Бутылко-пенолёты 1:12 (истребители и не только)
А я в последнее время опять начал посматривать на шариковый… Вес, знаете ли… Манит…
Очень лёгкий FW-190.
Воодушевившись тем, как у меня получился лёгкий МиГ-3, я решил расширять список прототипов, пригодных к повторению в 12-м масштабе и с полётным весом в 250 грамм.
Из того, что точно можно уложить в 250 грамм, есть пока четыре прототипа:
И-16, Bf-109, Хе-100 и МиГ-3. Все четверо отличаются небольшими размерами, что облегчает задачу. До сих пор удавалось следующее:
- Алексей Миронов (на форуме - rcred) делает «Ишаки» с полётным весом около 200 грамм, планер которых он укладывает в 90 грамм. И есть у него парочка Хе-100, с полётным весом 235 грамм, планер которых он уложил в 108 грамм.
- Я, Ваш покорный слуга, полтора года назад сделал Bf-109 с полётным весом в 274 грамма (сейчас он немножечко похудел – 261 грамм), с весом планера 116 грамм. И совсем недавно я сделал МиГ-3. И ухитрился уложить его в 246 грамм. С весом планера в 100г.
Начал с раздутия бутылок. Даже снял этот процесс на видео – для интересующихся темой:
Можно, конечно же, делать фюзеляж и просто из 2-х литровок, но тогда мы не уложимся в очень жёсткие весовые рамки. Нам важно сделать фюзеляж минимально возможного веса. А для этого и берутся лёгкие 1,5-литровки из-под разливухи.
Несмотря на ухищрения с раздутием бутылок, фюзеляж для Фоккера получился ожидаемо тяжелее, чем фюзеляж для МиГа (я ведь и там применял раздутые бутылки). Во-первых, он на 7…8см длиннее, а во-вторых, он уже не 2-х, а 3-х бутылочный. Отсюда и прибавка в весе в 10 грамм: у МиГа фюз весил 38 грамм, а у Фоккера – уже 48.
Опять прибавка в весе: чуть-чуть больше размах, чуть-чуть шире законцовки (а, значит, и «мяса», т.е. пенопласта там побольше), и пожалуйста: прибавка в 4 грамма! У Мига крыло до обтяжки весило 24 грамма, а у «Фокки» – уже 28!
Для сравнения – два крыла от Фокке-Вульфа: новое, суперлёгкое (28г.) и обычное, из плотного шарикового пенопласта (59г.):
Из экструды же крыло для Фоккера получается вообще около 80 грамм (все цифры относятся к крылу до обтяжки скотчем; скотч добавляет ещё около 20…25 грамм).
Есть ещё одна фишка лёгких моделей: совершенно не требуется увеличивать размеры крыла (что часто практикуется на прочих моделях – «шоб хорошо летело») – нагрузка на крыло и так мизерная. Поэтому и два крыла на фото имеют немного разный размер: лёгкое (28г.) – чётко по чертежу, «тяжёлое» - немного увеличено.
После обтяжки крыло ФВ-190 потянуло на 51 грамм. У МиГа было 44.
По «совету опытных товарищей» решил сделать стабилизатор не из потолочки, а профильным. Хвостик получился 11 грамм весом. У МиГа был 9 грамм.
Итого вес планера Фоккера до покраски получился 110 грамм. (крыло 51 + фюз 48 + хвост 11).
Много. У Мига было 91 грамм (крыло 44 + фюз 38 + хвост 9).
А сколько ещё набежит на краске?? На МиГе набежало всего 4 грамма. А здесь – явно больше. МиГ-то был весь белый (верх я не красил). А Фокка будет совсем не белый. Ну, как бы частично…
Покраска.
Давно я положил глаз на эту картинку:
Для того, чтобы реализовать такой «демисезонный» камуфляж, пришлось облепить крыло масками из кусков самоклейки, закрыв ими те участки, которые должны остаться белыми.
Первый этап покраски – серо-голубой низ (крыло, фюзеляж, стабилизатор). В кадр попал только фюз:
После этого фюз был задут белым цветом:
На следующий день на него тоже были наклеены маски из самоклейки. После этого он был задут оливковым и тёмно-бурым цветом:
Крыло, стабилизатор и киль также были задуты в камуфляж:
Снимаем маски…… барабанная дробь……
Вуаля:
Я не старался добиться фотографической точности контуров белых пятен (чтоб “как на картинке”). Я намеренно чуть-чуть увеличил их площадь - чтобы поменьше веса набежало на краске. Но в целом, надеюсь, получилось похоже…
На последующем этапе покраски, одновременно с нанесением выхлопа и жёлтых сегментов, белый цвет был изрядно “загрязнён” лёгкими пятнами бурого цвета. На двух последующих снимках это видно.
Красим жёлтым, рисуем выхлоп, задуваем поверх белого лёгкие бурые пятна:
На краске набежало 10 грамм ( на МиГ-3 набежало 4 грамма). Вполне ожидаемый результат – крыло-то у МиГа сверху не красилось. Да и хвост тоже. А здесь площадь непокрашенных белых полей очень небольшое. Отсюда и 10 грамм.
Продолжение завтра…
Вчера облетал Фоккера.
Всё оказалось довольно предсказуемо. Поведение в воздухе очень похоже на то, что и в случае с МиГ-3: отменная маневренность, устойчивость в фигурах, петли небольшого диаметра, прекрасно рулится во всём диапазоне скоростей.
Благодаря пятнистости очень контрастно смотрится в пасмурном небе (МиГ на большой дальности вообще «не читается»).
К сожалению, уложить в 250 грамм Фокке-Вульф не удалось. По крайней мере со штатной батарейкой 11,1В; 0,5А/ч.
Получилось - 266 грамм. Причин этому несколько – и чисто конструктивных, и, в том числе, и моих ошибок.
О конструктивных причинах я уже писал: в силу габаритов, больших, чем у МиГ-3, получилось:
- Крыло тяжелее на 5 грамм (больший размах, большая площадь)
- Фюзеляж тяжелее на 10 грамм (большая на 7…8см длина; три, а не две бутылки)
- Хвост тяжелее на 2 грамма (сделал его не из потолочки, а профильным)
- Набежали дополнительные 6 грамм на краске, т.к. поверхность покраски больше.
Теперь о моих ошибках, которые спровоцировали увеличение веса: ошибка, вернее, всего одна – я не смог в должной мере облегчить хвостовую часть фюзеляжа. Забегая вперёд, скажу, что эту свою ошибку я учёл, и исправил на следующем «лёгком» самолёте – Ла-7, но о нём рассказ ещё впереди….
Так вот, если бы я смог сделать хвостовую часть на 3…4 грамма полегче, то мне не пришлось бы ставить в морду 38-граммовый движок, а поставил бы там 30-граммовый. И всё было бы в ажуре. Но…. У фокки нос короткий, а хвост длинный, и по вопросам центровки пришлось ставить чуть более тяжёлый движок. Отсюда и набегание лишнего веса.
Мало того, чтобы вогнать центровку на нужное значение (25%), пришлось прибегнуть к правилу «всё в нос».
Батарейный отсек – в нос:
фиксация - на липучку. Очень удобно.
Приёмник и серва руля высоты – в нос:
Там же, за приёмником, спрятался и регуль.
На длинной тяге в хвост получил дополнительные 3 грамма.
Хорошо, что Альгис подарил мне несколько б.у. микро-сервочек по 4 грамма. Одну из них и поставил на руль высоты. На элероны поставил 7-граммовую серву:
Прочие «премудрости»:
Кабанчики иэ текстолита, фиксаторы тяг из буксочек, изогнутые тяги, утопленные в крыло:
Также видна вклеенная палочка, предохраняющая крыло от изгиба в районе натяжения резинок.
Накладки под резинки с отогнутыми краями – чтобы резинки не сползали (ноу-хау?):
Накладка под законцовку (с отрубным зацепом) и пропсейвер с коком и винтом:
Отрубной зацеп на законцовке крыла:
В целом, считаю, что на этом ФВ-190 получен очень важный опыт (в вопросах снижения веса, покраски, центровки ). И, надеюсь, неплохая бойцовка.
Делая Фоккера, я так загорелся, что заложил, не откладывая дело в долгий ящик, ещё один «лёгкий» истребитель – Ла-7.
О нём напишу в следующий раз. Скоро.
Т.к. он облётывался в один день с Фоккером:
Денис,вопрос.Как показал себя профилированный стабилизатор в сравнении с плоским из потолочки,увеличивал ли его площадь?
…и еще вопрос. Как у тебя так хорошо держится основная краска при снятии масок? У меня, что ни делал, маски из самоклейки или малярного скотча (при окраске по скотчу или бутылке) при снятии местами отрываются с основным слоем. Приходится мудрить с бумагой и мылом…
Как показал себя профилированный стабилизатор
Да, Сергей, площадь увеличена, но буквально чуть-чуть (по размаху 10мм, по хорде на 5мм). Насчёт того, как себя показал - ничего сказать не могу, особо внимание не обращал на это.
Да и с другой стороны - для того, чтобы понять разницу, эксперимент должен быть чистым: надо сделать два абсолютно одинаковых самолёта (вес, начинка, и пр…), которые должны быть одинаково настроены (центровка, расходы и т.д.). Но один элемент (сравниваемый) должен быть у них разным. Это может быть: стабилизатор, крыло с другим профилем, винт, мотор, регуль, и т.д.
Вот тогда результат эксперимента будет объективным. А так… словоблудие, увы. (“валит” под сотку, “шуба заворачивается”, “по ощущениям гораздо лучше”).
Когда нибудь я подобный эксперимент проведу. Хотя бы на МиГе (не исключено, что сделаю ещё одного, с красными крЫлАми).
Как у тебя так хорошо держится основная краска при снятии масок? У меня, что ни делал, маски из самоклейки или малярного скотча (при окраске по скотчу или бутылке) при снятии местами отрываются с основным слоем.
На покрашенное крыло я никакие маски не клею - да, есть риск, и очень большой, что снимется с фрагментами краски. Но на бутылке делаю это свободно - с неё никакой скотч краску не снимает.
С фоккером история такая - там на крыло я клеил маски из самоклейки не на краску, а просто на белое, некрашенное крыло. Потом снял - получились белые пятна. Фюз же сначала да, задул белой краской, а потом на неё клеил маски.
Краску использую алкидную, автоэмаль в банках по 1кг. Покупаю в обычном авто-магазине (автозапчасти). Что-то около 700 руб за банку, правда, давно уже не покупал, сейчас может, и дороже… Крашу краскопультом. Скотч на крыле обезжириваю спиртом, фюз - ацетоном. Ничего не шкурю, ничего не грунтую.
У Ки-43 Хаябусы крыло шкурил (матировал), когда имитировал на нём “японскую ободранность 1945 года”; так вот: даже скотчем с трудом краску с крыла обдирал… Держалась очень хорошо. Ни с какого баллончика краска так не держится, как та краска, что из банки.
Очень лёгкий Ла-7
Все, кто когда-либо делали бутылочные фюзеляжи для моделей, наверняка обращали внимание на то, что бутылка на хвостовой части фюзеляжа усаживается очень сильно, и жёсткость конструкции в этом месте получается избыточной. Лёгкий Фокке-Вульф не был исключением – и это несмотря на то, что на его фюзеляж были взяты лёгкие (по 33грамма) 1,5-литровки. В итоге у ФВ-190 фюзеляж получился на 10 грамм тяжелее, чем у МиГ-3. Вроде мелочь, но для модельки класса «250г.» важны и эти 10 граммулек.
А тут мне попалась в руки наилегчайшая 1.5-литровка из-под воды «фруто-няня». Взвесил – 24 грамма! Такие тоненькие стенки, аж хрустит.
Ну, что, думаю – почему бы Лавочкина не сделать? Фюз у него – по габаритам, как у ФВ-190, крыло – небольшое, как у МиГа. Должно получиться неплохо. А на хвостовую часть фюза пущу эту самую супер-лёгкую бутылочку.
Раздул пару 1,5-литровок. На фото – раздутые и одна нераздутая, для сравнения:
Бутылки на болванках: пока неутянутые и они же – утянутые:
Крылышко получилось по весу на пару грамм потяжелее, чем у МиГа – 46 грамм:
Для сравнения – два крыла для Ла-7: новое, лёгкое (46г.) и для СОЮЗной модели, из экструды (84г.); и два фюза от Ла-7: новый, лёгкий (45г.) и для СОЮЗной модели (56 г.):
Для сравнения – на весах два планера для Ла-7: «лёгкая» бойцовка (99г.) и СОЮЗная (151г.):
Подкладки под резинки, накладки на законцовки, хвостовое оперение крупно:
Вес до покраски получился 99 грамм. Да, это побольше, чем у МиГа (91г.), но меньше, чем у Фоккера (110г.).
Достигнутые результаты. Вес планера до покраски:
МиГ-3: фюзеляж-38г; крыло-44г; хвост-9г. Всего, планер: 91 грамм.
ФВ-190: фюзеляж-48г; крыло-51г; хвост-11г. Всего, планер: 110 грамм.
Ла-7: фюзеляж-45г; крыло-46г; хвост-8г. Всего, планер: 99 грамм.
П.С. строго говоря, у МиГа было 91 грамм без переплёта и палочек для крепления крыла. Переплёт и палочки добавляют 2 гр. Поэтому правильнее писать про МиГ-3 – 93 грамма. Так что планер для Ла-7 получился очень лёгким.
Покраска.
Намешал “пол-литру” цветов (это для верха):
низ традиционно для наших самолётов задул голубым:
Весь прикол в том, что если мы ставим себе задачу набрать на покраске минимальный вес, то краску надо наносить очень тонким слоем, что требует буквально филигранной работы курком краскопульта.
заклеиваем покрашенный низ малярным скотчем:
www.rc-network.de/forum/attachment.php?attachmenti…
Нашёл на немецком форуме, парень подобного класса модель на 3д принтере делает. Вес, утверждает, 600грамм. Полезный.
Вес полетный , программа упорно исправляет ошибки. Типа. Интересная тема моделей для боя.
Приветствую Соратников!
Пока в ветке затишье перед очередной демонстрацией модельного ряда самолетов Дениса, хочу представить свой первый Самостоятельный опыт изготовления самолета по описываемой тут технологии.
Давно приглянулся мне этот немецкий шедевр авиационной мысли, рейсовый, бомбардировщик, разведчик, а порой и штабной самолет Heinkel He - 70 Blitz.
Самолет не очень популярный в модельной среде, есть шикарное исполнение от Братьев Яковлевых
Также незнакомая копия по мотивам с Rcgroups
Информации о самолете достаточно, Чертежи тоже приличные , есть и с профилем крыла и с сечениями фюзеляжа итд
Масштаб выбрал соответствующий теме, 1/12. ВМГ потом подберу.
Как я писал, опыта в изготовлении болванок у меня нет, только гипсовые копии скорлупок с болванок Дениса, для ремонтных целей. Так что если возникнут идеи , замечания, комментарии, с удовольствием приму к сведению.
Поехали!
Заготовку склеил из двух метровых отрезков древесины, куплена в боольшом магазине, материал не скажу, но мягкая и обрабатывается легко
Соединял на сутки саморезами, лишние огрехи потом думаю зашпаклевать.
инструмент у меня нехитрый, ножовка ручная, рубанок, рашпиль и брусок с наждачкой
На данном этапе пока все, параллельно изготовил шаблоны для вырезки крыльев, здесь их три штуки, тк крыло очень интересной формы.
Ну и заранее размышляю как придется сегментировать болванку, и на сколько частей ?!
Продолжение следует …
Очень не дурно, как говорится. С почином!
Приветствую!
Сегодня времени было немного, поэтому результат невеликий.
Шпаклевкой выровнял все огрехи. Довел максимально все формы, конечно слоистая структура древесины не дает гладкой поверхности , а целиком грунтовать болванку и ни к чему, думаю что ПЭТ обожмется и где надо подтянется.
Из пеноплекса соорудил фонарь кабины, скорее для внешнего восприятия, да и после из древесины уже будет нагляднее.
Думаю что сначала сооружу фонарь , тот что на моем фото, с пассажирского, мирного, самолета, а после уже можно и любой другой
Пока на этом все. Начинаю задумываться о бутылках ,которыми придется обтягивать фюзеляж, либо поискать 4х-литровки какие нибудь, либо раздуть 3х-литровки и в два слоя , по крайней мере -морду.
Да и Сегментировать болванку тоже достаточно трудоемкая операция, по крайней мере, три сегмента придется наращивать .
Продолжение следует…
Ну и заранее размышляю как придется сегментировать болванку, и на сколько частей
У меня длина сегментов обычно укладывается в 15…18см. Редко, когда 19…20 ( и то, только на хвостовой части фюза). Иначе бутылке не зацепиться за края болванки. Опыт показывает, что длина одетой на сегмент бутылки должна быть больше длины сегмента хотя бы на пару-тройку сантиметров. А лучше - на 4…5см. Так же для гарантированного зацепа важно, чтобы в месте зацепа диаметр болванки не сильно отличался от диаметра бутылки - чем меньше разница, тем бутылке проще зацепиться за край сегмента.
Спасибо Денис!
Наконец то подключился , а то вопросы то возникают.
Если планируется снять с болванки максимум пару комплектов скорлупок, то имеет смысл сегментировать только морду и центральную часть, а хвостовую часть на болванке, гвоздиками ???
И по Масштабу, Болванку необходимо делать все таки чуть меньше в размерах ??? , имея ввиду что добавится толщина бутылок , а то этот самолет итак упитанный, конечно “бычий вид” и расскраска все сгладит и скроет
Привет, Максим.
1.Ради пары комплектов скорлупок я болванку не сегментирую. У меня в гараже стоят два “бревна”: болванки на Корсар и Скайрейдер. Скоро к ним присоединится и Ил-4 (все 1:12). Нет ни малейшего желания возиться с их сегментацией. Ради пары комплектов можно и гвоздики молотком позабивать - это проще.
2. Насчёт “чуть меньше”. У меня по-всякому получается. Даже если пытаешься делать максимально “по-честному”, всё равно плюс-минус пара миллиметров может набежать (если делать руками, а не на станке с ЧПУ). Поэтому я не парюсь, ведь толщина бутылки всё-равно заметно меньше 1мм.
Слепил вот такого сифайра, правда руки ещё до кока не дошли.
Элероны больше похожи на закрылки,роговые компенсаторы на стабилизаторе сделал зря,красиво,но не практично,при малой жесткости могут “жить” свей жизнью и вносить коррективы в полет модели…
Элероны больше похожи на закрылки,роговые компенсаторы на стабилизаторе сделал зря,красиво,но не практично,при малой жесткости могут “жить” свей жизнью и вносить коррективы в полет модели…
Я как бы ещё учусь летать на такого класса моделях, то и элероны сделал меньшей площадью чтобы плавно входить в виражи. В компенсаторы вклеены карбоновые прутики, достаточно жёсткие получились.
Я как бы ещё учусь летать на такого класса моделях, то и элероны сделал меньшей площадью чтобы плавно входить в виражи
Лучше сделать их нормальной площади,и “зажать” расходы… Когда облет?