Постройка авиамодели

sergetk
Stauntee:

Правда, я не очень разобрался на счет тройного провода, идущего от регулятора на приемник. Под третий канал на приемнике (под коллекторный двигатель) выделено только два контакта. В то время как от регулятора отведены три. Как я понял, провод с питанием 5В использовать не обязательно, т.к. у приемника есть свои выводы на аккумулятор. Можете, пожалуйста, мне подсказать, если кто знает, какой из этих трех проводов за что конкретно отвечает (+7,4В от приемника, + 5В от регулятора и - общий; расцветка: красный, белый и черный).

Боюсь, приемник Вам не подойдет. Сейчас посмотрел на его фотографию - это от какой-то соосной валькеры (или стрекозы, что одно и то же)? Это не полноценный приемник, там должна быть вторая плата (и с ней он не будет полноценным - т.к. узко специализирован). У Валькеры блок электроники не имеет отдельного приемника (в отличии от Е-Скаевской Ламы, где приемник можно выцепить). Он состоит из двух плат, на одной - собственно приемник (без разделения PPM-сигнала по каналам), стабилизатор напряжения и датчик гироскопа, на второй - микроконтроллер, который выделяет два канала из PPM-сигнала для сервомашинок перекоса, а еще два канала мешает с сигналом гироскопа и выдает сразу напряжение на моторы.

Stauntee
sergetk:

Боюсь, приемник Вам не подойдет. Сейчас посмотрел на его фотографию - это от какой-то соосной валькеры (или стрекозы, что одно и то же)? Это не полноценный приемник, там должна быть вторая плата (и с ней он не будет полноценным - т.к. узко специализирован). У Валькеры блок электроники не имеет отдельного приемника (в отличии от Е-Скаевской Ламы, где приемник можно выцепить). Он состоит из двух плат, на одной - собственно приемник (без разделения PPM-сигнала по каналам), стабилизатор напряжения и датчик гироскопа, на второй - микроконтроллер, который выделяет два канала из PPM-сигнала для сервомашинок перекоса, а еще два канала мешает с сигналом гироскопа и выдает сразу напряжение на моторы.

Да, верно это приемник от соосного вертолета «Стрекоза» со сломанным каналом на один винт. Я проанализировал его работу в снятом состоянии: на выходе неповрежденного канала выдается 7,4В и сервы тоже вполне нормально работают. Канал для второго винта пробит, с него, кстати, можно будет брать напряжение для работы регулятора хода. Но где взять вторую плату я не знаю. Ведь вы же сами сказали, что «У Валькеры блок электроники не имеет отдельного приемника», т.е. все находится на одной плате.😃

А на счет гироскопа, я даже не знаю, что можно сделать – отпаять его или, если это возможно как-нибудь приспособить для регулирования полета самолета.

sergetk
Stauntee:

Да, верно это приемник от соосного вертолета «Стрекоза» со сломанным каналом на один винт. Я проанализировал его работу в снятом состоянии: на выходе неповрежденного канала выдается 7,4В и сервы тоже вполне нормально работают. Канал для второго винта пробит, с него, кстати, можно будет брать напряжение для работы регулятора хода. Но где взять вторую плату я не знаю. Ведь вы же сами сказали, что «У Валькеры блок электроники не имеет отдельного приемника», т.е. все находится на одной плате.😃

По поводу двух плат - насчет нынешних “больших” стрекоз не уверен, судил по мини-стрекозе и старой стрекозе. Не увидел на плате приемника разъемов для сервомашинок - там один разъем с 4 штырьками. Из “нормального” приемника торчат штырьки по 3 на каждый канал. Но если у Вас с этим приемником работают сервомашинки - значит Вы их куда-то подключили и я не прав.

Stauntee:

А на счет гироскопа, я даже не знаю, что можно сделать – отпаять его или, если это возможно как-нибудь приспособить для регулирования полета самолета.

Гироскоп там пытается управлять курсом, меняя обороты двигателя. Если его отпаять - не факт, что микроконтроллер запустится. Хотя конечно можно подобрать резистор вместо него.

Главная засада все-таки в том, что у Вас бесколлекторный движок и нормальный ESC. Управлять этим можно только с помощью нормального PPM-сигнала. А со стрекозиного приемника выходит напряжение для коллекторного мотора (т.е. в него встроен ESC - точнее даже два - для коллекторника). И поменять это никак нельзя, не перепрошивая микроконтроллер на плате, т.к. нет какой-то точки, откуда можно вытащить каналы газа или курса - все происходит внутри программы контроллера.

У Вас существует три бюджетных пути:

  1. Купить 40-мегагерцовый приемник и кварц в нему на частоту кварца в вашем передатчике (например, в rc-ocean.ru приемник E-Sky 600 рублей, кварцы 120 рублей).

  2. Или купить синтезаторный приемник на 40 МГц (т.е. без кварца, сам настраивается) - на hobbycity.com стоит $22

  3. Или купить другой передатчик вместе с приемником (на hobbycity.com 6-канальный передатчик, настраиваемый через USB, вместе с приемником стоит $35, правда пересылка влетит в копеечку). Сможете потом сделать летающее крыло с настройкой V-Tail или бомбы сбрасывать, имея лишние каналы.

Stauntee

После того как я снял этот передатчик с вертолета мне хотелось найти ему хоть какое-то применение. Может мне стоит просто купить коллекторный двигатель, а для бесколлекторного мотора и регулятора хода я еще найду применение.

Stauntee

Купил сегодня шестиканальный мини-приемник какой-то китайской фирмы. В магазине сказали, что он должен подойти к моему пульту. Правда пока точно не знаю, какие контакты на приемнике соответствуют джойстикам и переключателем на пульте управления. Думаю, это следует проверить опытным путем с помощью сервомашинок. На пульте сзади я нашел небольшие переключатели. Если я правильно понимаю, то для проверки приемника их все следует поставить в положение «ON».

Хотел также уточнить на счет подключения сервоприводов и кварцев: имеется ли у их разъемов полярность или их можно ставить как угодно (лично мне кажется, что полярность здесь можно не соблюдать, но лучше лишний раз спросить)?

Sergey77
Stauntee:

В магазине сказали, что он должен подойти к моему пульту. Правда пока точно не знаю, какие контакты на приемнике соответствуют джойстикам и переключателем на пульте управления. Думаю, это следует проверить опытным путем с помощью сервомашинок. На пульте сзади я нашел небольшие переключатели. Если я правильно понимаю, то для проверки приемника их все следует поставить в положение «ON».
имхо это реверс. попробуйте - увидите
Хотел также уточнить на счет подключения сервоприводов и кварцев: имеется ли у их разъемов полярность или их можно ставить как угодно (лично мне кажется, что полярность здесь можно не соблюдать, но лучше лишний раз спросить)?

кварц-без разницы, сервы по другому не подключиш, просто работать не будут, реверс выставляется на передатчике, переключателями.
Первые проверки БЕЗ ПРОПЕЛЛЕРА!!!

pakhomov4

[QUOTE=Stauntee;1323915]Купил сегодня шестиканальный мини-приемник какой-то китайской фирмы. В магазине сказали, что он должен подойти к моему пульту. QUOTE]

😁 А теперь попробуйте ввести данный микрокварц в данный приёмник…😃

Stauntee
pakhomov4:

😁 А теперь попробуйте ввести данный микрокварц в данный приёмник…😃

Я ,пожалуй, даже и пытаться не буду, у меня есть другие кварцы.😎 А вот зачем китайцы положили в комплект к приемнику этот маленький кварц я до сих пор понять не могу.

olegtur77

Так а вчем проблемма?, раскрыл корпус, припаял кварц и все, и надежней чем на разъеме

pakhomov4
olegtur77:

Так а вчем проблемма

Проблема в том, что надо иногда всё-таки ДУМАТЬ…😒 Покупаю некоторые штуки… А припаять - это-ж сообразить надо!😃

Stauntee

Вот нарисовал схему расположения электроники и крепежных планок.
Цифрами на рисунке обозначены:

  1. Двигатель
  2. Регулятор хода
  3. Аккумулятор
  4. Приемник
  5. Сервопривод элеронов
  6. Сервопривод руля высоты
  7. Алюминиевый каркас крыла
  8. Проволока для поворота элеронов
  9. Деревянный каркас (обозначен желтой пунктирной линией)
  10. Поперечные крепежные планки (их 7, обозначены серой штриховкой)

Самолет я собираюсь строить небольшого размера: длинна – 460 мм, размах крыльев – 580 мм.

Систему управления элеронами я спроектировал немного необычным способом. На качалку сервомашинки наклеивается пластиковая шестеренка. При вращении она передает движение двум другим шестерням, расположенным по бокам от нее, которые в свою очередь вращают оси элеронов. Правда пока я не придумал как можно сделать это соединение разборным.

Купил, кстати, недавно пару листов пеноплекса. Именно из него и собираюсь начать постройку. Прочитал в статье «ParkFlyer - своими руками» (www.rcdesign.ru/articles/…/electro_aircrafts_2) про технологию резки пенопласта и других материалов с помощью нагретой электрическим током вольфрамовой проволоки. Довольно интересный и быстрый способ. Но у меня в наличии такой проволоки не оказалось, зато нашлась медная. Как-то не очень хотелось устраивать замыкание. 😃 Поэтому я вспомнил о другом не менее важном свойстве меди – теплопроводности. Один конец проволоки, натянутой между двумя шурупами, можно расположить над свечей или обмотать ей жало паяльника. Правда, вскоре я обнаружил, что тонкая проволока очень плохо проводит теплоту, а использование толстой (около 1 мм) не всегда удобно. Поэтому попрошу вас, уважаемые форумчане, поделиться своими технологиями резки пенопласта (пеноплекса) и других подобных материалов.

Dr_On

Немножко критики…
Пункт 7. Алюминий надо заменить на бальсу или вообще на потолочку
Приемник лучше перенести чуть дальше в хвост, за аккумулятор.
Шпангоут (10) за аккумуляторным отсеком ИМХО не нужен вообще. В этом месте жесткость фюзеляжа будет обеспечена центропланом крыла

Stauntee
Dr_On:

Пункт 7. Алюминий надо заменить на бальсу или вообще на потолочку

Вобще-то я планирую поставить в крыло только два небольших отрезка проволоки милиметровой толщины. Думаю, что они не сильно утежелят конструкцию. Во всяком случае также делал Евгений Рыбкин, автор статьи “ParkFlyer 3. Летающий танк (Ил-2)”.

Dr_On:

Немножко критики…
Приемник лучше перенести чуть дальше в хвост, за аккумулятор.
Шпангоут (10) за аккумуляторным отсеком ИМХО не нужен вообще. В этом месте жесткость фюзеляжа будет обеспечена центропланом крыла

Спасибо за советы, шпангоут ставить не буду, но боюсь, если перенести приемник, то провод от регулятора хода не дотянется, хотя его можно удленить. Просто именно в этом месте я хотел сделать выемку в фюзеляже для легкого доступа к аккумулятору и приемнику.

Sergey77

немножко критики - чем меньше самолет, тем хуже на нем летать

Самолет я собираюсь строить небольшого размера: длинна – 460 мм, размах крыльев – 580 мм.

потолочка позволяет увеличить размер до метра, лучше этого и придерживаться.

dima70
Stauntee:

Самолет я собираюсь строить небольшого размера: длинна – 460 мм, размах крыльев – 580 мм.

Систему управления элеронами я спроектировал немного необычным способом. На качалку сервомашинки наклеивается пластиковая шестеренка. При вращении она передает движение двум другим шестерням, расположенным по бокам от нее, которые в свою очередь вращают оси элеронов. Правда пока я не придумал как можно сделать это соединение разборным.

Купил, кстати, недавно пару листов пеноплекса. Именно из него и собираюсь начать постройку. Поэтому попрошу вас, уважаемые форумчане, поделиться своими технологиями резки пенопласта (пеноплекса) и других подобных материалов.

Размах делай не меньше 800мм, лучше 900-1000мм. Самолет из цельного пеноплекса будет достаточно тяжелым (у меня тут есть тема “Простой тренер”). Советуют правильно, размер надо делать больше. Лучше всё таки делать из потолочки, получится модель легче, хотя вырезать цельным из пены - быстрее.
Привод элеронов шестернями, как на счет люфтов?
Резать пену надо нихромом. Нахромовая проволока продается под видом спиралей для электроплиток в хозяйственных магазинах (с медной не стоит заморачиваться) 😃. . Чем меньше мощность, тем тоньше проволока, стОит брать 500-600Вт. Про станок для резки пены есть у меня в дневнике. Кстати, можно резать пену приспособлением в виде лука, на котором вместо тетивы - нихром, а дальше - также - на нихром напряжение и вперед.
Удачи.

Stauntee
dima70:

Размах делай не меньше 800мм, лучше 900-1000мм. Самолет из цельного пеноплекса будет достаточно тяжелым (у меня тут есть тема “Простой тренер”). Советуют правильно, размер надо делать больше. Лучше всё таки делать из потолочки, получится модель легче, хотя вырезать цельным из пены - быстрее.

В таком случае можно увеличить размах крыльев до 725 мм, а длину фюзеляжа до 575 мм. Если этого мало, то можно конечно сделать и 870 на 690 мм. Но я планировал модель небольшого размера, что бы можно было легко производить запуск с рук и не возникало проблем с транспортировкой. А массу модели можно немного уменьшить путем создании пустот, например в крыльях (хотя я знаю, что это отразится на прочности).

Не так давно ко мне пришла одна мысль по поводу аварийной посадки авиамоделей. Попрошу только не очень осуждать за мою фантазию.😃 При проектировании размещения аппаратуры я сначала хотел сделать люк для сброса бомб, но вскоре отказался от этой идеи (лишняя масса не к чему). А что если разместить за люком вместо бомб полиэтиленовый парашют большого размера, сложенный и свернутый в трубочку. Затем, подсоединить к парашюту маленькую пороховую ракету (хотя в место нее можно поставить и пружину) и закрыть люк на защелку, приводимую в движение сервоприводом. При аварийной посадке сервопривод откроет люк, парашют с помощью пружины (ракеты) отлетит на метр и начнет раскрываться. Можно сделать даже еще проще: проделать в фюзеляже небольшое отверстие, вложить туда свернутый парашют с прикрепленной ракетой и крышкой, а затем установить эту конструкцию в выемку фюзеляжа. Нечто подобное, кстати, планируется использовать в гражданской авиации на маленьких самолетах.

Barim

уже предлогалось, поищите поиском.

если в краце - парашут актуален если успеешь нажать на кнопку выброса метрах в 10 от земли.
Обычно понятие авария - это за полсекунды до врезания в землю.
Новичек обычно не успевает отключить газ перед авиарией, не то что отключить газ и нацать спец кнопку.
проще и меньше повреждений - плюхнуть модель в траву, чем садить ее на парашуте (учтите ветер и отсутствие системы гашения или отстегивания купола после посадки)

ну на последок -

ракета на выброс никчему, можно использовать мощную пружину для вышвыривания парашута.

резюме - поиграться можно, но практического смысла нет. спасать жизнь пилота в моделе не за чем, а спасение самолета путем выброса парашута не планируется даже и в малой авиации 😃

Sergey77

добавлю, что на исходе первой недели полетов сама идея парашюта начинает казаться абсурдной. Просто внимательней надо быть, особенно при посадке. А летать повыше, чтоб было пространство для маневра.
Кстати, симуляторы никто не отменял.

гражданинъ

А самопроизвольное отстреливание парашюта на высоте ,да при ветерке -вообще приключение (с препятствиями)!

Alexm12
Stauntee:

…Не так давно ко мне пришла одна мысль по поводу аварийной посадки авиамоделей…

Пока аварийная посадка не произошла она “аварийной посадкой” не является. Если произошла, то парашют уже не поможет. В случае потери управления, типа “помеха”, дистанционный запуск парашюта не будет работать. В стрессовой ситуации, когда самолет быстро снижается, искать тумблер запуска парашюта некогда будет, проще попытаться вывести модель в горизонтальный полет. Скорее всего ваша система спасения поможет при “частичном разрушении” (отвалилось крыло), когда сделать уже ничего нельзя. Но из-за этого всегда возить с собой достаточно весомый механизм отстреда парашюта?

lelik

Один момент: на самолетах размахом меньше метра каждый лишний десяток грамм ведет к ухудшению летных качеств, в первую очередь к увеличению посадочной скорости из-за повышенной нагрузки на крыло. Ваши ракеты с парашютами - утяжеление ЛА. Лучше сделайте самолет полегче да научитесь его сажать из любого положения к ногам.