Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)
Смысл нашего хобби - хищный азарт отрубов и доминация в Небе
Хм… А мне видится, что у нашего хобби гораздо больше вариаций… 😒
А симулятора у меня не было. И учителя тоже. Учился сам.
Как и обещал, про Корсар и Би-1 буду вести тему параллельно, тем более, что они параллельно же и делаются.
Би-1
Имея интерес к первым реактивным и ракетным самолётам, я время от времени порывался сделать что-то эдакое…. Один раз (в 2012г) это даже воплотилось в простенькой модельке из потолочки. Фау-1 (в том же масштабе 1:12).
Это то, что от неё осталось:
Полётный вес был 146 грамм, из них:
Планер…………….75г
Мотор………….21г
Регуль……10г
2сервы…….8г
Приёмник….10г
Батарейка(7,4В, 180мА/ч)……14г
Тяги и прочее………8г
Летало всё это неплохо, но медленно и печально (Кв у мотора явно не те заявленные 1900, батарейка 7,4В, винтик 7х3,5), В конце концов потолочный фюз хряпнул, и восстанавливать это уже не имело смысла… Стало ясно, что необходим прочный бутылочный фюзеляж, а не эта потолочная хреновина.
Но своё дело эта моделька сделала – было установлено, что лёгкий самолётик с размахом около 50см и с нагрузкой на крыло около 30 г на дм. способен уверенно летать и управляется без особых проблем.
Итак, обозначились четыре основных кандидата:
-
Японская «Ока» (она же «Бака»- кликуха, придуманная янкесами для этой напасти. Бака по-японски - дурак):
Фау-1 отпала по причине неудобства размещения двигателя. В носу я его располагать не хотел, а в хвосте мешала труба её родного пульсирующего движка.
А без этой трубы никак – она элемент, определяющий облик Фау-1.
Японская «Ока» отпала по причине уж очень коротеньких крылышек – размах и площадь получались уж совсем никакие.
По этой же причине отпала и фашистская “Гадюка”.
Если честно, я был рад результатам «конкурса»: своё, родное, делать всегда приятнее.
Расчёты показали: даже с бутылочным фюзом возможно уложить полётный вес такого самолётика в 160…180 грамм. А для этого необходимо сделать очень лёгкий планер. Что-то около 70…80 грамм. Примерно 3/5 от веса планера будет весить фюз. Остальное – крыло и оперение.
Трудная задача.
Начал с фюза, т.е. с болванки:
Согласен, надо летать в живую! И страх перед разбитием модели пропадает и опыт на симуляторе не приобретешь, только азы. Устал по снегу бегать после каждого “приземления”, а снег по пояс, а “приземляюсь”, зачастую, метрах в 100 от себя)))
Зима у нас длинная, снег таять начинает только к маю (( и дни короткие, полететь можно только в обед (благо живу в пригороде и работаю тут же) или на выходных, вечером, после работы, уже темно. НО буду стараться))) авось на соревнованиях где-нибудь встретимся)) у нас тут местный клуб моделистов есть, может даже знаете? руководитель Игорь Александрович Лазарев (Тюменский район, п.Новотарманский). Вроде как один из его мальчишек чемпион какой-то…
Задумывая Корсар в масштабе 1:12, чётко понимал, что с его фюзом будут определённые проблемы. Так и получилось. Начать с того, что диаметр морды корсара 110мм (в 12-том масштабе). 2-х литровка уже не лезет – там 100мм, не больше. Пришлось заготавливать пузатые и длинные 3-х литровки. Но даже она не лезла – пришлось чуть-чуть (на 4…5 мм) подраздуть:
В самом толстом месте (там где шишка фонаря) высота фюза 155 мм. Однозначно 5-и (или 6-и) литровка. Далее, к хвосту, учитывая сильное сужение, подраздутая у донца 2-х литровка, и далее, на самый хвостовичок – маленькая, опять же подраздутая с донца, 0,6 литровка. Вот такой набор:
Да, ещё одна 3-х литровка – на второй слой морды. У Корсара, как и у многих самолётов с радиальным (звездообразным) двигателем, на капоте была характерная «юбка», которая очень легко имитируется с помощью такого простого способа: тянем ещё одну морду, укорачиваем, оформляем «юбку», приклеиваем поверх основного капота. Делал я это уже неоднократно:
Одним выстрелом убиваем двух зайцев: повышаем прочность морды и добавляем копийности.
Итак, поехали!
-
Подрезаем – получилось явно короче, чем надо. Раздуваю ещё одну 2-х литровку в эдакую «супер-пупер-грушу», одеваю, тяну:
Вроде получилось… -
Секция №2 из 6-и литровки получилась только со второго раза. Картинки, таблицы пропускаем, в пролетарскую суть вникаем:
Т.к. в данной ситуации были очень большие сомнения насчёт возможности правильной утяжки (что подтвердилось в ходе первой, неудачной попытки), то пришлось идти на иезуитские хитрости: та часть бутылки, что ближе к носу, была зафиксирована скотчем, а та, что ближе к хвосту – гвоздиками.
Но гвоздики я бил не в готовую секцию №3. Я её снял, и на её место натянул ещё одну бутылку и подрезал точно в том самом месте. В этого одноразового донора и бил гвоздики. Зачем так сложно? Да чтобы на 6-и литровке сформировать характерный уступчик, наползающий на следующую секцию (№3).
Эта липкая коричневая говносрань – то, во что превращается скотч после выполнения «миссии удержания». Отковыривается довольно легко, липкие остатки смываются ацетоном.
Тянем капот с юбкой (2-и слой морды):
интересно, что у Корсара подвижные створки на юбке разного размера:
Причём, я насчитал несколько вариантов. На некоторых присутствуют створки двух размеров. На некоторых - аж трёх. Т.е. на одной юбке присутствуют створки маленькие, средние, и большие. О как! Так и сделал - это несложно.
Готовый фюз:
Вес фюза получился 123 грамма (сам фюз 111гр + 12 гр капот с юбкой).
Для сравнения фюз Уайлдкэта, на 17 см короче и весит 114г (две 6-и литровки + одна 2-х литровка). Так же для масштаба и фюз Ла-5 (67г)
Подскажите, на что лучше клеить бутылки из доступного клея ?
На “момент” - уж он то, думаю, везде продаётся.
На “момент” - уж он то, думаю, везде продаётся.
Я догадывался, что момент, но какой эластичный или секундный на цианокрилате ?
большой, в тюбиках 125г
Натяжка скорлупок для Би-1 была проще, чем для Корсара, но имела свою специфику. Основной момент – обеспечение минимального веса. Бутылки для этого подбирал соответствующие – самые лёгкие.
Начал с хвостовичка (секция №3):
Хвостовую секцию (№3) пришлось делать трижды, и из трёх готовых отбирать ту, что имела минимальный вес.
Носовая секция:
Носовую пришлось тянуть дважды.
Примерка средней (раздутая 0,6л):
Как и в случае с Корсаром, на средней секции пришлось задействовать скотч:
Средняя секция тянулась тоже в «три подхода», как и хвостовая. Отбирал по минимальному весу.
Готовый, склеенный фюзеляж:
Интересным получился стык носовой и средней секций. В верхней части стык надо было сдвинуть назад – иначе стык наехал бы на фонарь, а это недопустимо. А в нижней части стык надо было сдвинуть поближе к носу, вот и получилась такая ломаная «линия соприкосновения».
Для сравнения – два готовых фюза: Корсар и Би-1. Разница в размерах впечатляет:
Даже в сравнении с Ла-7, хорошо видно, что Би-1 был очень маленький самолётик:
Вклеил «язычок»:
Опробовал новшество: выборки под проход тяг к элеронам. Выборки сделаны на самоё болванке.
Денис здравствуйте! Спасибо Вам за Ваши публикации и фото проделанной работы! Ваши модели это шедевры! Удачи и успехов Вам во всех начинаниях)
Есть вопрос по покраске. Подскажите какую краску берете для моделей? Наносите, как я понимаю, краскопультом и аэрографом.
Валерий, расцветка своя?
Камуфляж получился свой, хаки под рукой не было, а так более контрастно получилось.
Подскажите какую краску берете для моделей? Наносите, как я понимаю, краскопультом и аэрографом.
Алкидная автоэмаль в банках из обычного магазина автозапчастей. Наношу краскопультом, аэрографом не пользуюсь.
Имея в активе построенного Юнкерса-87 с крылом обратная чайка, я довольно бодренько и уверенно взялся за крыло Корсара (подумаешь, то же самое!).
И… немного обломался.
Лёгкий облом вышел с центральной частью. Дело в том, что та часть фюза у Ю-87, куда пристыковывается крыло, имеет постоянную ширину. И соответственно, центральная, горизонтальная секция крыла тоже имеет постоянную ширину, равную ширине фюза в этом месте.
А у Корсара в этом месте фюз, как морковка, с хорошим сужением (по передней кромке крыла – 12см, а по задней – 8см). И что делать? Пришлось и центральную секцию крыла делать с таким же сужением. А это потянуло проблему дальше – боковые, наклонённые вниз центропланные секции тоже пришлось корректировать. Только в сторону расширения, для правильной стыковки с зауженной центральной.
Ох, и намаялся я с этими стыками! Плюс ещё необходимость выдержать нужные углы стыковки (картонные шаблончики видны в кадре):
Со стыковкой консолей с центропланом было легче – там никаких криволинейностей, только нужный угол стыковки соблюсти (тоже с шаблонами):
Форма крыла определила тип лонжерона – стеклотекстолит толщиной 0,5мм. Весит 22 грамма. Резать его целиком жаба задушила: вырезал цельным куском центропланную секцию и отдельно консольные. Соединение – внахлёст на циакрин, плюс винтики М2. Проверено многократно – работает. Рекомендую.
С крылом Би-1 проблем было неизмеримо меньше. То же самое, что и обычно, только маленькое.
Рядом два крыла, Корсар и Би-1 (масштаб единый, 1:12):
Вес необтянутых крыльев: Корсар 78 грамм, Би-1 – 9 грамм (без лонжеронов 5 грамм).
Стыки на крыле Корсара заклеил полосками бумаги на ПВА.
Как обычно, армированный скотч по передним кромкам:
Мера простая, дешёвая, но весьма эффективная. Армированный скотч надёжно защищает крыло при лобовых ударах.
С обтяжкой крыла Корсара пришлось помучиться (из-за его формы), но справился.
Оба крыла обтянуты:
Скотч добавил веса: на крыле Корсара +38грам, на крыле Би-1 +7 грамм.
Теперь: крыло Корсара – 116 грамм, Би-1 – 16 грамм.
Коллеги, прошу совета. Задумал строить метровую или чуть меньше полукопию Як-18т. С ретрактами. Собственно вопрос: оправдана ли в данном случае бутылочная технология? Может только кабину и капот тянуть? Или все из потолочки строить? Раньше только фонари и капоты из бутылок делал. Насколько незаметны швы получаются? Поднутрения нужны или внахлест соединять? Вобщем интересует вес и качество поверхности. Заранее спасибо.
Бутылочная технология для массового изготовления одинаковых моделей. Для еденичного экземпляра лучше стандартные решения. Стыки видно. Крепить что-то к фюзеляжу не просто.
Ок, спасибо. А кабину единым куском? Есть смысл?
Бутылочная технология для массового изготовления одинаковых моделей. Для еденичного экземпляра лучше стандартные решения.
А стандартная это как - из потолочки? Ну, тогда это одноразовый самолёт (как у Булгакова: “хрясь - и пополам!”).
У меня куча бутылочников, сделанных в единичном экземпляре. Только за 2014 год - Скиммер, Скайрейдер, Кейт (все были в этой теме). Сейчас - Би-1, Корсар - тоже, наверняка, не станут массовыми…
Бутылочная технология не только “для массового изготовления”, это, скорее, стремление сделать свой самолёт “долгожителем”. Все свои самолёты я эксплуатирую по несколько лет, и “своей смертью” они не умирают, а тихо “уходят на пенсию” в добром здравии, просто по выслуге лет.
А соединения внахлёст в авиации - дело обычное. У “Хеллкета”, к примеру, вся хвостовая часть фюзеляжа - нахлёст на нахлёсте.
Бутылки при желании можно и встык соединять, ничего сложного.😃
Ок, спасибо. А кабину единым куском? Есть смысл?
Никто не гарантирует прочности склейки ПЭТ и пены. Если нужны проблемы можно попробовать.