потолочка на морозе
Коллеги, не подскажете, как у кого ведут себя самоделки из потолочки в условиях низкой темепературы (<0).
вышел вчера на улицу (-6) с самоделкой ЯК55 - контурный, сделан из теплона 6мм,в один слой, первый облет. Сверху слегка обклеен скотчем (только рисунок - цветные полосы). В крыле 1.8 мм карбон (размах 800 мм, пруток покороче, конечно). Еще вклеена капроновая нить (хотел посмотреть, скажется и это на прочности крыла - предыдущая модель “махала” крыльями)
Предыдущий точно такой же самолет (технология-чертежи, не было только нитки и шасси) летал в плюсовую температуру и летал очень шикарно - медленно, предсказуемо и неторопливо.
на нынешней модели крылья выгнуло книзу, летать отказалась совершенно - полет паркинсоника…
собсно вопрос - у кого как потолочка себя ведет и, если есть проблемы, как их решают (или избегают)
\нашел только одну тему - про ЕПП на морозе
Не, обычную потолочку не гнет, но она может лопнуть на морозе в слабом месте при падении модельки.
Проверено при -20
при -15 особых отличий не заметно.
Как у просто потолочных и не обтянутых скотчем, так и у обтянутых.
В прошлые выходные при запуске моделек народ жаловался, что на морозе !!! карбон выгибается !!! может дело в этом?
Температура в промежутке -15 - -30
Заметил тенденцию к загибанию у удлиненных концов руля высоты у фанчика из потолочки при харриере - вставил зубочистки чтобы не загибало. Летом такого не наблюдалось. Ну и соотв-но хрупкость повышеная обретается…
В прошлые выходные при запуске моделек народ жаловался, что на морозе !!! карбон выгибается !!! может дело в этом?
у меня -6 было, морозом это сложно назвать…
если можно, комментируйте - потолочка в один слой, или клеенная из 2х листов. Возможно разные стороны потолочки (“корочка” и “противоположная”) по-разному деформируются на холоде -> вот ее и выгибает…
при -15 особых отличий не заметно.
Как у просто потолочных и не обтянутых скотчем, так и у обтянутых.
Летали до -28 на потолочке. По моим наблюдениям коробит там где потолочка сочетается с другими материалами. Целнопотолочное крыло с полной обтяжкой скотчем не коробится на морозе. А усиленные сосновой рейкой с одной стороны стабилизатор и РВ сильно коробятся. Похоже пена сильнее сжимается на морозе чем сосна. Так что надо или не усиливать, или усиливать симметрично. Иначе ведет достаточно сильно.
Хрупкости не замечено, по крайней мере у применяемой мной потолочки. При влете в провода и деревья образуются вмятины и ничего не лопается. Правда все обтянуто скотчем.
Предыдущий точно такой же самолет (технология-чертежи, не было только нитки и шасси) летал в плюсовую температуру и летал очень шикарно - медленно, предсказуемо и неторопливо.
Может дело как раз в нитке и шасси?
ЗЫ:
Я делаю всё из теплона и летал до - 22… В крыле усиление в виде рейки из липы и никаких признаков коробления…
Может дело как раз в нитке и шасси?
как понять? удалить шасси?😃
Самый простой способ разобраться в этом дело или в другом… Ведь всё остальное одинаково…
У меня контурная пилотажка су 26 из 5 мм депрона, передняя кромка крыла усилена карбоновой пластиной 4 мм*1мм. Летаю частенько на морозе. Ничегот не выгибает. И в хвост и в гриву ее. Проблем нет. Только при посадке трескается брюхо, т.к. депрон хрупкий становится. Но это не проблема.
Я думаю, что хоть тема и называется про потолочку на морозе, но вопрос то или проблема в том, почему не летает самолёт… точнее плохо летает… хотя такой же, но без шасси и нити летал отлично…? У моего друга есть экстра с размахом 85 см, когда ей отстёгиваешь шасси, то она летает гораздо устойчивее и вообще лучше… Так что неудачные шасси в купе с нитью вполне способны придать ту самую паркинсоаничность, о которой говорил автор)))
спасибо за ответы-советы, попробую проверить опытным путем (этот самолет, скорее всего, оставлю до тепла, тк убрать шасси жалко, полсамолета придется расковырять…) - посмотрю посто на поведение отдельного листа теплона на морозе, тк заготовка на второй самолет была сделана заранее. Самолет контурный, склеить целиком не сложно.
Я тоже не замечал проблем с потолочкой. И в -15 ничего не выгибало.
Может однослойный теплон так себя ведет?
Я думаю, если потолочка ламинированная, или имеет какой-либо более твердый слой с лицевой стороны, её может коробить на морозе, что не наблюдается с однородной.
Модель чисто из потолочки, усаживается равномерно и ничего страшного в этом нет. Но вот если у вас с одной стороны что-то приклеено… тогда можно заметить выгибоны. Да ещё замечено что усадка даёт необходимость тримеровки рулей поле полётов при положительных температурах.
возвращаясь к проблеме…
подумав, что гнуло крылья из-за свойств теплона, решил забацать ту же самую модель из потолочки.
Потолочка бралась тонкая (3мм), склеивалась в 2 слоя (“корочкой” наружу, направления реза по наибольшей жесткости листа потолочки у деталей были одинаковы). Клеил титаном, тонким слоем. В крыле (850 мм) карбон 2.5 мм (где-то 700 мм), то бишь не по всей длине. Вклеен на титан в канавку, проделанную практически на глубину верхнего слоя потолочки
Собрал, начал прикручивать тяги, но решил попробовать, что будет на холоде.
Выкинул модель на лоджию (на улице минус 6, на лоджии чуток теплее). Модель стояла “на носу”.
Вытаскиваю, смотрю - крыло опять выгнуло книзу. Слабее, чем на однослойном теплоне, но все равно заметно. В тепле кривизна ушла за минуту-полторы.
сфоткал (пока бежишь от балкона до места съемки, крыло уже начинает выправляться, те на холоде кривизна еще больше)
у меня потолочка неправильная? или руки не такие?
посоветуйте, что можно сделать?
- добавить еще пруток карбона (те же 2.5 или 1.8) или
- поставить расчали снизу (сомневаюсь, что они будут работать, тк должны будут иметь большой угол, быть длинными (до середины крыла???) или
- бросить потолочку, купить модель из ЕПП (хочу 200 грамм, летать во дворе) или
-ждать тепла…
у меня потолочка неправильная? или руки не такие?
Ну так выяснили уже что у потолочки большой коэффициент теплового расширения. Соответственно это надо учитывать при создании конструкции и тогда даже в сильный мороз все будет нормально. В вашем случае пруток можно поместить симметрично, между двумя листами потолочки. И приклеить только в центре крыла. Можно поместить пруток в бумажную трубочку и приклеивать трубочку. Можно два прутка симметрично с обоих сторон наклеить.
Я думаю, что хоть тема и называется про потолочку на морозе, но вопрос то или проблема в том, почему не летает самолёт… точнее плохо летает… хотя такой же, но без шасси и нити летал отлично…? У моего друга есть экстра с размахом 85 см, когда ей отстёгиваешь шасси, то она летает гораздо устойчивее и вообще лучше… Так что неудачные шасси в купе с нитью вполне способны придать ту самую паркинсоаничность, о которой говорил автор)))
может кому будет интересно, в эти выходные удалось-таки закончить эксперимент.
в итоге получились 2 одинаковые модели из теплона, обе “махали” крыльями на морозе (выгибало очень и очень сильно). Проблема решилась усилением крыльев 3мм круглой полой карбоновой трубкой (в довесок к 1.8 мм, которая была вклеена ранее)
проблема со сложно управляемым полетом (который возможно был связан либо с “хлопающими” крыльями или с наличием шасси или и с тем и с другим) решилась в пользу шасси. Все самолеты БЕЗ шасси летали одинаково хорошо и предсказуемо. причем качество полета были одинаковы, как у моделей без шасси изначально, так и после отламывания оных
интересно, есть ли каки-нить “золотые правила” по изготовлению шасси???
мои были сделаны из карбона, вес не более 5 грамм (тонкие контурные пластиковы колесики), расположены по центру тяжести…
так же отмечусь - пенолет плоский, кромки крыльев обклеены полосками карбона. в тепле все ок, на улице - винт вместо крыла. ждем погоды…
Очень разные коэффициенты теплового расширения у потолочки и карбона. Потолочка садиться сильнее. поэтому либо клейте либо трубку в центр крыла, либо рейки или полоски симметрично с обоих сторон. тогда пргиба не будет.
… Потолочка садиться сильнее. поэтому либо клейте либо трубку в центр крыла, либо рейки или полоски симметрично с обоих сторон…
Сибо переходите на EPP. 😉
Очень разные коэффициенты теплового расширения у потолочки и карбона. Потолочка садиться сильнее. поэтому либо клейте либо трубку в центр крыла, либо рейки или полоски симметрично с обоих сторон. тогда пргиба не будет.
Проблема в том, что воздушные полости в потолочке герметичны. Воздух охлаждается и потолочка деформируется. Если одна сторона потолочки более плотная, то изгиб будет происходить в более рыхлую сторону. ЕРР для зимы лучше будет.
Тогда используйте для постройки подложку под ламинат. там полости не герметичны. подложка “дышит”. и цвета разные. у нас есть серая, синяя, зеленая и черная. толщина 3 и 5 мм. листы 500х1000 мм.