Beechcraft T-34 Mentor, 1/10
В качестве предисловия.
Накачал огромное количество чертежей с американского сайта, распечатал, так сказать, превьюхи, что бы значит пионеры могли выбирать для себя модели. Вот на первой странице в папке у меня и лежит чертеж Ментор"а. Сколько на работе нахожусь, столько и маячит он перед глазами. А тут еще, как назло, нашел на компе видео полета своего “Трояна”, и как-то даже взгрустнулось, что ли…😦 Ну, второго Трояна строить как-то нелогично. А Ментор давно симпатичен мне был. Прототипы однотипные, и расчитываю, что летные качества будут не хуже.
В Менторе хочется реализовать то, чего не было у Трояна. Во-первых, теперь есть более мощный и скоростной мотор под те же акки. Во-вторых, хочется повысить качество отделки, но без особого уклона в копийность.
Окраску в цветах ВМФ США повторять не хочется, будет что-то вроде такого:
Возможно, созрею (или попробую осилить) уборку шасси. Начну в любом случае с фюзеляжа. Ориентировочно, технология постройки будет как на Трояне.
В общем, смасштабировал чертеж до 1/10 масштаба, размах 1020 мм. И распечатал 😃
А, еще. Нашел в магазине депрон 1000*500, толщоной 6 мм. Но рифленый. Попробую из него ошивку делать.
Любая критика/советы/пожелания приветствуются!
Остальные два (?) проекта не откладываются, а ведутся параллельно, возможно с разным успехом
Сегодня вырезал первую деталь, так сказать заложил первый кирпич 😃
По ходу “обмозгования” модели появился ряд вопросов:
- Как закрепить в фюзеляже носовую стойку или ретракт? Я, думаю, что шеру этот вопрос, но вдруг у кого-то есть готовый вариант
- Из первого вытекает второй вопрос: Как лучше сделать капот? Как на размере, аж до передней кромки крыла или поменьше?
- Ну и больной вопрос для меня: как сделать крыло из потолочки? Почти все, где я об этом читал, пишут примерно как “берем и склеиваем”. Ткните носом, пожалуйста… Я все-таки попробую сделать потолочное крыло, если не получится, то вырежу из шарика…
Успехов в постройке.
Очень интересно, как вы реализуете ретракты 😃
Самодельные ретракты - дело очень неблагодарное, когда под рукой нет ничего кроме пенопласта и линеек.
Я пока что созрел только до поворотной передней стойки 😃
Всё мечтаю построить полукопию американского E-2 hawkeye или на крайний случай C-2 greyhound и я очень много думал, как там сделать ретракты.
И я понял, что своими силами впринципе можно сделать, если все стойки будут закладываться вперед - в этом случае не придется ломать голову, как зафиксировать стойку в выпущенном состоянии - она и так сама будет упираться в днище.
У вас, очевидно, передняя стойка будет идти назад - это гораздо сложнее сделать.
Такой вопрос - какого размера у вас чертежи и как вы их печатали?
Еще вопрос - стойки у вас будут как на трояне - проволочные?
Насчет крыла из потолочки - вот наш як-40:
rcopen.com/forum/f36/topic163607
Там в первом посте картинка - на ней видно как мы делаем крыло из потолочки.
Ничего особенного - две половинки, лонжероны (часть из линеек, часть из потолочки), пара нервюр для повторения профиля и всё.
Решать вопрос уборки примерно так: hobbyking.com/…/__17538__Electric_Retract_with_Rev…
На самодельные я пока не готов.
Размер холста моего чертежа 1100х1000 мм, оригинальный был немного меньше, я масштабировал в фотошопе.
Печатал в рекламном агенстве, на широкоформатном принтере, печать на водной основе. Можно поспрашивать в полиграфии еще.
По цене не могу ничего сказать, потому что мне как сотруднику той самой фирмы бесплатно отпчатали 😃
А бумага - подложка от пленки для холодной ламинации😊
P.S. А мне нравится А1 Skyrider
Но там стойки тоже с поворото мна 90 градусов, ка на всех любимых мною самолетах:(
Ничего особенного - две половинки, лонжероны…
Вот так у всех. Нюансы, вот что интересно… Так, в общем, я знаю, как нужно, но единственное потолочное крыло получилось пропеллером… 😦
Извините, не сразу читаю все Ваше сообщение…
Стойки - да, будут как и на трояне, но передняя будет толще (на трояне Ф 2,5 мм) и петелька пружинная
Дмитрий,
Зайдите на rc-aviation - там куча подробных обзоров изготовления моделей из потолочной плитки и фото-инструкций.
Успехов!
Вот так у всех. Нюансы, вот что интересно…
Количество нюансов зависит от профиля крыла.
Если он плоско-выпуклый, то тут все просто - ложим нижнюю половину, наклеиваем лонжероны и натягиваем сверху вторую половину.
Проще всего делать потолочное крыло с плоско-выпуклым пофилем.
В вашем случае нижняя часть профиля не очень плоская, поэтому надо будет что-то подкладывать под нижнюю половину, и придется нервюр нарезать побольше, чтобы форма профиля лучше держалась.
Вот вариант простенького крыла: rc-aviation.ru/cessna-150?start=2
Вот хороший пример: rc-aviation.ru/yak-3
единственное потолочное крыло получилось пропеллером…
Пропелер крыла не исправляется. Делай другое. А обшивал потолочкой или тем рифленым депроном.? Крыло как и блины первые всегда комом. Как собираешься делать фюзеляж я не понял ? Ну и фотки давай. Удачи.
Дмитрий! Вот посмотрите как буржуины делают, может сгодится
http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=11…
Дмитрий! Вот посмотрите как буржуины делают, может сгодится
http://www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=11…
Этот вариант еще более трудоемкий, чем вырезание струной, мне так показалось.
Кстати, поправте ссылку - уберите из начала http://
я бы, такие крылья резал из шарика, с обклейкой потолочкой.
раз уж товарищь Дмитрий строит такие самолеты пачками, имеет смысл обзавестить шаблонами проверенного для такого размера и типа ЛА профиля и резать стандартные крылья
Спасибо всем за советы и активное обсуждение!
Пропелер крыла не исправляется. Делай другое. А обшивал потолочкой или тем рифленым депроном.?
Это было крыло не для этой модели, исправлять и не пробовал. Обшивал потолочкой
как буржуины делают
Какой симпатичный Кашак 😃
Этот вариант еще более трудоемкий, чем вырезание струной
Более трудоемкий, но результат стабильный. Я примерно так и планировал делать.
я бы, такие крылья резал из шарика, с обклейкой потолочкой
А зачем их потолочкой обклеивать? Мы шариковые крылья обклеиваем калькой. Если крыло хорошенько шлифануть, то результат на высоте. Когда будет фотоаппарат под рукой, сфотаю и покажу. А насче универсальных шаблонов… Ну разве что для серии. А так новые шаблоны за 20 минут делаются
Фюзеляж примерно так:
cs800.vk.com/u3081437/115532109/x_26890bbb.jpg
Там не очень видно, но других фото нету. Пенопластовые шпангоуты, четыре силовых сосновых стрингера на всю длину фюзеляжа, потолочная обшивка. Шпангоут, который перед крылом фанерный, ну и вся носовая (моторно-ретрактная) из фруктовой фанеры с облегчениями. И большой стекляный капот. В крыло нужно сразу воткнуть ретракты, поэтому пока работаю с фюзеляжем и оперением
И еще. Может кто-то где-то когда-то встречал чертежи или проекции обсуждаемого самолета? Ато мои поиски пока не приносят желаемых плодов 😦 А имеющиеся чертежи хоть и хороши, но есть там пара кривых мест
Всем привет!
Сегодня поработал немного. Резал поперечный набор, тобишь шпангоуты. Розовый утеплитель, распущенный на 6мм пластины. На шпангоутах размечены осевые линии и положение основных стрингеров. Почему основных? Потому что будут еще дополнительные, за кабиной сверху и снизу. Контур шпангоутов сразу занижен на 3 мм. В процессе постройки еще много “мяса” из них вырежется. Вот как это выглядит
Первый этап: Нарезка
Второй этап: Нанизывание на шампур😁 Такой вот гламурный “скелет” получается
Еще сегодня мог приклеить стрингеры, но забыл нарезать реек 😊 Просто строю и пилю в разных местах. В следующий раз в моделку в пятницу, поэтому пока без новостей.
Опять про крыло. Как и обещал, выкладываю фото шарикового крыла, оклееного калькой. Фото с телефона, но, думаю можно понять какая поверхность.
Лонжерон не проступает, он закрыт пробкой из желтого утеплителя, поетому темная полоса. Кріло тоже не от Ментора
Класс, слежу с удовольствием!!!
В пятницу поработать не получилось. Зато получилось сегодня 😃
Сегодня нарезал стрингеров и склеил скелет
Четыре самых длинных стрингера - сосна 3,5х3,5. На станке ставил 4, но пила сьела. Ниче, тут не критично 😛
Все стрингеры в хвосте - бальза 4х4, два нижних 4х6, вдоль обреза кабины сосна, потому что бальзы не хватило
Все деревянные детали между собой прихвачены на циакрине, позже все замажется эпоксидкой. Пенопласт и дерево - на драконе. Передний шпангоут еще будет завязываться на стрингеры косынками и накладками. Стрингеры силовые продлил до самого кока, потому как еще не решена конструкция подкапотного пространства. Капот будет большой стекляный, на болване позитивно.
Следующий етап - частичная зашивка фюзеляжа, что бы стапель можно было снять, и оперение
Продолжаю сольное выступление. Сегодня тянул фюзеляж. Сложно как-то. С Трояном было проще, хоть и на коленке. А сегодня в мастерской, но коленки в клею измазал
Усилил соединение фанерного шпангоута и стрингера
Потом из потолочки вырезал заготовки с большим запасом и начал натягивать “шкурку” на скелет, по месту отрезая лишнее. Пришлось сделать несколько надрезов, поверхность двойной кривизны плюс переход кабины в гаргрот
Так вот, у меня этот переход теперь тоже есть 😛
Короче, помучившись немного, получил такую вот зашивку хвостовой части
Потом “дошил” боковины
В конце дня уже вытянул удочку, но скотч и прищепки пока на месте
Пока шкура сохнет, начал вырезать заготовки на горизонтальное оперение. Увеличил площадь, на всякий случай. Стоило или нет?
А в следующий раз будем взвешиваться, если я весы не забуду 😁
Едем дальше…
Обшивка фюзелажя подсохла, можно снять все бинты с мумии 😁
Очень хорошо видно, где проблемное место (за кабиной), стрингеры повылазили. Ниче, не смертельно. Немного прошкурится, обтянется и забудется 😛 На данный момент вся лишняя торчащая обшивка срезана. Переход передней части кабины будет сделан из цельного куска пенопласта. Там тоже проблемное место, и я еще немного усугубил. Поправим😊
Далее - оперение. Так уже делал раньше. Потолочка немного изгибается, к одной половинке стаба клеится лонжерон и дополнительные вставки, в месте отрезки рулей.
Все вставки потом так же профилируются. Фото забыл сделать, потом на киле сфоткаю. Потом все это хозяйство накрывается второй половинкой. И зажимается 😃 Контроль ровности - на глаз
Чупа-чупс Киль. Операции те же, что и со стабом, но не склеил, потому что прищепок не хватило
Киль вниз немного продлен, по месту будет подрезаться
Сделал картонные шаблоны мотора и ретракта, прикинул компоновку
Очень хорошо видно, где проблемное место (за кабиной), стрингеры повылазили
Да очень заметно. Это можно частично исправить раскраской модели. Чтоб эти изгибы не попали на сплошную однотонную поверхность.
Далее - оперение. Так уже делал раньше.
Плоскости желательно бы армировать по контуру тоненькой бальзой. Потолочка очень нежный материал и при любом касании остаются вмятины -особенно на торцах плоскостей. Но уже поздно. Поэтому это можно сделать другим способом , ну например сверху на кромки положить полоски стеклоткани пропитанной эпоксидкой. Достаточно 10-15мм.
Это можно частично исправить
Это мы исправим наждачкой. 😁 А насчет оперения - там клеевой шов, поэтому особых проблем с прочностью не вижу. Плюс обтянется чем-нибудь
Продолжаю строительство.
Сегодня первым делом склеил обе половинки киля. Вот так выглядят внутренности перед склейкой
Потом обработал склееный стаб, и отрезал рули
Далее рули отрезанные стал навешивать на место 😁 Для начала сделал соединительную скобу, с кабанчиком сразу, потому что хочется, значит, тяги попрятать. Концы скобы, входящие в пенопласт обмотаются нитками. Для закрепления скобы разобрал одну китайскую штырьковую петлю:
Руль навешен на таких же петельках. Ось врашения руля вынесена на 6 мм назад. Пока еще ничего не вклеено
Еще немножко продвинулся. Вывел (предварительно) проблемное место фюзеляжа:
Обработал склеенный киль и отделил руль направления. Пока ничего не навешивал:
А потом начал подгонять фюзеляж под стабилизатор. Посколько все примеряется и подгоняется по-месту, то иногда вылазит боком 😊 Так и в этот раз, кабанчик руля высоты пришелся на соединение стрингеров. Пришлось решать
Было:
Далее в том пятачке попробую уместить рядом два кабанчика и две тяги - РВ и РН. Если два не влезет, то кабанчик РВ переберется наружу, потому как віводить тягу РН сверху фюзеляжа (из-за конструктивніх особенностей) мне совсем не улыбается
А если тягу рн аккуратненько вывести сбоку под стабом? никак? Я с такой же продлемой столкнулся на мессере 1\12, выводил РН снизу-сбоку. А над стабом, внутри фюза? Или кабан РВ перевернуть вверх, а внизу пустить тягу РН?
А если рн приводить “тросами” из лески?