Постройка Катаны 2,2м из КИТа

DmitryB

Начнем пожалуй… 😃
Будет рассказ о постройке самолета Катана размахом 2200мм из кита.
Сначала маленько предыстории…
Собственно в прошлом году я строил Пчелу из кита австрийкого производства. Размах был 1800.
Самолет получился хороший. Не смотря на весьма внушительную массу летает самолет зачетно вполне.
Бензин мне понравился, стало хотеться чего-то большего, тем более Пчеле явно не хватает мощности двигателя, да и говорят все мол бензин начинается с 50 кубиков, можно про это спорить и есть примеры весьма хороших бензинок на 30 а то и на 20 кубиках, благо китайцы наделали двигунов всех модификаций.
Но все же размер имеет значение, говорят большие модели летят по взрослому, ну а по скольку расти будем постепенно, то на большее чем 2,2м пока не рассчитываю, что в общем то и правильно, когда посчитал во что мне выльется 2,2м, то прослезился, но обратного пути уже не было и я встрял в это плотно.
Вариантов было много, после длительного строительства Пчелы, думал уже не буду брать кита, а уж лучше возьму АРФ и спокойно соберу, но пришла осень, а затем и зима, перерывы между полетами стали весьма большими, занять свободное время нечем и я все же решился на новый кит.
Примерялся довольно долго, выбирал, ну и собственно заказал нарезку Катаны.
В прошедшую пятницу получил первую посылку с нарезанной фанерой.
Ну и естетсвенно, мы же ж ждать не могём… у нас же ж ручки чешутся… 😃
В тот же день и начал собирать.
А вот так все это выглядело…
i011.radikal.ru/1012/11/5b2b315a7663t.jpg
Распаковывал долго… эта слюда ни в какую не хотела отпускать из себя такие желанные деревяшки… 😃
Собственно сборка фюзеляжа оказалась на редкость заурядным мероприятием, хотя некоторые места и доставили определенные хлопоты, больше всего достает необходимость снимать радиусы от фрезы, хотя именно мой кит был почти уже везде без радиусов, а где они и были, так совсем мелкие, фреза видимо была заметно меньше миллиметра.
Вот собственно фотки процесса…
Сначала вклеил шпангоуты на нижний лонжерон фюзеляжа, при том он разбит на две части и потом склеивается, т.е. клеил на отдельные половинки.

потом началось интересное, сначала никак не мог сообразить как встаивть центральную часть, собрал без клея, примерял и так и сяк, нэ лэзэ батьку… в крынку нэ лэзэ… 😃

Потом меня вразумили. Оказывается вставлять надо без центральной полки, а ее потом уже по месту вклеивать.
В общем, склеил первый шпангоут и две пластины…

И затем эту конструкцию всунул и приклеил к фюзеляжу.
i010.radikal.ru/1012/9c/aa5b08cd2e96t.jpg
А потом настал черед этой центральной полки, здесь я допустил небольшой косяк, вклеил ее, а она ведь образует моторный короб, хорошо во время заметил, что потом не смогу вставить фаервол, по быстрому его подготовил и вклеил на место.

правда этот момент я не запечатлил… торопился по всей видимости… 😃
Затем пришел черед верхнего лонжерона, все таки хорошо, что фюзеляж из двух половин, даже на таком размере сложно все промазать так быстро, чтобы вклеить пока не начал вставать клей.

Затем пошли боковины задней и передней части фюзеляжа. Забавные ежики получаются не правда ли? 😃 Пока больше фоток нет… Дальше завтра продолжу пожалуй, на данный момент полностью готов фюзеляж, склеены половинки… Ну и здоровая штуковина получается… обалдеть… 😃 В общем кит мне понравился, только сцуко быстрый очень… В пятницу вечером я получил посылку, в воскресенье вечером имел счастье лицезреть готовый фюзеляж… вот ведь, а… по ходу долгих зимних вечеров не предвидится… 😃 Хотя конечно проблем и работы еще много будет, впереди крылья и оперение, не говоря уже о комплектации. Короче жду следующую посылку с нарезанной бальзой, да еще заказываю всякие рейки и остальное с полюбившегося мне линдингера… Надеюсь нарезка приедет до НГ и будет чем заняться в праздники.

Олег_Александрович

От куда дровишки!? Пришли без повреждений?
Тоже мечтаю собрать что-то с нуля.
Каким клеем клеете?

P_33
DmitryB:

Надеюсь нарезка приедет до НГ и будет чем заняться в праздники.

Оо, мне такойже едет, тока до нового года уже ненадеюсь получить

Крыло хочу пенобальзовое попробовать сделать.

Клей типа ПВА?

DmitryB

Клей конечно ПВА, только хороший. Брал на Линдингере водостойкий от Хенкеля.
А от куда дровишки… Наверное чтобы не посчитали за рекламу не буду говорить, по виду тем более можно будет рассмотреть, вот выложу весь фюзеляж.
Одно радует, производство российское.

Кстати вес фюзеляжа без стрингеров гаргрота и нижних стрингеров получился 1160 грамм.

DmitryB

В общем, вот что получилось:

Теперь его пошкурить тщательно, трубу вклеить, ну и так по мелочи осталось гаргрот закончить и нижние стрингера.

Русинов_Сергей
DmitryB:

В общем, вот что получилось:

Смотрю фотку фюза в полный рост. Почему боковины гнутые?

LehaBarnaul

Разве все самолеты должны выглядеть как копьё?😉

Юрий55
DmitryB:

А от куда дровишки… Наверное чтобы не посчитали за рекламу не буду говорить, по виду тем более можно будет рассмотреть, вот выложу весь фюзеляж. Одно радует, производство российское.

Ну поделись в личку что-ли. Хотя немного догадываюсь.И цена наверное=6руб.

DmitryB
Arvor:

Нет. Вот этот.
Но пришел в другом флаконе, удобнее даже на мой взгляд.

Русинов_Сергей:

А корневые нервюры могут походить на луки?

А почему нет? Это уж как сделаешь, думаю там конструктивно все заложено, корневая отходит очевидно малость.
Хотя сейчас смотрю и вижу что крыло заканчивается до изгиба, дома вечером приложу корневую нюрверу, думаю что будет ровно, а изгиб уже за ней. Так получается широкий, удобный фюз.

киборг:

Сборка Кита это работа далеко не с нуля.

Кто бы спорил, кто бы спорил…
Но это еще дальше и не АРФ… 😃
Может в будущем дойду и до самостоятельной разработки.

--------------------------------------------------------------------------
Сегодня все вроде бы окончательно устаканилось в плане чего не достает.
Сделал еще один заказ, добрал серв, малость деревяшек, железок и крепежа, пленки и всякой мелочевки.
Бальзовая нарезка уже в дороге, думаю до НГ приедет, так что все на мази.
Пока вклеил стрингера снизу. Изначально планировалось 5мм сосновой рейкой, я посчитал что 5мм это перебор и сделал 4мм, вполне себе все нормально держится.
Вес пока 1200 грамм.
Планирую заняться с трубой крыльев и возможно хвоста, чтобы полностью закончить фюз до приезда нарезки оперения.
Под сервы наверное тоже подготовлю места, вернее места то готовы, надо их малость расточить только ну и отверстия просверлить.
Планирую управление чеком от сервы сделать, удобно будет, ну и купил уже серву под это дело плоскосплющенную легкую, медленную, но вроде надежную и достаточно сильную.
Еще надо подумать про канистру… вернее про теплоотвод.
Как я не хочу ставить двигатель вниз башкой, все равно очевидно придется так сделать, посему выход обдува пойдет в тоннель канистры, а посему надо будет зашить низ на дину канистры бальзой и в ней сделать отверстий воздухоотвода. Думаю так придется делать, ну и очевидно отделить объем тоннеля от фюзеляжа полностью, массы добавит малость, но что ж теперь…

LehaBarnaul
Русинов_Сергей:

А корневые нервюры могут походить на луки?

А в чем проблемс? Нервюры прямые, а к ним накладки по переметру, повторяющие контур фюзеляжа.

DmitryB
LehaBarnaul:

Нервюры прямые, а к ним накладки по переметру, повторяющие контур фюзеляжа.

Обычно так и делают при ошибке в постройке крыла и не плотном прилегании корневой нюрверы.

vadim73
DmitryB:

Планирую управление чеком от сервы сделать, удобно будет, ну и купил уже серву под это дело плоскосплющенную легкую, медленную, но вроде надежную и достаточно сильную.

Правильный подход!

Это на всех Китах заусенцы после станка оставлены? Отправьте производителю наждачки! Нехай тренируеться😁.

DmitryB

Да, заусенцы есть. По моему это от слишком быстрого режима, ну да убрать то не особо трудно. Хотя конечно без заусенцев детали смотрелись бы более что-ли красивыми и дорогими…
Ну да это все фигня, решаемо, главное чтоб летал хорошо самолет.

12 days later
DmitryB

Игорь, так понимаешь, если выбор есть написать на форуме или собирать самолет, как думаешь, что я выбираю? 😃)))
Сборка идет полным ходом, как на работу выйду, отчитаюсь.
Собрал киль, руль направления, правда не обшил пока бальзой, сейчас крыло собираю правое.
Такие вот дела. 😃
Самолетка нравится, но очень непривычно, что все бальзовое, нескольок раз ломал детали, в общем, есть спорные моменты, а так ничего.
Больше всего намучился с фонарем, ну в смысле с крышкой, собрать и не сломать просто нереально, усиливал нескольок мест бальзой волокнами поперек, массы копейки набралось - прочности больше. В общем если уж некоторые детали и делать бальзой, то обязательно надо с переклеем, иначе капут просто, а может это я такой криворукий, ну или привык с прошлого кита где все фанерное, зато там и масса была никуда не годная конечно.
А так все классно, работа движется.

P_33

Я тож собрал, без клея, норм держится, мож обтянуть как кетайцы делалают? 😒

Русинов_Сергей
P_33:

тож собрал, без клея, норм держится

Странный мотокороб.
Он так и останется или внизу планируются треугольные косынки для снятия изгибающего момента с файервола?

DmitryB

А покажите косынки где-нибудь… Сомневаюсь в необходимости таких приблуд здесь…

P_33:

Я тож собрал, без клея, норм держится

Без клея то не проблема… с клеем уже задачка… 😃

А я сегодня одно крыло почти закончил. Как не удивительно, но встало четко по фюзеляжу, просто идеально и без зазора. Осталось зашить бальзой.

DmitryB

Ну что ж, извиняюсь за столь длительное молчание. Продолжим помаленьку.
Сегодня фоток мало, завтра будет больше надеюсь.
В общем, как заканчивал фюз…
Нижние рейки взял сосну 4мм, хотя вроде как 5 рекомендуют, но я взял 4, сэкономлю чуточку весу.
Проклеил низ этими рейками, ну тут все тривиально, потом наступил Новый Год и в общем, под пивко самолет по тихонечку собирался.
Начал собирать киль и руль направления, тут в принципе то все просто очень, сажаешь на клей и выдерживаешь прямой угол, только и всего.
Ну не только прямой угол, а еще и чтобы в другой плоскости все ровно было, для того предусмотрены специальные пенечки.


Для приклейки передней кромки стырил у дочки пару резинок… 😃
Ну и стрингеры гаргрота таким вот образом…

Пока с фотками все, а так, потом расскажу как я сделал крышку фонаря, та еще история…
Вчера обшил бальзой киль, собственно можно клеить его к фюзеляжу, да и руль направления надо бальзой обшить.
Потом наверное за второе крыло примусь, на нем уж все отфоткаю и расскажу как здесь крылья собираются.
Все одно до отпуска не успею, хотя и не к спеху, все равно двигатель еще только едет, так что уже на после отпуска останется.
Но думаю за оставшиеся до отпуска две недели успею сделать еще одно крыло и возможно часть оперения.

Губанов_Игорь

Дима! Лучше расскажи, - для Пчелки Фокс тебе стапель прислал, или нет? И чем отличаются ощущения от сборки разных китов. Мне лично, показалось,что у Жени более продуманная технология (без стапеля), в ущерб конструктиву.

DmitryB

На Пчеле да, был стапель, но по ощущениям даже и не знаю, и так и так удобно, но ровнее получилось именно на Катане, может просто опыта больше уже, может так действительно лучше, когда не на стапеле, а именно на ровном столе приклеив к нему нюрверы,всяко разно ровнее получается именно продольная проекция, стапель все же можно и так и сяк подвинуть, а тут если по чертежу, то все строго ровно получается.
Отличия… Пожалуй потом опишу более подробно, разница очень существенная. Однозначно только то что этот самолет намного легче по весу в некоторый ущерб прочности. Сложность, даже не знаю, и там и там есть где накосячить, а по конструктиву проще Пчела была, как-то легко все собиралось, хотя крыло там собирать было много сложнее,здесь проще, фюзеляж наоборот. Единственное по крылу здесь, я замучился чтоб не сломать бальзовые нюрверы, но это так везде, просто там были фанерные… Но уж лучше помучиться с бальзой и получить легкий самолет чем фанерка и кирпич, я не скажу что Пчела кирпич, летает она вполне себе хорошо, но больше наверное из за профиля толстого. Ну да это совсем другой самолет.

Сегодня получил крайнюю посылку с бальзой. Теперь ничто не мешает строить самолет. В понедельник отчитаюсь подробненько и с фото, во всяком случае постараюсь.