делюсь смешным проектом по переделке yak-54 EPP
Проект называется "Гибрид як-54 от Pilotage и p-38 Lightning “чертова рама”. en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_P-38_Lightning Нельзя его назвать “совсем нетрадиционной” схемой, но двухфюзеляжный двухмоторник тоже не назовешь традиционным, особенно если его сделать по-человечески.
Основная цель постройки - сделать из EPP-шной пилотажи что-то:
- более величественное, чтоб так сказать, лучше скользило.
- снизить крейсерскую скорость - стало быть - более подходящее для таких пилотов-тормозов, как я
- устранить проблему сваливания, которая лично меня выбешивает я ее вижу практически на всех моделях, кроме глайдеров типа Rainbow.
Сразу оговорюсь, что поленился(отчасти задушила жаба) сделать два мотора как на оригинале. Конечно двухмоторная схема летает много лучше:
- она позволяет подруливать моторами,
- гораздо лучше обдувает крыло, следовательно значительно лучше по подъемной силе, снижает нагрузку на излом на крыле.
- позволяет установить пропеллеры меньшего маха и шага винта, и менее мощные (более легкие и оборотистые) моторы = выигрыш по коэффициенту тяги.
Если вдруг кто-нибудь захочет соорудить его как положено, я буду учится у него работать с двумя моторами, может и сам доберусь в обозримом будущем. Сделаю размах крыльев побольше, крылья поуже и уберу центральный фюзеляж, как положено.
Итак к EPP-шной пилотаже yak-54 (набор) добавлена такая оснастка и материалы:
мотор б/к Pilotage - 1050 rpV c тягоподъемностью 1200 гр на оборотах 100% от максимума при пропеллере 11 inch с шагом 6
аккумулятор 3-cell 148 гр 1800 Ah
пропеллер 12 inch x6 складной
4 сервомашины - 2 sanwa с тягой 3,1 и 1,8 кг (элеватор и руль) и 2 savox digital metal gear с тягой 2,2 кг, которые я очень люблю (более мощные варианты юзаю на вертолете T-Rex 450 и ужасно доволен), и еще одна китайская noname - для выпуска закрылков.
ECS Nova на 30 ампер.
2 полосы карбона 1x5x1000mm
одна шт 4x4x1000mm квадратный в сечении карбоновый пруток
1 лист 16x800x1000 mm EPP
1 банка цианкрила 10 ml
1 упаковка УХУ-шной эпоксидки (в расход примерно 1/7)
1 тюбик УХУпора тоже ушла от силы половина
3 куска трехжильного провода для удлинения проводов серв
маленький кусочек текстолита для мест усиления клеевых соединений
маленький кусочек плетеного карбона 2 mm толщиной для усиления жесткости фюзеляжа, крепления 3 сервомашинок из 5 и для моторамы.
Маленький кусочек аллюминиевого листа 0,5 мм для крепления двух других сервомашинок.
тяга с двумя петлями и шариками от вертолета (для выпуска закрылков).
Фактурная шпаклевка MAMERI (оказалась очень легкая) на основе аллюминиевой пудры для заделывания дырок и пор на несущих поверхностях в EPP.
Нитрокраска
Подшипник 5x12x4 запрессованный в дырку в карбоновой пластине (поворот закрылков)
Приемник Sanwa 6 ch для независимого управления элеронами и чтобы было место для закрылков, которые я воткнул на канал шасси.
Остальные компоненты взяты из стандартного набора yak-54 от Pilotage и использованы по (или не совсем по) назначению.
Отдельно отмечу что я сохранил основной фюзеляж, хотя у p-38 по замыслу конструкторов основной фюзеляж отсутствует(там только кабина и кой-какое вооружение) он у них заменен на два моторонесущих.
У меня же получился трехфюзеляжный, что тоже меня потом несколько расстроило, но зато не пришлось делать два руля (попадалово на лишнюю сервомашинку). Стало быть руль оставлен оригинальный на оригинальном киле. Переделано полностью - стабилизатор хвостового оперения с рулем высоты. Дополнительные кили на боковых фюзеляжах скошены вод углом 30 градусов чтобы хвостовое оперение не проваливалось под своим весом при наклонах и на критических углах атаки. Пока еще не закончил с винглетами - они тоже предполагаются (хоть в оригинале их и нет). Доставил 2 генератора турбулентностей в месте соединения межкфюзеляжных сегментов крыла с боковыми фюзеляжами, чтобы хоть как-то скомпенсировать отсутствие двух моторов.
Честно говоря гениальность рамной конструкции в плане аэродинамики заключается именно в том, что при наклоне и на критических углах атаки на малой скорости два фюзеляжа создают нормальную опору, начинают работать как “продольные крылья”. Также два фюзеляжа позволяют увеличить размах крыльев чуть ли не в два раза не делая их профиль толще у корня и уменьшив относительное удлинение. Когда у тебя рама - не нужно делать длинные крылья = они станут более прочными и жесткими по скрутке и прогибу.
Для межфюзеляжных сегментов крыла использован все тот же TSAGI B серия, чтобы увеличить подъемную силу (у ЦАГИ подъемная сила гораздо выше чем у Пилотажеского симметричного профиля) Это сделано потому, что нужно было снять поперечную нагрузку на излом с крыла при выполнении маневров. Добавлены усы, (см картинку) и центр масс смещен под крыло, чтобы: придать модели устойчивость по крену и сделать так, чтобы она выживала при ошибках пилотирования. При нулевой горизонтальной скорости модель входит в плоский штопор и плюхается на брюхо, что лично мне более приятно чем когда она втыкается морковью из пике, теряя на ходу крылья и мотор.
Полётный вес модели в полной оснастке 915 гр. рядом с 560 в оригинале 😦 увы тяжелый аккумулятор, тяжелый мотор и ECS, тяжелые крепежи серв, даже краска оказалась тяжелая. Без оснастки и окраски 415 гр рядом с 280 в оригинале, но площадь несущих поверхностей увеличилась более чем в два раза. Уверен, у более опытного моделиста с более точно подобранной оснасткой получится серьезно уменьшить вес, возможно даже в полтора раза. Коэффициент тяги у меня получился всего 1,2 (что для модели не очень здорово) при оборотах мотора 100% от максимума.
Чертежи, схемы, профили, картинки. И помогите пожалуйста с шасси - какие купить и как поставить: помощнее, или с колесами побольше, мож вообще поплавки - мне все время кажется - шасси из набора слабоваты(а колеса маловаты) и не выдержат моей посадки.
И помогите пожалуйста с шасси - какие купить и как поставить: помощнее, или с колесами побольше, мож вообще поплавки - мне все время кажется - шасси из набора слабоваты(а колеса маловаты) и не выдержат моей посадки.
Шасси я выгибаю на газу из хром ванадиевой отвёртки D=3 мм, L= 250 мм. Получается из двух отвёрток очень прочное шасси.
Что же касается передних колёс, то если для травы, то диаметр от 45 мм с мягким чёрным поролоном, заднее любой размер…
p/s/ зачем использовать подшипники, если втулки скольжения достаточно…
Складной винт хорош для планера, или для крыла, но даёт меньше КПД и больше вибраций. Лучше заменить на простой APC
Переделано полностью - стабилизатор хвостового оперения с рулем высоты.
ЛА не держится в воздухе на РВ (не добавляет подъёмной силы), а только изменяет угол атаки крыла по отношению к воздушному потоку, следовательно добавив фиксированные плоскости, по сути уменьшил эффективность рулей.
ЛА не держится в воздухе на РВ (не добавляет подъёмной силы), а только изменяет угол атаки крыла по отношению к воздушному потоку, следовательно добавив фиксированные плоскости, по сути уменьшил эффективность рулей.
Понял про шасси, эта такая маленькая отверточка, которая продается тут и там. Я только не понял, как такое шасси присобачивается к фюзеляжу по науки - покажите картинку?
Понятное дело, что на PB ничего не держится, но там хотелось еще чтоб жескость у хвостового оперения была хорошая, то есть нужно было раму как-то зафиксировать - соединить все три фюзеляжа вместе. Зато я сделал саму рулевую поверхность несколько длиннее, чем на оригинальной пилотажке. Комнатные тесты (только обдув) показали, что он прекрасно рулится по высоте только на обдуве пропеллером. Кстати, про пропеллер. У моего складного пропеллера вибраций гораздо меньше, чем у углепластикового фиксированного, - поэтому именно он был взят в итоге. Дело в том, что абсолютно не умею их балансировать, и даже не понимаю как это делается. Киньте ссылкой может тут есть почитать.
Дело в том, что абсолютно не умею их балансировать, и даже не понимаю как это делается. Киньте ссылкой может тут есть почитать.
Нужен специальны балансир для пропеллеров: суть, что пропеллер зажимается между двумя конусами на оси, которая тоже с конусами на концах, далее зажатый винт или подвешивается на двух сильных магнитах, или ставится на две горизонтальные рельсы. Задача получить свободной вращение пропеллера до состояния покоя. Далее если одна из лопастей внизу, значит нужен груз на верхнюю до момента горизонтально расположения пропеллера на подвесе. Балансировку я делаю при помощи стачивания тяжёлой лопасти, тем самым уменьшая вес до идеального.
Я только не понял, как такое шасси присобачивается к фюзеляжу по науки - покажите картинку?
Наука у каждого своя…
Я изгибаю соответствующим образом две отвёртки симметрично, после чего ли спаиваю вместе, или закрепляю на площадку, которая потом вклеивается в фюзеляж или крыло. Фото нет, потому что всё скрыто…
Понял, спасибо!
Переднее крылышко- стабилизатор потребует более передней центровки, а учитывая, что хвост длинный и нелегкий это будет нелегко…
Удачи! Проект прикольный.
честно говоря дурацкая конструкция - площадь крыла та же, но фактически три фюзеляжа. Летать это будет хуже, чем оригинал. Хочешь парить аки птица и не сваливаца - увеличивай крыло.
ЛА не держится в воздухе на РВ (не добавляет подъёмной силы), а только изменяет угол атаки крыла по отношению к воздушному потоку, следовательно добавив фиксированные плоскости, по сути уменьшил эффективность рулей.
Если говорить о площади неподвижной части. Смысл есть, большая площадь даёт больший коэффициент стабилизации, меньше рыскания и больший диапазон центровок.