Самодельный регулятор для лодки?

DmitryS

Здравствуйте уважаемые коллеги.
По ходу постройки катера возникло несколько вопросов. Имеется двигатель Speed 540 мах ток около 25А. Регулятор хочу сделать сам. Полазив по нэту обнаружил множество схем, но возник вопрос, нужно ли для лодки реверс, тормоз и т.д?

  1. Может применить простейшее решение с одним регулирующим ключом?
  2. Использование LiPo батареи повлияет на схему?
  3. Еще вопрос о «наращивании» мощности если ставить в параллель несколько транзисторов какую обвязку применять( делители и т.д)?
  4. Какие современные транзисторы лучше использовать.
  5. Как организовать охлаждение всего этого хозяйства, будет ли эффективно если сделать как на фото?

BALAL
  1. тормоз точно не нужен, да и реверс необязателен. Можно применить простейшее решение с одним регулирующим ключом, вот подходящее описание: www.rcdesign.ru/articles/electronics/esc
  2. Использование LiPo батареи повлияет на схему? Если в схеме есть устройство “отсечки” - отключения двигателя при уменьшении напряжения аккумулятора ниже заданного во избежании переразряда аккумуляторов, необходимо будет это напряжение установить необходимым для применяемых аккумуляторов.
  3. Какие современные транзисторы лучше использовать - современные импортные полевые ключи на больший ток и меньшее сопротивление канала… Посмотрите примеры на схеме в предложенной статье.
  4. если ставить в параллель несколько транзисторов полевых ключей, ничего дополнительно применять не нужно, просто соединить одинаковые выводы… Хотя, современные ключи достаточно мощны, проще подобрать один соответствующий.
  5. Как организовать охлаждение всего этого хозяйства, будет ли эффективно если сделать как на фото? - Современные мощные полевые ключи с малым сопротивлением канала будут мало греться… Охлаждение с фото вполне эффективно (надеюсь, там было указано, что через трубку пропускается забортная вода?). Я бы подобрал трубку с резьбой снаружи (М4, вероятно, мелковатая трубка), нарезав такую же в отверстии ключа. Где-то предлагалось подобную трубку припаивать сзади к пластине ключа. Непредставляю, как он перенесёт такую пайку, но, полагаю, особо низкотемпературным припоем, типа сплава Розе - без проблем…
dmitryu

Не нужно никакого Розе - ключи превосходно перенесут и припайку трубки обычным припоем, только возьмите паяльник помощнее, ватт на 40 или более, иначе полчаса греть придётся и тогда ключи могут и не выжить.

KYV
DmitryS:

Здравствуйте уважаемые коллеги.
По ходу постройки катера возникло несколько вопросов. Имеется двигатель Speed 540 мах ток около 25А. Регулятор хочу сделать сам. Полазив по нэту обнаружил множество схем, но возник вопрос, нужно ли для лодки реверс, тормоз и т.д?

  1. Может применить простейшее решение с одним регулирующим ключом?
  2. Использование LiPo батареи повлияет на схему?
  3. Еще вопрос о «наращивании» мощности если ставить в параллель несколько транзисторов какую обвязку применять( делители и т.д)?
  4. Какие современные транзисторы лучше использовать.
  5. Как организовать охлаждение всего этого хозяйства, будет ли эффективно если сделать как на фото?

Вот на трубку между транзисторами я бы латунные втулки поставил и пропаял это хозяйство, площадь контакта для передачи тепла увеличится. Считаю, что паять обязательно.
Хорошо водоплавающим воды вокруг море, не то, что у яроплана. 😁

AlexN
DmitryS:
  1. Еще вопрос о «наращивании» мощности если ставить в параллель несколько транзисторов какую обвязку применять( делители и т.д)?

Бездумное запараллеливание транзисторов приведет к росту емкости цепи затвора -> затягивание фронтов и спадов при переключении -> повышенный нагрев.
Для управления таким “бутербродом”, как на фото, по-уму требуется специальный драйвер.

Neman2000

Этот регулятор гонял с воздушным винтом на экошных банках и моторе-18Т-30Амп держит нормально,на экошке-же запредельно грелся
(плавилось олово и корпус,хотя рег работал и спалить его таким образом неполучилось),поэтому поставил водяное и теперь рег абсолютно
холодный.
В гонке у меня выгорал мотор(сечение провода якоря диам-0.9мм) а рег целеханький!
Через транзисторы идет латунная(с телескопической антенны)трубка диам.-4мм,фиксируется сверху по капельке обычного олова и
достаточно вполне.
Транзисторы лучшие- 3713 ,регов таких около десятка собрал,естественно если на винт чето намотаешь то бывает и горят,
но только вместе с мотором ,те.сначала мотор потом уже за ним и рег,но обычно в таких случаях все реги горят,
даже Громовские,к стати в его регах на стандарте драйвер пять 3713х в soic-8 качает и без никакого охлаждения!!

Reg_40Amp.rar

DmitryS
Neman2000:

Этот регулятор гонял с воздушным винтом на экошных банках и моторе-18Т-30Амп держит нормально,на экошке-же запредельно грелся
(плавилось олово и корпус,хотя рег работал и спалить его таким образом неполучилось),поэтому поставил водяное и теперь рег абсолютно
холодный.
В гонке у меня выгорал мотор(сечение провода якоря диам-0.9мм) а рег целеханький!
Через транзисторы идет латунная(с телескопической антенны)трубка диам.-4мм,фиксируется сверху по капельке обычного олова и
достаточно вполне.
Транзисторы лучшие- 3713 ,регов таких около десятка собрал,естественно если на винт чето намотаешь то бывает и горят,
но только вместе с мотором ,те.сначала мотор потом уже за ним и рег,но обычно в таких случаях все реги горят,
даже Громовские,к стати в его регах на стандарте драйвер пять 3713х в soic-8 качает и без никакого охлаждения!!

Спасибо!
Примерно такую схему я и хотел, один только недостаток, я буду применять LiPo батарею, а на реге, как я понял, отсечки по питанию не предусмотрено.
Или я чегото не понял? И еще что за пик такой 12F6751? Заменить на что-либо по доступнее нельзя?

ubd

В том то и дело, отсечки там нет. И если применять Li-po, то его можно убить, цикла за три. А проц там скорре всего PIC 12F675. А что это за единица, это у Neman2000 спрашивай.

DmitryS

Я тут натолкнулся на интересный регуль, который (судя по схеме) идеально мне подходит. Загвоздка в том что я плохо владею “аглицким” и не врубаюсь где прошивка. Там ссылка на другой сайт , на котором я так понял есть текст прошивки на асемблере, кто нибудь поможет разобраться?
www.webx.dk/rc/ecs2b.htm
вот ссылка на сайт с оригинальным регулем
www.infolaser.net/franpr/tecnica/…/esckit.html

AlexN

Схема с прямым подключением Пика к затворам полевых транзисторов - ужасна, её автор думал, пардон, задницей.
Превышены максимальные выходные токи порта Пика, растянуты фронты управляющих импульсов… Кошмар схемотехника.

Neman2000
DmitryS:

Спасибо!
Примерно такую схему я и хотел, один только недостаток, я буду применять LiPo батарею, а на реге,
как я понял, отсечки по питанию не предусмотрено.
Или я чегото не понял? И еще что за пик такой 12F6751? Заменить на что-либо по доступнее нельзя?

Програмная часть Патрацкого Алексея,хексы переделаны спомошью его-же утилиты(что на этом сайте),
последний что мне сегодня принесли вооще линейный и в обе стороны до конца открывается,по поводу отсечки по
питанию-
автор говорит что в исходнике всего-лишь закоментировать команды надо(т.е. точку с запятой несколько убрать),
ну помогите кто-нить ,ассемблер не ведом!!!,пик в реге 12ф675,частота ШИМа в этом реге великовата-3KHz и
если ключи будут резкие фронты по закрытию отрабатывать(т.е. резко закрываться) то вся ЭДС мотора ложится
на диод(на 540х18Т и 7 банках металлгидрида в импульсе под 50Амп получается)поэтому драйвер не выход,
диод все равно закипает,ШИМ надо не более 1000 герц и кпд тогда выше будет,
в какой то мере выход- водяное охлаждение ,диод-КД2994 единственный из диодов
который можно коротить со стоками ключей(общая трубка),параметры у силовых ключей плюс минус километр
даже одной марки,но в одной партии выпуска в основном одинаковые,так 3713е попадались с емкостью
затвора от 0.08мкф до 0.008 мкф-вторыми вполне можно и напрямую с портов микроконтроллера управлять,
и напряжение на затворе при открытии каналла от1.9V до 4.5V вторые конечно никак не подойдут для рега.

asm.rar

DmitryS
AlexN:

Схема с прямым подключением Пика к затворам полевых транзисторов - ужасна, её автор думал, пардон, задницей.
Превышены максимальные выходные токи порта Пика, растянуты фронты управляющих импульсов… Кошмар схемотехника.

Дядька из второй ссылки модифицировал первый рег, вот только прошивка…Сайт вроде на итальянском, я весь вечер “переводил” 😁 Как я понял надо текст прошивки сохранить с расширением .hex а потом шить его? Кто-нибудь шарит в итальянском?
www.infolaser.net/franpr/tecnica/…/esckit.html

Neman2000
DmitryS:

Дядька из второй ссылки модифицировал первый рег, вот только прошивка…Сайт вроде на итальянском, я весь вечер “переводил” 😁 Как я понял надо текст прошивки сохранить с расширением .hex а потом шить его? Кто-нибудь шарит в итальянском?
www.infolaser.net/franpr/tecnica/…/esckit.html

по ссылке-ток открытия ключа-1мА(через R6-4K7!!!),плохо что пик не многоразовый.
В архиве прошивка сгенерированная MPLAB.7.41.

reg508.rar

ubd

Видимо он будет работать. Только там диод паральлельно двигателю 1N4007, слишком слабый. И драйвер на транзисторе Т2, вообще ужас. Этот регулятор будет работать максимум с двигателем Speed 300. Лучше драйвер на специализированной микросхеме делать, паример IR4428, IR2181, IR4426.

DmitryS
ubd:

Видимо он будет работать. Только там диод паральлельно двигателю 1N4007, слишком слабый. И драйвер на транзисторе Т2, вообще ужас. Этот регулятор будет работать максимум с двигателем Speed 300. Лучше драйвер на специализированной микросхеме делать, паример IR4428, IR2181, IR4426.

Ну это понятно, силовые транзисторы будут помощнее, на счет драйвера не понял, почти во всех схемах используются простые транзисторы, зачем драйвер? И еще, какую роль играют Т1 и Q1?

Neman2000:

по ссылке-ток открытия ключа-1мА(через R6-4K7!!!),плохо что пик не многоразовый.

Где это ты вычитал? Ина что это влияет?

DmitryS

Вот еще один регуль, попытаюсь списатся с автором. Просто, и легко модернизируется.
aromu.lmsic.com/index73r.html
Я правильно понял, что вместо AT90S2343 можно применить ATtini22L?

ubd

Т1 и Q1, это тормоз. Он открывается и замыкает клемы двигателя, двигатель останавливается.

На счёт драйверов. Это как раз вместо транзисторов Т1 и Т2. т.е. они ставятся между процом и выходным транзистором. Это делать очень правильно. Они позволяют максимально быстро открыть транзистор, и его нагрев будет минимальным. Они бывают разные на разные токи. Чтобы управлять четырьмя транзисторами, нужен очень мощный драйвер. Для уверенности, можно обойтись обычным, но поставить его перед каждым таранзистором. Это будет очень правильно, должно работать хорошо.
Я не разбирал регуляторы для калекторных двигателей типа Speed 500 - 600, что там стоит, не могу сказать. Но вот, в регуляторах, для безколлекторных двигателей, стоят драйвера. Причём если регулятор до 15-20А, драйвера могут не стоять, если больше, то стоят обязательно.
На выходе фаз, могут стоять по 4 в паралель IRF7413 или IRF7416, ими управляет один драйвер IR4428. Но один IRF7413/16, на максимальный пиковый ток 13А. А у нас IRL2203N - 105А, или ещё мощнее. Так что нужен мощный дравйвер. Или на каждый транзистор отдельно чтавить IR4428.
Действительно, регулятор в посте №12, слишком неграмотно спроектирован. Потянет максимум Speed 300, и греться будет как сумашедший. Его координально нужно переделывать.

Кстати в той ссылке что в посте № 16, там в схеме нет мощного диода параллельно двигателю.

ubd

Neman 2000, скажи, у тебя на схеме четыре транзистора, или три в параллель?
На фотографии у тебя четыре транзистора. Логично думать что три из них, выходные Т1 Т2 Т3, а четвёртый это Т4. Но тогда почему у них, трубкой охлаждения замкнуты все стоки. Если все замкнуты, значит выходных четыре штуки, тогда где тот который в роли Т4?

И ещё вопрос. Ты до этого писал, что у тебя какая то помеха, избавляешься от неё конденсатором 2Н, в данном случае. Я столкнулся с такой помехой. Только не понятно откуда она. Помеха появляется, только если лодка, отплывёт на некоторое расстояние, примерно 5м. Дальше её начинает колбасить, ужас. А если рядом с передатчиком, то всё в норме. Такое ощущение что помеха от двигателя. Когда рядом, то помеху забивает сигнал от передатчика, о как отплывёт то сигнал с передатчика слабеет и помеха начинает пролазить приёмник. Причём конденцаторы на двигателе, стоят.
Ну в общем дальше ставим заводской регулятор, и всё ОК! Почему? Там что такой же конденсатор как у тебя стоит?

ubd

Выше схема регулятора. Но на него нет прошивки. Я не помню, где его скачал. Но эту схему можно взять как пример. Там как релизованно, то о чём я говорил выше.

BALAL

Моё сообщение #2 содержит ссылку на проверенный девайс с прошивкой.

ubd

Я правильно понял, что вместо AT90S2343 можно применить ATtini22L?

Да можно применить ATtini22L. Но возможно что нужно будет перекомпилировать прошивку под этот проц. Т.е. прошивка для AT90S2343 и для ATtini22L, может отличаться. А может быть и нет. Спроси у автора.

Кстати напряжение отсечки этого регулятора 5,8В, как раз подходит для 2-х Li-po. Лучше использовать Li-po. У них под нагрузкой нет такой просадки напряжения, как у Ni-Cd или Ni-MH. Только зарядку для Li-po особую приобрести нужно.

DmitryS

ubd В твоей схеме канал В драйвера управляет 2-я ключами IRL3713 это правильно???
Хреново что, нет отсечки но напряжению. А что если на отсечку поставить отдельную схемку на транзисторе с ключем на питание?
А как полное, оригинальное, имя картинки со схемой, можно по названию поискать.

DmitryS

Еще возник такой вопрос, можно ли выкинуть из схемы элементы отвечающие за тормоз, для облегчения схемы, а ногу процессора посадить на землю?

BALAL

Элементы выкинуть можно, да и следует(нужно), а вот “ногу” нужно оставить никуда не присоединённой, “вывесить”, ведь это - выход!

AlexN

Выкинуть можно, ногу оставить в воздухе! Это же выход, не стоит ему короткое замыкание устраивать.