Фан-флай "Электроманьяк"
Представляю вашему вниманию свою разработку фан-флая. При проектировании использовались некоторые размеры и пропорции известных моделей.
Материал: потолочка, потолочный плинтус, бальза, фанера (моторама).
Технология: слоечная.
Крыло: объемное с характерным для фан-флаев профилем.
Новизна и главное отличие от конкурентов (особенно бальзовых): малая нагрузка на крыло: 16-18.5г/дм2
“Тяжелая” комплектация: Двигатель: Turnigy 2209, пропеллер: APC 10х3.8, регулятор: Turnigy 18A, аккумулятор: Turnigy NanoTech 850mAh 3S, сервоприводы: HXT500, или аналогичные по весу (рекомендую PowerHD DS65)
“Легкая” комплектация: Двигатель: 2205 или 20-30 граммовый двигатель колокольчикого типа до 1500kv. Регулятор: 12А, пропеллер – 8х3.8, 9х4E, аккумулятор – 500-850mAh 3S, сервоприводы – микро, 5г (к примеру цифровые BlueArrow D05010MG)
В приложении - чертеж и рекомендации по сборке.
Сразу отвечу на вопросы:
- Да, его можно использовать как тренер. Благодаря малой нагрузке на крыло, “Электроманьяк” прощает многие ошибки. С малыми расходами он может быть первым самолетом, и уж точно вторым.
- Да, это лучший тренер для практикования 3D элементов пилотажа. После попыток на Супер Зуме и Слойке, это был первый самолет, на котором у меня начал получаться роллинг-харриер и уверенное висение.
- Да, его легко починить, а небольшие аварии он вообще переживает без повреждений.
После серьезной “морковки” оторвало крыло. Оно было склеено “титаном” и самолет по сей день в строю. Возможно, это благодаря тому, что единственный силовой элемент в крыле - потолочный плинтус. Углепластиковое усиление скорее всего разорвало бы оболочку.
Немного истории.
Первый прототип был собран и облетан в начале августа.
При сборке рулевые поверхности были сделаны однослойными, рули направления и высоты - оклеены скотчем. Рулевые машинки - HXT500 на хвосте, дешевые 4.5граммовые Turnigy - на элеронах. Последние очень не советую использовать - большой люфт и плохая точность отработки.
Самолет поразил точностью выполнения маневров, малой скоростью сваливания, возможностью делать стабильный харриер под углом 45градусов и больше. Четким выполнением различных штопоров, висения, роллинг-харриера.
По результатам сборки в чертежи были внесены изменения, собран второй прототип. В процессе сборки было принято решение делать все рулевые поверхности из двойной потолочки. Опыт использования первого прототипа показал, что однослойные рули, даже со скотчем, слишком мягкие.
Для большей точности управления на хвост были установлены цифровые рулевые машинки PowerHD DS65, на элероны (в качестве эксперимента) - BlueArrow D05010MG (надо сказать очень не плохие машинки. Их можно было бы поставить и на хвост).
Второй прототип оказался очень четким по управлению, резче выполняет маневры, быстрее и точнее реагирует на все команды.
Первый прототип не был списан, на него установлен мотор с регулятором со слойки. Аккумуляторы использую теже, что и для 2-го: Turnigy NanoTech 850mAh 3S. С аккумуляторами меньшей емкости самолет получается настолько легким, что летать становится сложно даже в очень слабый ветер. Сейчас планируются кое-какие испытания для разработки третей версии самолета. Так же переделываются чертежи под штатную сборку двойных рулевых поверхностей.
Немного видео. Вторую модель на видео так и не снял пока.
Видео полёта в студию!
О! Да это же практически двоюродный брат моего ЯКа!
Только у меня крылья снаружи на фюзеляж в прорези вклеены и поменьше перегородок внутри фюза, так легче 😉
В Вашей модели предлагаю тоже перегородки частично убрать, оставить по минимуму, но укрепленных, так например у меня передняя горизонтальная из двойной потолочки, а снизу линейкой усилена. Снизу висит регулятор, а сверху батарейка. Правда у меня еще от носа до задней перегородки двойная потолочка, что бы покрепче крылья держались, внутренний слой целиком, наружний с вырезом по профилю крыла…
Хороший самоль и шикарная инструкция.Однозначно буду строить!
Маленький вопросик к автору-а есть чертеж в формате А1?,не очень удобно склеивать листы.
Блин, я тоже строю подобную модель по собственноручно разработанным чертежам 😃. Интересно посмотреть как реализованы одни и те же элементы! Так что мы коллеги 😃 Как дострою,выложу в отдельной ветке.
Только у меня крылья снаружи на фюзеляж в прорези вклеены и поменьше перегородок внутри фюза, так легче
Меньше перегородок - больше провис внешней обшивки, больше вероятность помять, не аккуратно схватив. Более мелкая структура тонких перегородок, на мой взгляд, прочнее более редкой толстых. По весу редкие двойные, мне кажется, тоже выйдут тяжелее. В общем я буду отстаивать свой вариант 😉 Хотя соглашусь - тут больше дело вкуса. Каждый собирает как ему удобнее и как он считает правильным. А судить у кого лучше получилось - очень сложно.
Выкладываю чертежи в dwg
Присоединяюсь, если можно не порезанный чертеж в любом формате
Оооо спасибо пока писал…
Очень понравился самолетик ,а можете выложить переделанные чертежи.
По этим чертежам можно собрать с одинарными поверхностями, ничего не корректирую. Чтобы собрать с двойными - надо только увеличить прорезь под стабилизатор. Чертежи на собираемость проверены.
Новые чертежи в процессе разработки, точнее сама модель пока в процессе разработки, так что чертежи будут не скоро. Особенно с учетом того, что я их еще должен буду сам сначала проверить, собрав модель.
Порадовал мануал! Молодец!
Спасибо, старался 😉
неистово плюсую, прекрасный пепелац!😃
супер 😃
надо будет замутить фанчик.
комплектик запчастей как раз освободился (жена расколотила один легкий плосколётик).
Алексей, у меня вопросик возник… Хотя возможно и кто то еще подскажет. Почему законцовки крыла сделаны как на рисунке слева, хотя для данной модели больше подходят такие как справа?
По трудозатратам при изготовлении особой разницы нету, по мне так “правый” сделать проще, даже если углы законцовок закругленные… Хотя думаю, что причина не простоте или сложности работы, а в чем то другом. Заметил, уже не первый раз, что часто делают именно скошенную законцовку, даже на тех моделях, на которых при сравнении с прототипом напрашивается именно прямоугольная законцовка…
Чем все же обоснованы именно такие законцовки?
Андрей, выбор законцовок был обусловлен выбором прототипа для данной модели, а также эстетическими соображениями. Честно говоря, не знаю в чем отличие тех и других законцовок в плане влияния на поведение самолета. Могу только предположить, что более острые законцовки дают меньше вихрей и делают крыло более стабильным на срывных режимах. Но, как мне кажется, на полет на ноже они влияют отрицательно. Поэтому хочу попробовать турбулизаторы. Дело в том, что с центровкой 80мм самолет отлично ровно летает на ноже, но не делает плоские штопоры и хуже выполняет 3D фигуры. С более задней центровкой лучше 3D, но не стабильно летит на ноже (помогают только миксы). Опыт других самолетов показывает, что турбулизаторы по краям крыла, как у самолетов Precision Aerobatics, решают вопрос. Вот хочу попробовать.
Могу только предположить, что более острые законцовки дают меньше вихрей и делают крыло более стабильным на срывных режимах.
Вот насчет этого я тоже не раз встречал, только относилось это совсем не к моделям и речь шла совсем о других скоростях 😉
И спасибо за разъяснения на конкретных примерах. Во всяком случае, могу сделать вывод о некоей правильности своей конструкции 😃 Просто у меня опыта еще мало и для меня желательно, что бы модель была как можно “правильнее”, дабы самому учиться летать а не учиться бороться с очередным детищем своих очумелых ручек 😃
Суровый “Маньяк” готовится подняться в не менее суровое небо.
Сегодня наконец осуществил мечту поэкспериментировать с законцовками. От первой экспериментальной модели были отрезаны старые и приклеены новые.
Пока чётко свои ощущения передать не могу. Был небольшой ветерок, до этого давно не летал, самолет с законцовками легче на 30г. и у него более задняя центровка.
Первое впечатление такое, что он стал значительно более чувствительным к ветру. В харриере вроде всё так же. Может чуть стабильней, может показалось. Полет на ноже вроде бы тоже стал более стабильным. В общем буду летать и наверное в процессе полетов надо будет уменьшать площадь турбулизаторов - в принципе я их делал заведомо больше, чтобы потом отрезать.