Контроль борта

кузьмич

Сомнения потому ,что я сравнивал поведение тестера батарей и мультиметра,перед дозарядкой, разряжаю лампочкой с вольтметром
аккумулятор долго держит 4,9-5В и только под конец напряжение падает,тестер же показывает после двух полетов разряд на 5%при нормальном напряжении.
Можно было конечно не морочится и купить готовый ,но приходится авиамоделировать на заначку.Поэтому решил сделать своими силами ,если не получится буду покупать.Вещь очень нужная.
Спасибо

Gold

Вообще-то я тоже засомневался. Снял график разряда 8-баночного NiCD на постоянном токе, получилось что практически на половине значений заряда, от 25% до 75% напряжение меняется очень слабо, всего процетнов 5 от полного размаха напряжений:

Хотя возможно что тут дело в низком токе разряда (~100ma) и при большем токе зависимость будет более линейной. В инете не нашел метода определения степени разряда. Возможно нужно мерить напряжение при заряде, а не при разряде, там судя по картинкам таких горизонтальных участков нет, но тогда измеритель нужен со своим источником. Еще знакомые подсказали что нужно мерить емкость (в смысле не mah, а как у конденсатора) аккумулятора под нагрузкой, но как-то так неуверенно подсказали и принцип действия объяснить не смогли 😃

В общем присоединяюсь, хотелось бы узнать принцип работы таких измерителей.

Red_Developer

Правильно, обеспечение постоянного напряжения в процессе разряда есть задача производителя аккумуляторов. Но сосвсем постоянное напряжение обеспечить нельзя, рост внутреннего сопротивления неизбежен. Но это сопротивление мало. Поэтому для его измерения требуются значительные, сравнимые с разрядными токи нагрузки. Насчет емкости (С) - КРУТО. Может, правда работает? Попробую, при ближайшей возможности. Если рассматривать аккумулятор как конденсатор, то там возникает еще масса идей. Например, можно измерить величину “поляризации диэлектрика”. А еще емкость зависит от частоты… Вобщем, вопрос можно так поставить: найти эквивалентную схему аккумулятора, в которой все элементы постояннные, а один из них, например одно из сопротивлений, зависит от степени разряда. И его и мерить. Типичная задача черного ящика.

Red_Developer

Да, если мерить не одну банку, а батарею, то надо последовательно с вольтметром поставить стабилитрон на 9 вольт. Или около того, тогда весь плоский участок станет линейным.

Vslav

[quote=" Типичная задача черного ящика.[/quote]
Буржуйские индикаторы борта за 20 баксов это обычные шкалы на базе компаратора плюс три резистора и светодиод вот и все навороты, линейная шкала или нет?, да какая хочешь плюс точность резисторов (20%-0.01%) какие найдешь (купишь). Лампочкой с вольтметром- ерунда, это статика, а в динамике?, скока машинок, нагрузка на машинку, а если сразу две отрабатывают в текущий момент, а четыре?,
Поди померь. Так что «Ничего там не надо, кроме нагрузочного сопротивления и вольтметра. Как уже правильно было написано.» Вот именно, мультиметор и ПВЛ-50 вот и весь индикатор
борта.

Red_Developer

Для батареи из нескольких банок стабилитрон все равно надо. Шкала будет намного красивее.

Gold

Народ…Да не майтесь вы…Полно таких схем в сети…

www.uoguelph.ca/~antoon/gadgets/rx-volt.htm

це ж обычный вольтметр 😃

В общем то для диапазонов остаточной емкости 0-25% и 75-100% обычный вольтметр даст довольно точные значения, а первый из них как раз и представляет на практике наибольший интерес. 😃 Померить достоверно в диапазоне 25-75% можно видимо только подстроившись под один конкретный экземпляр аккумулятора и сильно растянув шкалу в районе точки его стабильного напряжения. Либо опираясь на какие-то другие характеристики аккумулятора кроме тока/напряжения разряда.

Lazy

Ясен перец, а что надо ? Отградуировать в % вместо вольт…

Gold

Ясен перец, а что надо ? Отградуировать в % вместо вольт…

если просто взять стрелочный вольтметр, то даже растянув шкалу в районе интересующих нас напряжений до полного размаха, чтобы слева было 0%, а справа 100%, то значения 25% и 75%, будут по центру шкалы, отстоя друг от друга на миллиметр, см график

Gold

Вообще достоверный индикатор можно сделать набортным - чтобы он просто мерил проходящий ток и считал время. В инете по “charge meter” в основном находятся именно такие схемы, которые считают ток и время при заряде или разряде, некоторые очень маленькие, на специализированных микрухах.

А вот про простое измерение текущего заряда почти ничего не пишется или пишется в таком плане: A key advantage to using these batteries is that you can determine the amount of remaining charge by measuring the open-circuit voltage. This technique is invalid for NiCd or NiMH cells

Я подозреваю, что эти тридцатибаксовые измерители работают также как индикатор батареи в моей видеокамере - он час показыватет 75% заряда, а потом за 10 минут падает до нуля.

V_Alex

Вся процедура определения остаточного заряда аккумулятора подробно расписана у Миля. Делается балласт по ток 5-часового разряда. Для Varta 0,75 Ач это будет 150 мА. Можно взять резистор из расчета 8 Ом на банку (4 банки - 33 Ом 0,5 Вт). Лучше взять регулируемый стабилизатор напряжения К142ЕН12А и резистор и сделать стабилизатор тока на те-же 150 мА. Затем взять батарею, на которой собираетесь пущать модель, зарядить до упора и разрядить через стабилизатор тока, снимая напряжение цифровиком (DT-830, как справедливо писал уважаемый Vslav) через каждые 15-30 минут. Получится кривулька, как на рис. уважаемого Gold. Главное не прозевать момент окончания процедуры (1 В на банку), иначе процедуру придется повторить уже с другим (новым) аккумулятором.
Если аккумулятор в нормальном состоянии - каждым 10% будет соответствовать 30 мин времени разряда. Все это аккуратно записать в табличку и брать с собой на полеты вместе с тем-же DT-830 (главное “Крону” в нем вовремя менять). Его точности более чем достаточно. Тот-же стабилизатор тока можно встроить в нагрузочный кабель, через который тестер подлючается к бортовому аккумулятору. Эта процедура полностью исключает гимор при работе с аккумулятором.
Кривулька Varta для Sanyo или GP уже не годится, для них процедуру придется повторить. У всех фирм заряд-разрядные характеристики аккумуляторов разные, причем разница в пару сотых вольта на пологом участке разрядной характеристики может соответствовать 20-30 % емкости. Поэтому, если тестер был от HITEC, то % он будет показывать для SANYO 600 мАч. Возраст аккумуляторов тоже имеет значение.
В импортных индикаторах самая дорогая деталь - шильдик фирмы. Светодиодный (линейка 10 светодиодов + LM3914) обойдется максимум в 5 баксов при самостоятельном изготовлении. Ссылка есть в “каталоге ресурсов” этого сайта. Стрелочный со стабилитроном и нагрузочным резистором и того дешевле (если подходящую головку найдете).

С уважением V_Alex

DAZZLER

а может просто за 400 рублей взять светодиодный в Техноспорте???

V_Alex

Микра bq2010 для этого изделия слишком хороша, а LM3914 - в самый раз. На ней только ленивый сейчас не делает индикаторов - и CONRAD, и GRAUPNER, и PRAFA, и GWS. А купить готовый - ради бога.
На Нагатинской они по 300-350 руб.

С уважением V_Alex

romychs

Да конечно… Может и слишком хороша. Я встречал их в батарейках старых Ровербуках (причем внутри батареи и этот чип и bq2003 для зарядки этой батареи). Просто те, у кого это добро осталось, могут его от туда выдрать, да еще и быстрый зарядник сделать. Только действительно, надо ли?