ТБ-1 - первый отечественный тяжелый ,F4C 1/8

fed

ТБ-1 (АНТ-4)
Тяжелый бомбардировщик конструкции Андрея Николаевича Туполева

Хроника постройки летающей копии воздушного корабля в масштабе 1/8, класса F4C

История вопроса

Желание строить многомоторные копии родилось у меня очень давно. Примерно 36 лет назад, в 73-м году прошлого века я переступил порог моделки в г. Днепропетровске, которой руководил замечательный моделист Петр Григорьевич Костюченко. И почти сразу попал на полеты старой кордовой копии Ан-10 на двух «Ритмах (два внешних мотора были просто вертушками), Это произвело неизгладимое впечатление. А в моделке строился несколько лет Петром Григорьевичем четырехмоторный кордовый Пе-8 «Пешка», как любили ее мы все называть. Она была достроена где-то в 76-м, я даже помогал немножко потом руководителю в некоторых работах. Весь процесс создания был перед нашими глазами мальчишек. Убирающееся шасси, сложнейшая конструкция планера, бомбы, 4-е мотора. Все это манило, но было недостижимо сложным для нас. Был еще ряд копий в нашей моделке. Мнгого раз за свою модельную жизнь, я собирался заняться многомоторными моделями - сначала кордовыми, потом радио. Но как то так и не дошли руки. И вот только сейчас удалось приблизиться к давней мечте.

В 2007г., уже был накоплен большой опыт эксплуатации б/к электро и Li-Po, и родилась идея сделать четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец». На этот проект ушло полтора года.
И родилась новая идея и мечта: Создать еще ряд знаменитых отечественных тяжелых летающих кораблей.
После Чемпионата Украины 2008, начался интенсивный сбор информации и документации по трем «летающим крепостям», олицетворяющим целые эпохи в отечественном авиастроении: ТБ-1, ТБ-3 и ПЕ-8.

Что мною движет? Глубокий патриотизм к Советскому Союзу и людям, делавшим историю нашей авиации, боль за искажение и выворачивание нашей истории наизнанку. Во славу Андрея Николаевича Туполева. Хочется построить достоверный копийный аппарат той эпохи и полетами на нем популяризировать и нести славу отечественной авиации! Это в первую очередь, ну и конечно, участие в соревнованиях тоже чрезвычайно интересно, особенно хочется увидеть одновременно и другие самолеты, сравнить их в полете и на земле.
Безусловно, если бы мной двигали только соревновательные мотивы, то и прототип наверно был бы другим…

При работе над «Ильей Муромцем» я полностью окунулся в ту эпоху, собрал и изучил все материалы, какие только мог достать по кораблю.
Хочется реализовать все три линкора и все мне очень нравятся, в каждой машине есть своя изюминка.
Пе-8, конечно, красивейшая и безумно сложная машина, к ней надо еще созреть.
Есть эмоции и есть доля здравого смысла. И последний, говорит от логичности постепенного наращивания мощностей.

Так что в прошлом году я остановился на ТБ-1 и даже начал готовить рабочую документацию. Планировалось его строить в масштабе 1/10. Были изучены возможные моторы, особо интересовался двигателями RCV. Вся проблема в капотировании мотора и вписании его в мотогондолу. Хотелось купить движки в перспективе на все три летающих линкора. В конце концов, остановился на 4-х тактных Саито-100. Приобрел пока два мотора, на пробу. Но потом уже жалел, что не взял 125-е. Они в тех же размерах, но мощнее и чуть легче, правда дороже.
Второй серьезнейший вопрос – это гофр. Это не просто! Много идей, некоторые эксперименты…

Но… проект так и не начался по-настоящему. Возможно, сказалась некоторая усталость после «Муромца», лавина идей, требующих немедленной быстрой реализации, желание полетать, и т.д.
Короче я откровенно пробездельничал весь этот год, в чем надо честно признаться!

После ЧУ2009 почувствовал «драйв» к постройке серьезной машины. Опять выбор прототипа… Все по десятому разу взвешиваю, предварительно оцениваю, в том числе и свои финансовые и временные возможности. На тендер нового проекта претендовали следующие прототипы:
ТБ-1, ТБ-3, Пе-8, Ан-10, Ан-12, С-130«Геркулес», Як-6, «Морава». Все же меня неудержимо влекут большие, толстые, многомоторные… Ан-10 – это тоже эпоха и огромная мечта!

В конце концов, я окончательно останавливаюсь на ТБ-1. Пересматриваю концепцию его реализации, пересчитываю параметры и принимаю решение увеличить масштаб до 1/8 (размах 3587мм)

Для ускорения работ по проекту принял решение (несколько авантюрное и наглое) начать постройку, одновременнно с проектированием. Это конечно не правильно! Но слабым оправданием служит накопленный опыт (35 лет модельного стажа и около 600 моделей различных классов).

Математическая модель крыла и центральной части ТБ-1 была сделана в SW еще прошлой осенью. Это помогло хорошо понять формообразование крыла. Несмотря на казалось бы простую форму, там есть несколько “изюминок”. Думаю, что я понял замысел А.Н.Туполева. Чем дальше вникаю в этот проект, тем больше поражаюсь рациональности конструкции и решений Андрея Николаевича!

После обдумывания различных возможных конструктивных схем модели и внимателного изучения конструкции прототипа, я принял решение - попытаться максимально приблизится к конструкции прототипа по каркасу и членению планера на разбираемые агрегаты.

Трубы я заменяю сосновыми рейками, но формообразование каркаса будет прммерно таким, как и прототипа. К сожалению нет полной информации обо всех ньюансах кострукции, поэтому будет некоторая импровизация.
Зачем я это делаю? Да , в принципе можно конечно сделать и классический, модельный вариант планера, тем более под гофром все равно не будет ничего видно. Но…
Интересно мне, воспроизвести как раз оригинальную конструкцию прототипа, детально изучить конструкцию ТБ, понять идеи А.Н.Туполева. И чем дальше погружаюсь в проект, тем больше поражаюсь рациональности конструкции ТБ!
А с сосной я очень любил работать. Нет ничего прочнее и легче правильной сосновой фермы! Чрезвычайно интересно почувствовать все силовые связи конструкции и постараться их воспроизвести.

Постройка была начата 26 сентября, в прошлую субботу.
За эту неделю собраны фермы 4-х поясов лонжеронов и сделаны ламинарные заготовки на нервюры.
Начата сборка центроплана.

Борисов

Признаться, открыв тему, я подумал, что очередной интернет-строитель скопировал-вставил текст описания какого-то самолета… Но после 1-го абзаца все встало на свои места. Грамотная речь и интересный рассказ, прямо затянуло и проникся, дочитал с удовольствием !
Я не испытываю большой любви к тяжеловозам той эпохи, но это ж дело вкуса. Очень рад за раздел “копии”, думаю это будет действительно сложный и интересный проект, особенно в руках такого фанатичного моделиста!

p.s. Наверняка вам известно, но все же: в одном из номеров украинского журнала “Авиация и время” есть неплохие чертежи ТБ-3.

Rolling

Если не секрет,как и чем клеите ферму,без книц,просто встык?

boroda_de

Интереснейший проект 😃
С интересом ждём продолжения.

Dr_On

Ура, наконец-то и на rcdesign’е! С интересом читал Ваши статьи и топики на aviamodelk’е, но к сожалению, мне закрыли туда доступ.

pionegger

+1 Dr.On. . Читал aviamodelk-у, практически, ради топиков от fed , а когда мало пишущим закрыли картинки, перестал туда ходить.

bazalt
boroda_de:

Интереснейший проект 😃
С интересом ждём продолжения.

Присоединяюсь. Проект интереснейший. Особенно буду ждать рассказа по технологии выполнения гофра.

avia_tor

Ура, наконец-то и на rcdesign’е!

+100
А хозяин всем известного…, пусть сам с собой развлекается.

avtandil

Так и есть клуб “аэроби” куда то пропал из раздела клубные разделы!
Командир и помполит позабавились.
Может я плохо искал а где темы ФЕД-а никак не нашел.

avia_tor

Точно, пропал. Босс не простил предательства. Если еще пару человек подтянется, ради тем которых туда вообще заходишь и вынужден терпеть местные законы, то будет вообще замечательно.
Успехов в проекте.

weds
avtandil:

Так и есть клуб “аэроби” куда то пропал из раздела клубные разделы!
Командир и помполит позабавились.
Может я плохо искал а где темы ФЕД-а никак не нашел.

разбросаны по тематическим разделам. Ищите в радиокопиях.

fed
avtandil:

Может я плохо искал а где темы ФЕД-а никак не нашел.

Сам еле нашел…
Я с самого начала активно выступал за открытость всей информации, и мои темы были всегда открыты для всех!

Но… закрыты фотки теперь даже от автора… Увы…

Жаль, конечно, что губится такой ресурс. Там много замечательных моделистов и великолепных тем. Я так и не понял, за несколько лет общения “политики закрытости”…

Но не будем о грустном…

Вернемся к ТБ-1. Это гораздо конструктивней.😁

По поводу книц:
Я склеиваю фермы на ПВА МБ. Это жесткий клей. Великолепно склеивает сосну. У меня большой опыт эксплуатации таких ферм без книц - все отлично стоит.
Но кницы будут. Их великое множество было на металлических фермах. Я буду их делать в наиболее отвественных и нагруженных местах: узлы крепления шасси, консолей крыла, секций фюзеляжа. После сборки центроплана, буду анализировать силовые связи и соответственно усиливать конструкцию.

Сегодня продолжил сборку центроплана. Он уже снят со стапеля, и можно работать с ним гораздо удобней. Установлены полки нервюр. Сделаны первые узлы крепления секций фюзеляжа.

Привожу предварительную весовую сводку первого приближения и несколько фоток центроплана. вес его в таком состоянии - 640гр.

avtandil
fed:

Но не будем о грустном… Вернемся к ТБ-1. Это гораздо конструктивней.

Да вы правы. Мне очень нравятся ваши темы в них много поучительного, смекалки ,знания подходов конструирования модели,старой и забытой порой школы, порой кажется вот этот узел слабоват или чего то не хватает но в итоге ву а ля и узел становится "железобетонным"несмотря не ее легковесность и ажурность. Думаю ваша подача информации, скурпулезность во всем поможет молодым да и немолодым строителям копий, увидеть решения проблем в своих начинаниях.
С огромным удовольствием читал темы Wit-а где много юмора и конструктивано
Ну а теперь я подписываюсь и на все ваши темы.

Rolling

Почему спросил на счет книц.Пока нагрузка идет строго по оси-держит хорошо,но чуть по диагонали-подрывает сам материал в точке растяжения и привет.А кница не дает даже начаться разрыву,проходили сей момент.А заход очень интересный,давно таких не встречал.

Wherewolf

респект!!!
силовая схема полностью будет повторять оригинал?
да, по поводу гофра - как делать думаете?

bazalt

“Кто про что, а вшивый про баню.” (Это я к тому, что я все про бомбы.)
Посмотрел таблицу, их там 16 штук. Предполагаю, что это ФАБ-50. При выбранном масштабе они очень легкие (30г). При диаметре 30 мм и длине 115 мм масса должна быть, на мой взгляд, около 100г. Иначе не будет реализма падения, при хорошем ветре их будет просто сдувать (сам наблюдал на ЧР-2009 во Владимире), реализма не будет.

fed

to Rolling:
Насчет книц.
Согласен на все 100%. Это чрезвычайно важный элемент конструкции. Они будут в силовых местах. Скоро покажу…
Вообще их должно быть жуткое количество на таком каркасе. Трудоемкость еще та. И тут есть еще один ньюанс. Когда полностью собирается пространственная ферма, в одном узле сходится, как правило, 4 -5 силовых связей в разных направлениях. ПВА имеет исключительную адгезию к дереву. И я тщательно промазываю кисточкой все узлы несколько раз. Получается чрезвычайно мощная корочка засохшего ПВА вокруг узла - эдакие галтели, которые как раз и работают неплохо против косых усилий сдвига. В какой-то степени - это эквивалент классической кницы. Чем, на мой взгляд, ПВА лучше смолы - это меньший вес, экологичность, простота и главное некоторая пластичность. При ударах “смоляные” фермы лучше рассыпаются😁, чем “ПВА-шные”

to Wherewolf:
Тщательно изучив конструкцию ТБ и проанализировав различные варианты конструкций, я все же остановился на конструкции прототипа!
Почему? :

  • очень рациональна и красива. Ну хочется мне и внутренность ТБ повторить! Конечно не удастся на все 100% - так как там трубы, а у меня дерево, соответственно и силовые узлы немного по другому решаются, но постараюсь максимально это сделать.
  • Когда он грохнется (а это судьба любой модели - вопрос только времени) , будет интересно посмотреть на внутренности
  • Фермы имеют высокое весовое совершенство
  • Очень бюджетный вариант.
  • люблю ажурные конструкции. Подход очень мне близок, так как я много лет увлекаюсь резиномоторными копиями из тоньчайших бальзовых реечек. Там каждый милиграмм на счету.

to bazalt:
Очень интересный момент.
На “Муромце”, я к бомбам еще стриммеры из бумаги небольшие привязывал, чтобы медленнее падали и были более заметны.
Здесь, конечно бомбы более крупные. Они были на внутренней и внешней подвеске.
Есть идея сделать для внутренней подвески вставляемые кассеты с бомбами, для простоты “зарядки” на старте. Так вот этих кассет будет несколько - с разными бомбами. Полетаем, посмотрим.
Посмотрим, что будет получаться по взлетному весу, сколько будет возможностей брать на борт…

Раз затронули эту тему, то продолжу ее.
Один из мощных мотивов постройки ТБ-1 - как раз уникальный полетный функционал интереснейших демонстраций, которые можно реализовать.
И есть огромное желание создать этот летный комплекс.

Вот что делал ТБ-1, и что планируется к реализации:

  • “летающий авианосец” - взлет с двумя истребителями И-4, отцепка в полете. Та еще интереснейшая задачка. И-4 будут делать мои пацаны в 1/8 масштабе с 46-ми ДВС-ами.
  • буксировка 7-ми планеров Г-9 (планируется обязательно, может не семи… и может на первых порах и не Г-9, но потом…)
  • Сброс всего, что только можно вообразить : парашютисты, листовки (были громадные контейнеры под брюхом), пушка, мотоциклы “Харлей=Девидсон”, машины, танкетка. Парашютисты выбрасывались из общей кабины под брюхом и из люлек под крылом - называлось “устройство для выкидывания красноармейцев”😁
  • сброс “аэрбуса” на бреющем полете. Эдакий колесный экипаж, который сбрасывается с бреющего полета без парашюта и вперед, в атаку. Причем были и гидрокатера
  • Пороховые ускорители (10 шт.)
  • Установка поплавков. Сброс громадной торпеды (около 10метров)
  • Установка лыж

Созревает решение делать два ТБ-1. Один экспериментальный - летный без фанатичной деталировки. Для интенсивных полетных тренировок и отработки всех вариантов полетов. Вариант - под “арктический” с поплавками/шасси/лыжами.
Второй - уточненный по конструкции, с учетом постройки первого. С максимальной детализацией. Для соревнований и шоу полетов. Вариант - строевой, серийный ТБ-1в военной окраске с вооружением.

И… не исключен вариант закладки ТБ-3, так как он имеет аналогичную конструкцию, но значительно больше. Многие операции и узлы будут практически серийными, включая гофр.

по гофру.
сделано большое количество экспериментов, рассматривались разные варианты…
Все очень непросто. Не хочется связываться с формовкой из стеклопластика, хотя может и был бы оптимальный вариант. Но не люблю я это дело(в юности накупался в смоле😁)
Да и хочется минимального веса.
Пока неплохой вариант получается с прокаткой тонких листов пенопласта (строительный голубой, зеленый, бирюзовый) Вальцами с профилем гофра.
Пенопласт предварительно покрывается акрилом с красителем, а потом лаками для укрепления поверхностного слоя. Пока катается вручную, но потом планирую сделать минипроканый стан. Результаты вполне обнадеживающие. Вес одной полосы гофра 500х120х3мм - 12 гр.
Тут много ньюансов, позже более подробно расскажу и покажу