Beechcraft T-34 Mentor, 1/10

Chinsky

В качестве предисловия.
Накачал огромное количество чертежей с американского сайта, распечатал, так сказать, превьюхи, что бы значит пионеры могли выбирать для себя модели. Вот на первой странице в папке у меня и лежит чертеж Ментор"а. Сколько на работе нахожусь, столько и маячит он перед глазами. А тут еще, как назло, нашел на компе видео полета своего “Трояна”, и как-то даже взгрустнулось, что ли…😦 Ну, второго Трояна строить как-то нелогично. А Ментор давно симпатичен мне был. Прототипы однотипные, и расчитываю, что летные качества будут не хуже.

В Менторе хочется реализовать то, чего не было у Трояна. Во-первых, теперь есть более мощный и скоростной мотор под те же акки. Во-вторых, хочется повысить качество отделки, но без особого уклона в копийность.

Окраску в цветах ВМФ США повторять не хочется, будет что-то вроде такого:

Возможно, созрею (или попробую осилить) уборку шасси. Начну в любом случае с фюзеляжа. Ориентировочно, технология постройки будет как на Трояне.
В общем, смасштабировал чертеж до 1/10 масштаба, размах 1020 мм. И распечатал 😃

А, еще. Нашел в магазине депрон 1000*500, толщоной 6 мм. Но рифленый. Попробую из него ошивку делать.

Любая критика/советы/пожелания приветствуются!

Остальные два (?) проекта не откладываются, а ведутся параллельно, возможно с разным успехом

Chinsky

Сегодня вырезал первую деталь, так сказать заложил первый кирпич 😃

По ходу “обмозгования” модели появился ряд вопросов:

  1. Как закрепить в фюзеляже носовую стойку или ретракт? Я, думаю, что шеру этот вопрос, но вдруг у кого-то есть готовый вариант
  2. Из первого вытекает второй вопрос: Как лучше сделать капот? Как на размере, аж до передней кромки крыла или поменьше?
  3. Ну и больной вопрос для меня: как сделать крыло из потолочки? Почти все, где я об этом читал, пишут примерно как “берем и склеиваем”. Ткните носом, пожалуйста… Я все-таки попробую сделать потолочное крыло, если не получится, то вырежу из шарика…
smax

Успехов в постройке.
Очень интересно, как вы реализуете ретракты 😃
Самодельные ретракты - дело очень неблагодарное, когда под рукой нет ничего кроме пенопласта и линеек.
Я пока что созрел только до поворотной передней стойки 😃
Всё мечтаю построить полукопию американского E-2 hawkeye или на крайний случай C-2 greyhound и я очень много думал, как там сделать ретракты.
И я понял, что своими силами впринципе можно сделать, если все стойки будут закладываться вперед - в этом случае не придется ломать голову, как зафиксировать стойку в выпущенном состоянии - она и так сама будет упираться в днище.
У вас, очевидно, передняя стойка будет идти назад - это гораздо сложнее сделать.

Такой вопрос - какого размера у вас чертежи и как вы их печатали?
Еще вопрос - стойки у вас будут как на трояне - проволочные?

Насчет крыла из потолочки - вот наш як-40:
rcopen.com/forum/f36/topic163607
Там в первом посте картинка - на ней видно как мы делаем крыло из потолочки.
Ничего особенного - две половинки, лонжероны (часть из линеек, часть из потолочки), пара нервюр для повторения профиля и всё.

Chinsky

Решать вопрос уборки примерно так: hobbyking.com/…/__17538__Electric_Retract_with_Rev…
На самодельные я пока не готов.

Размер холста моего чертежа 1100х1000 мм, оригинальный был немного меньше, я масштабировал в фотошопе.
Печатал в рекламном агенстве, на широкоформатном принтере, печать на водной основе. Можно поспрашивать в полиграфии еще.

По цене не могу ничего сказать, потому что мне как сотруднику той самой фирмы бесплатно отпчатали 😃
А бумага - подложка от пленки для холодной ламинации😊

P.S. А мне нравится А1 Skyrider

Но там стойки тоже с поворото мна 90 градусов, ка на всех любимых мною самолетах:(

Chinsky
smax:

Ничего особенного - две половинки, лонжероны…

Вот так у всех. Нюансы, вот что интересно… Так, в общем, я знаю, как нужно, но единственное потолочное крыло получилось пропеллером… 😦

Извините, не сразу читаю все Ваше сообщение…

Стойки - да, будут как и на трояне, но передняя будет толще (на трояне Ф 2,5 мм) и петелька пружинная

yuri_la

Дмитрий,
Зайдите на rc-aviation - там куча подробных обзоров изготовления моделей из потолочной плитки и фото-инструкций.
Успехов!

smax
Chinsky:

Вот так у всех. Нюансы, вот что интересно…

Количество нюансов зависит от профиля крыла.
Если он плоско-выпуклый, то тут все просто - ложим нижнюю половину, наклеиваем лонжероны и натягиваем сверху вторую половину.
Проще всего делать потолочное крыло с плоско-выпуклым пофилем.

В вашем случае нижняя часть профиля не очень плоская, поэтому надо будет что-то подкладывать под нижнюю половину, и придется нервюр нарезать побольше, чтобы форма профиля лучше держалась.

Вот вариант простенького крыла: rc-aviation.ru/cessna-150?start=2
Вот хороший пример: rc-aviation.ru/yak-3

orio55
Chinsky:

единственное потолочное крыло получилось пропеллером…

Пропелер крыла не исправляется. Делай другое. А обшивал потолочкой или тем рифленым депроном.? Крыло как и блины первые всегда комом. Как собираешься делать фюзеляж я не понял ? Ну и фотки давай. Удачи.

smax
guktu:

Дмитрий! Вот посмотрите как буржуины делают, может сгодится
http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=11…

Этот вариант еще более трудоемкий, чем вырезание струной, мне так показалось.
Кстати, поправте ссылку - уберите из начала http://

afa14

я бы, такие крылья резал из шарика, с обклейкой потолочкой.
раз уж товарищь Дмитрий строит такие самолеты пачками, имеет смысл обзавестить шаблонами проверенного для такого размера и типа ЛА профиля и резать стандартные крылья

Chinsky

Спасибо всем за советы и активное обсуждение!

orio55:

Пропелер крыла не исправляется. Делай другое. А обшивал потолочкой или тем рифленым депроном.?

Это было крыло не для этой модели, исправлять и не пробовал. Обшивал потолочкой

guktu:

как буржуины делают

Какой симпатичный Кашак 😃

smax:

Этот вариант еще более трудоемкий, чем вырезание струной

Более трудоемкий, но результат стабильный. Я примерно так и планировал делать.

afa14:

я бы, такие крылья резал из шарика, с обклейкой потолочкой

А зачем их потолочкой обклеивать? Мы шариковые крылья обклеиваем калькой. Если крыло хорошенько шлифануть, то результат на высоте. Когда будет фотоаппарат под рукой, сфотаю и покажу. А насче универсальных шаблонов… Ну разве что для серии. А так новые шаблоны за 20 минут делаются

Фюзеляж примерно так:
cs800.vk.com/u3081437/115532109/x_26890bbb.jpg

Там не очень видно, но других фото нету. Пенопластовые шпангоуты, четыре силовых сосновых стрингера на всю длину фюзеляжа, потолочная обшивка. Шпангоут, который перед крылом фанерный, ну и вся носовая (моторно-ретрактная) из фруктовой фанеры с облегчениями. И большой стекляный капот. В крыло нужно сразу воткнуть ретракты, поэтому пока работаю с фюзеляжем и оперением

И еще. Может кто-то где-то когда-то встречал чертежи или проекции обсуждаемого самолета? Ато мои поиски пока не приносят желаемых плодов 😦 А имеющиеся чертежи хоть и хороши, но есть там пара кривых мест

Chinsky

Всем привет!

Сегодня поработал немного. Резал поперечный набор, тобишь шпангоуты. Розовый утеплитель, распущенный на 6мм пластины. На шпангоутах размечены осевые линии и положение основных стрингеров. Почему основных? Потому что будут еще дополнительные, за кабиной сверху и снизу. Контур шпангоутов сразу занижен на 3 мм. В процессе постройки еще много “мяса” из них вырежется. Вот как это выглядит
Первый этап: Нарезка

Второй этап: Нанизывание на шампур😁 Такой вот гламурный “скелет” получается

Еще сегодня мог приклеить стрингеры, но забыл нарезать реек 😊 Просто строю и пилю в разных местах. В следующий раз в моделку в пятницу, поэтому пока без новостей.

Опять про крыло. Как и обещал, выкладываю фото шарикового крыла, оклееного калькой. Фото с телефона, но, думаю можно понять какая поверхность.

Лонжерон не проступает, он закрыт пробкой из желтого утеплителя, поетому темная полоса. Кріло тоже не от Ментора

Chinsky

В пятницу поработать не получилось. Зато получилось сегодня 😃

Сегодня нарезал стрингеров и склеил скелет

Четыре самых длинных стрингера - сосна 3,5х3,5. На станке ставил 4, но пила сьела. Ниче, тут не критично 😛

Все стрингеры в хвосте - бальза 4х4, два нижних 4х6, вдоль обреза кабины сосна, потому что бальзы не хватило

Все деревянные детали между собой прихвачены на циакрине, позже все замажется эпоксидкой. Пенопласт и дерево - на драконе. Передний шпангоут еще будет завязываться на стрингеры косынками и накладками. Стрингеры силовые продлил до самого кока, потому как еще не решена конструкция подкапотного пространства. Капот будет большой стекляный, на болване позитивно.

Следующий етап - частичная зашивка фюзеляжа, что бы стапель можно было снять, и оперение

Chinsky

Продолжаю сольное выступление. Сегодня тянул фюзеляж. Сложно как-то. С Трояном было проще, хоть и на коленке. А сегодня в мастерской, но коленки в клею измазал
Усилил соединение фанерного шпангоута и стрингера

Потом из потолочки вырезал заготовки с большим запасом и начал натягивать “шкурку” на скелет, по месту отрезая лишнее. Пришлось сделать несколько надрезов, поверхность двойной кривизны плюс переход кабины в гаргрот

Так вот, у меня этот переход теперь тоже есть 😛
Короче, помучившись немного, получил такую вот зашивку хвостовой части

Потом “дошил” боковины

В конце дня уже вытянул удочку, но скотч и прищепки пока на месте


Пока шкура сохнет, начал вырезать заготовки на горизонтальное оперение. Увеличил площадь, на всякий случай. Стоило или нет?

А в следующий раз будем взвешиваться, если я весы не забуду 😁

Chinsky

Едем дальше…

Обшивка фюзелажя подсохла, можно снять все бинты с мумии 😁

Очень хорошо видно, где проблемное место (за кабиной), стрингеры повылазили. Ниче, не смертельно. Немного прошкурится, обтянется и забудется 😛 На данный момент вся лишняя торчащая обшивка срезана. Переход передней части кабины будет сделан из цельного куска пенопласта. Там тоже проблемное место, и я еще немного усугубил. Поправим😊

Далее - оперение. Так уже делал раньше. Потолочка немного изгибается, к одной половинке стаба клеится лонжерон и дополнительные вставки, в месте отрезки рулей.

Все вставки потом так же профилируются. Фото забыл сделать, потом на киле сфоткаю. Потом все это хозяйство накрывается второй половинкой. И зажимается 😃 Контроль ровности - на глаз

Чупа-чупс Киль. Операции те же, что и со стабом, но не склеил, потому что прищепок не хватило

Киль вниз немного продлен, по месту будет подрезаться

Сделал картонные шаблоны мотора и ретракта, прикинул компоновку

orio55
Chinsky:

Очень хорошо видно, где проблемное место (за кабиной), стрингеры повылазили

Да очень заметно. Это можно частично исправить раскраской модели. Чтоб эти изгибы не попали на сплошную однотонную поверхность.

Chinsky:

Далее - оперение. Так уже делал раньше.

Плоскости желательно бы армировать по контуру тоненькой бальзой. Потолочка очень нежный материал и при любом касании остаются вмятины -особенно на торцах плоскостей. Но уже поздно. Поэтому это можно сделать другим способом , ну например сверху на кромки положить полоски стеклоткани пропитанной эпоксидкой. Достаточно 10-15мм.

Chinsky
orio55:

Это можно частично исправить

Это мы исправим наждачкой. 😁 А насчет оперения - там клеевой шов, поэтому особых проблем с прочностью не вижу. Плюс обтянется чем-нибудь

Chinsky

Продолжаю строительство.
Сегодня первым делом склеил обе половинки киля. Вот так выглядят внутренности перед склейкой

Потом обработал склееный стаб, и отрезал рули

Далее рули отрезанные стал навешивать на место 😁 Для начала сделал соединительную скобу, с кабанчиком сразу, потому что хочется, значит, тяги попрятать. Концы скобы, входящие в пенопласт обмотаются нитками. Для закрепления скобы разобрал одну китайскую штырьковую петлю:

Руль навешен на таких же петельках. Ось врашения руля вынесена на 6 мм назад. Пока еще ничего не вклеено

Chinsky

Забыл сразу. Еще одно проблемное место пришлось решать грубо

Chinsky

Еще немножко продвинулся. Вывел (предварительно) проблемное место фюзеляжа:

Обработал склеенный киль и отделил руль направления. Пока ничего не навешивал:

А потом начал подгонять фюзеляж под стабилизатор. Посколько все примеряется и подгоняется по-месту, то иногда вылазит боком 😊 Так и в этот раз, кабанчик руля высоты пришелся на соединение стрингеров. Пришлось решать
Было:

Стало:

Далее в том пятачке попробую уместить рядом два кабанчика и две тяги - РВ и РН. Если два не влезет, то кабанчик РВ переберется наружу, потому как віводить тягу РН сверху фюзеляжа (из-за конструктивніх особенностей) мне совсем не улыбается

valera_o

А если тягу рн аккуратненько вывести сбоку под стабом? никак? Я с такой же продлемой столкнулся на мессере 1\12, выводил РН снизу-сбоку. А над стабом, внутри фюза? Или кабан РВ перевернуть вверх, а внизу пустить тягу РН?
А если рн приводить “тросами” из лески?

Chinsky

Тягу РН сбоку никак не получится, потому что киль прямо на фюзеляже, а не плавно-переходящий, как в большинстве самолетов. И кабан РВ вверх некуда, потому что там фюзеляж уже закончился, и начался киль