Маленький Pitts от Хоббисити

Brik

ну тема Ваша, думаю ничего страшного не будет, если Вы продолжите тут!

sergetk

Итак, поскольку толщина потолочки величина заметная по сравнению с толщиной бумаги, то приходится плясать от разверток обшивки. Шпангоуты от бумажной модели нам не подойдут, но зато из них можно сделать шаблоны-отверстия.

Спасибо камраду fed, подсказавшему технологию обклейки скотчем потолочки перед сгибанием. Как мне показалось, коричневый упаковочный скотч отклеивается потом легче, поэтому использую его. Вырезаю деталь обшивки и сгибаю ее внутри шаблонов, полученных из “негатива” бумажных выкроек шпангоутов.

Вклеиваю на пятиминутной эпоксидке полоску для стыка краев обшивки, а также соединители с соседними деталями обшивки. К сожалению, UHUpor в этой ситуации не “держит”.

Вот три из четырех секций фюзеляжа. Кстати, все вырезы (в том числе и самый большой под фонарь) будем делать после склеивания всех секций вместе.

Внутрь я вставил шпангоуты, изготовленные подгонкой по месту. Занятие муторное, благо шпангоутов надо не очень много. При склеивании секций друг с другом шаблоны тоже очень помогают - плотно обжимают деталь:

Фюзеляж уже с вырезами под крыло и стабилизатор. Места под вырезы удобно размечать, наложив бумажный “исходник” и обводя маркером прямо по скотчу.

Вот такой “хрюндель” из пеноплекса и площадка под мотор из линейки.

Стабилизатор (как и киль) состоит из двух слоев потолочки, со срезанными и отшлифованными напильником кромками. В данном случае пришлось его собирать прямо в фюзеляже - сначала вклеена цельная верхняя часть, на нее навешены на скотче верхние части половинок руля высоты, затем вставлена проволочная скоба, соединяющая половинки руля, и наклеены нижние половинки стабилизатора. Стабилизатор и киль усилены карбоновыми прутками.

Нижнее крыло сделано из двух половин, передняя кромка образована сгибом листа потолочки. Внутри лонжерон из карбоновых прутков, выглядит в форме перевернутой буквы “А”, прутки скреплены ниткой на циакрине.

Прикручена площадка под мотор. Мотор будет стоять 20-граммовый HXT, дающий 400 грамм тяги.

Верхнее крыло из-за сложной в плане формы собирается из трех секций, зато у него нет поперечного V и не нужно геммороиться с лонжероном - просто вклеен карбон.

Пока выглядит не очень красиво, но все собрано “на живую” - до окраски самолета я не буду окончательно вклеивать верхнее крыло. Стойки между фюзеляжем и верхним крылом - бамбуковые шампуры, между верхним и нижним крылом - потолочка в два слоя с вклеенным карбоном.

Центровка пока получается удивительно передняя (а ведь нет еще шасси, электроники и т.п.), даже начал думать, не зря ли я решил поставить сервомашинки рулей высоты и направления не в хвосте, а в центроплане и провести тяги в боуденах? Ладно, если что, размещу аккумулятор в центроплане, удобнее добиратся будет и не придется резать лючок и городить под него отсек.

Вес пока не знаю, лень искать весы. Планер получается субъективно довольно легкий. На этом серьезные работы приостанавливаются до следующих выходных, т.к. работа и дорога до нее и обратно отнимают все время.

Brik

зачётно получилось! просто здорово! и каков вес этого чуда?

sergetk

Пока не найду, куда при уборке засунули весы 😃 Найду - взвешу, самому интересно.

Фонарь и капот попробую вытянуть из лексана по гипсовым или деревянным болванам, благо дома лежит рулон 0,5 мм. Для этого хочу построить наконец-то вакуумный стол.

Проводку к рулям высоты и направления сделаю из стальной проволоки (от гофрированных шлангов для электропроводки) и термоусадки. На элероны решил не морочаться с торсионами и поставить отдельные сервы, благо они по 4,4 грамма - торсионы выйдут тяжелее. Как соединить верхние элероны с нижними, еще не придумал.

sergetk

Для каждой консоли цельный кусок обшивки (верхняя и нижняя, состыкованные по передней кромке, точно как на бумажных развертках). Консоли по нижней стороне склеены встык эпоксидкой, затем на ухупоре наклеена цельная полоса из потолочки в месте максимальной толщины профиля, 25 мм шириной - для нижнего крыла прямая, для верхнего повторяющая его изгибы. Приклеен на эпоксидку лонжерон (карбон ~2 мм).

Задняя кромка верхней стороны обшивки примерно на 30 мм сведена на клин с внутренней стороны. Делалось это ссрезанием резачком и доводкой напильником. Прорезаны отверстия под сервомашинки, под них вклеены площадки из 1 мм бальзы.

На линию сгиба на всякий случай наклеен скотч, хотя в предыдущие разы обходился без него. Обшивка загнута начерно и зафиксирована малярной лентой. Прорезаны элероны, верхняя и нижняя половинки элеронов навешаны независимо друг от друга каждая на свою сторону обшивки на 15 мм скотч. Ну и наконец обшивка приклеена на ухупор окончательно.

Brik

понятно! красиво! я сам такого делал, только размахом около метра! сейчас постепенно перехожу на маленькие размеры 😃

sergetk
Brik:

понятно! красиво! я сам такого делал, только размахом около метра! сейчас постепенно перехожу на маленькие размеры 😃

А фотографий нет? С размахом метр у меня есть такой:

Меня маленький размер интересует как возможность летать недалеко от дома. Есть желание еще и бензин попробовать, в размахе 1,8-2 метра. Хотя хранить такое, увы, негде.

Sergey77

Серег, мелкое не значит летучее. Из мелколетов я знаю токо Риот rcopen.com/forum/f81/topic160966 а из хорошо летающих на мелких площадках зума и сабачку. При твоей любви к байпам последнее предпочтительнее. Рекомендую. rcopen.com/forum/f81/topic82177

Brik
Sergey77:

Серег, мелкое не значит летучее. Из мелколетов я знаю токо Риот rcopen.com/forum/f81/topic160966 а из хорошо летающих на мелких площадках зума и сабачку. При твоей любви к байпам последнее предпочтительнее. Рекомендую. rcopen.com/forum/f81/topic82177

ну не знаю. я сейчас делаю как раз экстру 300 чуть меньше 60 см в размахе, по отзывам отличный дворовый самолёт!

а вот мой питтс! правда на этой фото он ещё без элеронов и без капота, другие просто не могу найти.

sergetk
Sergey77:

Серег, мелкое не значит летучее. Из мелколетов я знаю токо Риот Riot 3D от Great Planes а из хорошо летающих на мелких площадках зума и сабачку. При твоей любви к байпам последнее предпочтительнее. Рекомендую.

Да, собака впечатляет, согласен. Но я этот питтс леплю скорее не чтобы летать, а чтобы потренироваться - и поглядеть, что такое маленький самолет (хотя бы чтобы понять, насколько далеко его можно отпустить и не потерять из виду), и опробовать изготовление по бумажным разверткам.

Brik:

а вот мой питтс! правда на этой фото он ещё без элеронов и без капота, другие просто не могу найти.

Красота! У Вас я смотрю элероны большие и рули с “рогами”. Мне вот заранее сцыкотно - я сделал точно такие же как в оригинале. Да и крыло у моего маленькое. Будет носиться как импеллерный МиГ и рулиться так же 😃

Brik

а что такое рога в данном случае? 😃

sergetk
Brik:

а что такое рога в данном случае? 😃

Выступающие вперед за ось вращения аэродинамические компенсаторы на рулях высоты и направления. Снижают нагрузку на сервомашинки.

Sergey77
sergetk:

Снижают нагрузку на сервомашинки.

ну да, изначально снижают нагрузку на руки пилота 😉

sergetk
Sergey77:

ну да, изначально снижают нагрузку на руки пилота 😉

Или на гидравлику 😃 Иногда и она не вытягивает, а иногда наоборот перекомпенсация. Воспоминания Б.А.Орлова о гибели Гудкова (его именем названа улица у нас в Жуковском, на ней кстати есть авиамодельный магазинчик), его МиГ-25 упал на фабрику в Раменском, сам испытатель погиб, катапультировавшись в перевернутом положении:

Ось врашения стабилизатора МиГ-25 находилась слишком далеко от его передней кромки, и при некотором сочетании приборной скорости, числа М и угла своего поворота стабилизатор мог оказаться перекомпенсированным, т.е. стремился увеличить угол своего отклонения. [ … ] Стоило немного отдать ручку от себя и отклонить её в сторону: носок одной половины стабилизатора задирался вверх до предела, а мощности бустера не хватало, чтобы вернуть стабилизатор в нормальное положение.

Но конечно МиГ-25 не Питтс. Кстати, про Питтс вот что написано на сайте airwar.ru:

“Питтс” резок и “вертляв”, на нем невозможны четкие фиксации отдельных элементов фигур. Иногда, даже трудно понять, в каком положении находится самолет. Спортсмены и судьи точно подметили, что полет “Питтса” напоминает “пилотаж мухи на стекле”.

UPD: На Хоббисити мой заказ только что перешел в статус Processing! А самолеты появились в наличии

Sergey77

ой, с хоббисити надо держать ухо востро, тут www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr… тож 900 грамм взлетного обещали, а получилось гораздо больше кило. Так что ждем отчета.
Мля, мне посылка от 1.2.10 до сих пор не проявилась, покинула гонконг 5.2 и ушла в загул. Наша раша почта, блин…

sergetk

Покрасил (акриловая краска, аэрограф) и наклеил наклейки на борта (самоклеющаяся бумага, лазерный принтер, скальпель, руки):

В выходные попробую соорудить вакуумный стол и отформовать капот и фонарь.

А между тем на Хоббисити появился первый отзыв, который можно перевести так:

Это первый продукт HK, которым я недоволен. Конструкция самолета безупречно прочная, очень легкий в сборке, все управляющие поверхности двигаются очень хорошо. ESC “из коробки” не заработал сразу и был заменен hextronic ESC. На 2 банках мощности хватило только для горизонтального полета, на 3 банках мощности стало больше, но двигатель погиб на третьей минуте полета.

В общем, не страшно, т.к. у меня есть запас 20 граммовых моторчиков HXT. А вот про летные качества пока ничего.

Brik

есть у меня мнение, что Ваш Питтс выходит получше упомянутого с ХС! вот бы ещё с его весом определится! а какая планируется начинка в это несомненное чудо?

sergetk

Ну, “не хвались идя на рать, а хвались, идя с…” короче, уже оттуда 😃

Начинка - мотор HXT, к нему маленький ESC, четыре сервы Turnigy 4,4 грамма, 3-граммовый приемник Assan, с батарейкой пока не определился - есть 3S 360 и 460 мАч (весят кажется грамм 30-35), есть 2S 800 мАч. В принципе этот мотор дает неплохую тягу и на 2 банках. Надеюсь уложиться в 250 грамм, но тут как пойдет.

Впереди три выходных, найду таки весы 😃

sergetk

Случайно попались под руку весы 😃 Итак:

Вес планера без скотча - 113 граммов

Догрузил туда же двигатель, аккумулятор 460 мАч, четыре сервы (не распаковывая, в пакетиках, со всеми качалками и саморезами), спидконтроллер, детали шасси - получилось 246 граммов.

Конечно, добавятся еще фонарь, капот, винт, кабанчики и тяги, Y-кабель для серв элеронов. Но за 300 граммов уже вряд ли выйду.

Brik

вот! то что нужно! аж опять захотелось его сделать, только по Вашему методу. тем более что вся такая как а Вас начинка у меня есть 😃 вот экстру закончу и…