По-2(У-2) размахом 1м из потолочки
Всем привет.
В связи с потерей Яка, у меня возникла необходимость в новом самолете. Покупать ничего не хочу, хочу сам построить, да вот беда - не знаю как.
Я летаю на ограниченной площадке - футбольном поле, по периметру поросшем высокими деревьями. Постоянно имею проблемы на посадке из-за крутой глиссады. Самолет разгоняется на глиссаде и не вписывется в габариты поля - садится в кусты или на деревья. Короче говоря, мне нужно что-то медленно летающее с небольшой (порядка 27 гр/дм^2) нагрузкой на крыло, неубирающимся шасси и обязательно узнаваемое в воздухе. А еще губозакатывательную машинку 😆 Valera_o посоветовал мне присмотреться к какому-нибудь биплану.
От предыдущей модели у меня остался двигатель Pilotage 2213/22. С винтом 9х6" он должен выдавать до 800 гр. статической тяги. Таким образом модель должна быть весом около 600 гр., а лучше еще меньше… (реально ли уложиться?) и размахом не более 1 м (из условия транспортировки). 600 грамовые монопланы-полукопии самолетов ВОВ с размахом около метра по прикидкам будут иметь нагрузку сильно больше 30 гр/дм^2, отсюда кажется вытекает необходимость строить биплан.
Оговорюсь сразу: к бипланам никаких слабостей не питаю. Не нравятся мне ажурные конструкции, особенно напрягают расчалки, но кажется, это хороший вариант.
В качестве прототипа хочу что-нить советское, не долго думая остановился на По-2. Бабушка жены на нем в свое время летала - ей будет приятно.
Чертежи скачал тут (wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/…/index.htm). Подогнал масштаб так, чтобы верхнее крыло было размахом 1000 мм. При этом двигатель , кажется, вписывается в капот прототипа. Площадь обоих крыльев при этом получается 26,7 дм^2.
С нагрузкой в 25 гр/дм^2 (оптимистичный вариант) вес должен быть не больше 670 гр. Вот такие были мои рассуждения.
Опыт постройки модели “с нуля” не имею. Опыт ограничивается сборкой Мустанга и Як-3 по “оранжевой” технологии.
Прошу у общественности конструктивной критики.
п.с. На выходных попробую собрать нижнее крыло, тогда станет более понятно, на какой вес я могу расчитывать.
Обозначу общие вопросы, на которые не могу сам найти ответ:
1)Смогу ли я обеспечить жесткость бипланной коробки без использования расчалок? Очень не хочется с ними возиться.
2)Можно ли оставить “родной” профиль, с небольшой строительной высотой или может быть лутше выбрать что-то потолще?
3)Хочу научиться взлетать и садиться на шасси. Нужен ли мне РН, амортизаторы, закрылки (на прототипе их вреде бы нет)
4)…
А может сюда:
www.rcdesign.ru/articles/…/electro_aircrafts_2
??
1)Смогу ли я обеспечить жесткость бипланной коробки без использования расчалок? Очень не хочется с ними возиться.
2)Можно ли оставить “родной” профиль, с небольшой строительной высотой или может быть лутше выбрать что-то потолще?
3)Хочу научиться взлетать и садиться на шасси. Нужен ли мне РН, амортизаторы, закрылки (на прототипе их вреде бы нет)
4)…
1)Легко и не принуждённо.
2) Не можно, а нужно. К стати, а где вы его возьмёте.
3) РН вам не помешает это точно и на прототипе он был.
Амортизаторы на ПО-2 были закрылков небыло.
ЗЫ
Для обучения может всётаки моноплан?
А то биплан при не окуратной посадке быстро может стать монопланом.
На не официальном сайте МК мк магазин были развёртки просенькой модели ПО-2 из бумаги
А может сюда:
www.rcdesign.ru/articles/…/electro_aircrafts_2
??
Большое спасибо, v_b, я читал эту статью год назад и совсем про нее забыл.
Теперь многие еще не заданные вопросы отпали сами собой! 😁
2 Кузя. Спасибо. На монопланах немножко полетал. В воздухе более-менее уверенно себя чувствую, но вот посадка мне никак не дается. Мне нужен самолет под мое поле. Медленный, устойчивый на маленьких скоростях, но при этом небольшой и эффектный. Профиль есть по ссылке, которую я дал в первом посте. Кроме того, в теме про Чертежи есть топик про По-2, там Вы выкладывали бальсовые чертежи. И профиль там был.
Ну вот присоветовал. 😉
На и-3 и и15 сделал возможность изменять в небольших пределах угол установки верхнего крыла.
на и-3 пробовал без регулировки угла - не понравилось, очень задирался при “даче” газа. Потом поставил верхнее крыло немного в “-”, подобрал угол движка вниз и полетел как по рельсам. Вот такое моё мнение по поводу угла схождения крыльев.
Расчалок не ставил ни на и3, ни на и15. довольно жестко получается и так, но вид конечно не совсем тот…
РН на взлёте с колес - незаменимая вещь!
С “оптимизмом” с такими сечениями фюзеляжа можно не заморачиваться, там проще сделать плоские борта и низ, а верх выгнуть отдельно и приклеить. Нужны ли стрингеры в фюзеляж, вот тут не знаю, на “утёнке” такая технология дала нормальной жесткости фюзеляж и без стрингеров, но размах всего 700мм…
Мне нужен самолет под мое поле. Медленный, устойчивый на маленьких скоростях, но при этом небольшой и эффектный. Профиль есть по ссылке, которую я дал в первом посте. Кроме того, в теме про Чертежи есть топик про По-2, там Вы выкладывали бальсовые чертежи. И профиль там был.
А в смиуляторе тренероватьс не пробовали?
В пилотаже как то продавался недорогой бальзовой плосколёт думаю что ваш ПО-2 врятли сможет летать медленне.
Профиль в тех чертежах народной только слегка похож.
Поищите в паутине где то был скан инструкции от ПО-2 там точно был профиль роднее его быть не может:)
К сожалению у меня есть только несколько сканов страниц этой книги
Ссылку в сети на выкройки пионерского ПО-2 из бумаги не нашёл, откопал их у себя вот пожалуйста пользуйтесь
По крайней мере я знаю одного человека который по этим выкорйкам построил модель из потолочки и она успешно летала и размерчик ваш был.
РН на взлёте с колес - незаменимая вещь!
Это точно.
Вот такое моё мнение по поводу угла схождения крыльев…
Опа-чки, а вот мы и подобрались к самому интересному. То, чем бипланы принципиально отличаются от монопланчиков.
Можете поподробнее рассказать про “схождение крыльев”? Я догадываюсь, что это означает: угол установки нижнего крыла должен быть больше чем у верхнего. А почему? Как-то на устойчивость влияет? Где про это можно почитать?!!! ☕
Андрей, гляньте на мой Tiger Moth - rcopen.com/member1/…/000000000000000000000000. Правда не самодельный - от GWS. Надеюсь профиль, стойки, шасси можно рассмотреть. По небу ходит пешком. При его нагрузках стойки стоят отлично без всяких расчалок. РН, как уже написали очень помогает на взлете. Единственный минус - такой профиль крыла не дает нормально работать элеронам. При сборке, по незнанию, установил их - практически не действуют. В результате снял, но без них тоже не интересно. Сейчас клею свои крылья. Попробую как получится с ними.
Сложно теперь объяснить в двух словах.
Слышал две версии. Верхнее крыло в “+”, нижнее “0”, вторая - верхнее “0”, нижнее “+”. Т.е. в первом случае расходятся, во втором сходятся.
Логики больше в первом, потому что срыв происходит на верхнем раньше, чем на нижнем, а поскольку нижнее находится за ЦТ, то срыва в штопор не происходит. Во втором случае такого логического построения я не узнал, но попробовал вживую, нижнее “0”, верхнее “-”. В общем случае надо подобрать угол установки мотора и угол наклона верхнего крыла, при определенном угле между осью мотора и крылом наступит счастье.
Как-то так оно летало
Посмотрите, если интересно, мой По-2:
rcopen.com/forum/f81/topic95452
Он 1:15 (760мм размах, 300-350 г (в зависимости от аккумулятора)), расчалок нет, крылья крепятся на резинках, профиль получился увеличением родного в 2,5 раза, элеронов нет. Самолетик жив и, насколько это можно при моем пилотаже, здоров. Очень жизнеспособная машина получилась. По ссылке есть видео, если интересно. Машина может летать и медленно и быстро. Узнаваемость у него достаточная, никто не ошибался и ни с чем его не путал. Из особенностей: интересное и некомфортное реагирование на РН - сначала самолет поворачивается, потом меняет курс. Е. Рыбкин, глядя на это сказал, что “узнает брата Колю”, в смысле, у него тоже такой эффект на По-2 был. Наверное, с элеронами такого не будет.
На всякий случай, если интересно откуда идут соображения про углы установки и все такое:
Много буков (и формул для расчета коэффициентов) в книге по ссылке (djvu), глава XIII. Биплан:
www.vokb-la.spb.ru/contents/29/index.html
Я - молодой папа, и сегодня крыло вырезать уже не удастся. Вместо этого прикинул вес.
Материал обшивки - желтый изополин из E-fly, толщиной 3мм.
Взвесил лист 1000х500мм=50дм^2 весит 64 грамма. То есть плотность 1,28 гр/дм^2, сюда стоит прибавить скотч, из расчета 0.2 гр/дм2. Допустим, что лонжерон, нервюры и прочее хозяйство из набора крыла будет весить как половина одной обшивки, (на самом деле я думаю, что меньше) тогда вес крылев = 100 гр.
Пустого фюзеляжа без капота = 35 гр.
Оперения и РН = 22 гр
Итого, пустой планер без стоек, петель, боуденов, шасси, капота и прочего барахла должен уложиться в 160 гр.
Пойду извлекать электронику из Яка, прикину вес.
Взвесил “внутренности” 230 гр.
Итого экипированный вес должен составить 400+100(на всякие там шасси и т.д.)=500 гр. А нагрузка 19 гр/дм^2!!! Ура!
И не увеличивать лобовое сопротивление расчалками, а то легоньким ветерком будет носить куда попало.😉
тогда вес крылев = 100 гр.
Пустого фюзеляжа без капота = 35 гр.
Оперения и РН = 22 гр
Итого, пустой планер без стоек, петель, боуденов, шасси, капота и прочего барахла должен уложиться в 160 гр.
Вы не забыли, что По2 биплан😁? 100гр одно крыло весит при размахе 1м (небольшой +/-)
Итого экипированный вес должен составить 400+100(на всякие там шасси и т.д.)=500 гр. А нагрузка 19 гр/дм^2!!! Ура!
Да. 500 г, наверное, будет удобный вес. Но, я думаю, надо постараться, чтобы не больше. Все-таки 20 г/дм2 биплана и моноплана - разные вещи.
у меня крылья на метровом яке весили 26/27гр каждое. Это без обтяжки, без вырезанных элеронов, без покраски, и прочей дряни типо кобанчиков и места под серв. Причем в них только чистый пенопласт без усилений. И я его вот еще думаю кое как с шасси в 500гр вписать.
Вы не забыли, что По2 биплан😁? 100гр одно крыло весит при размахе 1м (небольшой +/-)
Э нет, не забыл. Смотрите сами 2 обшивки (верхняя и нижняя) примерно одинаковой площади с погонным весом 1,48 (вес изополина + скотч) гр/дм^2. Прибавим к этому вес лонжерона, нервюр и т.д., считая, что они примерно по площади равны половине площади крылаумножаю на общую площадь крыльев 26.7 дм^2 Получается (2+0,5)*(1,28+0,2)*26,7=98,8 гр.
Все сходится.
😇а склеивать на что?
на Uhu Por. Пробовал клеить изополин Титаном- плохо склеивается.
Э нет, не забыл. Смотрите сами 2 обшивки (верхняя и нижняя) примерно одинаковой площади с погонным весом 1,48 (вес изополина + скотч) гр/дм^2. Прибавим к этому вес лонжерона, нервюр и т.д., считая, что они примерно по площади равны половине площади крылаумножаю на общую площадь крыльев 26.7 дм^2 Получается (2+0,5)*(1,28+0,2)*26,7=98,8 гр.
Все сходится.
Вот для примера (линейка 50см). Серва С-02 пилотажевская - 8г, тяга, кабанчик - 2г вместе. Лонжерон из потолочки, никаких усилений;), даже нервюр нет.