Вот Пчёлка прилетела...
У меня все уперлось в струбцины. Плохие покупать не хочу, хороших нет.
Еще сложности с гаргротом небольшие. Вчера дурак не намочил панель бальзы, натягивал - сломалась пополам, решил меньшими частями, пока не знаю как получится. Подготовил одну пластинку, но думаю надо малярный скотч, сегодня куплю и вечером буду пробовать. Иголками так как надо не прижмешь, скотчем думаю самое то будет. Фотки сегодня сделаю вечером. Так что вот… Посмотрим как получится, с одной стороны ничего сложного, с другой стороны вроде можно и напартачить.
Существует пара вариантов…как минимум. Смочи бальзу с наружной стороны пару раз. Она немного набухнет и станет более податливой при изгибе. Затем смажь конструкцию клеем и наложи смоченую бальзу на подготовленное место. Строительной липкой лентой притяни её к фюзеляжу. Только помни, что натяжение ленты должно быть только в местах шпангоутов. Расстояние между шпангоутами нельзя перетягивать - получишь вмятины. Их потом трудно будет выводить в ноль. Бальзу в промежутках тоже притяни лентой, но концы её подверни на внутреннюю плоскость стрингеров гаргрота. Бальза прижмётся, вмятины не получится! Делай эти ленты с шагом примерно 40мм. Я очень много использую эту ленту при работе, вариантов здесь масса!
Второй способ - это приготовить из бальзовой пластины рейки шириной 12-15 мм и постепеннно из них выклеивать гагрот, плотно подгоняя их при сборке. В этом случае необходимо с каждой рейки снимать небольшую угловую фаску, это позволит уложить рейку точно по контуру. Такой гаргрот получается намного прочнее изготовленного из куска, благодаря переклею.
Струбцины тебе здесь совсем не нужны! Только лента и твои руки. Обязательно делай это либо на ровной плоскости, а ещё лучше на фюзеляже.
Да я про струбцины то говорил по поводу руля направления…
Здесь конечно без струбцин.
В общем и целом понятно что да как. Буду делать. Вроде уже не кажется сложным, просто достаточно трудоемко.
я круглые места бальзой с утюгом оклеиваю. слегка смачиваю вешнюю часть, прикладываю на место и от середины к краям приглаживаю нагретым на треть утюгом. лист не ломается и сохраняет форму (почти). потом просто приклеиваю.
…Вчера дурак не намочил панель бальзы, натягивал - сломалась пополам, …
Альберт забыл упомянуть - мочить бальзу лучше не простой водой из под крана, а жидкостью с содержанием нашатыря, например жидкостью для мойки стекол.
химическая природа этого явления мне неизвестна, но бальза тогда гнется как пластилин. от кого я научился этому уже не помню. но проверено много раз.
мочить нужно со стороны, которая будет растягиваться. т.е. снаружи.
Всем спасибо. Надо бы попробовать утюгом на самом деле. Но теперь думаю уже буду малыми полосками как раз на одно расстояние между стрингерами, поскольку полоса то сломана и применить ее надобно.
Так ты склей её,она уже там никогда не сломается! Бальза склеенная прочнее.
Андрей тебе правильный совет дал в отношении нашатыря, действенно, проверено…
Ну прям на любую проблему по несколько решений, даже не инетересно… 😃
Шучу конечно.
Спасибо громадное. Буду пробовать.
Значит так. Вчера наклеил первую пластину на гаргрот. На самом деле не все так страшно. Все встало как положено, все нормально. делал бумажным скотчем, бальзу по верху немного смочил предварительно. На утро все просохло, снял скотч, прямо красота. Фотки чуть позже. Попробую сейчас следующую пластину. вчера еще подготовил и сегодня утром чуть довел по размеру.
Дима, шпон бальзы, который ты приклеиваешь на гаргрот должен быть на 3мм длиньше, чем габаритный размер наклонного шпангоута. Этот размер необходим для более аккуратного выведения контура кабмны. Ели у тебя получилось немного меньше, то ничего страшного. Позже отрежь полоску бальзового шпона(слои поперёк длины!) и приклей её по контуру. После высыхания клея обработаешь и получится как надо!
Ну там в одном случае есть 3мм в другом нет вроде, ничего страшного, сделаю, это не проблема.
На выходных процесс тормознулся, был занят сильно. Но по маленьку дорабатывал всякие мелочи. Выравнивал контуры, шкурил плоскости, все хочется сделать правильно, да и приятно когда получается что смотришь на плоскость и даже вроде бы придраться не к чему, ну на мой не особо посвященный взгляд конечно, профессионал то всегда найдет косяки, но я стараюсь.
времени это занимает достаточно много, чтобы аккуратно и качественно, а результат виден только при ближайшем рассмотрении, на фото не передать этого. В общем осталось из рулевых плоскостей доделать руль направления, т.е. закруглить внешний контур, но надо предварительно ему отлежаться чтобы встал намертво. Хочу в ближайшее время вернуться к фюзеляжу. Нижняя пластина встанет на место и фюз станет цельным. Далее пойдет задний гаргрот думаю, хотя там видно будет. Надо еще передний доделать будет.
На выходных процесс тормознулся, был занят сильно.
Черт, как у людей времени хватает?!? У меня сомензиневский як, три недели стоит готовый к облету, погоды стоят замечательные, а я на работе живу… 😦 По хорошему завидую Вашей “нехватке” времени.
Хм… да все не так радужно на самом деле. Выкраиваю на самолет в ущерб другому. когда уже прижимает, все бросаю и делаю дела. Да и жена уже обижается… совсем говорит со своим самолетом про нас забыл… Ну ничего, прорвемся.
смотрю, видимо работа отобрала время жены. А жена решила сделать “великую мстя” и отобрала самолетное время. Теперь остался токо сон свободным😒 у вас, Дмитрий
Да нет, на самом деле все проще.
Покупал машину, ставил на учет, туда сюда…
Времени ноль.
Скоро продолжу конечно же.
Ну вот, наконец то появилась возможность заняться делом.
Приклеил еще одну полоску на гаргрот. Нормально вроде бы получилось. когда смочить внешнюю сторону бальзы, то пластинка сама загибается в нужную сторону.
В общем без иголок все равно не обойтись, скотчем все равно везде и плотно не прижмешь.
Далее сделал руль направления, т.е. округлил внешний радиус. Сначала снял рубанком и потом бруском с наждачкой довел полностью. Уделил достаточно времени, вроде бы неплохо получилось. Но все равно еще отлежится, посмотрю, может найду еще где доделать.
Наконец то, после длительного перерыва вырвался полетать.
На электричке пока только.
Отлетал 15 минут в достаточно сильный порывистый ветер. Прикольно колбасило в воздухе. 😃 Летал без шасси, сажать на шасси пожалуй и некуда было да и ветер, на полосе не был всю зиму, пока все в снегу, только две колеи до асфальта, лезть в сугроб не хотелось сажал на обочину на снег, нормально, только в конце в асфальт уперся, немного пленку задрало пару сантиметров всего на пузе.
В общем типа сезон открыл, теперь дело пойдет. 😃
Снял скотч и иголки…
Не удержался, зашкурил поверхность… Красота да и только.
Буду продолжать.
Я ж говорил дело пойдет!
Вот плотненько позанимался.
Доделал я хвостовое оперение до конца.
Еще одну плоскость руля высоты обработал, закруглил внешний радиус, снял фаски под 45 градусов, все зашкурил, все подготовил, все супер.
Буду потом может быть постепенно еще шкурить, если увижу недостатки, а они конечно же найдутся. Но когда делал руль высоты последнюю плоскость, уже понял, что вроде и рубанок то из рук не падает и брусок как родной стал, да и выходит хорошо быстро и красиво… Удивительное дело какое то… 😃
В общем вот, готово оперение.
Хм, забыл выложить последние фото. Собственно особо ничего и не делал. Только наклеил еще одну пластину бальзы на гаргрот, уже лучше выходит, проще во всяком случае и ровнее. Осталось две нижние пластинки и гаргрот будет готов. А вообще некогда было, полеты, дела, ну и вчера два дня рождения у друзей, душевно отдохнули в лесу. 😃
Эх фотика вчера не было дома, в машине забыли.
Вчера начал клеить нижнюю пластину фюзеляжа. Именно начал, поскольку вклеить всю сразу по всей длине для меня например не представляется возможным, вернее можно но прочнее по моему будет именно частями.
Например на намазывание клея по всей длине фюза уйдет ну никак не меньше минут пяти, за это время ПВА уже покрывается пленкой сверху и когда будешь прикладывать пластину, не факт по моему что она везде порвется и обе детали получат хороший контакт с клеем, поэтому я сделал треть по длине фюза, вставил пластину и зафиксировал, потом буду делать следующую треть. При этом непроклееного участка получается всего навсего примерно по 5 - 10 мм с каждой стороны, что совсем на мой взгляд не существенно. Кроме того после прижимания плоскостей еще и надо убрать излишки выдавившегося клея, я с самого начала начал ревностно к этому относится, лишние граммы мне не нужны, а со всего самолета думаю соберется не мало совсем.
Теперь по самой технологии приклеивания. Долго я думал как клеить, струбцин мало для такого дела большого, прищепки не натягиваются на такие большие расстояния, производитель посоветовал использовать резинку плотную и планочки, пропускаешь планки в окна облегчения, за них обматываешь резинку и вокруг того что надо прижать, получилось хочу сказать обалденно. Век живи - век учись, как говорится. притягивает резинка и сверху и сбоков и пропустить можно вокруг конструкции где сомневаешься прижмет ли. В общем отличное решение на мой взгляд, буду делать следующую часть фюза обязательно сфотографирую и выложу в подробностях. Аккуратно получается вполне.
Так что вот, завтра после завтра закончу с фюзом, и возьмусь за киль, затем сдулаю гаргрот задний и можно будет навешивать хвостовое оперение.