Як-1Б - долгострой в масштабе 1:8
Юра,приветствую тебя и твою копию Як-1, С нетерпением буду ждать окончания проекта над этой моделью ,и удачного облёта .А вообще, не намерен ли в этом состоянии облетать модель?
нифига себе “кошка” для тренировки… красота!
Шикадос!!! Сильная модель для тренировок! Назвать эту модель полукопией язык не поворачивается…
Отлично! 😃 Видна хорошая стендовая школа.
Мой як и рядом не стоял.
Добро пожаловать на форум.😃
Еще раз всем спасибо.
А в чем же долгострой? …
Было бы очень поучительно посмотреть на этапы проектирования и строительства…
По поводу долгостроя - начал в июне прошлого года, а материалы готовил и того раньше.
По поводу этапов строительства - если интересно, то можно попробовать.
… и удачного облёта .А вообще, не намерен ли в этом состоянии облетать модель?
Валера приветствую. Нет, пока не намерен. Я хоть и сын военного летчика истребителя, мастера спорта по самолетному спорту - пилот пока ниже среднего.
По этому хочу довести проект до конца, что бы потом хоть фотографии лицезреть можно было:). Мой удел сейчас моя Литуаника. И то не все взлеты сопровождаются мягкими посадками. Так, что пока есть время на покраску. Потом заметил за собой такую особенность. Крайнюю модель всегда жалко, а когда появляется новый проект - жалость куда то улитучивается и руки дрожать перестают.😃 Так что доведу до конца, начну что ни будь новенькое, подучусь еще летать и тогда вперед.
Еще есть проблема с полосой. Пока не нашел поблизости ничего подходящего для Як-а.
Отлично! 😃 Видна хорошая стендовая школа.
Мой як и рядом не стоял.
Добро пожаловать на форум.😃
Юрий Вы правы. Большую часть тех 25 простойных лет занимался стендом, с переменным успехом. Ваши проекты читал и читаю с большим удовольствием. Начиная с маленького мессера и до последних моделей. Лавочкин, плод коллективного труда увлеченных людей, вообще шедевр. У вашего Яка есть самое большое преимущество - он уже в воздухе, а мой, неизвестно как и когда там будет.
Спасибо за приглашение. С большим удовольствием приму участие во всех интересующих меня вопросах.
Вот на чем я пока могу летать, с переменным успехом.
Юра,с прибытием!Следил за ходом постройки пока возможность такая была(на прошлом форуме).Рад,что могу увидеть продолжение этого МЕГА-проекта.Надеюсь,что буду в числе зрителей приглашённых на облёт.
По поводу этапов строительства - если интересно, то можно попробовать.
Конечно, интересно.
домашние привыкли
Вот-вот. Когда же мои привыкнут?!!
А если серьезно, Юрий - прекрасная модель. Поначалу показалось - стендовая, пластиковая… В основе случаем не чертежи из польской брошюры “Club 1:72”? Или из “АиВ”?
Наконец-то кроме Як-3 ещё что-то появилось из семейства яков.
Не скромничайте модель настоящая копия. Очень понравилась.
За год сваять такую модель, это не долгострой.
Сам делаю Як-9 1/6 под 4-х тактник. Тоже буду стараться.
Ещё раз О Ч Е Н Ь П О Н Р А В И Л О С Ь .
…Надеюсь,что буду в числе зрителей приглашённых на облёт.
Костя, конечно будешь, и боюсь не в качестве зрителя… Буду очень рад тебя видеть и непременно напрошусь на пару-тройку уроков по пилотированию.
Вот-вот. Когда же мои привыкнут?!!
Поначалу показалось - стендовая, пластиковая… В основе случаем не чертежи из польской брошюры “Club 1:72”? Или из “АиВ”?
Этот вид из за серого грунта, но пластик для меня по прежнему родной материал.
Нет, источником чертежей послужила компиляция старых публикаций в МК, схем из книги “Первый Як” издательства Полигон, фотографий Як-1Б Еремина из Саратовского музея и качественных фотографий его конструкции, выложенных Британскими любителями, восстанавливающими реальный Як – 1. Хотя польские брошюры под рукой тоже имелись.😃
Сам делаю Як-9 1/6 под 4-х тактник.
Спасибо за оценку. Очень интересно будет посмотреть Ваш проект. Сам только мечтаю о больших размерах и реальных движках. Не нюхал их выхлопа с 1981 года. Но боюсь домашние, пока не готовы:(
Конечно, интересно.
Сейчас, посмотрю, что у меня имеется дома из фотографий и попробую начать.
Пока несколько фотографий моего прототипа.
Работа начиналась с крыла. Размах крыла, - 1250 мм
Профиль крыла - Кларк YH (15% - у корня, 10% на конце), отрицательная крутка 2 градуса. Крыло классическое, наборное. Старался максимально приблизить конструкцию к оригиналу. Два лонжерона. Передний переменной ширины, от 10x3 мм у центроплана до 4x2 мм на конце крыла. Задние лонжероны составные 4x2, склеены “на ус” пятиминуткой. Нижние лонжероны - сосна, верхние – плотная бальса. Нервюры - бальса то 4-х мм у центроплана до 2-ж мм на конце крыла. Вырезались по шаблонам из картона модельным ножом Верхний лонжерон до места крепления шасси усилен угольной рейкой. Основа передней кромки - угольная рейка. обшитая бальсой и отпрофилированная. В местах крепления шасси сделан угольный контур замкнутый на усиление лонжерона и передней кромки. Вес скелета крыла с элеронами без посадочных щитков - 114 г.
Юра, я не налюбуюсь деталировкой кабины и шасси твоего Яка.Феноменально.И как говорится в симуляторе игры " Ил-2" : - Вы поставили пример для всех нас.Такая скрупулёзность в отделке только старому стендовику подвластна.Нет,рисковать моделью нельзя,эт точно.Я тоже не всегда тороплюсь испытывать вновь построенные модели…Всему свой черёд.Хочется всегда что бы дорогая сердцу модель ласкала взгляд подольше.Подучишься летать и свободно сможешь поднимать любую свою копию,не страшась за неё. Если пока не продолжаешь постройку,то летай и летай на своих тренерах.Как можно больше налёта за сезон,время ещё есть.Я специально утяжеляю некоторые свои модели, увеличивая нагрузку на крыло,что бы иметь опыт пилотирования,а в основном посадки тяжёлой модели.Настоящие копии лёгкими не бывают.А твой Як-1 НАСОЯЩАЯ КОПИЯ!Небольшое увеличение площади совершенно незаметно. Ты б не сказал,никто этого и не заметит.Главное общее впечатление от модели : СУППЕР!!!
Фюзеляж - классический наборный. Шпангоуты - бальса от 2 - х мм (в хвостовой части) до 10 -ти мм (в носу). Шпангоуты составные, клеились на ЦА. “Моторный” и два шпангоута из контура крепления крыла усилены 2-х мм авиационной фанерой. С внутренней стороны “моторного” шпангоута сделаны крестообразные накладки из березы для усиления мест обратного крепления БК двигателя.
Стапель – переклей потолочки на Титане. Оказался удобен в работе и самое главное, в любое время можно было придать “любую пространственную ориентацию” и засунуть подальше от жены.😃 Недостаток – необходимо первично затратить прилично времени и нервов на нивелирование относительного положения шпангоутов. После установки первых двух стрингеров – одни плюсы. Стрингеры – бальса различного сечения.
Крепление крыла тоже по моему классическое – два шипа по передней кромке, два пластиковых винта сзади. Контур хвостового оперения – первично гнутый (мокрый) над жалом паяльника по шаблонам пакет (переклей 3-х бальсовых реек на ПВА). Далее заготовки мочились в воде и приматывались к шаблонам скотчем. После высыхания была зафиксирована необходимая форма. Две половинки стабилизатора, получены путем распила одной заготовки. Далее – обработка по профилю. Прочность и простата изготовления очень понравились. В последствии при обтяжке хвостового оперения микалентной бумагой на эмалите деформации замечено не было.
Несколько иллюстраций:
Сильная работа, так кажеться мол что особенного, собирай рейки и все:), но вот когда сам сядешь собирать, вот тогда уже в полной мере ощущаешь каково это! Работа достойная уважения, впечатляет!
Еще один этап строительства, очень важный для меня. Когда затевал этот проект, очень хотелось сделать нормальные шасси. Я понимаю - масштаб не совсем располагает, но как то “по религиозным соображениям” не нравится смотреть на вроде бы сделанные с душой аппараты, но на стандартных проволочных “костылях”.
В связи с отсутствием дома хотя бы стационарного рабочего места, не говоря уже о каком либо паршивеньком станочке, вопрос о самодельном механизме ретракта отпал (а может и зря), правда не сразу, были сомнения. Сам механизм – стандартный механический, Пилотажевский, соответствующего типа -размера. Ну а на сами стойки шасси пустил все, что дома накопал. Предвосхищая Ваши возможные вопросы и сомнения о прочности получившейся конструкции, могу заверить, что вышло довольно прочно и ремонтопригодно. Материал - латунные и стальные трубки, набор пружин для отработки различной нагрузки. Латунные трубки в зависимости от места использования имеют 2-ю или 3-ю толщину. Помимо этого в конструкции имеется усиление в виде сдвоенной стальной проволоки (велосипедная спица), являющейся вдобавок и формообразующей для нижней части стойки. Ну а обвес - бутафория - любимый пластик. Пластик использовал прочный, вязкий, не хрупкий от крышки короба Legrand. Стойки старался делать по возможности копийно, отдавая, кое где предпочтение технологичности. Одна из нерешенных пока звдвч - протектор на колесах, без него как то не очень смотрится. Но на микропоре нарезать не полкчается.
С хвостовым колесом немного схалтурил. Дело в том, что у Як - 1Б тех серий, к которым относится мой прототип, хвостовое колесо по всем описаниям было уже убирающимся, но на чертеже и на прототипе с которого эти чертежи делались (самолет Еремина в Саратове) - задняя стойка стоит мертво. Оставим это на совести “реставраторов от авиации” и моей, ну уж очень не хотелось в этом проекте заморачиваться еще и ретрактом для “костыля”. Задняя стойка получилась так же с пружинной амартизацией и управляемая, через предохранитель от руля поворота.
Конструкцию увидите в следующих постах, когда доберусь до описания “системы управления”.
Вес ретрактов в сборе почти 130 грамм, но искусство требует жертв.
Небольшая серия иллюстраций:
P.S. К стати на Саратовском экземпляре, почему то стоят зализы от Як -1М или Як-3. На Як-1Б в том числе и Еремина был один круглый воздуха заборник в левом крыле а не два эллипсоидных как в последних модификациях.
Могу заверить, что вышло довольно прочно и ремонтопригодно. Материал - латунные и стальные трубки,.
Юра, всё таки чем паяли шасси, твёрдым припоем или оловом?
А с трубками у Вас замечательно получилось! Я к подобной конструкции тоже присматриваюсь. Хорошие “телескопы” можно найти в складывающихся зонтах
(здесь после зимних гроз с ветрами валяются под ногами на любой вкус:))
Ну и ещё раз -прекрасная модель!
Юра, всё таки чем паяли шасси, твёрдым припоем или …
Или… 😦. Понимаю Ваш вопрос. Сам долго думал над этим и уже получал аналогичные вопросы и комментарии от друзей. Могу оправдаться только тем, что конструкция продумывалась так, что бы нагрузка в местах пайки работала в основном на “сдвиг”, с всевозможным увеличением площади паяных соединений. Стальной каркас зажат между двумя трубками (на одном из фото видно деревянная заглушка для примерки - вместо нее вставлена еще латунная трубка). Во внешних делался узкий пропил, по всей длине которого тщательно проводилась пайка с последующей обработкой. Посмотрим, что из этого получится. До пайки серебром пока морально и физически не дорос.😦 Соответствующее оборудование пока только в планах.
Интересно (как стендовик - стендовику 😉) - какой вариант оформления выбрали?
На скейле статья интересная, правда, о Як-3, но мысли о цвете и сам подход - правильные - scalemodels.ru/…/article_storyid_2096.html
Если еще не надоел, продолжу.
Я уже говорил, что данный проект для меня стал в прямом смысле учебным. В процессе его воплощения наступил, наверное, на все возможные грабли. Некоторые мои оплошности удалось исправить, некоторые так и остались. Но зато теперь очень надеюсь, мой лоб будет меня своевременно предупреждать при повторении пройденного на своем опыте. Ну а что еще не прошел – надеюсь еще пройти. Одни из основных моих переделок в процессе проекта связаны с системой управления. Не послушал умных людей, понаставил качалок и для элеронов и для щитков. Управление элеронами к счастью поменял еще до зашивки крыла, а вот “лоботомию” с посадочными щитками проводил уже на отгрунтованной модели. Щитки вообще пришлось переделывать, уж больно хлипкими оказались первоначальные. Планируя примерную центровку в пределах 25%, расположил машинки управления рулями высоты и поворота за кабиной пилота. Потом выяснилось, умные люди мозги вправили, что для аппаратов подобной схемы лучше всего иметь для первых стартов процентов 15. Вот и началось перетаскивание по живому боудены и машинки максимально вперед. Теперь думать буду заранее.
Парк рулевых машинок так же претерпел изменение в процессе постройки.
Сейчас :
Ретракты - специализированная ретрактная HS-75BB
Элероны, руль высоты и руль поворота - цифровые POWER HD HD-1810MG
(стоявшие ранее на элеронах Dlue Arrow пришлось выкинуть – шумели почти без нагрузки и ноль на одной так и не встал)
Щитки - HS-55MG
С ретрактной машинкой то же вышел конфуз, не изучив соответствующую литературу, прикупил на радостях замедлитель, потом только выяснил , что с ней он не работает. Так и схлопываются сейчас шасси на раз-два-три.
Небольшой фотоотчет, с общими видами готового каркаса:
С хвостовым колесом немного схалтурил. Дело в том, что у Як - 1Б тех серий, к которым относится мой прототип, хвостовое колесо по всем описаниям было уже убирающимся, но на чертеже и на прототипе с которого эти чертежи делались (самолет Еремина в Саратове) - задняя стойка стоит мертво.
Истребители Яковлева тех лет имели пневматическую уборку шасси. Из-за некачественной сборки, некачественных комплектующих и т.д. хвостовое шасси то складывалось самопроизвольно на взлете или посадке, то “выпадало” в полете. Поэтому частенько механики контрили “костыль” в выпущенном положении.
Так что никакой халтуры нет. Всё просто отлично.