аккустические тахометры
Подсмотрел тут у таймеристов. Маленькая коробочка (мыльница) с большим индикатором. Втыкается в землю возле старта. обороты меряет по звуку выхлопа, при этом настраивается на самый громкий звук и следит за ним. Дальность порядка 150 метров. Соседи не мешают. Можно посмотреть на обороты в “динамике”. Никуда ничего подносить не надо.
Одни плюсы.
Вопрос- кто пытался сделать подобное? Может енто можно купить готовое, а я не знаю?
Настоящий моторист и так определит обороты на слух. Все еще проще!
Ну-ну, на слух… а потом в форуме начинается диалог как у двух рыбаков:
- а мой столько выкручивает
- да ну не может быть
- ну точно
…
была тема у кого-то на слух двиг крутил за 20тыс. а тахометр показал 11500 😃
Идея заманчивая, надо попробывать.
Тема обсуждалась очень давно. Года два назад, может больше. Кажется, та ветка грохнулась потому что форум был кривой. Но попробуйте поискать.
В общем, кто-то даже ссылку на журнал радио давал. Только что эта штука показывает, осталось неизвестным. Мотор все-таки не синусоидой гудит. Но попробовать несложно.
На самом деле такие тахометры действительно существуют не в единичных экземплярах. Делают их на заказ (украина) для спортсменов таймеристов. Просто меня жаба душит 100-150 уе отдавть за вобщем-то простое устройство. Но видно у нас никто не задумывался над таким прибором. Все педпочитают щекотать сабе нервы с оптическими тахометрами, а уж обороты в полёте мерить на слух-святое дело.
Может есть кроме меня желающие прикупить девайс ( попробовав выбить скидку за колличество) . Если да, то я попробую найти координаты изготовителя.
На самом деле такие тахометры действительно существуют не в единичных экземплярах. Делают их на заказ (украина) для спортсменов таймеристов. Просто меня жаба душит 100-150 уе отдавть за вобщем-то простое устройство. Но видно у нас никто не задумывался над таким прибором. Все педпочитают щекотать сабе нервы с оптическими тахометрами, а уж обороты в полёте мерить на слух-святое дело.
Может есть кроме меня желающие прикупить девайс ( попробовав выбить скидку за колличество) . Если да, то я попробую найти координаты изготовителя.
Есть такая штука - эффект Доплера 😁 Отсюда и все ошибочные данные с такого пахометра 😛 А на земле можно и простым померить 😛
Есть такая штука - эффект Доплера 😁 Отсюда и все ошибочные данные с такого пахометра 😛 А на земле можно и простым померить 😛
Простым? Вы таймерку с заведенным мотором в руках держали, точнее над головой. Что-бы складной винт случайно ни чего не повредил. Поссмотрю на Вас как одной рукой будете держать модель, другой регулировать а третьей мерить обороты. 😈
К вопросе о звуке выхлопа. Давным давно специально смотрели на осцилографе какой сигнал идет с микрофона от звука работающего КМД. Это был четкий всплеск с последующим быстрым затуханием. И был сделан вывод, что с таким сигналом очень легко сделать тахометр. 😛
Простым? Вы таймерку с заведенным мотором в руках держали, точнее над головой. Что-бы складной винт случайно ни чего не повредил. Поссмотрю на Вас как одной рукой будете держать модель, другой регулировать а третьей мерить обороты. 😈
К вопросе о звуке выхлопа. Давным давно специально смотрели на осцилографе какой сигнал идет с микрофона от звука работающего КМД. Это был четкий всплеск с последующим быстрым затуханием. И был сделан вывод, что с таким сигналом очень легко сделать тахометр. 😛
А Вы знаете, доводилось! 😛 И не только таймерку… И ЗВУК(а тем более ГРОМКОСТЬ) выхлопа здесь абсолютно ни причём 😁 Напоминаю про эффект Доплера (если кто знает, что сие такое) 😛
А Вы знаете, доводилось! 😛 И не только таймерку… И ЗВУК(а тем более ГРОМКОСТЬ) выхлопа здесь абсолютно ни причём 😁 Напоминаю про эффект Доплера (если кто знает, что сие такое) 😛
Вот поэтому пишу, что аккустический тахометр замечательная штука, и сделать его вполне реально. А вот об эфекте доплера стоит подумать, но не думаю что сдвиг частоты будет сильно большим. Любом случае его можно посчитать и оценить степень влияния на основной сигнал. После чего делать выводы. Есть здесь спецы, кто скажет сдвиг частоты на скорости 100км/ч и 30тыс об/мин?
Эк загнули-то… “спецов” 😃))
Скорость звука - 1200 км/ч. Самолета - в 10 раз меньше. Сдвиг будет примерно 1/10. Короче, ваш тахометр будет колбасить на 10% в каждую строну. С такой точностью, проще после небольшой тренировки на слух обороты мерять 😃
Если точнее, то при полете на наблюдателя будет показывать 32.7 тыс. оборотов. При полете от наблюдателя - 27.7 тыс.
Для других частот значения меняются пропорционально.
Там зависимость немного разная. Но для соотношения скоростей 10% разброс небольшой.
А результат можно сразу было предсказать. Достаточно вспомнить гудок проезжающей мимо электрички или машины. Тон меняется сильно.
Тон меняется сильно.
Так это - субъективная оценка, а не цифры! О них - выше!
Я сегодня подумал немного, и вот два возможных пути решения компенсации эфекта доплера.
-
Мерить частоту принимаемого тона в момент его максимальной амплитуды - когда тахометр по траверзу модели. Алгоритм поиска максимума сигнала прост.
-
Усреднять значения частоты за период пролета модели по прямой над тахометром. Границы выборки опять же по амплитудному критерию вычислять - обнаруживать “колокол” по порогу превышения порога чувствительности.
Уверен что если подумать ченить придумаем как повысить точность.
Лично для меня это не проблема - на модели будет радиомодем стоять, со всеми вытекающими из этого конфетами. Осталось только все это задуманное и полуразработанное борохло собрать:)
Я сегодня подумал немного, и вот два возможных пути решения компенсации эфекта доплера.
Мерить частоту принимаемого тона в момент его максимальной амплитуды - когда тахометр по траверзу модели. Алгоритм поиска максимума сигнала прост.
Усреднять значения частоты за период пролета модели по прямой над тахометром. Границы выборки опять же по амплитудному критерию вычислять - обнаруживать “колокол” по порогу превышения порога чувствительности.
Уверен что если подумать ченить придумаем как повысить точность.
Лично для меня это не проблема - на модели будет радиомодем стоять, со всеми вытекающими из этого конфетами. Осталось только все это задуманное и полуразработанное борохло собрать:)
А как там картонный самолётик? 😦 😦 😦
Виталий, даю чессслово, крайняя байка…
По поводу верхнего образования и иже с ним…
Молодой летёха, закончил Качу(КВВАУ), пришёл в строевую часть, получает, что положено: сапоги, портупею, шинель… Выдают ПМ… Взяв оное в руки и нежно поглаживая он произносит историческую фразу: Так вот ты какой, МиГ29…
На этом своё общение на данном форуме заканчиваю 😁 😁 😁
😃 Первое апреля еще не наступило!
Какой еще картонный?
Давным давно специально смотрели на осцилографе какой сигнал идет с микрофона от звука работающего КМД. Это был четкий всплеск с последующим быстрым затуханием.
Вам повезло, я тоже смотрел сигнал с микрофона…
Посмотрел-посмотрел на этот звон и сделал себе оптический тахометр.
И меряет с точностью ±10об/сек. 😁
Вам повезло, я тоже смотрел сигнал с микрофона…
Посмотрел-посмотрел на этот звон и сделал себе оптический тахометр.
И меряет с точностью ±10об/сек. 😁
Возможно дело в микрофоне. У нас был древний динамический микрофон с трансформатором внутри.
Вполне возможно.
Я использовал какой-то маленький пьезомикрофончик.
в самодельные телефоны-трубки такие ставили.
Подсмотрел тут у таймеристов. Маленькая коробочка (мыльница) с большим индикатором. …Вопрос- кто пытался сделать подобное? Может енто можно купить готовое, а я не знаю?
На соревнованиях видел как время, с которым кордовая скоростная проходит базу, измеряли с помошью ноутбука - этот жуткий звук и его изменения, когда модель проносится по кругу, улавливался встроенным микрофоном и обрабатывался звуковым редактором (вероятно SoundForce) и тут же вычислялась скорость, результат измерений совпадал с измеренным секундомером. Не помню точно, но возможно частота выхлопа - обороты мотора в полёте тоже измерялись.
Хоть в яростном вое мотора и много различных частот, но они ведь следуют одинаковыми пачками, по одной при каждом открывании выхлопного окна, с частотой около от 150 до 700 Гц.
Вероятно нынче для измерений оборотов по звуку выхлопа ноутбук в поле и не нужен, может хватит “наладонника” со спецальной программой или даже какого либо сотового телефона, или записать на полётах звуки работы разных моторов, а анализировать запись и измерять частоты уже у стационарного копмьютера, кстати возможно так можно померить обороты и используюя видиозаписи с соревнований.
Видео я такой тахометр! действительно делают украинцы стоит 100 баксов! в землю он не втыкается а просто рядом находится!! есть два режимы для близкого замера оборотов это до 5 метров и 2 режим не помню до скольки метров!!
Объясните тупому, уважаемые, а на кой мерять обороты на таймерной в процессе взлета? Онаж как стрела стартует, да и работает недолго?
Думаю что абсолютно не надо. Если запускаешь для дома, для семьи. Развлекаешься в общем. Ну поднялась метров на двадцать, упала не очень быстро - и ладно.
Если же есть интерес в результате (особенно для соревнований) - надо оптимизировать все режимы. Собственно у серьезных спортсменов гонка идет буквально за проценты. Думаю что здесь очень бы пригодилось мерить обороты. И не только их. Особенно в свете того, что двигатель работает очень мало.
Хотя я бы тоже не против узнать обороты на своем самолете. Хотя соревнования и рекорды - пока не для меня 😃
Объясните тупому, уважаемые, а на кой мерять обороты на таймерной в процессе взлета? Онаж как стрела стартует, да и работает недолго?
Смысл очень прост - максимальная высота моторного полёта 90 процентов успеха, а это достигается при максимальной мощности двигателя, то бишь при максимальных оборотах (винты имеют максимальный КПД при мах оборотах), а если учесть что моторы крутят за 30000, то разницу в 200 оборотов на слух не поймаешь, а эти 200 оборотов как раз и делаю результат вот тут и появляется тахометр. А так как обороты регулируются в вертикальном положении фюзеляжа - оптическим тахометром не очень-то подлезешь.
Выход - звуковой тахометр. 😃
Добавлено
Эк загнули-то… “спецов” 😃))
Скорость звука - 1200 км/ч. Самолета - в 10 раз меньше. Сдвиг будет примерно 1/10. Короче, ваш тахометр будет колбасить на 10% в каждую строну. С такой точностью, проще после небольшой тренировки на слух обороты мерять 😃
вообще-то обороты измеряют только на земле при регулировке двигателя - причём здесь эффект допплера и смещение частоты. ❓
Если у кого-то есть ноутбук - вопрос решаемый. А если в мастерской мерять - то и обычный комп можно приспособить. Вот ссылочка, всё уже сделано. -
www.esser.u-net.com/rpm.zip
Эффекта доплера нет при настройке до запуска модели. Можно моторы тестировать и т.п. Кто-то может быть на модель диктофон поставит и включит - тоже доплера не будет. Потом можно проанализировать результат.