И сново Як-3 - проба пера

monarch1971

Всем доброе время суток!
Вот прошлым летом после долгих мучений как переделать ухрюканый соосный вертолет в самолет, решил осуществить мечту и попробовать построить РУ самолет со всеми прибамбахами (набор, рули, шасси и т.д).

Долго перебирал модели, а когда увидел вот эту птичку
понял чего хочу.
Порылся на просторах интернета на предмет чертежей, технологий, материалов выбрал для пробы так сказать пера постройку аппарата из потолочки, как говорится относительно дешево и если даже не получится с первого раза т.к. опыта в этом деле только кордовая модель в школе и то которая по тяду причин так небо и не увидела то ничего страшного.

Итак, нашел чертежи, от масштабировал, распечатал и так сказать поехали.

Начал изготовление с крыла



Когда дошел до этапа изображенного на последней картинке понял что мне нужна бальза. Тонкую фанеру не нашел, да и бальзу нашел не сразу. Получилась вот такая штука получилась


Оставил сохнуть, а пока принялся за фюзеляж.

Ну что же продолжу.
Не пинайте только сильно.

Забегу немного наперед переделок была немалая куча. Продолжу.
В прототипе бальзы не было совсем, но я принял решение (хотя напомню опыта постройки не было совсем) кое-что усилить и переделать.
Итак.

Весь процесс не фоткал, увлекался и забывал.
Приклеил элероны.
Товарищ подогнал сервы, примерял.

Работа продолжалась.


Когда уже вырисовывался приблизительный вес модели заказал аппаратуру

Продолжил с переделками

В первый полет (если это можно назвать полетом - запуск с “морковкой”) вышел вот в таком виде

Перед полетом снял шасси, т.к. понял что то усиление которое я сделал в крыле недостаточно и решил запустить с руки. Пролетев метров 7, свалился на крыло (был ветерок) и зарылся. “Огурец” в одну сторону, крылья в другую, винту капец ну и еще по мелочам.

Все восстановил. Усилил в крыле место под шасси. Новый винт. Кое что переделал, дополнил.
Сейчас жду батарею (своей небыло товарищ дал поганять аппаратуру) и кабель для тренера.
На сегодня птичка выглядит вот так.
Планирую переделать фонарь на прозрачный по бутылочной технологии. Уже делал но не понравилось, отложил на потом.

my.mail.ru/mail/yuriy_okz/video/_myvideo/2.html
Вот так мы ездим - правда видео снимал 2 недели назад и за это время кое-что удалось доделать

nik25

Поздравляю с первым полетом! 😃

monarch1971:

Пролетев метров 7, свалился на крыло (был ветерок) и зарылся. “Огурец” в одну сторону, крылья в другую, винту капец ну и еще по мелочам

Для первых полетов - это вполне нормально.
Не посещала еще “крамольная” мысль сделать для первых полетов модельку из той же потолочки, но чуть попроще (чтобы собиралась с нуля за несколько вечеров и ремонтировалась из “дров” за один), ну и винт толкающий, для экономии расходников, заодно? 😉

monarch1971

спасибо!
но такой полет не-е, не нормально, реально протупил. И посмотрел направление ветра, и повернулся в сторону по ветру, но потом все-таки стал боком к ветру и получилось сто получилось.
Но за-то многое переделал, усилил, облагородил.
По поводу модельки попроще… не недумал. Эту и делал чтобы учиться. Однако понимаю что с нижним расположением крыла моделька менее устойчива. Поэтому подумываю насчет як-12. Но совсем простенькие не интересно.
Пусть будет очередная “морковка” но восстанавливать модель которая нравится гораздо приятнее.

monarch1971

Вот получилось еще немного так сказать навести красоты, а то дырки в передней кромке крыла раздражали. Наклеил утеплитель (желтый) и ножиком, наждачкой снаружи обработал и дримелем сделал углубления.

monarch1971

Сильно резала мне глаза передняя часть фюзеляжа, на которой в качестве эксперимента пробовал бутылочную технологию. В принципе получилось ничего, но вот с размерами немного промахнулся по-этому видончик был не очень. Решил переделать.
Немного “потанцевал с бубном”. Сначала было так:

Затем облагородил в итоге получилось вот так

monarch1971

Спасибо. Да я и сам сразу понимал что накосячил, но неугомонные руки голове покоя не дают.
Переделываю кок, т.к. первый винт был 3-х лопастной, который сломал, купил 2-х, начал тулить - ерунда получается. Уже выточил с пенопласта, осталось крепление сделать и прорези под винт.
Пока жду акум прикидываю следующий Як только с размахом 1,5м.

monarch1971

Ну что не долго мучилась “кобылка” на высоковольтных проводах.
Кабель для симулятора заказал еже месяц едет и когда будет не понятно…
Поехал с дочкой в поле,…полетать.
Я на рычагах, дочка вместо трамплина (ровной местность что бы с колес попробовать взлететь не нашлось) - решили с рук. На старт, внимание, от винта, газ,…запуск…, полетели. Птичка резво пошла вверх под 45-60 градусов…(не думал что такой шустрик со старой акб). И тут что-то апа пик-пик, “птичка” делает петлю (я аж офигел) и со всей дури зарывается мордой в планету. … - - - … .
Винт в топку, все остальное на 4см вошло в мягкую землю. Движок живой но с моторамой оторван от фюзеляжа. Все остальное целое. Даже места склейки после первой морковки остались невредимы.

Слышу пищит серва РВ и сами РВ в положении мах вверх. Вырубау апу, акум. Проверяю серву и среднее положение качалки не соответствует середине хода сервы. Ощущение что качалка провернулась на оси сервы, т.к. когда менял эту серву все было в среднем положении (рычаг, качалка, серва).
Выставил все как должно быть. Прикрутил “морду-лица” немного помятую (которую вчера выклеивал) армированным скотчем на место, поменял винт и погнали наши городских…
Дубыль два! …пи-пи-пи!!! Дочь моя со всего маху звездонула птичку в землю… правда ничего больше не сломалось и скотч тоже все прилепленное им удержал.
Дубль три! Я человек не азартный. но тут зло взяло. На старте все те же. От винта, газ,…запуск…, полетели. Но шустрый блин птиЦ. Пока я туда сюда и вот она земля…ХРЯСЬ. Моторама вся в одну сторону, кончик крыла в другую. “… лежим в траве стонем от полученных травм…”. Винт пережил, но сломалась цанга крепления винта, движок живой, треснул корпус перед стабилизатором (не помну как правильно называется).
Вывод: жду USB-кабель, ставлю симулятор, следующий старт только с колес (асфальт есть, но нужно часиков в 6.00-6.30, что бы машин небыло, или с товарищем поеду на аэродром возле аэропорта.
Вот так выглядим сейчас

Мотораму переделаю, все остальное склею и обклею таким армированным скотчем (крепкий зараза). и серым красить не нужно будет.

pzkpfv5

Печалька… Но результат в принципе предсказуемый. Всё-таки не зря советуют начинать с чего попроще.
Я конечно понимаю, что понравившийся самолет восстанавливать приятней. Но ещё пара таких выездов на полетушки и Як будет выглядеть совсем грустно.
Да и летать пожалуй тоже. Ибо после каждого ремонта понемногу теряется геометрия. Добавляется вес.
Кстати, с арм. скотчем тоже сильно не усердствуйте. В полете модель не развалится и от морковки он не спасёт, а весу добавит конкретно.
Если как в этот раз - упал на взлёте и есть ещё желание летать, то можно в поле скотчем прилепить. А затягивать всю модель им не стоит.
Старт с колёс не панацея. Если “летать не купил” (пока что) - морковка будет в любом случае. Тут помогает сим, модель-тренер или шнур-ученик.
По поводу серв - желательно глянуть. Могла качалка проскочить на валу, а мог и редуктор пару-тройку зубов потерять. И в полёте это вылезет боком.

monarch1971

По серве грешу что качалку оставил со старой сервы, а родная качалка плотнее сидела на валу. Но на всякий случай разберу посмотрю шестерни.
Однако уже принял решение с Як-3 немного погодить, восстановлю и заморожу на какое-то время. Использую Апу для постройки Як-12. Начинаю новый проект. Пока суть до дела потренируюсь на симуляторе - ищу шнур!

nik25
monarch1971:

Использую Апу для постройки Як-12. Начинаю новый проект.

Юрий, Як-12 после таких крашей тоже будет не красавец… 😃
А простейшее ЛК или крестолет, чтобы научиться держаться в воздухе, все еще не хотите попробовать?

monarch1971
nik25:


А простейшее ЛК или крестолет, чтобы научиться держаться в воздухе, все еще не хотите попробовать?

Летать конечно же то хорошо, но мне сама постройка приносит большое удовольствие когда видишь к чему стремишся и что получается - очень увлекает сам процесс постройки, а когда все это (пусть даже со временем) еще и полетит - это будет супер. Поэтому простейших я не рассматриваю.

Alexander53
monarch1971:

Летать конечно же то хорошо

Ещё как хорошо, просто здОрово. А брезговать простым тренером не стоит. Для получения навыков пилотирования самое то.
Научитесь уверенно летать, вот тогда и будете получать удовольствие от полётов на красивых (сложных в пилотировании) самолётах.
Без практических навыков симулятор мало поможет.
И серву обязательно проверьте. Если при отклонении стика она начнёт дёргаться, то зубья точно сломаны. Да и качалки за очень редким исключением с других серв не подходят.

monarch1971
Alexander53:

Ещё как хорошо, просто здОрово. А брезговать простым тренером не стоит. …

Так я ж и не брезгую, просто во многих форумах писали что Цесна для учебы самое то, так зачем делать Цесну если можно сделать Як- типа похож.

Alexander53:


И серву обязательно проверьте. Если при отклонении стика она начнёт дёргаться, то зубья точно сломаны. …

Спасибо, проверил, дерганий нет, по-этому и грешил на качалку, поставлю родную качалку.

Alexander53
monarch1971:

во многих форумах писали что Цесна для учебы самое то

Я не был бы так оптимистичен. Управлять копией “Цессны” ненамного проще, чем Вашим Як-3. А в качестве тренера используют "предмет, похожий на самолёт “Цессна”.
Всё дело в удельной нагрузке на крыло. Чем она меньше, тем меньше потребная скорость полёта и легче управлять. А сделать копийный самолёт с маленькой удельной нагрузкой довольно сложно.
Во всяком случае в метровом размере. Чем проще аппарат (меньше деталей), тем легче его можно сделать при тех же размерах. Чертежей подобных моделей много, можно выбрать на любой вкус. Главное - это не гнаться за сложностью, быстрей научитесь летать. Проверено на практике большинства авиамоделистов.

monarch1971

В Як-3 я не считал вначале ни нагрузку на крыло ни вес, просто делал модель в масштабе. Кто мне мешает сейчас, учтя многие нюансы, сделать большую площадь крыла и не поливать клеем от души как я делал на Як.
Чертежи я все эти просматривал и раньше. Ну не могу я чтобы летать абы на чем, ну летит перекладина с моторчиком изготовленная за один вечер, ну не жалко ее разбить… . Сколько форумов пересмотрел (ничего не хочу и не вправе плохого сказать) но народ делает В БОЛЬШИНСТВЕ случаев такие модели по приколу - а полетит ли даже это!? Вау летит! Нет, может кто-то ловит от этого кайф, на вкус и цвет товарищей нет. Мне хочется что бы выглядела модель так как мне нравится (для себя же делаю) и с учетом советов знающих людей (и всем спасибо за это) сделать так чтобы модель летала.

Alexander53
monarch1971:

Ну не могу я чтобы летать абы на чем

Удачных полётов.