ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

Олег_Г

Андрей, понимаю, что Ваш опыт позволяет обоснованно создавать практически любые конструкции, все же задам вопрос - неужели необходимо создавать настолько избыточно-прочные конструкции на самом кончике хвоста. Ведь на киль действуют настолько небольшие силы, что вряд ли оправдана установка такого количества нервюр и дополнительного лонжерона. Это сделано только из копийных соображений? Но разве обшивка киля не будет производиться прокатанным пенопластом? Если это оправдано на рулевых плоскостях, которые, насколько я понял, будут оклеены бумагой, то как это обосновывается на поверхностях, покрытых жесткой обшивкой? Такой же вопрос и по конструкции хвостовой части фюза.

fed
Олег_Г:

… вопрос по конструкции …

Хороший вопрос, Олег!
На самом деле затронута очень важная тема - Оптимальности конструкции!

Сначала общие рассуждения.
Наверно дело в привычке, делать ресурсные самолеты. Я в молодости делал кордовые пилотажки. Оттуда растут корни подхода к бальзовым конструкциям. Пилотажка должна быть чрезвычайно легкой, абсолютно жесткой, иметь дикий ресурс эксплуатации. У меня тоже некоторые самолеты летают десятилетиями. Все это возможо только с использованием бальзовых, грамотных конструкций!

Что касается ТБ-1
Это 3.5метровая копия, рассчитаная на годы достаточно жесткой эксплуатации в условиях работы двух неслабых моторов (еще неизвестно каких, может и бензиновых, неизвестно с каким уровнем вибраций) Я сейчас даже не могу представить, куда и на чем я буду возить этот самолет. Для интереса и сравнения конструкции можно посмотреть конструкции 3-х метровых моделей под бензин. Так там сплошная 3мм фанера везде, обшитая потом еще и бальзой. Так что, с этой точки зрения, у меня очень слабенькая конструкция.
Ну и копиизм конечно! Я стараюсь максимально повторить силовые схемы прототипа. После внимательного изучения и анализа силовых связей они представляются чрезвычайно рациональными.

Хвостовая часть.
Анализ конструкции хвостового отсека Ф-3.
Хвостовая балка имеет четыре лонжерона из сосны 5х5 и один средний пояс бальзовый, с сосновым началом. К ним крепятся фитинги соединений с центропланом. Лонжероны связаны между собой через 8 силовых сосновых шпангоутов и ферму, набранную раскосами 5х2 мм. Длина хвостового отсека 1.2м., при миделе в начале 250 х 180мм. Приличная коломбина! Бальзовые ребрышки не
претендуют на роль силовых шпангоутов - они из легкой 3мм бальзы и служат для подкрепления тоной обшивки. Это логично, так как обшиваться будет жесткой бальзой 1мм. На шаге между ребрами 30мм, бальзовая обшивка не прохлопнется. Это в общем-то классическая конструкция для тонкостенных оболочек! Да, и в районе кабин стрелков фюз зашит 2мм пенопластовым гофром. Дань внутренней отделке, но и жесткость тоже увеличивает, + подоснова под бальзу.
Дальше вся обшитая конструкция будет обтягиваться пергаментом на ПВА. Цель - создать напряженный монокок. Пергамент на ПВА дает сильное натяжение, т.е получаем очень тонкий напряженный слой, в разы увеличивающий прочность и жесткость конструкции. Аналоги: мягкая обшивка каркаса моделей, натянутая эмалитом или пленка утюгом. Почему они дают такую жесткость? Натяжение!
Еще пример: купол блока атомной станции имеет в основе геодезическую систему натянутых стальных тросов.
Таким образом бумажная обшивка даст связность всей конструкции, увеличит прочность поверхности обшивки. А потом будет ложится тонкий слой пенопластового гофра 2мм - дань копиизму. Но он тоже внесет свою лепту в прочность. В принципе можно будет легко менять потом куски гофра при повреждении, или при абгрейте модели на новый гофр.
Мне видится, такой подход должен дать очень ресурсную конструкция, не боящуюся длительной эксплуатации в условиях вибраций. Да и еще ведь гидроэксплуатация не исключена.

Стабилизатор и киль.
Здесь подход аналогичный - в основе силовая схема прототипа. Частые нервюры для подкрепления тонкой бальзовой обшивки. На киле лонжерон из бальзы. По стабилизатору я уже упоминал логику силовых связей в районе подкосов и узлов крепления. А на киле мощное переднее усиление служит для связки лонжерона, кромки с крепежным узлом.
Рули также будут иметь тонкостенную бальзовую конструкцию с гофром. (не мягкая обшивка)

Вес каркаса стабилизатора пока 84 гр. (размах 920мм, при хорде 380мм)
Вес каркаса киля 22гр.

lyoha
fed:

Для интереса и сравнения конструкции можно посмотреть конструкции 3-х метровых моделей под бензин. Так там сплошная 3мм фанера везде, обшитая потом еще и бальзой.

Андрей, позволю себе не согласиться. Там как раз идет тенденция к усопливливанию самолетов. Ажурные моторамы, борта из бальзовых ферм, изгрызенный облегчениями пенопласт. При этом наращивается мощность мотоустановок.

Rolling
lyoha:

Андрей, позволю себе не согласиться. Там как раз идет тенденция к усопливливанию самолетов. Ажурные моторамы, борта из бальзовых ферм, изгрызенный облегчениями пенопласт. При этом наращивается мощность мотоустановок.

Задачи у всех разные-одним снизить себестоимость и чтобы чаще покупали,вторым-удельная мощность,третьим долгая жизнь самоля.И все по своему правы.

lyoha

Лишними километрами реза облегчений себестоимость не снизишь, да и материала в утиль отправляется немало. Да и чаще покупать самолеты за пару-тройку килодолларов не будут. Там другая мотивация.
Я это не в порядке спора, а к тому, что прочность 3-х метровых пилотажек все-таки не следует считать эталоном. А так - выводы Андрея очень правильные.

fed

Уважаемые моделисты форума!
Есть просьба и вопрос:

В ближайшее время нужно делать шасси.
У ТБ-1 оно выглядело так:

Колеса в масштабе 1/8 будут иметь покрышку 156 х 31 мм (6.1")
Я собираюсь делать спицованную ступицу, здесь мне все понятно.

А вот вопрос - просьба:
Кто-нибудь может посоветовать, где можно достать покрышку примерно такого размера. Желательно из пенорезины, что идет на популярные легкие колеса. Или просто листовую пенорезину, толщ 30мм. Может тоньше, чтобы склеить несколько слоев. Смотрел на инет-магазинах. Там только такого большого диаметра из резины, но толстые - около 40мм.
Или может, кто подскажет какую нибудь не очень сложную технологию изготовления таких покрышек.

pentajazz

купить колеса с бОльшим размером покрышек, и в станке или в дрели ножичком проточить. если мне не изменяет память, то пористые колеса большие видел…
туристические коврики еще есть… разной толщины.

fed

Это понятно что можно проточить большие, но как раз максимальные из пористой нашел только диаметром 120мм.
Если попадется ссылочка на 6 дюймовые, было бы здорово!
Насчет ковриков - хорошая идея, спасибо!

boroda_de

Тоже долго искал колёса больше 130-и mm из пено резины…
Резиновых полно, из пено нету…
Для такой копии можно заморочиться вулканизированием копийных покрышек, с надписями и пр.
В МК была статья

pentajazz

у KAVAN есть колеса 150х38, немного меньше по диаметру, но может можно растянуть. ссылки нет, у меня просто PDF каталог есть…
только там еще написано - Dave Brown product

fed
VOX:
  • диаметр 130, 150, 175, 200мм

А чего ты не хочешь сам формонуть её? Вроде процес не сложный.

Спасибо большое , Альберт, за ссылку.
Но я так понял, они пустотелые внутри? Если из пористой - то было бы то что надо.
Вот еще там нашел: shop.lindinger.at/product_info.php?manufacturers_i…
Это вроде из пористой, но жаль, не хватает чуть- чуть - 6-ти мм. А так замечательно было бы.

Насчет формовки.
Пока еще не занимался этим процессом. Если несложно написать, то из чего сейчас формуют? хотя бы кратко технологию. Где-то читал, что из силикона какого-то специального можно.
Классическую технологию из сырой резины не пробовал, да и резину сырую не знаю, где достать.

VOX

Они поритые…Сплошное резиновое кольцо. Точится без пролем. Я такие покупал. Их делают в Чехии, адрес тоже знаю. Можно там купить и без втулок с подшипниками.
Можно сделать колёса из пластизоля. Тоже не сложная процедура. Но лучше обычные, резиновые… Я тебе могу написать как всё это делается в домашних условиях. Материал для этого тоже есть.

boroda_de
VOX:

Материал для этого тоже есть.

Latexmilch?

yablokov
fed:

Спасибо большое , Альберт, за ссылку.
Но я так понял, они пустотелые внутри? Если из пористой - то было бы то что надо.
Вот еще там нашел: shop.lindinger.at/product_info.php?manufacturers_i…
Это вроде из пористой, но жаль, не хватает чуть- чуть - 6-ти мм. А так замечательно было бы.

Насчет формовки.
Пока еще не занимался этим процессом. Если несложно написать, то из чего сейчас формуют? хотя бы кратко технологию. Где-то читал, что из силикона какого-то специального можно.
Классическую технологию из сырой резины не пробовал, да и резину сырую не знаю, где достать.

Ну вот,а говорили старая школа! Раньше все копии были с формованными колесами…
Можно сделать мастермодель,затем отлить матрицу.Покрышку можно отлить из силикона(обязателен вакуум) но будет тяжелая.
Я на Сопвич делал матрицу из силикона,а покрышку отливал из резинопластика.
Олег Захаров делал как в старые добрые времена-точеные дюралевые матрицы,фрезеровка на ЧПУ надписей и вулканизация из сырой резины.
Чехи делают из пенорезины фирмы ВАССА,которая находится под давлением в баллонах аэрозольных,но где ее берут не колются.😉

alex144

А может стоит посмотреть в сторону пенополиуретана? Знаю, что там подбирается плотность, не сложная форма, вроде даже из смолы катит. Потому как сделать толковую пресс-форму- секс, печь резину- фигня, а вот снимать шину со вставки через мааааааленькую дырочку -секс-секс-секс. У нас пол-клуба стояло на стреме с отвертками, а вторая половина пихала отвертки между вставкой и покрышкой, когда снимали. Дырка была 35, а колесо 120.
Сырую резину, думаю, можно поискать в Белой Церкви (шинзавод), в баки на авиазаводах пихают. Да и в любой шинодёрне, при соответствующем подходе, думаю, можно разжиться.

yablokov
alex144:

А может стоит посмотреть в сторону пенополиуретана? Знаю, что там подбирается плотность, не сложная форма, вроде даже из смолы катит. Потому как сделать толковую пресс-форму- секс, печь резину- фигня, а вот снимать шину со вставки через мааааааленькую дырочку -секс-секс-секс. У нас пол-клуба стояло на стреме с отвертками, а вторая половина пихала отвертки между вставкой и покрышкой, когда снимали. Дырка была 35, а колесо 120.
Сырую резину, думаю, можно поискать в Белой Церкви (шинзавод), в баки на авиазаводах пихают. Да и в любой шинодёрне, при соответствующем подходе, думаю, можно разжиться.

А как же в копиях и без секоса?!😂😂😂

alex144

Вот еще что нашел: Изделия из EVA, применяют в частности в рекламных фигнях всяких, понял так, что делают по месту, т.е.то, что надо. А еще вот: ввв.ua.all-biz.info/buy/goods/?group=1040916

Orel

Андрей,не парься.Хорошие шины прекрасно подходят от детских колясок.Главное подобрать нужный размер😒 .так же можно брать для шины пенорезину от дартса , в них воланчики бросают,типа мишень.Склеить и обточить,но придётся красить ,белые они.Я лил колёса из сырой резины ( в теме Г-22), морока ,времени много потеряешь.

Денис_из_Петергофа

Совсем недавно делал нечто похожее, размерчиком почти, как у Вас - 132 мм.(тоже, кстати, Туполевская машина). Столкнулся с такой же проблемой - в магазинах нет ничего более 110мм. Нашёл пористую фигню толщиной 10мм. серого цвета. Эта штука продаётся в автомагазинах как шумоизоляция. Стоит совсем небольшие деньги. Если не найдёте, у неё есть родственник - кажется пенопленом называется, уж он точно во многих строительно-хозяйственных магазинах продаётся.Только он желтоватый, придётся красить.
Метод прост: вырезаем кружочки, склеиваем их моментом (и т.п. клеем), ставим на любую оправку (да хотя бы зажимаем на длинном винте М4 двумя гайками с большими шайбами ), ставим в токарный станок ( я ставил в дрель,зажатую в тисках) и обтачиваем… иголкой. Обычной большой иголкой от большого шприца(10 кубиков - там большая игла). После грубой обдирки доводим, не снимая со станка, наждачкой. На три колеса у меня ушло 2…2,5 часа. Вес всех трёх колёс - 75 г.

Orel

Эх, не твой размерчик,Андрей:(.На АНТ-44 припас ,они у него Ф 110 мм)
размер 112*27
вес 100 грамм два колеса.
Лучший вариант всё-таки найти чёрную пористую резину,не самую мягкую,всё-же вес у ТБ под 15 кг. Вот от прогулочных колясок плотность резины в самый раз,прямо сами просятся на модель😒