Г-22 спортивный самолёт Грибовского

Щорс

На белорусском форуме выложили видео с соревнований.
Чемпионат РБ_01 здесь полукопия с 1мин.10сек.
Чемпионат РБ_02
В первом туре полукопия заглохла после взлета - подвел карбюратор китайский, работает или максимальные обороты, или минимальные - средних нет. Во втором туре летели всю программу на полном газу.

11 days later
Щорс

Продолжаю модернизацию тренера Г-22. Взял тренировочные стойки еще от первого Г-22, поставил легкие колеса. В сравнении с копийными стойками эти легче на 250 г. Сегодня попробовал в деле. Облегченная модель гораздо резвее стала крутить пилотаж, но есть и минусы. Во-первых, на взлете она стала отрываться на малой скорости, а элероны еще малоэффективны. При первом взлете чуть не разложил самолет - обошлось. Приходится на полном газу разгонять модель не давая ей подняться (рулем придавливать), потом уже брать руль на себя - не очень комфортно. То-же на посадке: вроде уже села и катиться, но чуть ветерок - опять взлетает. Еще короткие жесткие стойки с жесткими колесами гнутся при каждой посадке (проволока 4 мм. ОВС). Короче, эксперимент по облегчению модели положительных результатов пока не дал.
Еще надыбал у пилотажников OS-91FX - такой-же, как и на копии. Мотор, правда, очень Б/У, но помыл-почистил, поставил на стенд - работает! Есть желание сделать ДУ такую-же, как и на копии. Можно будет и догрузить смело до веса копии - а она в ветер летит стабильнее тренера, пилотаж крутит резвее, да и на посадке лучше себя ведет. Но работы по переделке “морды” много, а летать хочется. Скорее всего отложу до осени - пока думаю.

P.S. А мои девчонки в Зябровке набрали грибов килограмма 3

Так что надо ездить на тренировки! (обращаюсь к гомельским лодырям)

Сергей_Колард
Щорс:

В первом туре полукопия заглохла после взлета

Действия пилота после остановки двигателя достойны похвалы!

Щорс:

В сравнении с копийными стойками эти легче на 250 г.

Как у тебя сделаны копийные стойки? Мой “Грибовский” летает, а раз так, то можно придать ему более соответствующий названию вид.😒
Я тоже мучаюсь с проволочными стойками, гнутся. Сегодня припаял подкосы.

Стараюсь максимально много летать, кстати, пару недель назад сорвался в штопор, совершенно неожиданно, благо на большой высоте…

sergey56gr

Извиняюсь что влезаю, я для своей будущей копии Г-22 сделал стойку из дюралевой пластины толщиной 11мм. Точил в четырехкулачковом патроне, потом арку (внутри) профрезеровал концевой фрезой соотв. диаметра. Сама стойка внурти просверлена. Есть мысль через это сквозное отверстие притормаживать колесо штырьком с площадкой на конце.

Щорс
Сергей_Колард:

Как у тебя сделаны копийные стойки?

Посмотри 127 пост на 4 странице - там фотки. Если нужно, скину чертежи в Автокаде.
На тренере пробовал штопор - отлично получается, копийно. Выходит без проблем. Копия тяжелее - на ней пока боюсь.

После вчерашних полетов провел осмотр матчасти - результаты неутешительные.
После первого взлета пострадал немного капот
Работы немного, но сделать надо
В очередной раз развалился глушитель (хорошо, что в конце летного дня)
На этот раз сказалась конструктивная ошибка - глушитель жестко закреплен на фюзеляже, а мотор имеет возможность вибрировать. Двигатель с глушителем соеденены через патрубки жестко - вот и оторвало вибрацией переднюю часть глушителя.
Достав из закромов Родины весь глушительный цветмет, накопившийся за долгие годы, ничего путного придумать для АСР не смог

сравнил габариты китайца и японца.
И главное - тренер пока не выполняет свою основную задачу, для которой он создавался - летать аналогично копии.
Прикинув перспективы тренировок на ближайшее время понял, что ближайшие и следующие за ними выходные полетать не получится. Значит, есть три недели на плодотворную работу.
Вывод: нужно менять двигатель. И даже если без капота, но поднять тренер в середине августа уже на новом моторе - такая задача.

Щорс

Для примера посмотри как у меня сделано (пост 252 стр.7 и дальше), может пригодится.

sergey56gr
Сергей_Колард:

А как грамотно вживить потом такой “штырь” в силовой набор?

Как вживить саму стойку уже сказали, а если ты имешь ввиду тормозилку, то я мыслю примерно так:

Щорс

Судя по опыту эксплуатации, в конструкции шасси должен быть какой-нибудь амортизатор

sergey56gr

Да, я это знаю из предедущих постов… И хотя на прототипе их нет- я тоже буду ставить пружину. А на приведеной выше картинке я просто изобразил принцип торможения. Конструктив в голове вроде созрел, но на бумаге, точнее в АвтоКАДе еще не воплощен,так чтобы была и пружина и привод на тормозилку . Причем, т.к. здесь костыль не управляемый, то попродовать прицепиться к руль машинке руля поворота, Что бы на земле поворачивать не только рулем поворота но и торможением одного или другого колееса при этом прижиать хвост рулем поворта, чтоб не капотировал, например как на настоящем ЯК-12, и вроде на АН-2 тоже так (последее не уверен.)

Щорс

А я наловчился рулить по земле одним РН (если ветер не очень сильный) - РВ на себя, короткими подгазовками +РН можно поворачивать. Если ветер больше 3-4 м/с, то все бесполезно - Г-22 не развернется боком к ветру. Я думаю и управляемый костыль не поможет. Надо еще у Романова который Колард спросить - у него на модели вроде колесо вместо костыля

Сергей_Колард

Чет я не внимателен, в теме-то все есть…

У меня управляемое колесо. На взлете капризный, без колеса не знаю что и делал бы! И хвост надо прижимать и рулить активно (взлетка- асфальт, шириной 4 метра) С травы у меня вообще не идет - мотор слабый, чтоб до взлетной скорости разогнать - не знаю какое поле надо. По асфальту метров 30 разгоняю.

PS: Вот Г-22, вроде бы простой для копирования самолет, а в неизменном виде я его сходу бы не потянул, ни в плане постройки, ни в плане полета…

Щорс

Сделал из полистирола моторамку для примерки и сегодня крутил мотор и так, и сяк. Опять с дружеским визитом меня посетила мысль “а не поставить-ли мотор головой вниз?”.
вроде все хорошо получается - и глушитель родной, и моторама проще. Есть только один минус - заводить плохо.
при комановке мотора цилиндром вбок нужно доработать глушитель, мотораму хитрую изловчить - за заднюю крышку “пятнашку” вешать стремно. Из плюсов - глушитель будет легче, значит меньше нагрузка на амортизаторы.
Простота эксплуатации перевесила все “за” и “против” и на этот раз - мотор поставлю вбок цилиндром.

Щорс

За прошедшее время продвинулся, но не так далеко, как хотелось-бы:
для того, что бы впихнуть мотор в имеющийся капот пришлось обрезать и перенести назад моторный шпангоут.
сам шпаногоут изготовил новый, с четырьмя грибками под амортизаторы вместо трех (пятнашка все-же тяжелее и мощнее восьмерки)
приклеил шпангоут на новое место
между делом ремонтирую капот.

Щорс

Настала очередь вдарить ударным трудом по железу.
Прикидывая, из чего сделать мотораму, вспомнил про останки бедного Г-22 №1. В моделке на “стене плача” несколько лет висела покореженная дюралевая моторама, пережившая до Г-22 еще три модели. При попытке в очередной раз ее отрихтовать она терпеть не стала и развалилась на части

Отпилил от нее нужные фрагменты и выточив еще немножко деталей получил такой набор заготовок

дальше при помощи сварки получил заготовки моторамы и крышки глушителя

Для того, что-бы ровно сварить мотораму использовал такой кондуктор

Примерил вечером все на модель
вроде как получилось то, что задумал.
Теперь нужно отсечь все лишнее, придать товарный вид, выставить углы двигателя и можно будет заняться капотом.

sergey56gr

Из институтского курса металловедения , в голове отложилось, что дюраль вариться ну очень хреново , хоть в аргоне хоть еще в чем-то. Или нас тогда дурили, или сейчас придумали что-то новое ?

Щорс

На советское высшее техническое образование трудно грешить (судя по молодым “специалистам”, приходящим в наше КБ, современное образование и рядом не стояло), за новые технологии точно не скажу. Но за несколько лет, в течение которых я пользуюсь сварными узлами из дюраля, разрушений сварных швов небыло.

23 days later
Щорс

Две недели выпали из модельного процесса, но домашние вопросы то же нужно решать.
Вернулся к работе над тренером.
Одним из необходимых девайсов является противокапотажная стойка впереди. Основная задача при ее проектировании - это передать усилия на силовой каркас модели, минуя капот и амортизаторы двигателя. Попался на глаза такой профиль
это силовая балка от какого-то печатающего устройства.
вырезал такой фрагмент, снизу закрепил фанерку четырьмя винтами М3 на смоле для приклейки к фюзу.
из проволоки 4мм. согнул стойку и на винтах закрепил к кронштейну.
кронштейн приклеен к фюзу и дополнительно сбоку закреплен двумя винтами М4.
Стойка с колесом может сниматься. Новая стойка минимальной длины - только для защиты винта от касания грунта. Взлет и посадка будут осуществляться на основные стойки модели.

Щорс

Работа движется вперед. Сегодня выставил углы двигателя, подогнал начерно капот.

Еще надо сделать грузик в хвост для центовки и пару-тройку мелочей - можно будет пробовать в воздухе. Планирую в эти выходные облет, если погода не подведет.

Щорс

контрольная сборка

Вот такой предельный “кивок” допускает новая стойка - вполне достаточно для тренировок.
Хочу все-таки победить близкое положение стоек к ЦТ и научится хорошим посадкам. Грибовский проектировал этот самолет как учебный - значит не зря сделал такое шасси, был какой-то секрет.
Опытным путем подобрал грузик в хвост - 106г. Не слабо! Самолет заметно потяжелел, пока не взвешивал. Так как крыло крепиться только четырьмя болтами есть риск, что при посадке половинки крыльев немного разойдутся. Для страховки сделал такую стяжку

Щорс

Вчера взвесил модель - 3876г. (с грузиком 110г. в хвосте). По сравнению с предыдущей версией моторной установки модель добавила 402 г. и почти дотянула до копии (3948г.).