HobbyKing YAK 54 Brushless EPO Plug-n-Fly

LEDIN

чтоб дать дельный совет не хватает инфы- какой у вас этот самолет по счету, какой опыт, какие есть в распоряжении материалы. хотя в московии легче найти необходимую мелочевку без месячного ожидания.

constantin

Самолёт по счёту второй. До этого летал на cessna 182 верхнеплан без управления по элеронам. Лётный опыт - полётов 70 на этой самой cessn-e.

Ну материал для усиления моторамы и иных узлов конструкции самолёта думаю найти смогу. Просто я думаю сначала облетать самолёт, а потом по мере сил и воможностей его модернизировать.

LEDIN

ну прям моя история! отлетал год на тренере и брал яшку первой пилотажкой. лучшеб я этого не делал! самолет для опытных пилотов! готовьтесь к морковкам при первых же облетах. сразу страдает моторама т.к. её практически нет! полистайте тему, по фоткам видно основные ломкие места- в районе забора воздуха снизу, район шасси, начало и конец проема крыла в фюзе. если не усиливать ломаться будет много и часто. в посте 128 подробно описал свои доделки. после такого усиления фюз будет практически неубиваемым! слабым местом останется моторама- ломал вал, отрывался двигатель, отрывалась сама моторама, ломалась- всё клеится. но карбон в фюз просто необходим!
по поводу акков… сложно однозначно посоветовать, можно и на двух банках облетать, можно и три сразу поставить и не мучаться, т.к. многие краши изза нехватки тяги.

сейчас я бы поставил три банки, расходы на минимум градусов 10-15 отклонения. первые полеты ооочень плавные для привыкания к модели, потом можно немного отпускать расходы. прилично увеличит точность управления установка серв на каждый элерон! сервы родные рн и рв накрылись!
!!! много крашей было по причине излишнего расхода на рв. есть предел после которого самолет при полном отклонении рв на себя сразу валится и камнем на землю! как разгадал сей косяк краши уменьшились, а то не мог понять чего это он падает без причины?

constantin

Спасибо огромное за столь ценные советы!!!
Привлекла цена😁 Тут прям как у Пушкина - “Не гонялся бы ты поп за дешевизной”. О том что будет трудно понял, когда уже заказал и наткнулся на этот пост . Ну теперь отступать некуда, буду преодолевать все трудности чтобы довести сей китайский агрегат до ума. Благо опыт обладателей данной птички уже не малый накопился. У меня вопрос ещё есть по рв. При пробном подключении я отклонил его на максимальный угол и обнаружил, что руль отклонился неравномерно по всей плоскости(оно кончено понятно, из-за того что тяга стоит не по середине руля, а с одной его стороны), но уж больно сильно заметно. Не будет ли это влиять при наборе высоты на отклонение самолета по направлению? Может как-то стоит усилить проволоку внутри руля?

LEDIN

по рв не подскажу, ничего не делал, полное отклонение не потребуется, свалится!
и все эксперименты как можно выше делать, чтоб было время исправить

ZeroA

До яшки я вообще ничего не имел,все что было с этим самолетиком, я описал.Сегодня выезжал полетать.ветер сильный был,и ничего -1 винт, я вот мотораму вообще бамбуковыми зубочистками усиливал,просто их навтыкал прямо за мотораму штук 6 по кругу,легкие морковки на ура выдерживает. расходы не более 1.5 см, больше только хуже будет.Конечно самолетик очень прыгуч,порой в нужной зоне даже не удержать,но он мне нравится,наверное своей непокорностью…И еще…
нучился правильно делать посадку.Оказывается что планировать на посадке без тяги на моторе вообще нельзя,постоянно сваливается : ну может это мой пепелац с такими замороками.
Допустим что делаю заход в нужном направлении и снижаю как обороты так и высоту,и плавно газ как можно больше уменьшать но не до конца,добиваемся плавного снижения и перед касанием газ в ноль и рв плавненько на себя,самолетик спокойно садится.Правда в ветер это плохо срабатывает.Ветер ветер ты могуч…Сегодня 3 - 6 мс порывы были.
И еще оч интересная штука :стал держать стики -щипком,правда сначала в симе несколько дней обкатывал,но результаты просто радуют,летать стал ровнее и реакция стала лучше.
И летаю пока только на 2с батареях,но с грузиком в носовой части !

LEDIN
ZeroA:

летаю пока только на 2с батареях,

надо понимать 2 банки? тогда подцепив три банки еще будет чему порадоваться. это будет уже немного другой самолетик! более управляемый и послушней. странно, но после трех банок на двух почти перестал летать, привык как машина с 92го на 95-ом наверно😁
на “радуге” тоже понял что при наименьшем газе самолет тормозит гораздо эффективней чем с выключенным движком, так он просто планирует, а с малым газом именно тормозит!

ZeroA

Да на 2х банках. обе 3х баночные сдохли. На 3 банках вертикаль набирал до тех пор пока видно его было.
Мне кажется что помимо тормоза еще и скорость поддерживает,на снижении и выравнивании ,она более стабильна,так же сажаю и Фантазию,пробег может и длинноват,но зато без осечек.хотя она планирует вообще просто шикарно.Посадке уделяю сейчас очень много времени,не зря ее считают самым сложным упражнением.

Алексей_Сергеевич
constantin:

Самолёт по счёту второй. До этого летал на cessna 182 верхнеплан без управления по элеронам. Лётный опыт - полётов 70 на этой самой cessn-e.

В точности моя история:) Двух банок Вам вполне хватит для начала. Скорость Вам ни к чему, да и тяга особенно не нужна в начале. Проблемы у Вас будут в другом: после размеренного и самовыравнивающегося самолета Вы получите модель, летящую исключительно “на ручке” и моторе. Модель болеее резкая и быстрая, но мелкая. Отсюда очень рекомендую: Ужать расходы в два раза, желательно с экспанентами 30…40% (Но я вначале и без них летал). Обязательно следить за разрядом аккумулятора- кушает он их быстро, а без них не летает. Далеко не отпускать!!!- из за верткости вдали можете не заметить мгновенный переворот в небе и вколотить модель в землю (особенно с 3S), думая что взлетаете (ветер может легко сменить полет с правым креном на левый- не увидите). Ориентируйтесь по шасси, я обычно повторял про себя в начале: “Верх желтый, низ синий”, потому как если что не так пойдет- начнется паника и мозг переклинивает. Для начала летайте блинчиком по кругу вокруг себя, а не по сектору перед собой, разворотом в какую нибудь одну сторону- почувствуйте модель. Мозг в первые полеты сходит с ума, постоянно думаешь , что и как нажимать в передатчике, поскольку управлять придется минимум сразу двумя стиками одновременно при любом развороте. Моторики то пока нет! Поэтому очень настоятельно рекомендую симулятр на компьютере. Все первые краши либо от запутывания с инверсией в управлении при разворотах на себя, либо от неправельной настройки аппаратуры перед стартом (Проверьте в нужную ли сторону отклоняются рулевые поверхности). Да еще если пускаете с рук, то кидайте посильнее- это Вам не Цесна нужна начальная скорость для управления. Заранее морально приготовьтесь что этот самолет- пушечное мясо для повышения вашего мастерства. Я его бил раз пятнадцать- просто в хлам! А так самолетик прикольный, на 3D конечно не годится, но летает красиво, мне он по полету нравится значительно больше чем мои 3-дешные суперзумы…такой маленький истребитель:)

constantin

Спасибо Алексей!!! Учту все идеи и советы.

Алексей_Сергеевич:

Поэтому очень настоятельно рекомендую симулятр на компьютере.

Симулятор поставил reflex , аппаратуру turnigy 9x к нему приспособил, пришлось малость над ней подшаманить(впаять резистор на ppm дорожку.) А в остальном - аппаратура вроде неплохая, по крайней мере сравнивая с тем кошмаром, который прилагался к cessna 182, эта аппаратура выглядит шедевром.

Алексей_Сергеевич:

(Проверьте в нужную ли сторону отклоняются рулевые поверхности)

Читая этот пост понял что горький опыт у обладателей яшки имеется, в связи с несоблюдением данного пункта.

1 month later
constantin

Наконец-то облетал в эти праздничные дни своего желто-синика. Три взлёта-три посадки и все удачные. Ветер был около 4,5 м/c, что несколько осложнило задачу запуска. Перед взлётом заклеил купол кабины пилота и прорезь для шасси скотчем, чтобы при падении не отлетело. Единственное что было не совсем приятно - то что при выполнении бочки самолет теряет высоту весьма заметно, тут либо руки кривые, либо с элеронами надо пошаманить. Перед взлётом заметил, что одна из половинок элеватора, а вернее крепеж соединительной проволоки плохо был затянут Китайскими мастерами, из-за чего при полете руль мог бы давать(как мне кажется) дополнительное вращение модели. Но при помощи обычной крестовой отвертки данный косячок был излечен. В остальном - куча сильных эмоций, радости что не разбил и ожидание дальнейших полетов.

1 month later
22 days later
Fritz_Teufel

Приветствую вас, уважаемые яководы - вот решил поделиться опытом эксплуатации своего пепелаца.

Самолет у меня уже год, но активно летать я на нем начал только зимой - в снег морковить не так страшно 😃

Моторама приказала долго жить уже после второй морковки и была заменена на конструкцию,аналогичную таковой у LEDIN`а, но заточенную под максимальную легкость и прочность - тонкая “фруктовая” фанера с наклеенными на нее спереди и сзади кругляшами из стенок пластиковой бутылки. Получившийся древопластиковый композит с честью выдержал испытания уже двумя серьезными крашами.

Как уже выше было отмечено, самолету не хватает жесткости связи рулевых поверхностей с сервами. На элеронах это не особо критично, а вот на руле высоты при определенных условиях происходит весьма небезопасный побочный эффект - если разогнавшись резко поднять руль высоты, левая плоскость прогибается от напора воздуха и не успевает за правой - самолет резко заваливается вправо вплоть до переворота. Проблема решена путем добавления еще одной тяги от сервы к левой плоскости руля. Серва элеронов быстро износилась из за нагрузки - перестала держать ноль и стала люфтить так, что самолет буквально перестал лететь прямо - в итоге все сервы были заменены на HXT900.

Еще заметные переделки - крылья подогнуты вверх, крепление кабины полностью на магнитах, полностью убран воздухозаборник и заделана дырка от него (доступ воздуха теперь через отверстие в мотораме), вырезана часть пола аккумуляторного отсека для лучшего охлаждения акка, стабилизатор помимо штатного шурупа соединяется с корпусом отрезком гелевого стержня, что устранило все его перекосы и шатания, элероны сидят на петлях, руль высоты в ближайшее время тоже перейдет на них.

Родной двигатель в яке хорош - тяговит и экономичен - но обладает двумя существенными, на мой взгляд, недостатками - весьма длинный вал с резьбой, что затрудняет установку пропсейвера и повышает вероятность согнуть при краше, и полная незащищенность “звонков” сзади, что в итоге и привело к обрыву одного из проводов под корень.
Решил подобрать движок для замены штатного -поэкспериментировал с этим:
1)banned link
2)banned link
3)banned link
4)banned link
на винтах : штатный, 7*6 sf, 8*4 gws, 8*5 gws (обрезанный 9*5 - 9 дюймовые винты плохо вписываются по высоте шасси и при взлете уже косят траву), 8*6 sf и батареей Turnigy nanotech 3s 1000mah

Результаты:

  1. по сравнению с родным двигателем заметно слабее, мертвую петлю можно сделать только с хорошего разгона, на 7*6 летать опасно - скорость близка к сваливанию.
    2)заметно превосходит родной в тяге, но при этом невероятно прожорлив (3-4 минуты полета до отсечки) и сильно греется вместе с регулем даже на обрезанном до 7 дюймов 8*4 gws. Видимо этот двигатель больше оптимизирован под работу на двух банках.
    3)тяга сопоставима с родным, но немного слабее. На винте 7*6 летать некомфортно - тянет примерно так же, как двигатель 1) на 8*6 - на фигуры тяги впритык.
    4)Немнго превосходит родной в тяге и пратически такой же по экономичности, комфортно летать на всех винтах - на 8*6 як бодро идет вертикально вверх и может удерживаться на ноже. На мой взгляд самая оптимальная замена штатного двигателя.

О батареях: на 2s я ни разу не летал - сразу начал с Turnigy nanotech 3s 1000mah, потом обнаружил,что в батарейный отсек может войти Turnigy nanotech 3s 1600mah и самолет при этом остается более менее летабельным(хотя полетный вес с этим акком ~500г, тот еще кирпич).
Сейчас летаю попеременно на нанотечах и обычных турниджи емкостью 1000mah (~10 мин умеренного пилотажа, ~7 активного) и 1600mah (~15 мин умеренного пилотажа, ~10 активного) На тяжелых акках посадка правда не из приятных - удерживать скорость, при которой самолет одновременно не завалится и не зароется колесами в траву и скапотирует получается через раз. Пытался бороться с капотированием путем переработки крепления шасси на магниты - при взлете шасси держится, при посадке отделяется и самолет мягко садится на брюхо - но как то раз шасси отделились прямо в воздухе и найти я их так и не смог:( Удалось раздобыть такое же шасси и теперь оно крепится по старому - пускай уж лучше капотирует, благо пропсейвер винт спасает и нос укреплен скотчем и куском линейки по стыку, второй раз потерять шасси как то не прельщает.

Недавно налепил на крылья и хвост светодиодные ленты - теперь спокойно летаю в сумерках, пока силуэт еще более менее различим на фоне неба. Один раз попробовал полетать в полной темноте - но к сожалению полет быстро закончился морковкой:( Все таки як слишком резкий и непредсказуемый для полной темноты, огни помогают неособо.

Ну и фото моего пепелаца 😃

Fritz_Teufel

А вот так выглядят с подсветкой як и его “большой брат” - Extra 260

Алексей_Сергеевич
Fritz_Teufel:

А вот так выглядят с подсветкой як

И в сумерках летаете? Управлять труднее чем днём? А так симпотно 😃

Fritz_Teufel
Алексей_Сергеевич:

И в сумерках летаете? Управлять труднее чем днём? А так симпотно 😃

Да, летаю пока небо еще достаточно светлое для того, чтобы различать контур самолета. Управление в принципе не отличается от дневного, можно даже петли и бочки покрутить. Только далеко не отпускаю - там, где днем самолет еще более менее различим, ночью все огни сливаются в одно яркое пятно. А вот посадка на шасси в сумерках - то еще “развлечение”, если днем спокойно и ровно садится, через раз капотируя на особо злостной кочке (мелковаты конечно колесики для травы - с таким то весом и посадочной скоростью), то в темноте без пристрелянных ориентиров посадка чаще всего сопровождается подпрыгиваниями, заваливаниями и опрокидываниями - прям как у альбатроса из мультика про чилли-вилли 😁 Хорошо, что самолетик крепкий - стойко переносит такие жесткие посадки.

На экстре летать гораздо комфортнее даже в полной темноте при звездном небе - послушная, предсказуемая, хорошо планирует и садится практически сама на поверхности высокой степени ухабистости и травянистости - не приходится думать о том, как бы точнее попасть в ровный выкошенный участок:)

11 days later
Trayl

Всем привет!Через недельку закажу себе такой же шустрый Вжык:) Подскажите что нужно будет сделать с ним перед первым взлётом?(скотчем обклеить, ещё что?) Експоненты какие выставить? Что укрепить? что отломать?😉 только не отговаривайте от покупки. Или посоветуйте что либо в место него. потому что у меня 1 полёт на пенолёте только, удачный: взлёт , полёт, посадка.

Но опыт на PhoenixRC около пару месяцев. B) hobbyking.com/…/__13451__HobbyKing_YAK_54_Brushles… вот такой буду брать, И кстати какие винты лучше для стандартного двигателя?Пока что в планах заказать 5 стандартных. и акамулятора 3 (2S 1000mah 20C фирмы Turnigy) Планирую в 3.500 уложиться по деньгам…

Moonlight_Dreamer
Trayl:

только не отговаривайте от покупки

Trayl:

потому что у меня 1 полёт на пенолёте только, удачный: взлёт , полёт, посадка

Тогда это будет лучший выбор, вам ведь всё нравится, только у самолёта очень много шансов совместить два полёта в одном - первый и последний.
Если нравится именно ЯК, то лучше типа такого, он летает вполне адекватно. Из минусов - дерьмовая начинка.

Trayl
Moonlight_Dreamer:

Из минусов - дерьмовая начинка.

А что в нём плохого? я просто новичок можно сказать. не очень разбираюсь.=(