Простой тренер

dima70

Решил вынести на обсуждение свою модель. Описание уже было размещено в моем дневнике, теперь представляю на суд общественности.
Первой моделью был Трикон. Для него был куплен безколлекторник, регулятор (на 40А, предполагал брать на 25А, но меньше был только 12А, пришлось брать что есть), LiPo 3S1P 1800mA и зарядник.
Трикон, к сожалению, был мною разбит в первом же полете. Летал он очень неплохо (в умелых руках). У меня руки пока неумелые и для того чтобы умения в них прибавить, решил я построить себе тренер. (Сразу вспомнилась шутка, она была эпиграфом где то в статье для начинающих: “- Сколько вам нужно, чтобы научиться летать? - Ну где-то пять-шесть. - Чего, месяцев? - Нет, самолетов…”
Какой дожен быть тренер? Самое распространенное мнение, что верхнеплан. Профиль плоско-выпуклый. Должен быть достаточно простой, чтобы быстро построить и не жалко было, если опять разобью. Самое простое - вырезать целиком из пенопласта, оклеить скотчем, всё оборудование сверху приклеить. Крыло на резинках, шасси на резинках. А! самое главное, чтобы аккумулятор был надежно защищен и не пострадал от возможных ударов. (На Триконе он был поврежден, выкидывать было очень жалко, пришлось заклеить эпоксидкой, храню сейчас его в кастрюле).
Конструкцию взял практически “из головы”, пропорции и размеры примерно соответствуют Трикону. Размах 900мм, длина фюзеляжа - 700мм. Профиль взял от Simplex-а, чуть увеличив (длина 180мм вместе с элероном, высота 27мм).

Чтобы вырезать из пенопласта детали, соорудил станок для резки пенопласта. Точнее модернизировал его. Станок этот я уже использовал, когда резал крылья для Трикона. Аналогично вырезал крылья для тренера. Нихромовая проволока (от плитки, 500Вт) при этом натягивается горизонтально (при помощи талрепа). Запитывается нить от автомобильного зарядного устройства, ток регулируется на нем до 6 ампер, при этом напряжение постоянное 14В. Определил экспериментально, что оптимальная температура для реза получается, когда пропускаю ток 1.5 на длине нити примерно 50см. Вполне можно обойтись и более простым зарядным, главное чтобы оно обеспечивало ток 1-2А, можно даже запитываться от автомобильного акумулятора, регулировать ток за счет длины нихромовой проволоки (осторожно, она вся будет нагреваться!).
Вырезал заготовки из панелей розового пенопласта (Техноплекс размер панели примерно 1500х550х50мм). Важно соблюдать направление волокон, оно вдоль плиты. На торцы заготовки консолей крыла саморезами привинтил шаблоны профиля, которые вырезал из жестянки от направляющих (для гипсокартона). Главное при резе - плавно вести заготовку, не останавливаясь, без перекосов. Просто кладу сверху на нить и веду. Заготовку держать за края (где шаблоны) и не прогибать (не нажимать) в середине иначе получится вогнутость как у линзы. Осторожно выводить на краях, не стараясь вырезать точно до самого края, потом остатки можно отрезать ножом и зачистить наждачкой.
Для того чтобы резать детали фюзеляжа, нить натянул вертикально при помощи груза (аккумулятор от UPSа - 2.5кг). В качестве балки использовал строительный метр, в столешнице просверлил отверстие, пропустил нить. Снизу к нити привязал крючек, согнутый из гвоздя (прям как рыболовный), на крючок повесил груз.
Решил сэкономить на материале, фюзеляж сделал составным. Всего ушел кусок размерами примерно 470х420 мм.

Склеил консоли крыла. В консолях вырезал вертикальные пазы, вклеил линейку. Крыло сделал с небольшим V (1-2град). Склеил фюзеляж.
Оперение по размерам примерно как у Трикона, вырезано из листов гладкой потолочки. На торцы оперения приклеены расщепленные вдоль бамбуковые шампуры (в сечении полукруг). Вклеил оперение. Сверху и снизу крыла приклеил ленты (стяжки от коробок бытовой техники). Вырезал элероны, сразу решил, что на каждый элерон пойдет по одной машинке, установленной на крыле по середине элерона. Это упростит крепление крыла к фюзеляжу (машинка не будет мешать) и жесткость элерона будет достаточной. По задней кромке крыла приклеил рейку, чтобы пенопласт не сминало резинками. По передней кромке - бамбуковые щепки. Центроплан оклеил сверху и снизу картоном от папки. По передней кромке крыла проклеил армированный скотч. Кыло обтянул желтым скотчем. С боков фюзеляжа в местах ложа крыла приклеил линейки, линейками с боков заклеил нишу аккумулятора. Для крепления резинок крыла просверлил отверстия и вклеил обрезки бамбуковых шампуров. В нише аккумулятора между боковин и к задней стенке вклеил на 5минутку деревянный брусок для крепления шасси. Шасси открутил от Трикона. Для зацепления резинок шасси сделал еще одни штырьки чуть позади передних. В случае удара шасси отгибается назад, резинки амортизируют удар. Крыло крепится 4мя резинками. 2-е крест-на-крест и две вдоль фюзеляжа. Рули и элероны навешаны на скотч (как на Триконе в шахматном порядке). Моторный шпангоут из 3мм фанеры от фруктовых ящиков, дополнительно приклеен армированным скотчем. Мотор на шурупах, под крестовину, под верхние и левые шурупы проложены шайбы для выкоса двигателя (вниз, вправо).



Модель оклеил желтым скотчем. Поставил рулевые машинки на РН и РВ, качалки двухплечевые, соответственно и кабанчики двойные. Кабанчики вырезаны из поршней от одноразовых шприцев, приклеены к рулям на двухсторонний скотч. Тяги из проволоки диаметром примерно 0.8-1мм, проволока от гофротрубки (в которых кабели прокладывают, она в ней для протяжки кабелей используется). Проволока стальная, сверху покрыта медью. Со стороны кабанчиков тяги загнуты зигзагом и вставлена в отверстие кабанчиков. Под рулевые машинки вырезаны в пенопласте углубления и приклеены кусочки от линеек, к которым шурупами (из комплекта от машинок) крепятся машинки. Приемник и регулятор приклеены на двухстороний скотч. Снизу на фюзеляж, крылья и оперение приклеил полоски черного скотча. За свою раскраску тренер получил название - Билайныч.
Масса самолета примерно 650-660 грамм (с аккумулятором). Винт ставлю рекомендуемый для мотора - 10х4.7.
Успешно облетал модель, запускал с колес и с рук. Модель весьма крепкая. Резинки на шасси хорошо амортизируют при посадке, на крыле - оберегают крыло от повреждения, при ударах оно просто сместится. Аккумуляторная ниша закрывается линейкой, с боков остаются щели для охлаждения. С задней стороны линейка вставляется под крепеж шасси, с передней - прикручивается шурупом. Сначала думал делать подкосы на крыло, но крыло и без них крепится прочно. Модель перенесла несколько крашей, поломал пару винтов. Оказалась очень удачная нижняя “губа” под мотором, хорошо защищает двигатель от ударов о землю.



Burgman

А характеристики где? Что в итоге получилось в цифрах?

dima70
Burgman:

А характеристики где? Что в итоге получилось в цифрах?

А какие интересуют характеристики? Какие цифры? Я новичек на форуме, объясните что и как принято…

19 days later
vova_krem

До чего все просто! Взял пену- порезал- склеил и полетел-МОЛОДЕЦ! 😁 мне понравилось-для учебки СУПЕР! Просто и быстро , а главно все доступно и дешево. А характеристики твои описаны при разработке проэкта; размах, длина, вес, двиг, акумоляторы и тд.

skynet59

СУПЕР! все гениальное - просто, долго искал что же взять за первую модель, посмотрев эту тему решил: не буду заморачиваться на постройку цессны, а сделаю такой.
Дмитрий, не сочтите за труд, поделитесь пожалуйста более подробными чертежами, если таковые имеются, особенно хотелось бы увидеть профиль крыла.

dima70
skynet59:

СУПЕР! все гениальное - просто, долго искал что же взять за первую модель, посмотрев эту тему решил: не буду заморачиваться на постройку цессны, а сделаю такой.
Дмитрий, не сочтите за труд, поделитесь пожалуйста более подробными чертежами, если таковые имеются, особенно хотелось бы увидеть профиль крыла.

Спасибо что оценили! Из чертежей есть только то, что выложено в первом посте. Профиль взял от Simplex-а (посмотрите в ангаре у Concord-a, тут на сайте), могу только отсканировать жестянку- шаблон, если нужно. Вполне научился летать на этом аппарате, он прекрасно крутит бочки, петли получаются вялые, особенно обратная, но это думаю можно поправить, увеличив плечо на качалках. Аппаратура у меня простая - WFLY-06 с механическими триммерами, без настраиваемых микшеров (только стандартные), а желательно делать микс газа с РВ, при полном газу модель тащит вверх. Окраска получилась удачная, хорошо различается верх и низ на большом расстоянии. Моделька весьма крепкая, сколько морковок выдержала, винтов попереломал штук пять. Не очень красиво выглядят тяги снаружи и создают дополнительное сопротивление, но для тренера скорость и внешний вид не главное. Главную задачу ставил перед собой - сделать простую модель, чтобы просто было сделать, была крепкая, но достаточно легкая. Из потолочки клеить сложнее, когда делал облегченное крыло для Трикона (вырезал из цельного куска розового пенопласта, облагчил, потом обтягавал разрезанной потолокой - выигрыш был небольшой), поэтому решил, что из цельного куска резать проще, быстрее, без особого утяжеления.
Сейчас в планах - сделать полукопию Ла-7 практически по такой же технологии, но начинку спрятать во внутрь. В отпуске наверно займусь.

skynet59
dima70:

Спасибо что оценили! Из чертежей есть только то, что выложено в первом посте. Профиль взял от Simplex-а (посмотрите в ангаре у Concord-a, тут на сайте)

Спасибо! нашел, в каникулы наверное возьмусь, как раз аппаратуру куплю да двиг доделаю.

dima70
skynet59:

Спасибо! нашел, в каникулы наверное возьмусь, как раз аппаратуру куплю да двиг доделаю.

Самодельный двигатель? Имеет ли смысл, в магазине БК стоит около 1000-1500р. На моей модели стоит DualSky XM2830CA - 12T 980 об/В, по паспорту на максимальном токе - 200Вт, с винтом 10х4.7 дает около 800гр тяги. Удастся ли получить то же от самодельного двигателя?

BTW: Пробовал ради эксперимента мотор от SCSI винта. Для тех кто не знает, у этих винтов частота вращения 15000 об/мин. Ничего не перематывал (даже не разбирал его), просто подключил к регулятору. Наружу выходит 4 контакта, причем на одном явно видно выходят скрученные концы. Вывод - звезда. Крутится, но мощи выдает мало, если перемотать, наверно будет лучше. Собран и отбалансирован добротно, на подшипниках, высота небольшая. Если облегчить корпус, может что нибудь путное и получится, но всё равно думаю что купить готовый лучше.

В полевых условиях:

baldhead
dima70:

он прекрасно крутит бочки, петли получаются вялые, особенно обратная, но это думаю можно поправить, увеличив плечо на качалках. Аппаратура у меня простая - WFLY-06 с механическими триммерами, без настраиваемых микшеров (только стандартные), а желательно делать микс газа с РВ, при полном газу модель тащит вверх. Окраска получилась удачная, хорошо различается верх и низ на большом расстоянии. Моделька весьма крепкая,

Позвольте я внесу немного здоровой критики.
У меня создалось впечатление что самолет получился довольно тяжелый. Одни стойки шасси с колесами грамм на 40 потянут. Фюзеляж тоже мягко говоря не отличается ажурностью. Ну регуль на 40 А свои 10 лишних грамм тоже добавляет. В итоге наверное граммов 100-120 лишнего веса набегает.
А в остальном… все хорошо.

skynet59
dima70:

Самодельный двигатель? Имеет ли смысл, в магазине БК стоит около 1000-1500р. На моей модели стоит DualSky XM2830CA - 12T 980 об/В, по паспорту на максимальном токе - 200Вт, с винтом 10х4.7 дает около 800гр тяги. Удастся ли получить то же от самодельного двигателя?

чтобы двиг был мощным, недостаточно только перемотать его, надо также заменить стандартный магнит, на неодимовые. купить может и проще, скорее всего так и сделаю, но просто мне самому интересен процесс изготовления, и что из этого получится.

dima70
baldhead:

У меня создалось впечатление что самолет получился довольно тяжелый. Одни стойки шасси с колесами грамм на 40 потянут. Фюзеляж тоже мягко говоря не отличается ажурностью. Ну регуль на 40 А свои 10 лишних грамм тоже добавляет. В итоге наверное граммов 100-120 лишнего веса набегает.
А в остальном… все хорошо.

Сегодня утром специально всё взвесил.

Вес всего комплекта - 634гр, крыло в сборе - 157гр, фюз с сборе - 316гр. Шасси - 38гр (вы правы), до этого вообще стояли древние советские резиновые модельные колеса, пара тянула аж на 50гр. Купив колесики из вспененной резины, я сбросил с модели не менее 20гр, но при этом центровка сместилась чуть назад. Остальная начинка фюза: двигатель 60гр, серво 10 + 6 гр, приемник - 10гр, рег - 42гр (я ж говорю, брал что было, на 25А небыло, был на 12А, а это явно мало). Получается что вес пустого фюза обтянутого скотчем, с оперением и тягами - около 170гр, крыла без машинок - 145гр. Можно побороться за массу, например прорезать в хвостовой балке круглые отверстия (трубкой), выдолбить изнутри фюзеляжа полости. Или использовать шариковый пенопласт (10-15гр/дм3, у розового - около 30гр/дм3, как у потолочки), обтянутый скотчем он будет достаточно крепким. Но это всё стрельба из пушек по воробьям. Если облегчать модель, то со стороны начинки. Если взять мотор более оборотистый, например ХМ2830СА-8Т 1480об/в (у меня 12Т 980об/в), то можно использовать акум не 3, а 2 банки, что при той же массе двигателя сократит вес модели на 50гр. Или взять моторчик послабее, но полегче, например ХМ2822СА-24Т 1450об/в - 100Вт, 30гр. С регом на 25А сбросим 20+20+50 = 90гр. Потеряв в мощности, выиграем в массе, соотношение веса и тяги останется примерно таким же. Я делал из того что смог купить и было под рукой, в первую очередь исходил из соображения сделать как можно проще, пусть и тяжелее. При этом модель объемная, а не плоская.

skynet59:

чтобы двиг был мощным, недостаточно только перемотать его, надо также заменить стандартный магнит, на неодимовые. купить может и проще, скорее всего так и сделаю, но просто мне самому интересен процесс изготовления, и что из этого получится.

Да, конечно, неодимовые круче. Только их где то купить надо. У нас в городе не видел чтобы продавались, надо заказывать в инете. Поэтому для меня проще купить готовый мотор.

vova_krem

[quote=baldhead;1056422]
Позвольте я внесу немного здоровой критики.
У меня создалось впечатление что самолет получился довольно тяжелый. Одни стойки шасси с колесами грамм на 40 потянут. Фюзеляж тоже мягко говоря не отличается ажурностью. Ну регуль на 40 А свои 10 лишних грамм тоже добавляет. В итоге наверное граммов 100-120 лишнего веса набегает.
А в остальном… все хорошо.
[/qu

Насколько я понял при изготовлении стояла задача сделать просто и быстро тренер из тех материалов которые были под руками. да к томуже такой чтобы не очень боялся падений при неумелых полетах. Результат достигнут! А все остальное можна доработать, поменять и тд. Это уже другое. Главное что летает и на нем можно УЧИТСЯ!

baldhead
vova_krem:

А все остальное можна доработать, поменять и тд. Это уже другое. Главное что летает и на нем можно УЧИТСЯ!

Полностью согасен. Но культура веса в пенолетах очень важна!

7 days later
dima70

Набросал в Компасе (v10) чертеж модели (последний раз с компасом работал лет 15 назад, еще c ДОСовым, всё позабывал). В архив включены чертежи в виде компасовского “фрагмента” *.frw, save в *.wmf и save в *.dwg).

чертеж.rar

boroda_de

Прикольный тренер. 😃
Желаю успешных полётов

3 months later
BukTop

А я такой же построил. Пользовался теме же технологиями что были в описании. Строил по чертежу который автор выложил.
Правда я его весь обклеил бумагой, боялся что будет не прочный. (моя первая модель)
Хвост получился очень тяжелый, с центровкой были проблемы.
Первый полет - 30 секунд и вертикально в землю. После ремонта увеличил переднюю часть на 2.5 см. (подвинулась батарея, двиг.) центровка получилась на 29% от хорды.
2й полет - уже был уверенным.
Есть видео.
Первый полет

И 2рой

Продолжение:

Если кому интерестно - есть фото как я его строил. Есть фото то что было после аварии первой :bash:

Вообщем хочу выразить благодарность автору за идею и за помощь.

dima70
BukTop:

А я такой же построил.

Правда я его весь обклеил бумагой, боялся что будет не прочный. (моя первая модель)
Хвост получился очень тяжелый, с центровкой были проблемы.

Если кому интерестно - есть фото как я его строил. Есть фото то что было после аварии первой 😃

Вообщем хочу выразить благодарность автору за идею и за помощь.

Рад, что оценили. А бумагой не очень тяжело получилось, какой полетный вес в итоге вышел? На счет скотча сомневаться не стоит, попробуйте разоравть бумагу и разорвать скотч. Если нет надрезанного места, порвать скотч весьма трудно. Какой он у вас резвый получился, носится как истребитель 😃 У меня помедленней летал (сейчас на стенке висит, начинка пошла на новый Ультрон). Чтобы было безопаснее, я старался поднимать его повыше. Часто начинающие пилоты стремятся летать ниже, по принципу что ниже падать - легче последствия, а чем выше падать - тем “больнее”. В действительности, чем больше запас высоты, тем больше времени чтобы успеть среагировать и “поймать” модель. Хотя конечно, полеты у земли гораздо зрелищнее 😃 С каким винтом летаете? Фото конечно было бы интересно.

BukTop

Винт 9*5. Полетный вес😊 880 грам. Тяжеленький получился. Близко с землей - как вы и сказали - зрелещнее.
А еще боюсь его отпускать далеко - незнаю как далеко работает радио. Был один случай - отлетел метров на 50, стал пропадать сигнал - еле домой вернул. Уже в мыслях попрощался с ним. (может это было изза того что на пульте батарейки были полуживые. из 5 лампочек 2 горели)
Фото выложу, как до дома доберусь сегодня вечером.

dima70
BukTop:

Винт 9*5. Полетный вес😊 880 грам. Тяжеленький получился. Близко с землей - как вы и сказали - зрелещнее.
А еще боюсь его отпускать далеко - незнаю как далеко работает радио. Был один случай - отлетел метров на 50, стал пропадать сигнал - еле домой вернул. Уже в мыслях попрощался с ним. (может это было изза того что на пульте батарейки были полуживые. из 5 лампочек 2 горели)
Фото выложу, как до дома доберусь сегодня вечером.

Винт если поставить побольше 10х3.8 SlowFlyer (конечно если мотор позволяет), то скорость будет меньше. 50м это очень мало. Стандартно аппа должна держать 300-400м, видимость полюбому прямая, есть смысл проверь дальность на земле. Антенну выдвинуть на одно колено и отходить от самолета, если на 30-40м будет работать без сбоев, то на полной антенне дальность должна быть достаточной (на видео вроде видно, что аппа с телескопической антенной, значит на 35-40МГц). Может дело в помехах? У меня аппа при садящихся батарейках пищать начинает, а на дальность уровень заряда влиять на должен.

BukTop

Может быть дело в помехах… т.к. летал в центре города в парке маленьком. Пульт - esky ek2-0404b 40 mhz.
Винт - такой был рекомендован производителем… незнаю как определять потянет ли двиг или нет… 😊

А вот и фотки: начало строительства

В фюзеляже вырезал дырки, так как боялся что хвост будет слишком тяжелый… хотя это и не особо помогло…

Сверху обтянул бумагой на пва. Жесткость она придала коллосальную… даже не ожидал.

А вот, кстати чем я пену резал

Дешего и сердито 😃 Когда резал крылья - проволоку за 2 уголка натягивал болтом от люстры. Трансформатор 380 вольт - 36 вольт. Не помню мощность.

Первое падение (то что на видео). Было довольно больно… погнул ось, пришлось менять (благо можно было отдельно купить). Нос весь отрезал, вырезал новый, приклеил.

А это фотки того, какой он есть сейчас:

Болты - для центровки 😊


Вообщем вот так получилось. Не везде аккуратно, как хотелось. Но как есть.Летает он очень даже не плохо. Второй буду делать трикон, буду стараться аккуратнее.

dima70
BukTop:

Винт - такой был рекомендован производителем… незнаю как определять потянет ли двиг или нет… 😊

Сверху обтянул бумагой на пва. Жесткость она придала коллосальную… даже не ожидал.

А вот, кстати чем я пену резал
Дешего и сердито 😃 Когда резал крылья - проволоку за 2 уголка натягивал болтом от люстры. Трансформатор 380 вольт - 36 вольт. Не помню мощность.

Болты - для центровки 😊

Второй буду делать трикон, буду стараться аккуратнее.

Винт, кстати, y вас стоит ДВСовский. Он достаточно тяжелый, хоть и деревянный. Надо бы винт для электро. Какие винты рекомендованы производителем? Обычно диапазон указывают 8х5…10х4

А почему бумага так бликует? На фото снизу видно, как будто оно ламинированное. Бумагой конечно проще обтянуть чем скотчем, но сильно тяжело получилось. Это ж почти 55гр/дм! Жесткость после обтяжки скотчем тоже возрастает значительно, но при этом в массе добавляется всего 30-50гр.

Станок зачетный 😃 Идея использовать уголки для полок понравилась.

Заднее колесо, я думаю, лишнее, хватило бы проволочного или фанерного костыля. Если и делать, то маленькое. Например на Триконе в качестве заднего колеса используется сантехнический сальник. Каждый лишний грамм на хвосте - это 5 или больше - на носу (для компенсации). Тогда бы и болты на носу не понадобились. Стабилизатор по кромке достаточно оклеить распущенными на две половинки бамбуковыми шампуринами, это легче чем рейками, но не менее прочно и жестко. Крышка аккумуляторного отсека будет легче из линейки. Один раз приехав на поле я обнаружил, что крышку-линейку я забыл дома. Закрыл отсек картонкой от блистер упаковки от сверл и заклеил армированным скотчем. На Ультроне у меня крышка аккума - потолочка сверху оклеенная армированным скотчем (правда сам акб держится внутри на липучке).

А вот колеса, я обратил внимание, похоже сделаны по статья на rcdesign из доннышек от пивных банок и пористой резины от шлепанцев, а прав? Мне эта идея нравится.

Мне понравилась модель Ultron: rcopen.com/forum/f36/topic128361 Строится достаточно просто, легкая и хорошо летает. Если зажать расходы, то вполне может летать как тренер. Одно на нем неудобно - т.к. среднеплан, сложно сделать съемное крыло. Если будете строить Трикон, советую продумать крепление аккума не так как у автора. Потому что у меня на Триконе при морковке аккум полетел вперед и напоролся на вал двигателя. Надо размещать его так, чтобы перед ним небыло ничего жесткого и твердого.

BukTop

Да, вы правы - винт для ДВС, но это единственное что было на складе. В риге не так то много мест где можно поживиться пропеллерами. Для электро надо было заказывать и ждать неделю, а то и 2…
Бумага, после жесткого приземления в одном месте порвалась, после чего решил ее обтянуть скотчем… Да да… культура веса в пенолетах… и все такое… я знаю, самому стыдно. больше так не буду😒
Шасси - действительно по той же технологии что есть тут на сайте. (именно прочитав ее и стал такие делать) Там автор писал, но я хочу особое внимание обратить всех, кто собирается делать такие колеса - черная пыль от тапков - забивается везде где только можно, прилипает к щетке… вообщем эту вездесущуюю гадость весьма трудно было убирать. А так, хорошие колеса получаются и, главное не сложно сделать.

А так, dima70, спасибо Вам за советы. Со всем согласен, в следующем проекте их учту. А на этом самолете пока поучусь. (он уже падений 10 выдержал 😃.) По началу сложно было с приземлениями, сейчас казусы намного реже

2 months later
armagedon

Какие б/к из пилотажевских посоветуете?Я в этом деле новичек так что не судите строго.

dima70
armagedon:

Какие б/к из пилотажевских посоветуете?Я в этом деле новичек так что не судите строго.

Примерным аналогом того который я использовал, будет DT2213/22 Deluxe или DT2213/20 Deluxe. Обеспечивает тягу до 800гр. Потом сможете его использовать на каком нибудь фане. (Deluxe, как я понял, означает комплектацию мотора креплением, запасным валом, цангами, пропсейвером и т.п., имеет смысл брать его).