Слойка-С

foo

Второе замечание про крыло! О, это - песТня!
Крыло начинается с лонжерона. У меня в хозяйстве обнаружилась карбоновая трубка диаметром около 2 - 2,5 мм. Подкупил размер - аккурат в размах крыла. И хотя были и рейки, решил сделать на трубе. Одну половинку крыла сделали целиковой, вторую - из двух частей, соответствующих консолям. В целиковой прорезали паз, в который был на эпоксидке вклеен лонжерон. Далее прорезали паз в обеих частях составной половинки, и обе части приклеили на uhu-por к целиковой половинке. Казалось бы, что здесь такого? Ан-нет!

  • Паз был прорезан таким образом, что трубка входила в него не полностью, а слегка выпирала внутрь, образуя по предварительным прикидкам, вполне невинный и даже красивый симметричный профиль у крыла. Почему нет, - решил я, и не стал углублять пазы. И зря!
  • Как только половинки склеились uhu-por’ом из-за того, что одна из них лежала на ровной поверхности, а вторую придавили сверху симметричный профиль преобразился до неузнаваемости - ближе к лонжерону стал напоминать плоско-выпуклый, а возле кромок еще и образовались загибы кверху, видимо из-за натяжения верхней половины в районе лонжерона.
  • После установки крыла в самолет все стало еще более интересным - в районе центроплана крыло выравнялось, зато за счет этого приобрело причудливые крутки к концам, хорошо хоть симметричные 😊
    Так что крыло этого самолета представляет собой полное аэродинамическое безумие.
    Полагаю, теперь вам уже действительно интересно - полетит самолетик или нет. Мне тоже! 😉
    Следующая глупость, которую я совершил - вместо того, чтобы оставить заднюю кромку крыла идеально гладкой и плоской, скосив ее торец снизу под 45 градусов для отклонения элеронов, я, расстроившись из-за получившегося нестандартного профиля, зачем-то обработал ее шкурочкой с обоих сторон. Наверное сыграла роль профилированная сзади прорезь в фюзеляже. Теперь мое крыло с задней кромки напоминало эту прорезь. Даже казалось красиво, и пожалел я об этом не сразу, когда стал навешивать элероны.

    Элероны я навешивал на обычный канцелярский скотч. Узкий скотч сразу сказал “до свидания” и отказался держаться на обработанной шкуркой поверхности. Пришлось взять широкий, который доставал до необработанной части крыла. При этом очень хотелось заставить-таки его прилипнуть и к обработанной части. Здесь в теме о слойке приводилась фотоинструкция, где говорилось, в частности о прогреве для пущей прочности скотча модельным утюжком. Решил последовать совету и получил:
  • разницу в уровне навески правого и левого элеронов относительно хорды крыла (видимо из-за случайного перегрева и размягчения скотча в месте примыкания одного из элеронов к крылу)
  • деформацию элеронов по кромке, меняющуюся в зависимости от положения элерона. На одном на столько сильную, что даже при том, что я уже на все махал рукой, тут решил отодрать скотч и перенавесить элерон. Скотч, конечно-же оторвался вместе с краской.

Еще несколько моментов:
Хвостовое оперение в общем получилось штатно, но у меня вызывает недоверие РН. Где-то, помню, Саша говорил об отсутствии необходимости его усиления. Может быть в полете это и не требуется, зато на земле, и особенно при сборке он везде лезет и так и норовит согнуться по линии компенсатора если случайно, даже не сильно им где-то приложить. А ведь лежа на спине модель так и норовит “упасть на хвост”. У меня, хотя самолет еще не летал, уже образовалась привычная промятость по линии компенсатора от того, что РН загибался на сторону, а я его выправлял назад.

Кабанчики и тяги делал как у Автора. Только часть кабанчиков изготовил из пластиковых карт. В общем, понравилась система с креплением наконечников к тягам с помощью циакрина (я использовал быстрый) и термоусадки. Здесь я выполнял сборку тяг с небольшим отличием от авторской. Прикрепив наконечник тяги со стороны машинки и продев его в качалку сервы, я предварительно оставлял на тяге кусок термоусадки, затем выставлял руль (или элерон) в нейтральное положение и прикалывал его булавочкой к фюзеляжу. Далее продевал наконечник в кабанчик, придерживая пинцетом тягу и наконечник капал в место соединения циакрином, который почти мгновенно застывал. Далее спокойно надвигал термоусадку, подставив картонку, усаживал зажигалкой.

Далее.
Я очень боялся, что если я зашью обе половины фюзеляжа и, тем более, вставлю на место крыло, то у меня не будет вариантов по размещению электрики, и надо все продумывать заранее. Поэтому долго сидел и морщил лоб - где же мне размещать приемник, а где регулятор. Где протягивать провода. Наконец решил “окончательно и бесповоротно”, что приемник и регулятор будут располагаться в верхней половине фюзеляжа - вроде провода волочь удобнее туда. Потом зашил фюзеляж с боков, вставил оперение и крыло… И тут вдруг дошло, что регулятор, сидя в нише в верхней половине фюзеляжа совсем не будет охлаждаться. Попробовал вытянуть его наверх - получилось. К тому моменту основная часть элементов уже стояла на местах и я решил прикинуть центровку. Обнаружил, что получается задняя. Следовательно, однозначно надо все смещать вперед по максимуму.

Однако в такой конфигурации “закрыть капот” будет проблематично. Да и проблема с охлаждением рега, по большому счету остается. И я встал перед выбором - резать или перетаскивать рег вниз. Выбрал второе. И не пожалел, хотя перетаскивать пришлось и приемник и сервы тоже. Оказалось, самолет очень даже позволяет это сделать даже с боковинами и крылом. Регулятор я банально откусил и перепаял снизу. Для протаскивания проводов от серв использовал жесткие жилы от витой пары, которые пропихивал поверх крыла. Хорошо, что удлинителей хватило. Теперь все вот так:

Ну и в итоге центровка все равно получилась задняя, как я ни выгрызал отверстие под аккумулятор.

Около 76мм получается с аккумулятором максимально вперед …а ведь прогрыз даже немного усилительной щеки возле моторамы! Ну и вес 205грамм великоват безусловно. Есть подозрения, что китайцы слукавили по поводу веса серв blue arrow, а также я мог переложить эпоксидки в хвост и в крыло.

Да, по поводу серв arrow и электрики. Во время сборки наблюдал странный эффект. Сначала думал установить на слойку имевшийся регулятор e-fly на 10А. Проверил сначала по отдельности регулятор с мотором и сервы. Все работало. Затем установил все на модель включил передатчик, приемник - и сервы arrow начали спонтанно вращаться вокруг своих осей, причем вкруговую. Подключил эти сервы к другому самолету (приемнику, регулятору) - все работает как надо. Подключил сервы к регулятору e-fly и другому приемнику - опять спонтанные вращения! А другие сервы в такой конфигурации работали нормально, но были значительно тяжелее arrow. Заменил регулятор e-fly на регулятор Markus hobby - все работает. Так и оставил. Но осадочек про странность серв arrow остался.

Такие вот приключения.
Теперь ждем условий для облета!

Maxicus
foo:

Около 76мм получается с аккумулятором максимально вперед

Когда ты на моей летал, было 78 мм.

Владимир_Балабардин

А что сервы етого производителя по кругу крутятся я встречал.
Проблемма в том, что винтик крепления качалки слишком динный, и выдавливает ось потеныиометра из шестерни.
Полуxается что нет контакта подвижного контакта с резистивным слоем.
Надо или винтик покороче или шайбочку под него, и всё!
А регули тут не причём.

foo
Владимир_Балабардин:


Надо или винтик покороче или шайбочку под него, и всё!
А регули тут не причём.

Ох, ни дай бог, Владимир, Вы окажетесь правы! Еще не хватало грохнуть самолет. Винтик покороче… Шайбочку… ФТОППКУ! 😠 И больше никогда не использовать. Мое такое мнение. Однако у меня эффект 100% повторяем, и наблюдал я его только при одном условии - с ефлаевским регулятором, на всех остальных (а я попробовал еще пару), тьфу*3, такого не наблюдалось. Хочется надеяться, что и не будет наблюдаться. У меня осталась парочка таких серв - надо будет еще раз попробовать.

1 month later
evgeniykhl

Слойка С первая из Слоек, которая “поддалась” и мне удалось стабильно “завешивать” её на винте.
В воскресенье 13 02 2011 осуществил очередную вылазку для полетов. С собой были АМ ка и Слойка С. Последняя уже прилично побитая предыдущими полетами и её брал с собой с тем, чтоб “добивать”. АМ запускаю на винте 8 х 4 и на акке 3S. Из 3S остались только два “живых” акка на 610 и 360мАч, так что отлетал на АМ ке быстро. Стал вылетывать акки 2S на Слойке С. Съемку не вел, больше “выпендривался” не опасаясь за “жизнь” слойки С, так как решил, что её пора “добить” так как просто очередной ремонт уже делать не стоит, лучше изготовить заново. И вот тут то, гоняя её вокруг себя на малой скорости ощутил какой-то раж. Несколько раз и причем без особого напряга ловил её на винте в висе в метре двух от себя. После предыдущих морковок движок с моторамой уже не очень жестко сидели на модели, ощущалась повышенная вибрация и это не позволяло мне подвести её к себе в руки, приходилось уводить из виса в полет, а так ощутил неописуемый восторг, от того, что стало получаться прямо как в симе.
Слойка С в стандартной комплектации:
С2205 двигатель
Винт 9 х 5
рег на 12 А
Акк 2S Rhino 610 mAh
вес полетный 200 Гр

Maxicus
evgeniykhl:

…стало получаться прямо как в симе.

Знакомые ощущения…
Теперь добиться повторяемости, далее силовая бочка, вращение вправо… После этого захочется роллинговых 3D-фигур. Или фиксированных бочек, или медленных… Целеустремленность и настойчивость - завидная черта характера. 😃

evgeniykhl
Maxicus:

далее силовая бочка, вращение вправо…

Самое забавное в процессе обучения этому делу, что прокручивание в голове фраз типа:-“Теперь рудером влево, РВ вниз, теперь чуток назад, газком рывок…и т.д.” совсем не облегчает процесс, а только мешает ему. Это как обучение езде на велосипеде, при котором мы не задумываемся о том на какую педаль нажать. Все должно происходить на рефлекторном уровне, а это пока не наступает… . Когда в висе самоль брюхом поворачивается к тебе происходит “срыв” рефлекторного ощущения самоля и кирдык. Но все впереди… . Хочешь научиться бегать - бегай!

PS Спасибо за адреса, карбон куплен.

stalker12962

Вот, наконец доделал. Весь кривой (первый самодельный)

Uri64

Всем привет, облетал свою “Слойку С”- зимний вариант. Съемное шасси, профильное крыло, взлетный вес с аккумулятором на 850 ма. 224грамма.

evgeniykhl
Uri64:

профильное крыло

Что побудило на изготовление профильного крыла? Какой профиль выбрали? Как изготавливали? (Элероны, смотрю, оставлены плоскими). Какую разницу в полете ощутили по сравнению с плоским крылом?

Maxicus
Uri64:

…облетал свою “Слойку С”- зимний вариант.

Очень красивая. Спасибо за фото.

Как она показалась после предыдущих слоек?

Uri64

Как мне кажется, “Слойка С” чуть порезче, построже, наверное, требует более точного управления. “Слойка 2” поспокойней летает.Детальней сложно сказать, было довольно ветрено, во все наши полетные выходные, до 5мс, пришлось даже винтик 8Х6 ставить, чтоб против ветра выгребала веселей. Делал точно по чертежам, за исключением, добавлен полушпангоут крепления шасси и профильное крыло.По поводу крыла мне, профильное сделать проще и профильное получается значительно жестче и на кручение и на изгиб.Более подробно, по крылу, если надо, попробую вечером написать.Моя благодарность Maxicusy за очередной отличный самолет.

1 month later
AVB
Uri64:

Как мне кажется, “Слойка С” чуть порезче, построже, наверное, требует более точного управления. “Слойка 2” поспокойней летает.Детальней сложно сказать, было довольно ветрено, во все наши полетные выходные, до 5мс, пришлось даже винтик 8Х6 ставить, чтоб против ветра выгребала веселей. Делал точно по чертежам, за исключением, добавлен полушпангоут крепления шасси и профильное крыло.По поводу крыла мне, профильное сделать проще и профильное получается значительно жестче и на кручение и на изгиб.Более подробно, по крылу, если надо, попробую вечером написать.Моя благодарность Maxicusy за очередной отличный самолет.

Более подробно, по крылу, конечно очень нужно - нужно!!!,
Думаю следующую модель, на основании разработки “Слойка - С” сделать аналог с внесением следующих изменений:

  1. увеличить модель (тупо на ксероксе - например) примерно до размеров Ultrоn-a;
  2. сделать профильное крыло, опять таки по принципу Ultrоn-a.

Спросите почему ?? - на данный момент нет у меня мелкой электроники под Слойку - С, а неже-ли увеличить модель до заявленных размеров то и взлётный вес модели можно граммов до 300 - 350 поднять (как на Ultrоn-е) .

Как думаете получится ???

10 days later
bastak

Здравствуйте. Хотел бы узнать:

  1. Не могли бы вы выложить чертеж в формате А3.Был бы очень признателен.
  2. Не поделитесь масочкой, если таковая существует?
  3. Не пробовали собирать слойку на клее Kleiberit pur или ППУ Регент(клей, кот-й расширяется при полимеризации). Если пробовали, ты опишите - как на нем модель держится?
evgeniykhl
bastak:

Не пробовали собирать слойку на клее Kleiberit pur или ППУ Регент(клей, кот-й расширяется при полимеризации). Если пробовали, ты опишите - как на нем модель держится?

На ряду с клеем Дракон пользуюсь и клеем Kleiberit PUR, он хорошо держит склеиваемые детали, заполняет все щелочки, так как увеличивается в объеме при полимеризации. Одно надо иметь ввиду - он желтизну на потолочке оставляет, что надо учитывать т.к. швы если они внешние и видны, надо будет маскировать при раскраске.

Uri64

Для Анатолия AVB. Собственно, крыло делается по Ультроновскому принципу.Потолочка, обклеенная скотчем, складывается пополам. вырезаем контур крыла. заднюю кромку стачиваем на ус до толщины 2мм, склеиваем.Лонжерон: два слоя потолочки и реечка из деревянной линейки в районе центроплана.Сборка: в заготовку консоли(половинка крыла) вставляем трубку или рейку размером чуть больше высоты лонжерона.По линии вклеивания лонжерона вкалываем несколько булавок насквозь, далее наносим клей на лонжерон и корневую нервюру(приклеенную к лонжерону) и вставляем в консоль лонжерон по булавкам. Вытаскиваем трубку, потолочка прижимается к лонжерону. после высыхания клея, удаляем булавки. аналогично- вторая консоль.После окончания сборки удаляем скотч.
Ну и чуток фоток.
По поводу увеличения Слойки. Я думаю, если увеличить Слойку до размаха 1м, то Ультроновская начинка будет в самый раз.Только, как мне думается, надо усиливать мотораму и пенал под АКБ.

AVB

Юрий, большое спасибо за наглядность, Вашу технологию обязательно применю.

AlexGold

С самого начала, изучив все варианты постройки самолетов, я исключил мелколетные плосколеты из своего списка. Главным образом я против плоского крыла. Мне кажется что с плоским крылом это уже не самолет и поведение его не может считаться адекватным. Второй пункт - малый вес. Опять же, практически не обладая инерцией, поведение самолета становится совсем уж не самолетным. По всем этим причинам первым делом я взялся за постройку полукопии. (rcopen.com/forum/f81/topic226711)

Но тут, изучая форумы rcgroups, я наткнулся на KFm (www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1117276, www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1296458) профили и очень заинтересовался этой темой. Так же с удивлением обнаружил, что на rcdesign всего одна тема и пара упоминаний об использовании этих профилей, в то время как на западе активно строят маленькие самолеты такой конструкции.

Кратко, что это такое. Это ступенчатые профили, которые есть как симметричные, так и не симметричные с разным положением ступеньки относительно хорды крыла. Ступенька на профиле дает завихрения, которые позволяют обтекающему потоку дольше прилипать к профилю на больших углах атаки. Кроме того, на малых скоростях эти вихри увеличивают подъемную силу профилей по сравнению с аналогичными классическими. В общем не буду пересказывать, про все эти эффекты много написано и проведено различных испытаний. Факт пользы вроде бы на лицо. Еще один позитивный момент - при ислользовании таких профилей вес конструкции по сравнению с плоским крылом практически не меняется, так как количество потолочки остается почти тем же.

В общем я решил сделать какой-нибудь маленький самолет с крылом на основе симметричного 50% KFm профиля. Фоток на первом этапе делал мало, так что поясню рисунком.

Изначальный шаблон крыла был размечен на центральную часть крыла и две накладки, образующие профиль. Накладки размечены исходя из 50% размера от хорды крыла вместе с элеронами, центральная часть - с запасом чтобы было к чему клеить. Боковинки оставлены для жесткости и чтобы по краям не оставалось дырок в крыле. На рисунке: 1 - сточить на острие, 2 - углепластиковое или любое другое усиление, 3 - срезать край под 45 градусов, 4 - сложить две детали (которых 4шт) вместе и проклеить скотчем, 5 - то что должно получиться в итоге.

Для усиления использовал углепластиковую трубку 3х1 - самое легкое, что нашел в магазине. Вес трубки - 6г. в крыло пошел отрезок длинной 60-70см, остальное - на хвост. Вес крыла получился 31г.

Фюзеляж решил облегчить за счет дырок в перегородках - на мой взгляд сплошными их делать смысла нет, а существующие дырки слишком малы. Кроме того использовал для боковин фюзеляжа более легкую 2.5мм потолочку (листы 1000х250).

Усиление РВ и стабилизатора.

Профиль крыла.

Тут на просвет хорошо видно, где вклеено усиление, и насколько заходит потолочка друг на друга.

Вот что получилось в итоге.

Вес самолета без оборудования получился 73г.

Оборудование для него сейчас едет посылкой, поскольку всего чего хотелось не было, пришлось заказывать чуть более тяжелые компоненты. Итого вес оборудования должен быть в районе 130г. Как только все дособеру ждите видеоочета об облетке.

foo

Здравствуйте, коллеги-слойководы! Вот и дождались мы хорошей тихой, ясной, весенней погоды. Сегодня наша слойка родилась до конца - состоялись первые полеты. Несмотря на огромное множество ошибок при сборке самолетик полетел, и полетел неплохо. По крайней мере, гораздо лучше, чем я ожидал. Большую часть кривизны исполнения самолетика удалось нейтрализовать триммированием.
За время, что мы строили слойку и ждали условий сыну успело стукнуть 10 годков. Сегодня он принял участие в облете. Второй полет был его. Он ощутил всю маневренность слойки по сравнению с e-starter: только дашь руль высоты чуть вверх, и самолет на спине, только чуть вниз - и он уже опять на спине, только через другую сторону. Но через пару минут немного пообвык и ему уже удавалось осознанно удерживать модель в зоне. Еще через пару минут парень устал, мы совместно благополучно посадили модель в травку, и далее он передал управление мне.
На первый раз я по традиции вынес модель с полными линейными расходами. Теперь, почувствовав его поведение с ними, можно начинать мудрить с экспонентами, ну а сыну расходы конечно надо зажать раза в два.
Облет проходил совместно с автором этого замечательного самолета - Александром, который захватил сегодня и свою Слойку-С. Он сделал несколько снимков наших самолетов.
В общем, облет удался - с удовольствием израсходовали сегодня 4 аккумулятора. Попробовали и элементы 3Д. Модель замечательно подвешивается и летает на ноже, однако все маневры требуют хорошей реакции. Вертикали у нас выходили более вяло, чем у Саши при той же силовой установке. Сказалась лишняя масса. Но в целом, можно сказать, что цели достигнуты. Саше еще раз огромное спасибо за непосредственное участие в процессе и такую классную модель. Теперь - летать! 😉
На фото - курсант-испытатель со свежеоблетанным самолетом 😃