Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)

Wolkodav6000

помогите мне плз, растолкуйте, как надувать бутылки, уже вся кухня завалена взорвавшимися:(

Денис_из_Петергофа

Если греете над газовой плитой, тогда будут взрываться. У меня в начале точно так же было, пока не дотумкал греть их феном. Хотя усаживаю на болванках исключительно над газовой конфоркой.
Надуваю так:

  1. накачиваю автомобильным компрессором до 2…2,5кг/см (примерно треть всей шкалы манометра). 2-х литровка до этого давления качается 15…25 сек, в зависимости от мощности компрессора.
  2. включаю строительный фен на максимум, и совершая небольшие круговые движения, начинаю греть участок бутылки. Расстояние от фена до бутылки 4…6 см. Через 5…10 сек бутылка начинает вспухать в этом месте. Тут же переходим на соседний участок. И так далее. Нормальная величина вспухания в месте нагрева - 5мм, не более, иначе - БАБАХ.
    Для больших бутылок нормальный коэффициент раздутия по диаметру -10…12%. То есть бутылку диаметром 100 мм можно сделать 110…112мм. У маленьких бутылок коэфф. раздутия больше.
    Растягивать можно также и в длину. Я об этом писал в этой теме, где про торпедоносец “Кейт” - у него длинный фонарь - я для него специально растягивал бутылку в длину.
Денис_из_Петергофа

Дневники Папы Карло

Так получилось, что с 2012 года обеспечение мат.частью Питерской тусовки по полукопийному радиобою (изначально эта дисциплина называлась «Исторический Воздушный Бой», а сейчас – «СОЮЗ-500») лежит на моих плечах. Понятное дело, что рукастых авиамоделистов в нашем городе немало, и несколько лет назад аж несколько умельцев делали модели-полукопии «не только для себя», но и для народа (Алексей Миронов, Вадим Книжников, Роман Войтенко). И эти модели до сих пор можно видеть на стартах. Но в данный момент происходит следующее: один не может, другой не хочет, у третьего времени нет. Вот и приходится мне работать за всех.
Самое трудное в нашем Бутылкостроении – это изготовление болванки. Но один раз сделанная, она уже служит годами. Реально у меня есть болванки, на которых корки (скорлупки) я натягивал уже несколько десятков раз.
Вот, к примеру, два десятка Ла-7 и «Зеро», для Колпинского авиамодельного клуба “АС” в 2013г. Руководитель - Альгис (Альгимантас Лялис):

Многие из этих «Зеро» и Ла-7 до сих пор живы и здоровы и регулярно появляются на всех наших стартах:

Начало этому процессу я положил ещё в 2007…2009 годах, когда мной были изготовлены болванки на Ил-2, Bf-110 (rcopen.com/forum/f82/topic170218), По-2, Р-39, Р-51, И-16.
В 2010 делал болванки на Пе-8. На него одного их надо было аж 6 шт (морда, фонарь пилотов, капот мотогондолы, борода мотогондолы, блистер верхней турели, задняя турель).

Затем был резкий рывок осенью 2011года, когда были сделаны болванки на Як-9, Ла-7, Bf-109, FW-190, F4F “Уайлдкэт», «Харрикейн», «Спитфайр», А5М2 «Зеро», B5N2 «Кейт».

Время от времени я «развлекался», как, к примеру, со «Скайрейдером» и «Корсаром».

Но это были единичные работы под настроение.

И тут меня торкнуло: блин, зима на носу, а у меня столько проектов! А как я буду по холоду болванки делать? Ведь сейчас в помощь к рашпилю у меня есть шлифмашинка, а её я выношу работать на улицу (иначе всё в гараже покроется слоем пыли). А в мороз на улице не очень-то пошлифуешь.

Вот и решил: пока ещё не совсем холодно, быстренько взять, да и сделать необходимые мне болванки. А вот для того, чтобы понять, насколько «быстренько», при их изготовлении решил провести эксперимент – определить с точностью, сколько же это займёт у меня времени.
При выполнении следующих условий:

  1. буду делать несколько болванок одновременно.
  2. мне помогают: электролобзик, электрорубанок и шлифмашинка.
    (ножик, наждачка, рубанок, рашпиль и топорик – само собой, по умолчанию).

Надеюсь, мой фотоотчёт поможет многим «бутылкостроителям» понять, что:
«не так страшен чёрт, как его малюют».
И: «не боги горшки обжигают».

Итак, поехали!

День первый:
Распил и склейка досок «в пакет»:

Клеил на ПВА, стягивал саморезами.

Затраченное время: три часа

на этом этапе с фотками пока скудно, зато дальше их будет валом.

Примечание: практически всегда делаю болванки без пустот, самая длинная из пяти болванка – редчайшее исключение. Да и то – пустота там минимальная, просто широкой доски не было.

Для каких самолётов делаю болванки? Пока маленький секрет. Но для интриги габариты самой большой заготовки: 123 х 15 х 10 см. Вес порядка 10кг.

Brik
Денис_из_Петергофа:

Для каких самолётов делаю болванки? Пока маленький секрет.

Денис приветствую! Слежу с огромным интересом!!! дома тоже начал воплощать в жизнь то, что ты мне показал… сейчас приехал в Ставрополь в отпуск, может тут тоже сделаю болванку… крылья под проект мои товарищи мне уже вырезали на станке в Комсомольске.))) Удачи в проектах!

Bob=
Денис_из_Петергофа:

… Реально у меня есть болванки, на которых корки (скорлупки) я натягивал уже несколько десятков раз. …

были попытки ради эксперимента вместо бутылок потолочку натянуть на болван?

для боя, ессно, бутылка лучше, но не боем единым…

интересно соотношение веса/жесткости сделанных по одному болвану бутылки/пены

Денис_из_Петергофа
Bob=:

были попытки ради эксперимента вместо бутылок потолочку натянуть на болван?

если приложить лист потолочки на болван и греть его, то, думаю, что-то и получится… Правда, не пробовал. Единственное, что пробовал делать с потолочкой в этом ключе - грел лист потолочки на ТЭНе, чтобы загнуть - на лобик крыла чтобы клеить. Ничего, получалось… Правда, пришлось подбирать температуру рабочей поверхности, регулируя напряжение, подаваемое на ТЭН.

Продолжаем “дневники Папы Карло”:

День второй:
работаем электролобзиком, электрорубанком, а также топориком с молотком.
Пилю-стучу-откалываю-строгаю. Всё просто.
Посмотрев на шаблоны, уже можно угадать, какие самолёты задуманы.

Итог дня:

болванки обструганы по контуру, и имеют вид эдаких 4-х гранных карандашей.

Затраченное время: шесть часов (а за два дня – уже девять часов)

Bob=
Денис_из_Петергофа:

…1. Правда, не пробовал.

  1. Посмотрев на шаблоны, уже можно угадать, какие самолёты задуманы.
  1. Ки-61, ессно честные 1/12?
    У Олега Ершова получилось уложить её в союзные 500 гр.
    Отлично летит.

Будет интересно сравнить пару кишек сделанных по принципиально разным технологиям.

  1. Ну Ил-4 то явно не бойцовый, и размеры огромные = весовой выигрыш можно получить очень заметный.
    Может его попробовать потолочкой обтянуть?

В соседних темах “оранжевые” по гораздо менее удобным наборам полусечений потолочку осаживают.

Денис_из_Петергофа
  1. Да, Ки-61. Да, честные 1:12.
    Ершовские Ки-61 видел, вот:

Думаю, что самолётик в 500 грамм уложится без проблем.
По поводу сравнить - это если только по внешнему виду. По полётным данным, думаю, различий будет гораздо меньше (при прочих одинаковых условиях: центровка, расходы, винтомоторная группа).

  1. Ил-4 - понятное дело, не бойцовка, но что мешает мне поставить на него отрубные? Было бы интересно.
    Ил-4 тоже 1:12. размах получается 179 см. Полётный вес хотелось бы уложить в 2…2,5кг. Как получится…

  2. А с остальными прототипами, как насчёт того, чтобы угадать?
    Там как в анекдоте: японец, немец и русский.
    один - крутобокий крепыш, второй длинный, как жердь, у третьего - длинный, худой хвостик и крылышко с нулевой стреловидностью по передней кромке (видно на боковой проекции). Все - известные, все - харизматичные.

Sokolik
Денис_из_Петергофа:
  1. А с остальными прототипами, как насчёт того, чтобы угадать?
    Там как в анекдоте: японец, немец и русский.
    один - крутобокий крепыш, второй длинный, как жердь, у третьего - длинный, худой хвостик и крылышко с нулевой стреловидностью по передней кромке (видно на боковой проекции). Все - известные, все - харизматичные.

И-185,Та-152, Ki-43…

Денис_из_Петергофа

Продолжаю.

День третий:

делаю выпилы под крыло и грубо обдираю болванки электрорубанком.


Как видно на снимках, выпил под крыло почти никогда не получается сделать «за один проход». Только на болванке для Ил-4 получилось идеально. Почему на остальных не получалось? Наверное, руки кривые…

Итог дня:

Затраченное время: четыре часа (а за три дня – уже тринадцать часов).

Sokolik

Как сказал бы Хрюн Моржов-“Унушаить”… 😛

Денис_из_Петергофа

“Пилите Шура, пилите!” 😃 (Ильф и Петров - “Золотой телёнок”)

День четвёртый:

Доводим ручным рубанком:

оформление носа болванки - акробатический номер. Болванка - в левой руке (понятное дело, удерживаю её за хвост), электрорубанок в правой. Именно поэтому у меня электрорубанок - один из самых маленьких. Мощности по-любому хватает, и одной рукой можно работать при необходимости.

Нелёгкая работёнка (электро-рубанком легче, чем обычным, но и грубее намного)

и шлифмашинкой:


обведённые участки - то, что надо шпаклевать. Что и было проделано в тот же самый (в четвёртый) день.

С «маленькими» болванками получается хорошо, с большой для Ил-4 как-то не очень… Крутить в руках 10-и килограммовое бревно трудновато. Работу с болванкой для Ил-4 решил пока притормозить на этом этапе, дабы не задерживать изготовление остальных четырёх. А там уже всё «на мази».
Болванка на Ил-4 заморозилась пока в таком виде (частично обструганная):

С ней ещё работать и работать. Её готовность на данный момент примерно 50%.

Итог дня:
Затраченное время: пять часов (а за четыре дня – уже восемнадцать часов).

Болванки уже выглядят почти готовыми. Осталось зашкурить врукопашную проблемные места обычной наждачкой. Но это не займёт много времени, т.к. 95% этой работы я уже сделал с помощью шлифмашинки (а иначе зачем было бы её покупать?).

vlad_den
Денис_из_Петергофа:

“Пилите Шура, пилите!” (Ильф и Петров - “Золотой телёнок”)

А дальше: “Они золотые!”
Денис, нет мысли перейти на другой фото сервер, а то реклама замучила и подряд фото не посмотришь. Каждую открывать с навесками - ужос.

Olegss

Прямо из радикала вставляй большие снимки, и будет нам счастье.
Жмешь-коды-картинка в тексте
ВО!КРАСОТА!

Денис_из_Петергофа
vlad_den:

Денис, нет мысли перейти на другой фото сервер, а то реклама замучила и подряд фото не посмотришь. Каждую открывать с навесками - ужос.

Владимир, да я не против. Какое-то время я дублировал снимки и на пикассе. Но у меня что-то не получалось сделать так, чтобы оттуда превьюшки в текст вставлять. Если узнаю, как это делать, то точно перейду на пикассу.

Olegss:

Прямо из радикала вставляй большие снимки, и будет нам счастье.

Спасибо, Олег. Так делать удобно, если снимков немного, как сегодня.
А если их штук 20…25 за раз? Тут лучше, конечно, чтобы превьюшки были помельче.

Продолжаю.

День пятый:
шкурение врукопашную наждачкой (тяжёлая работёнка, аж руки отваливаются). И вторичная шпаклёвка неровностей – кое-где всё равно остались ямочки.

Итог дня: пять «буратин». Не удержался, приклеил им носы и нарисовал “морду лица”:


рост самого длинного - 123 см.

Затраченное время: один час (а за пять дней – уже девятнадцать часов)

MVM

Денис, восхищаюсь Вашей работоспособностью, твёрдой рукой и метким глазом!
Я голосую за фотографии с превьюшками, т.к. на медленном интернете страница с большим количеством крупных фото будет долго загружаться.

Константин_КИМ
Денис_из_Петергофа:

Владимир, да я не против. Какое-то время я дублировал снимки и на пикассе. Но у меня что-то не получалось сделать так, чтобы оттуда превьюшки в текст вставлять. Если узнаю, как это делать, то точно перейду на пикассу.

Спасибо, Олег. Так делать удобно, если снимков немного, как сегодня.
А если их штук 20…25 за раз? Тут лучше, конечно, чтобы превьюшки были помельче.

Я не против ваше технологии,просто думаю может я чего))

Продолжаю.

День пятый:
шкурение врукопашную наждачкой (тяжёлая работёнка, аж руки отваливаются). И вторичная шпаклёвка неровностей – кое-где всё равно остались ямочки.

Итог дня: пять «буратин». Не удержался, приклеил им носы и нарисовал “морду лица”:


рост самого длинного - 123 см.

Затраченное время: один час (а за пять дней – уже девятнадцать часов)

Привет.Вопрос.Зачем шпатлевать сколы на болване ,если натягивается общий контур и не охватывет,(вернее не вподает в впадины и сколы ,если не напровлять туда).

Денис и ещё .Вы замес красок делаете на глазок,для получения соответсвующего цвета.Как добится таких результатов при использовании баллонов с краской.Понимаю что глупый вопрос,но может были попытки?Так есть болван и несколько корок,но летать на голых не катит.Пока делаю по потолочной технологии с покрытием скотчем,но считаю,что будущее за бутылочниками.Если интересно последний триплан Красного барона,делал на глазок по картинке,летат отлично.Фото сложно вставить.Фото у меня в профиле.

Резак

Ну ваще круть! Я вот одну болванину три дня строгал. Думал, жена из дома выгонит, столько опилок и мусора всякого было 😁
тестовый самолет полетел, так что буду отрабатывать технологию

Денис_из_Петергофа
Константин_КИМ:

Привет.Вопрос.Зачем шпатлевать сколы на болване ,если натягивается общий контур и не охватывет,(вернее не вподает в впадины и сколы ,если не напровлять туда).

Если скол или щель находится на совершенно ровной поверхности, тогда - да, при утяжке на бутылке будет незаметно. Но болванка состоит сплошь и рядом из криволинейных поверхностей, да ещё и с двойной кривизной. На такой всё видно. Да что там говорить - даже слои древесины иногда отпечатываются на натянутой скорлупке.

Константин_КИМ:

Вы замес красок делаете на глазок,для получения соответствующего цвета.Как добится таких результатов при использовании баллонов с краской.Понимаю что глупый вопрос,но может были попытки?

При использовании баллонов - никак. Именно поэтому я и перешёл на краску в банках и компрессор с краскопультом. Скажу больше - краска из банки держится на бутылке и скотче гораздо лучше, чем краска из баллона.

Резак:

Я вот одну болванину три дня строгал.

Да, в домашних условиях так и получается. Если делать одну болванку. И не применять электрорубанок и ленточную шлифмашину.
Свои первые болванки я так и делал, по три дня, дома и врукопашную.

Продолжаем дневники Папы Карло:

День шестой:
Вторичное зашкуривание лишней шпаклёвки и частичное сегментирование готовых болванок (отпил хвостовых частей).


От радикала пока не ушёл, но превьюшки сделал чуть побольше.

Итог дня:
Затраченное время: один час (а за шесть дней – двадцать часов)

Можно подвести промежуточный итог. Довести до 100% степени готовности все пять болванок не хватило терпения. Довёл только четыре. Ил-4 отложил в сторону, тем более, что там надо делать до кучи ещё три небольшие болванки: фонарь с гаргротом, блистер турели и мотогондолу.
Для Та-152 и Ки-43 тоже надо делать болваночки на фонари.

Итого: сделал четыре болванки полностью и одну большую на 50%. Потратил на это 20 часов. Эту цифру можно смело разделить на пять. По четыре часа на каждую. В том числе и на длинное бревно для Ил-4 – оно хоть и сделано лишь на половину, но трудовые затраты на эту болванку были сравнимы с трудовыми затратами на остальные (в силу её габаритов и веса).
Четыре часа на одну болванку – много или мало? Я считаю – очень мало. До сих пор мне такое не удавалось…

Болванку для Скайрейдера, к примеру, я сделал за 20 часов. Правда, в это время вошло изготовление и трёх дополнительных болваночек (фонарь и два воздухозаборника – верхнего и нижнего).

Думаю, что суммарные затраты на болванки для Ил-4 будут чуть поменьше.

Для Та-152 и Ки-43 надо ещё сделать отдельные болванки на фонари.

Bob=
Денис_из_Петергофа:

…частичное сегментирование готовых болванок (отпил хвостовых частей)…

зачем?