Г-22 спортивный самолёт Грибовского

sergey56gr
Щорс:

А можно сканировать и выложить письмо?
Я письменно связывался с семьей Грибовских, указал свою эл. почту - ответил внук Владислав Константинович Грибовский в личку. Можно будет спросить, остались-ли какие-то документы по Г-22 - письма, эскизы, описания. А вдруг повезет?
Если сделать цветную картинку и завизировать у него - наверно не прокатит, не конструктор аппарата?.. Хотя ФИО полностью совпадают 😉

Ты опередил события. Я только положил в сумку папку с письмами, завтра на работе сбацаю копии. отравлю тебе в личку. Если получиться у тебя что-то , я и думаю и другие скажут тебе спасибо.
Кстати сын Грибовского писал, что все что он знал и нашел на тот момент про Г-22 он написал, но про внутренности кабины и узлы крепления крыла и стабилизатора (а они цельные были) фоток нет, есть только отдельно педали и приборная доска.

Щорс

На белорусском форуме выложили видео с соревнований.
Чемпионат РБ_01 здесь полукопия с 1мин.10сек.
Чемпионат РБ_02
В первом туре полукопия заглохла после взлета - подвел карбюратор китайский, работает или максимальные обороты, или минимальные - средних нет. Во втором туре летели всю программу на полном газу.

11 days later
Щорс

Продолжаю модернизацию тренера Г-22. Взял тренировочные стойки еще от первого Г-22, поставил легкие колеса. В сравнении с копийными стойками эти легче на 250 г. Сегодня попробовал в деле. Облегченная модель гораздо резвее стала крутить пилотаж, но есть и минусы. Во-первых, на взлете она стала отрываться на малой скорости, а элероны еще малоэффективны. При первом взлете чуть не разложил самолет - обошлось. Приходится на полном газу разгонять модель не давая ей подняться (рулем придавливать), потом уже брать руль на себя - не очень комфортно. То-же на посадке: вроде уже села и катиться, но чуть ветерок - опять взлетает. Еще короткие жесткие стойки с жесткими колесами гнутся при каждой посадке (проволока 4 мм. ОВС). Короче, эксперимент по облегчению модели положительных результатов пока не дал.
Еще надыбал у пилотажников OS-91FX - такой-же, как и на копии. Мотор, правда, очень Б/У, но помыл-почистил, поставил на стенд - работает! Есть желание сделать ДУ такую-же, как и на копии. Можно будет и догрузить смело до веса копии - а она в ветер летит стабильнее тренера, пилотаж крутит резвее, да и на посадке лучше себя ведет. Но работы по переделке “морды” много, а летать хочется. Скорее всего отложу до осени - пока думаю.

P.S. А мои девчонки в Зябровке набрали грибов килограмма 3

Так что надо ездить на тренировки! (обращаюсь к гомельским лодырям)

Сергей_Колард
Щорс:

В первом туре полукопия заглохла после взлета

Действия пилота после остановки двигателя достойны похвалы!

Щорс:

В сравнении с копийными стойками эти легче на 250 г.

Как у тебя сделаны копийные стойки? Мой “Грибовский” летает, а раз так, то можно придать ему более соответствующий названию вид.😒
Я тоже мучаюсь с проволочными стойками, гнутся. Сегодня припаял подкосы.

Стараюсь максимально много летать, кстати, пару недель назад сорвался в штопор, совершенно неожиданно, благо на большой высоте…

sergey56gr

Извиняюсь что влезаю, я для своей будущей копии Г-22 сделал стойку из дюралевой пластины толщиной 11мм. Точил в четырехкулачковом патроне, потом арку (внутри) профрезеровал концевой фрезой соотв. диаметра. Сама стойка внурти просверлена. Есть мысль через это сквозное отверстие притормаживать колесо штырьком с площадкой на конце.

Щорс
Сергей_Колард:

Как у тебя сделаны копийные стойки?

Посмотри 127 пост на 4 странице - там фотки. Если нужно, скину чертежи в Автокаде.
На тренере пробовал штопор - отлично получается, копийно. Выходит без проблем. Копия тяжелее - на ней пока боюсь.

После вчерашних полетов провел осмотр матчасти - результаты неутешительные.
После первого взлета пострадал немного капот
Работы немного, но сделать надо
В очередной раз развалился глушитель (хорошо, что в конце летного дня)
На этот раз сказалась конструктивная ошибка - глушитель жестко закреплен на фюзеляже, а мотор имеет возможность вибрировать. Двигатель с глушителем соеденены через патрубки жестко - вот и оторвало вибрацией переднюю часть глушителя.
Достав из закромов Родины весь глушительный цветмет, накопившийся за долгие годы, ничего путного придумать для АСР не смог

сравнил габариты китайца и японца.
И главное - тренер пока не выполняет свою основную задачу, для которой он создавался - летать аналогично копии.
Прикинув перспективы тренировок на ближайшее время понял, что ближайшие и следующие за ними выходные полетать не получится. Значит, есть три недели на плодотворную работу.
Вывод: нужно менять двигатель. И даже если без капота, но поднять тренер в середине августа уже на новом моторе - такая задача.

Щорс

Для примера посмотри как у меня сделано (пост 252 стр.7 и дальше), может пригодится.

sergey56gr
Сергей_Колард:

А как грамотно вживить потом такой “штырь” в силовой набор?

Как вживить саму стойку уже сказали, а если ты имешь ввиду тормозилку, то я мыслю примерно так:

Щорс

Судя по опыту эксплуатации, в конструкции шасси должен быть какой-нибудь амортизатор

sergey56gr

Да, я это знаю из предедущих постов… И хотя на прототипе их нет- я тоже буду ставить пружину. А на приведеной выше картинке я просто изобразил принцип торможения. Конструктив в голове вроде созрел, но на бумаге, точнее в АвтоКАДе еще не воплощен,так чтобы была и пружина и привод на тормозилку . Причем, т.к. здесь костыль не управляемый, то попродовать прицепиться к руль машинке руля поворота, Что бы на земле поворачивать не только рулем поворота но и торможением одного или другого колееса при этом прижиать хвост рулем поворта, чтоб не капотировал, например как на настоящем ЯК-12, и вроде на АН-2 тоже так (последее не уверен.)

Щорс

А я наловчился рулить по земле одним РН (если ветер не очень сильный) - РВ на себя, короткими подгазовками +РН можно поворачивать. Если ветер больше 3-4 м/с, то все бесполезно - Г-22 не развернется боком к ветру. Я думаю и управляемый костыль не поможет. Надо еще у Романова который Колард спросить - у него на модели вроде колесо вместо костыля

Сергей_Колард

Чет я не внимателен, в теме-то все есть…

У меня управляемое колесо. На взлете капризный, без колеса не знаю что и делал бы! И хвост надо прижимать и рулить активно (взлетка- асфальт, шириной 4 метра) С травы у меня вообще не идет - мотор слабый, чтоб до взлетной скорости разогнать - не знаю какое поле надо. По асфальту метров 30 разгоняю.

PS: Вот Г-22, вроде бы простой для копирования самолет, а в неизменном виде я его сходу бы не потянул, ни в плане постройки, ни в плане полета…

Щорс

Сделал из полистирола моторамку для примерки и сегодня крутил мотор и так, и сяк. Опять с дружеским визитом меня посетила мысль “а не поставить-ли мотор головой вниз?”.
вроде все хорошо получается - и глушитель родной, и моторама проще. Есть только один минус - заводить плохо.
при комановке мотора цилиндром вбок нужно доработать глушитель, мотораму хитрую изловчить - за заднюю крышку “пятнашку” вешать стремно. Из плюсов - глушитель будет легче, значит меньше нагрузка на амортизаторы.
Простота эксплуатации перевесила все “за” и “против” и на этот раз - мотор поставлю вбок цилиндром.

Щорс

За прошедшее время продвинулся, но не так далеко, как хотелось-бы:
для того, что бы впихнуть мотор в имеющийся капот пришлось обрезать и перенести назад моторный шпангоут.
сам шпаногоут изготовил новый, с четырьмя грибками под амортизаторы вместо трех (пятнашка все-же тяжелее и мощнее восьмерки)
приклеил шпангоут на новое место
между делом ремонтирую капот.

Щорс

Настала очередь вдарить ударным трудом по железу.
Прикидывая, из чего сделать мотораму, вспомнил про останки бедного Г-22 №1. В моделке на “стене плача” несколько лет висела покореженная дюралевая моторама, пережившая до Г-22 еще три модели. При попытке в очередной раз ее отрихтовать она терпеть не стала и развалилась на части

Отпилил от нее нужные фрагменты и выточив еще немножко деталей получил такой набор заготовок

дальше при помощи сварки получил заготовки моторамы и крышки глушителя

Для того, что-бы ровно сварить мотораму использовал такой кондуктор

Примерил вечером все на модель
вроде как получилось то, что задумал.
Теперь нужно отсечь все лишнее, придать товарный вид, выставить углы двигателя и можно будет заняться капотом.

sergey56gr

Из институтского курса металловедения , в голове отложилось, что дюраль вариться ну очень хреново , хоть в аргоне хоть еще в чем-то. Или нас тогда дурили, или сейчас придумали что-то новое ?

Щорс

На советское высшее техническое образование трудно грешить (судя по молодым “специалистам”, приходящим в наше КБ, современное образование и рядом не стояло), за новые технологии точно не скажу. Но за несколько лет, в течение которых я пользуюсь сварными узлами из дюраля, разрушений сварных швов небыло.

23 days later
Щорс

Две недели выпали из модельного процесса, но домашние вопросы то же нужно решать.
Вернулся к работе над тренером.
Одним из необходимых девайсов является противокапотажная стойка впереди. Основная задача при ее проектировании - это передать усилия на силовой каркас модели, минуя капот и амортизаторы двигателя. Попался на глаза такой профиль
это силовая балка от какого-то печатающего устройства.
вырезал такой фрагмент, снизу закрепил фанерку четырьмя винтами М3 на смоле для приклейки к фюзу.
из проволоки 4мм. согнул стойку и на винтах закрепил к кронштейну.
кронштейн приклеен к фюзу и дополнительно сбоку закреплен двумя винтами М4.
Стойка с колесом может сниматься. Новая стойка минимальной длины - только для защиты винта от касания грунта. Взлет и посадка будут осуществляться на основные стойки модели.

Щорс

Работа движется вперед. Сегодня выставил углы двигателя, подогнал начерно капот.

Еще надо сделать грузик в хвост для центовки и пару-тройку мелочей - можно будет пробовать в воздухе. Планирую в эти выходные облет, если погода не подведет.

Щорс

контрольная сборка

Вот такой предельный “кивок” допускает новая стойка - вполне достаточно для тренировок.
Хочу все-таки победить близкое положение стоек к ЦТ и научится хорошим посадкам. Грибовский проектировал этот самолет как учебный - значит не зря сделал такое шасси, был какой-то секрет.
Опытным путем подобрал грузик в хвост - 106г. Не слабо! Самолет заметно потяжелел, пока не взвешивал. Так как крыло крепиться только четырьмя болтами есть риск, что при посадке половинки крыльев немного разойдутся. Для страховки сделал такую стяжку