Контроль борта

Gold

Я так полагаю просто нагрузочное сопротивление и вольтметр на нем, измеряется в итоге внутреннее сопротивление аккумулятора, которое растет при разряде. Проблема только - отградуировать.

Можно поискать в спецификации на аккумулятор, а можно просто зацепить на полностью заряженный аккумулятор нагрузку, чуть больше того что потребляет борт в максимуме, отмечать допустим через каждые полчаса показания вольтметра, полностью разряженным считать когда напряжение падает меньше приемлемого для аппаратуры, на получившиеся отметки вписать нужные проценты разряда исходя из получившегося времени полного разряда.

ps. Для того чтобы шкала получилась поразмашистее, сразу включить в цепи с вольтметром стабилитрон на значение чуть меньшее минимально допустимого напряжения.

кузьмич

Шкала не проблема.Можно сравнить с промышленным.А вот внутренности загадка.Судя по цене в Вояже в30$ что то сложное.

Gold

Шкала не проблема.Можно сравнить с промышленным.А вот внутренности загадка.Судя по цене в Вояже в30$ что то сложное.

чтобы взять шкалу чужого измерителя надо тогда и его схему схему в точности повторить.

Hе знаю что там может быть сложного. Hаверное просто набор кучи нагрузок для разных аккумуляторов. Возможно еще схема для преабразования шкалы в более линейную.

Lerik

Пройденйы этап!!! В термике такой взял за 25$ а до этого по запчастям считал баш на баш плюс работа… овчинка выделки не стоит!!!

кузьмич

Что -же там на 25$? Может подскажете? Попробую собрать сам .Не похоже что это вольтметр с нагрузочным сопротивлением.Тогда он будет показывать напряжение под нагрузкой.

Red_Developer

Ничего там не надо, кроме нагрузочного сопротивления и вольтметра. Как уже правильно было написано. И шкалу проградуировать в процентах любым способом. Для того, чтобы у шкалы не было нерабочего участка в диапазоне напряжений 0…0,9 в надо последовательно с вольтметром включить германиевый диод в прямом направлении. Тогда шкала будет растянутой, - справа 100% заряда - слева 0%. За 25 баксов вполне можно две детальки к измерительной головке подключить. Только вот еще вольтметр, видимо, придется сделать из любого миллиамперметра. Вряд ли найдется готовый с пределом шкалы в точности равном напряжению заряженной батареи. Кстати, самодельный будет работать точнее покупного. Он будет отградуирован по конкретной батарее. Было бы любопытно, с каким диодом наилучшая равномерность шкалы получится.

Red_Developer

Вообще-то можно туда операционный усилитель поставить, эталонное сопротивление и еще с десяток разных деталюшек. Можно и на микропроцессоре с интегрированным АЦП. Можно даже туда засунуть простейший мультивибратор на двух транзисторах (у него частота зависит от напряжения питания) и запитать головку прибора импульсами с него. Но это ей-богу не надо. Потому что шкалу все равно придется градуировать вручную.

Vslav

Вообще-то можно туда операционный усилитель поставить, эталонное сопротивление и еще с десяток разных деталюшек. Можно и на микропроцессоре с интегрированным АЦП. Можно даже туда засунуть простейший мультивибратор на двух транзисторах (у него частота зависит от напряжения питания) и запитать головку прибора импульсами с него.  Но это ей-богу не надо. Потому что шкалу все равно придется градуировать вручную.

А может просто мультиметром померить?, DT-830 стоит 300руб. Маленький легкий бросил в стартовый ящик и никакого гимора

кузьмич

Сомнения потому ,что я сравнивал поведение тестера батарей и мультиметра,перед дозарядкой, разряжаю лампочкой с вольтметром
аккумулятор долго держит 4,9-5В и только под конец напряжение падает,тестер же показывает после двух полетов разряд на 5%при нормальном напряжении.
Можно было конечно не морочится и купить готовый ,но приходится авиамоделировать на заначку.Поэтому решил сделать своими силами ,если не получится буду покупать.Вещь очень нужная.
Спасибо

Gold

Вообще-то я тоже засомневался. Снял график разряда 8-баночного NiCD на постоянном токе, получилось что практически на половине значений заряда, от 25% до 75% напряжение меняется очень слабо, всего процетнов 5 от полного размаха напряжений:

Хотя возможно что тут дело в низком токе разряда (~100ma) и при большем токе зависимость будет более линейной. В инете не нашел метода определения степени разряда. Возможно нужно мерить напряжение при заряде, а не при разряде, там судя по картинкам таких горизонтальных участков нет, но тогда измеритель нужен со своим источником. Еще знакомые подсказали что нужно мерить емкость (в смысле не mah, а как у конденсатора) аккумулятора под нагрузкой, но как-то так неуверенно подсказали и принцип действия объяснить не смогли 😃

В общем присоединяюсь, хотелось бы узнать принцип работы таких измерителей.

Red_Developer

Правильно, обеспечение постоянного напряжения в процессе разряда есть задача производителя аккумуляторов. Но сосвсем постоянное напряжение обеспечить нельзя, рост внутреннего сопротивления неизбежен. Но это сопротивление мало. Поэтому для его измерения требуются значительные, сравнимые с разрядными токи нагрузки. Насчет емкости (С) - КРУТО. Может, правда работает? Попробую, при ближайшей возможности. Если рассматривать аккумулятор как конденсатор, то там возникает еще масса идей. Например, можно измерить величину “поляризации диэлектрика”. А еще емкость зависит от частоты… Вобщем, вопрос можно так поставить: найти эквивалентную схему аккумулятора, в которой все элементы постояннные, а один из них, например одно из сопротивлений, зависит от степени разряда. И его и мерить. Типичная задача черного ящика.

Red_Developer

Да, если мерить не одну банку, а батарею, то надо последовательно с вольтметром поставить стабилитрон на 9 вольт. Или около того, тогда весь плоский участок станет линейным.

Vslav

[quote=" Типичная задача черного ящика.[/quote]
Буржуйские индикаторы борта за 20 баксов это обычные шкалы на базе компаратора плюс три резистора и светодиод вот и все навороты, линейная шкала или нет?, да какая хочешь плюс точность резисторов (20%-0.01%) какие найдешь (купишь). Лампочкой с вольтметром- ерунда, это статика, а в динамике?, скока машинок, нагрузка на машинку, а если сразу две отрабатывают в текущий момент, а четыре?,
Поди померь. Так что «Ничего там не надо, кроме нагрузочного сопротивления и вольтметра. Как уже правильно было написано.» Вот именно, мультиметор и ПВЛ-50 вот и весь индикатор
борта.

Red_Developer

Для батареи из нескольких банок стабилитрон все равно надо. Шкала будет намного красивее.

Gold

Народ…Да не майтесь вы…Полно таких схем в сети…

www.uoguelph.ca/~antoon/gadgets/rx-volt.htm

це ж обычный вольтметр 😃

В общем то для диапазонов остаточной емкости 0-25% и 75-100% обычный вольтметр даст довольно точные значения, а первый из них как раз и представляет на практике наибольший интерес. 😃 Померить достоверно в диапазоне 25-75% можно видимо только подстроившись под один конкретный экземпляр аккумулятора и сильно растянув шкалу в районе точки его стабильного напряжения. Либо опираясь на какие-то другие характеристики аккумулятора кроме тока/напряжения разряда.

Lazy

Ясен перец, а что надо ? Отградуировать в % вместо вольт…

Gold

Ясен перец, а что надо ? Отградуировать в % вместо вольт…

если просто взять стрелочный вольтметр, то даже растянув шкалу в районе интересующих нас напряжений до полного размаха, чтобы слева было 0%, а справа 100%, то значения 25% и 75%, будут по центру шкалы, отстоя друг от друга на миллиметр, см график

Gold

Вообще достоверный индикатор можно сделать набортным - чтобы он просто мерил проходящий ток и считал время. В инете по “charge meter” в основном находятся именно такие схемы, которые считают ток и время при заряде или разряде, некоторые очень маленькие, на специализированных микрухах.

А вот про простое измерение текущего заряда почти ничего не пишется или пишется в таком плане: A key advantage to using these batteries is that you can determine the amount of remaining charge by measuring the open-circuit voltage. This technique is invalid for NiCd or NiMH cells

Я подозреваю, что эти тридцатибаксовые измерители работают также как индикатор батареи в моей видеокамере - он час показыватет 75% заряда, а потом за 10 минут падает до нуля.

V_Alex

Вся процедура определения остаточного заряда аккумулятора подробно расписана у Миля. Делается балласт по ток 5-часового разряда. Для Varta 0,75 Ач это будет 150 мА. Можно взять резистор из расчета 8 Ом на банку (4 банки - 33 Ом 0,5 Вт). Лучше взять регулируемый стабилизатор напряжения К142ЕН12А и резистор и сделать стабилизатор тока на те-же 150 мА. Затем взять батарею, на которой собираетесь пущать модель, зарядить до упора и разрядить через стабилизатор тока, снимая напряжение цифровиком (DT-830, как справедливо писал уважаемый Vslav) через каждые 15-30 минут. Получится кривулька, как на рис. уважаемого Gold. Главное не прозевать момент окончания процедуры (1 В на банку), иначе процедуру придется повторить уже с другим (новым) аккумулятором.
Если аккумулятор в нормальном состоянии - каждым 10% будет соответствовать 30 мин времени разряда. Все это аккуратно записать в табличку и брать с собой на полеты вместе с тем-же DT-830 (главное “Крону” в нем вовремя менять). Его точности более чем достаточно. Тот-же стабилизатор тока можно встроить в нагрузочный кабель, через который тестер подлючается к бортовому аккумулятору. Эта процедура полностью исключает гимор при работе с аккумулятором.
Кривулька Varta для Sanyo или GP уже не годится, для них процедуру придется повторить. У всех фирм заряд-разрядные характеристики аккумуляторов разные, причем разница в пару сотых вольта на пологом участке разрядной характеристики может соответствовать 20-30 % емкости. Поэтому, если тестер был от HITEC, то % он будет показывать для SANYO 600 мАч. Возраст аккумуляторов тоже имеет значение.
В импортных индикаторах самая дорогая деталь - шильдик фирмы. Светодиодный (линейка 10 светодиодов + LM3914) обойдется максимум в 5 баксов при самостоятельном изготовлении. Ссылка есть в “каталоге ресурсов” этого сайта. Стрелочный со стабилитроном и нагрузочным резистором и того дешевле (если подходящую головку найдете).

С уважением V_Alex

DAZZLER

а может просто за 400 рублей взять светодиодный в Техноспорте???