Плоскофюзеляжные бензиновые...
посморел на весы Германа -озадачился… у меня самоль больше и весит больще !!!и давай облегчать( ну просто попробовал достроить немного по другому второй самоль. вес получился 5.80кг центровка передняя… меняю мотор с мт 57 на да 50 и двигаю мотораму на зад до не приличного … запас пощи остаётся взрывным а самоль тупит до не приличного - летит как f3a … ток по рудеру управляется не плохо. короче о резкиж разворотах хоть забудь … сейчас пробовал весами определить сколько свинца вешать в граммах на хвост 120… !!! и и на кой так облегчал … сейчас на распутье или 40сс цеплять или свинец… самоль был построен через пару недель после краша и полетел неделю назад…
лучшее враг хорошего…
и вообще зала у нас нет… поэтому летаем когда деревья цветут и температура больше + 15!!!
лучше северный кавказ чем южный сахалин!!
Очень давно купил я себе Katana v2 70. Поставил на него DLE20.
Тяги было море, но сам самолет довольно дерьмовенький, т.к. “треугольный” профиль крыла приводил к срыву потока. Было можно только по горизонту летать или “висеть”.
Сделал ему фановые крылья. Взлетный вес получился 3300 гр.
Облетывать буду на майские.
И тут меня торкнуло.
Ведь конструкция плосколета дает, при очень простых конструктивных разработках, неограниченные возможности для создания самолета “трансформера”.
Трансформера - в смысле того, что один и тот же самолет (фюзеляж с мотором и.т.д.), можно быстро превратить из фана в пилотажку или в биплан, фактически просто сменив крылья.
Для 3D масса самика . в моем случае, должна быть чуть менее 4 кг, так что запаса массы в 500-700 гр. мне должно хватить вполне.
Конечно же, в случае с модернизацией в биплан, возникнет много вопросов по конструкции крепления верхнего крыла, да и с изменением центровки придется что то решать, НО МЫСЛЬ МЕНЯ ЗАЦЕПИЛА.
Потому что превратить пилотажку в биплан прямо на поле (минут за 15-20) по моему интересно.
В выходные попробую расчертить “универсальный” фюзеляж под это дело.
Коллеги, нужен совет!
Вернее несколько.
Едет ко мне VVRC 21 cc.
Вроде бы буржуи пишут, что он более стабильный чем DLE20 (который я успешно пользую уже 4 сезон), но дело не в этом.
Задумался я - что под него собирать. Фан-моноплан c DLE20 уже есть. Конечно же хочу собрать новый (модернизированный), но думаю, что начну это делать когда “закончится” старый.
И решил я делать БИПЛАН.
Бипланы я не строгал никогда и , по этой причине , есть много технических вопросов. В первую очередь - по поводу крыла.
ТТХ модели такие:
- размах 130 см.
- длинна (от морды до конца рудера) - 135 см.
- хорда (корневая) - 300 мм.
- профиль - NASA12. (толщина - 4 см.)
- Площадь - порядка 70- 85 кв.д. (в зависимости от выбранной формы крыла)
- расчетный взлетный вес 3500- 3600 гр.
За основу взял профиль биплана R3 с популярного плосколетного американского сайта, перевел в векторный формат (благо на работе есть кому помочь) и понеслось.
Вот что получилось пока.
rcopen.com/files/5645a0a39970730077ff7f28
И возникли вопросы:
-
Какое соотношение “выноса” вперед верхнего крыла по отношению к нижнему предпочтительно.
-
Расстояние от оси двигателя до оси хорды каждого крыла я сделал одинаковым, на оригинале верхнее крыло расположено выше от оси двигателя на 10-12 %, чем нижнее. Правильно ли я сделал , что выровнял расстояние или есть подводные камни?
-
Делать ли оба крыла прямыми или , все таки , верхнее делать со скосом назад. И если со скосом - на какой угол это делать нужно (и вообще - что это дает?).
Делать буду сразу 2 комплекта крыльев (в порядке эксперимента):
- прямое ( в смысле - концевая и корневая нервюры - одинаковые);
- скошенное ( концевая 22 см, корневая 30).
Попутно поставленная задача - сделать самолет, который не надо сильно разбирать-собирать при перевозке. Поскольку это главный гимморой пользования бипланами. Сборка долгая и нудная. Куча мелких болтов, которые теряются и находятся в труднодоступных местах.
Замерив свой багажник понял, что, без каких-либо проблем, в машину влезает биплан размахом не более 1 м. (Можно и больше, но уже придется “корячиться”).
И решил сделать модель размахом (100 см.) с установленными по торцам расчалками, при этом крепление “удлинителей крыла” (Каждый по 15 см. Можно условно их назвать законцовками), займет не более пяти минут и представлет из себя вворачивание 4- 8 неилоновых болтов с торца крыльев.
Данная конструкция даст прирост веса порядка 100 гр. по кругу, что можно компенсировать упрощением конструкции крыльев в других местах (за фактической ненадобностью).
Буду рад любой информации или совету.
Предварительные данные по развесовке:
Мотор ( со всей приблудой) – 820 гр.
Фюзеляж ( с оперением) – 600 гр.
Крылья (с расчалками и креплением законцовок) – 1200 гр.
Машинки (5 шт) – 300 гр.
«ноги» - 200 гр.
Кок+ винт - 150 гр.
Батарея – 165 гр.
Фурнитура, выключатели, провода (удлинители), хв. Колесо, приемник и.т.д – 150 гр.
---------------------
ИТОГО: 3585 гр.
Вес фюзеляжа, крыльев и фурнитуры считал по максимуму, так что думаю, что уложусь в 3500 гр. А может и меньше.
При тяге мотора в 6,5 кг. может выйти знатный самолетик.
За основу взял профиль биплана R3 с популярного плосколетного американского сайта, перевел в векторный формат
Так там вроде в векторе весь самолётик есть.С уважением.
Жаль что не нашел раньше!
Уже готов свой вариант фюза в Солиде (со всеми технологическими вырезами по начинку 20сс мотора и электроники).
Крылья буду продолжать делать в понедельник - сегодня строгаю.
Крылья, по совету бывалых, буду делать со скосом назад на 8-10 градусов (Оба). Во всяком случае тот вариант крыльев, у которого хорда концевой и корневой одинаковые. т.е как у Ультимата 50cc, который у меня был.
Профиль у него, кстати, потолще , а хорда покороче ( если смотреть в масштабе), чем у моего фана-биплана. Похоже на NASA14.
Дело, потихоньку, движется.
Буду надеяться что с центровкой критично не промахнулся. При таком размере 2-3 мм серьёзно влияет на полет. Хотя, на плосколете, есть что куда двигать. Лишь бы не сильно задняя. Попу проще загружать.
По моим прикидкам половина нижнего крыла будет весить, после обтяжки, не более 230 гр.
Труба 3w 12 мм - около 50 гр. На каждое крыло.
Т.е вес всех крыльев (с Трубками) приблизительно получиться в районе 1020 грамм. Думаю что запаса в 180 грамм (от запланированных) на расчалки, крепёж и клей хватит с лихвой.
Следим за ходом работы . . .
Решил не делать сьемные законцовки крыльев. Геморрой их делать и сборку разборку, все равно, делать достаточно непросто.
Так что думаю сваять разборный фюзеляж. Т.е. Фактически сьемные заднюю часть фюзеляжа с оперением. Сборка тогда будет заключаться в закручиватии двух болтов и соединении удлинителя машинки Рудера.
Сейчас просчитал приблизительно вес съемной конструкции фюза.
- Два карбоновых профиля 10х10 мм. и длинной порядка 60 см (других у меня нет) = 75 гр.
- Ответная часть ( стекло) 10 гр…
3.Конструкция элементов крепления фюза. ну пусть 80. - 2 болта + 2 гайки - пусть 20 гр.
Итого: 185 гр.
Думаю, что конструкция сьемных законцовок крыльев весила бы столько же, если не больше. Да и жёсткость фюза на изгиб я все равно бы усиливал карбоном. Так что прирост веса фюза, при разборной конструкции, не более 80- 100 гр. Зато жёсткость фюза на изгиб будет крутая и можно теперь не полностью зашивать фанерой боковины фюза, а только в местах крепления силовых элементов. Скажем так - до конца хорды нижнего крыла. А дальше - бальза. Или вообще сделать фюз наборным без обшивки фанерой ( как у самиков От vvrc). Хотя выглядит это хлипковато (см. Фото)
Ну и ширину фюза придётся увеличить на 1 мм. (до 15мм.). Иначе не влезет ответная часть профиля. Что может дать прирост веса ещё грамм на 30-50.
Решил больше не считать вес по старинке.
Поскольку чертёж делается с солиде - есть возможность просчитать вес для каждой детали, просто задав параметры удельного веса материала из которого она изготавливается. Однако это несколько гемморойно и делать это буду только тогда, когда пойму, что чертёж модельки уже готов. Или почти готов.
Нашёл в продаже карбоновые профили 8х6, но надо поехать на них посмотреть. Экономия веса грамм на 30-50, но хватит ли жёсткости?
Пока - как то так.
Ноги нарисованы, конечно же, условно.
Просто хотелось посмотреть как должны выглядеть ноги, что бы расстояние от оси двигателя до земли было 31 см.
31 см. потому что почти 22 см. “отжирает” 17 дюймовый винт. Оставшихся 9 см. вполне достаточно что бы не “коцать” винт об землю.
Колесики , кстати, 89 мм.
Для обустройства конструкции механизма разборного фюзеляжа приобретены карбоновые трубки 3w (10x8x100 и 8х6х1000). Первая весит 45 грамм, вторая 33.
Для конструкции мне понадобиться (приблизительно) :
- две трубки (10 мм) по 55- 60 см. Каждая.
- Две трубки (8 мм) по 40-50 см. Каждая.
- колечки из 10мм. карбоновой трубки 6-8 шт максимум по 1см. Длинной. Каждое по 2 грамма. Итого 16 грамм.
Т.е общий вес карбоновой конструкции в фюзеляже - 103 грамма.
Трубки будут выполнять (попутно) функции усиления жёсткости фюзеляжа.
В месте сочленения двух частей фюзеляжа они будут входить одна в другую ( как ось дверного шпингалета). Внешняя трубка 10 мм даёт возможность не городить короб под его установку внутри фюза.
Причём в той части фюзеляжа, которая расположена ближе к мотору трубки будут входить одна в другую на 20-30 см. А в хвостовой части 8 мм. трубка будет входить в карбоновые колечки ( для экономии веса) и намертво в них вклеиваться.
Ну и пару фанерных ушек надо будет сваять что бы болтами стянуть половинки фюзеляжа. Который можно теперь облегчать по полной.
В нижней трубе, правда, надо будет делать разрыв в 1-1,5 см. Поскольку надо будет прокладывать короб для проводов хвостовых серваков.
Но я думаю место разрыва усилить кевларовыми накладками на боковины фюза. На худой конец - стеклом тонким.
Что то морда фюза, в процессе подгонки под мотор, стала выглядеть уж больно уродливо. Немного поправил. Под свой вкус. И фонарь чуть больше сделал.
По моему так лучше. Передний Гаргрот, кстати, тот же профиль NASA12.
Между прочим, если убрать нижнее крыло, а верхнее удлинить,получиться прикольный верхнеплан.
Ни дня без строчки.
Думаю, что пора потихоньку заняться оптимизацией конструкции. В смысле нахождения компромисса между жесткостью и весом. Места установки нервюр поменяются. Их станет меньше. На фюзе станет меньше фанеры. Элероны хочу сделать шире на сантиметр.
Крепления элеронов попробую сделать “на скоч”, как делает это уважаемый Сергей Назин (ник на форуме - Nazinss).
Вот здесь смотрите посты № 36 и 38.
rcopen.com/forum/f78/topic392647
По моим прикидкам , при такой конструкции, общий вес крыльев уменьшиться на 80-100 грамм.А может и чуть больше. Собирать проще, хотя так обтягивать крылья пленкой довольно непривычно.
Зато нет возни с прорезанием щелей под петли (которых уже и нет вообще), мотания ниток на петли и.т.д. Что я просто ненавижу делать.
А зачем нитки на петли мотать? Это совсем из далекого детства. Просто вклеить надежно и все. (надежные плоские или распространенные штыревые). С другой стороны, петли на скотче 3М безукоризненно зарекомендовали себя в ОПЕН, но жизнь бойцовки не очень долгая. Сам скотч 3М без вопросов, только желтеет на солнце и все (без потери качеств), но если самолет летает не 10 полетов, а 150 и более, под петли постепенно заходит “выхлоп”, хотим мы этого или нет. Что не есть гуд. Обычные, качественные петли в арфах меняем через 300-500 полетов (когда вклеиваем сами, ресурс увеличивается примерно вдвое, по люфтам)
По поводу ниток - действительно привычка. Но , все-таки, так надежнее. Прощает ошибки при нарезании щелей (вернее - дает их исправить), да и держит лучше. Тем более, что ( в некоторых АРФках) задняя кромка часто бывает чисто символической толщины и петле клеится практически не к чему. Бывает и такое.
Если клеить на скотч, а затем затягивать пленкой, то “выхлоп” под них точно не попадет.
Единственный минус скотчевой конструкции - в меньшей ремонтопригодности крыла. Если надо в нем что-нибудь подремонтировать надо очень осторожно снимать пленку, что бы добираться до места ремонта, а то все крыло придется не только перетягивать, но и восстанавливать эту скотчевую конструкцию.
P/S “Толщину” фюза буду уменьшать до 12 мм. Нафиг мне лишний вес.
Замерил плотность фанеры, которой собирался зашивать боковины фюза. 460 кг./м3 получилось. Солид показал, что одна щека фюза ( в том виде, как это показано на рисунке) будет весить 200 грамм. Хреново. Тех.дырки в фюзеляже снизят этот вес до 140 гр.
280 гр. только на боковины - многовато получается. Этак фюз под килограмм весом может получиться. Если с оперением считать. А мне надо что бы не более 650-700 гр.
И как вы считаете количество полётов?
Этож надо счёт вести. Протоколировать, так сказать, каждый полетный день. Я, обычно, ориентируюсь очень приблизительно, по количеству слопанного за сезон топлива. Примерно понимая сколько отжирает каждый мой мотор за полет. Да и то, определяю не количество полётов. А моточасов.
Количество полетов напрямую связано с количеством электричества в бортовых батарейках, приходится считать, что бы не остаться без борта, да и вообще давняя привычка.