-то габаритов или пропорций в размерах в отличии от никеля.
У меня вот есть литий на 2200мА, еле влезает, а уже 2500 мА нет - он чуток шире на 3мм где-то.
Не надо забывать что и отсеки под аккумы бывают разные.

Faraday

Действительно, основные возгорания литиевых батарей происходят во время заряда, это можно видеть практически во всех роликах про взрыв лития. Однако жесткий корпус это не только защита от взрыва во время столкновения, но и от повреждения банок, которые (повреждения) в последствии могут привести к возгоранию во время заряда.

Alexey351
Faraday:

(повреждения) в последствии могут привести к возгоранию во время заряда.

Абсолютно верно!!! Жесткий корпус обязателен!!! ИМХО даже страшно ставить было бы батарейку на зарядку, если она повреждена (помята и т.д.) не раз слышал рассказы про взрывы заряжающихся акку (после падения). На вертолётах… 1-е там очень важен вес. 2-е восновном летают на открытом воздухе 3-е никто не пытается заряжать батареи до 5 в на банку!! 4-е Редко адекватный человек поставит повреждённую батарейку на зарядку (а повреждения там видны, если они есть 😃 )…ну разве что по незнанию…Зато потом долго будет рассказывать как полыхнуло 😉

Вот, случайно наткнулся…
https://rcopen.com/

elRikk

К сожалению литий еще и вздувается. Вот как контролировать этот процесс в закрытом корпусе?

Олег_Бабич

Касательно А123.
Можно разрешить их и без использования внешнего корпуса и поэлементно, как никель, поскольку они прочны и жёстки вследствие своей конструкции.
Любая конфигурация и количество банок, напряжение и температура, проверяемые перед стартом, скажем 7,3в и 45 градусов.
Вес модели с А123 - не менее 1400гр. ( для 5-баночного никеля 1400 гр, для полимеров и 6-баночного никеля - 1500гр, как, например у англичан)

Кстати, интересный тест А123 и обычного Li-ion www.youtube.com/watch?v=A9ayuFBDrSg

18 days later
Олег_Бабич
lyoha:

ROAR приняла правила использования литиевых батарей.
redrc.net/…/roar-approve-lipo-packs-for-racing/#mo…

Да, здорово поработали американцы, такой полезный документище выродили!
Для меня остался не совсем понятен только один пункт:

8.3.2.4 ROAR Overcharge Test
…8.3.2.4.2 The fully charged battery pack shall be charged to a value up to 12.0 VDC at a rate of 1 times the capacity of the cells in the battery pack for a period of 30 minutes (Example: 5000 mahr charge rate is 5 amps).

Действительно ли при испытаниях предлагается заряжать 2-баночную батарею до 12 вольт?!!!
Пока я полагаю, что в ходе такого теста батарея -кандидат на одобрение должна погибнуть смертью храбрых без возгорания или повреждения жёсткой оболочки.

aland
Олег_Бабич:

Действительно ли при испытаниях предлагается заряжать 2-баночную батарею до 12 вольт?!!!
Пока я полагаю, что в ходе такого теста батарея -кандидат на одобрение должна погибнуть смертью храбрых без возгорания или повреждения жёсткой оболочки.

Ну поскольку это тест на перезаряд, то похоже так оно и есть. Причем берут уже заряженную батарею и заливают полчаса током 1С.
А результат смотрим в предыдущем пункте: Не должно быть быстрого разрушения из-за перегрева

lyoha

Эй, эй, только вы не начните таким надругательством с перезарядом заниматься. Это промышленный тест. На соревнованиях его проводить не надо.

Олег_Бабич

А это уж, извините, как окажется написанным в наших правилах. У нас в стране чего только не бывает…

aland

Спасибо за подсказку. Посмотрев предыдущее видео, я вообще подумываю, а оно надо? 😛

lyoha

По идее в батарейках с жестким корпусом уже может быть установленна фабричная защита от перезаряда. Я батарейку не вскрывал, но так может быть. В мобильных и ноутбучных аккумуляторах такая схема есть.

Олег_Бабич
lyoha:

По идее в батарейках с жестким корпусом уже может быть установленна фабричная защита от перезаряда.

Чтобы полностью удовлетворить американским требованиям, как они изложены ( 12вольт и ~ 5 ампер на входе) такая встроенная защита должна рассеивать ~ 60 ватт в течение 30 минут без существенного нагрева батареи. Это невозможно без больших радиаторов.

vasya_y

Вот что я недавно видел - батарйки Орион 3300-3600-4900, Truckpower-4900, Trinity-4500, Himoto-5000 (Прототип). Корпуса там жёсткие, но пластиковые. Возможно металл - трак и орион-4900, но скорее только металлизированные. Последние 2 батарейки в корпусах обычных невзрачных и пластиковых синего цвета. В корпусах небольшие отверстия, по типу как для миниатюрных динамиков в электронике - видимо для вентиляции и предотвратить эффект бомбы если что. Везде вроде стоят элементы с разрядом 25C. Реально - это 8 вольт без просадки почти половину заезда. Какие-то балансировочные встроенные элементы в последних 2-х не заметил (удалось покрутить в руках), только под зарядку.
Только вот вам результат субботних гонок для оценки лития. Кто видел - подтвердят - у меня Саваж на 2-х дешёвых авиабатарейках 4000-15C (всего 4 лития последовательно) валил так, что дай бог иному Реве. Нужно было подгрузить, скорости на прямой чуть не хватало, но в поворотах я выигрывал. Хватило на 9+ минут финала (я шёл 3-м и боролся с Кузнецовым за 2-е, ранее был и вторым). В квалификации был 5-м, проехал тоже 7 кругов как лидеры, но тогда ещё не прикатился (долго без тренировок - с лета - ЧР) и времена на круге были хуже чем в финале. И Саважик-то был лёгонький! Понятное дело, на авто-литии валило бы лучше. На подготовку времени толком не было по приезду, поэтому я сильно схалтурил - батарея висела сбоку, незащищённая от камней и пр. Для какой-то защиты я просто запихнул её в пластиковую бутылку из-под минералки и термоусадил. В результате даже такой халтуры всё целое, батареи в норме и т.п., а камни на трассе такие попадались, что люди оси колёсные ломали… Добавлю, что температура была -1…-3.

Turbokisa
vasya_y:

батарея висела сбоку…в пластиковую бутылку…температура была -1…-3.

Жёсткие тесты.
А сколько вам хватило комплектов на день и в каком режиме их заряжали?
Действительно, можно ли обойтись двумя комплектами на день?

Faraday
Turbokisa:

Действительно, можно ли обойтись двумя комплектами на день?

Я пробовал ездить на одной банке в двух классах, батарея ТракПовер 4900, двигатель БК 13.5 - хватало без проблем.
После заезда сразу на зарядку, правда батарея к началу след. заезда до конца не заряжалась, но ток заряда уже падал до 1-1.5А с начальных 5А, что говорит о заряде на 80-90%
Такой недозаряд на перфомансе не сказывался.

ЗЫ все в зале на шоссе 1/10

lyoha

Известный селектор SMC чует какая кошка мясу съела. Выпустили батарейки в жестком корпусе. Объемом 4000 и 5000 миллиамперьев.
Тим чекпойнт не отстает. Выпущена батарелька 5400.

vasya_y
Turbokisa:

Жёсткие тесты.
А сколько вам хватило комплектов на день и в каком режиме их заряжали?
Действительно, можно ли обойтись двумя комплектами на день?

Был ЕДИНСТВЕННЫЙ комплект. За 5мин расходовалось примерно 1800мА/ч, что без проблем восполнялось зарядником между турами. В финале при подсевшем напряжении ток подрос (расход - по мощности из условия сцепления - ток выростает при понижении напряжения т.к. необходимая мощность определяется весом и сцеплением с трассой) и поэтому хватило бы реально минут на 10. Заряжал балансирным зарядником “Имакс Б6” (тоже чудо китайской техники), в режиме Fast charge - 4A, потом слегка добивал в режиме Balance charge (там ток гулял от 0.1 до 3А).
Справедливости ради скажу, были запасные батарейки другого формата. Но я не придумал как их крепить и только в финале их примотали верёвкой и подключили, чтобы хоть как-то доехать (4 минуты потеряно, и ещё два с половиной круга удалось проехать на них).
Кстати, та батарея 4 лития 4000 последовательно, что “валила” Саваж около 9.5 минут в финале, весит с бутылкой меньше, чем спайка селекции ЛРП-шной 6 банок 4200. А с учётом разницы в весе модели, напряжении и ёмкости - гидридов бы хватило на меньшее время и медленнее ехало бы.