Як-1Б - долгострой в масштабе 1:8
Юра,с прибытием!Следил за ходом постройки пока возможность такая была(на прошлом форуме).Рад,что могу увидеть продолжение этого МЕГА-проекта.Надеюсь,что буду в числе зрителей приглашённых на облёт.
По поводу этапов строительства - если интересно, то можно попробовать.
Конечно, интересно.
домашние привыкли
Вот-вот. Когда же мои привыкнут?!!
А если серьезно, Юрий - прекрасная модель. Поначалу показалось - стендовая, пластиковая… В основе случаем не чертежи из польской брошюры “Club 1:72”? Или из “АиВ”?
Наконец-то кроме Як-3 ещё что-то появилось из семейства яков.
Не скромничайте модель настоящая копия. Очень понравилась.
За год сваять такую модель, это не долгострой.
Сам делаю Як-9 1/6 под 4-х тактник. Тоже буду стараться.
Ещё раз О Ч Е Н Ь П О Н Р А В И Л О С Ь .
…Надеюсь,что буду в числе зрителей приглашённых на облёт.
Костя, конечно будешь, и боюсь не в качестве зрителя… Буду очень рад тебя видеть и непременно напрошусь на пару-тройку уроков по пилотированию.
Вот-вот. Когда же мои привыкнут?!!
Поначалу показалось - стендовая, пластиковая… В основе случаем не чертежи из польской брошюры “Club 1:72”? Или из “АиВ”?
Этот вид из за серого грунта, но пластик для меня по прежнему родной материал.
Нет, источником чертежей послужила компиляция старых публикаций в МК, схем из книги “Первый Як” издательства Полигон, фотографий Як-1Б Еремина из Саратовского музея и качественных фотографий его конструкции, выложенных Британскими любителями, восстанавливающими реальный Як – 1. Хотя польские брошюры под рукой тоже имелись.😃
Сам делаю Як-9 1/6 под 4-х тактник.
Спасибо за оценку. Очень интересно будет посмотреть Ваш проект. Сам только мечтаю о больших размерах и реальных движках. Не нюхал их выхлопа с 1981 года. Но боюсь домашние, пока не готовы:(
Конечно, интересно.
Сейчас, посмотрю, что у меня имеется дома из фотографий и попробую начать.
Пока несколько фотографий моего прототипа.
Работа начиналась с крыла. Размах крыла, - 1250 мм
Профиль крыла - Кларк YH (15% - у корня, 10% на конце), отрицательная крутка 2 градуса. Крыло классическое, наборное. Старался максимально приблизить конструкцию к оригиналу. Два лонжерона. Передний переменной ширины, от 10x3 мм у центроплана до 4x2 мм на конце крыла. Задние лонжероны составные 4x2, склеены “на ус” пятиминуткой. Нижние лонжероны - сосна, верхние – плотная бальса. Нервюры - бальса то 4-х мм у центроплана до 2-ж мм на конце крыла. Вырезались по шаблонам из картона модельным ножом Верхний лонжерон до места крепления шасси усилен угольной рейкой. Основа передней кромки - угольная рейка. обшитая бальсой и отпрофилированная. В местах крепления шасси сделан угольный контур замкнутый на усиление лонжерона и передней кромки. Вес скелета крыла с элеронами без посадочных щитков - 114 г.
Юра, я не налюбуюсь деталировкой кабины и шасси твоего Яка.Феноменально.И как говорится в симуляторе игры " Ил-2" : - Вы поставили пример для всех нас.Такая скрупулёзность в отделке только старому стендовику подвластна.Нет,рисковать моделью нельзя,эт точно.Я тоже не всегда тороплюсь испытывать вновь построенные модели…Всему свой черёд.Хочется всегда что бы дорогая сердцу модель ласкала взгляд подольше.Подучишься летать и свободно сможешь поднимать любую свою копию,не страшась за неё. Если пока не продолжаешь постройку,то летай и летай на своих тренерах.Как можно больше налёта за сезон,время ещё есть.Я специально утяжеляю некоторые свои модели, увеличивая нагрузку на крыло,что бы иметь опыт пилотирования,а в основном посадки тяжёлой модели.Настоящие копии лёгкими не бывают.А твой Як-1 НАСОЯЩАЯ КОПИЯ!Небольшое увеличение площади совершенно незаметно. Ты б не сказал,никто этого и не заметит.Главное общее впечатление от модели : СУППЕР!!!
Фюзеляж - классический наборный. Шпангоуты - бальса от 2 - х мм (в хвостовой части) до 10 -ти мм (в носу). Шпангоуты составные, клеились на ЦА. “Моторный” и два шпангоута из контура крепления крыла усилены 2-х мм авиационной фанерой. С внутренней стороны “моторного” шпангоута сделаны крестообразные накладки из березы для усиления мест обратного крепления БК двигателя.
Стапель – переклей потолочки на Титане. Оказался удобен в работе и самое главное, в любое время можно было придать “любую пространственную ориентацию” и засунуть подальше от жены.😃 Недостаток – необходимо первично затратить прилично времени и нервов на нивелирование относительного положения шпангоутов. После установки первых двух стрингеров – одни плюсы. Стрингеры – бальса различного сечения.
Крепление крыла тоже по моему классическое – два шипа по передней кромке, два пластиковых винта сзади. Контур хвостового оперения – первично гнутый (мокрый) над жалом паяльника по шаблонам пакет (переклей 3-х бальсовых реек на ПВА). Далее заготовки мочились в воде и приматывались к шаблонам скотчем. После высыхания была зафиксирована необходимая форма. Две половинки стабилизатора, получены путем распила одной заготовки. Далее – обработка по профилю. Прочность и простата изготовления очень понравились. В последствии при обтяжке хвостового оперения микалентной бумагой на эмалите деформации замечено не было.
Несколько иллюстраций:
Сильная работа, так кажеться мол что особенного, собирай рейки и все:), но вот когда сам сядешь собирать, вот тогда уже в полной мере ощущаешь каково это! Работа достойная уважения, впечатляет!
Еще один этап строительства, очень важный для меня. Когда затевал этот проект, очень хотелось сделать нормальные шасси. Я понимаю - масштаб не совсем располагает, но как то “по религиозным соображениям” не нравится смотреть на вроде бы сделанные с душой аппараты, но на стандартных проволочных “костылях”.
В связи с отсутствием дома хотя бы стационарного рабочего места, не говоря уже о каком либо паршивеньком станочке, вопрос о самодельном механизме ретракта отпал (а может и зря), правда не сразу, были сомнения. Сам механизм – стандартный механический, Пилотажевский, соответствующего типа -размера. Ну а на сами стойки шасси пустил все, что дома накопал. Предвосхищая Ваши возможные вопросы и сомнения о прочности получившейся конструкции, могу заверить, что вышло довольно прочно и ремонтопригодно. Материал - латунные и стальные трубки, набор пружин для отработки различной нагрузки. Латунные трубки в зависимости от места использования имеют 2-ю или 3-ю толщину. Помимо этого в конструкции имеется усиление в виде сдвоенной стальной проволоки (велосипедная спица), являющейся вдобавок и формообразующей для нижней части стойки. Ну а обвес - бутафория - любимый пластик. Пластик использовал прочный, вязкий, не хрупкий от крышки короба Legrand. Стойки старался делать по возможности копийно, отдавая, кое где предпочтение технологичности. Одна из нерешенных пока звдвч - протектор на колесах, без него как то не очень смотрится. Но на микропоре нарезать не полкчается.
С хвостовым колесом немного схалтурил. Дело в том, что у Як - 1Б тех серий, к которым относится мой прототип, хвостовое колесо по всем описаниям было уже убирающимся, но на чертеже и на прототипе с которого эти чертежи делались (самолет Еремина в Саратове) - задняя стойка стоит мертво. Оставим это на совести “реставраторов от авиации” и моей, ну уж очень не хотелось в этом проекте заморачиваться еще и ретрактом для “костыля”. Задняя стойка получилась так же с пружинной амартизацией и управляемая, через предохранитель от руля поворота.
Конструкцию увидите в следующих постах, когда доберусь до описания “системы управления”.
Вес ретрактов в сборе почти 130 грамм, но искусство требует жертв.
Небольшая серия иллюстраций:
P.S. К стати на Саратовском экземпляре, почему то стоят зализы от Як -1М или Як-3. На Як-1Б в том числе и Еремина был один круглый воздуха заборник в левом крыле а не два эллипсоидных как в последних модификациях.
Могу заверить, что вышло довольно прочно и ремонтопригодно. Материал - латунные и стальные трубки,.
Юра, всё таки чем паяли шасси, твёрдым припоем или оловом?
А с трубками у Вас замечательно получилось! Я к подобной конструкции тоже присматриваюсь. Хорошие “телескопы” можно найти в складывающихся зонтах
(здесь после зимних гроз с ветрами валяются под ногами на любой вкус:))
Ну и ещё раз -прекрасная модель!
Юра, всё таки чем паяли шасси, твёрдым припоем или …
Или… 😦. Понимаю Ваш вопрос. Сам долго думал над этим и уже получал аналогичные вопросы и комментарии от друзей. Могу оправдаться только тем, что конструкция продумывалась так, что бы нагрузка в местах пайки работала в основном на “сдвиг”, с всевозможным увеличением площади паяных соединений. Стальной каркас зажат между двумя трубками (на одном из фото видно деревянная заглушка для примерки - вместо нее вставлена еще латунная трубка). Во внешних делался узкий пропил, по всей длине которого тщательно проводилась пайка с последующей обработкой. Посмотрим, что из этого получится. До пайки серебром пока морально и физически не дорос.😦 Соответствующее оборудование пока только в планах.
Интересно (как стендовик - стендовику 😉) - какой вариант оформления выбрали?
На скейле статья интересная, правда, о Як-3, но мысли о цвете и сам подход - правильные - scalemodels.ru/…/article_storyid_2096.html
Если еще не надоел, продолжу.
Я уже говорил, что данный проект для меня стал в прямом смысле учебным. В процессе его воплощения наступил, наверное, на все возможные грабли. Некоторые мои оплошности удалось исправить, некоторые так и остались. Но зато теперь очень надеюсь, мой лоб будет меня своевременно предупреждать при повторении пройденного на своем опыте. Ну а что еще не прошел – надеюсь еще пройти. Одни из основных моих переделок в процессе проекта связаны с системой управления. Не послушал умных людей, понаставил качалок и для элеронов и для щитков. Управление элеронами к счастью поменял еще до зашивки крыла, а вот “лоботомию” с посадочными щитками проводил уже на отгрунтованной модели. Щитки вообще пришлось переделывать, уж больно хлипкими оказались первоначальные. Планируя примерную центровку в пределах 25%, расположил машинки управления рулями высоты и поворота за кабиной пилота. Потом выяснилось, умные люди мозги вправили, что для аппаратов подобной схемы лучше всего иметь для первых стартов процентов 15. Вот и началось перетаскивание по живому боудены и машинки максимально вперед. Теперь думать буду заранее.
Парк рулевых машинок так же претерпел изменение в процессе постройки.
Сейчас :
Ретракты - специализированная ретрактная HS-75BB
Элероны, руль высоты и руль поворота - цифровые POWER HD HD-1810MG
(стоявшие ранее на элеронах Dlue Arrow пришлось выкинуть – шумели почти без нагрузки и ноль на одной так и не встал)
Щитки - HS-55MG
С ретрактной машинкой то же вышел конфуз, не изучив соответствующую литературу, прикупил на радостях замедлитель, потом только выяснил , что с ней он не работает. Так и схлопываются сейчас шасси на раз-два-три.
Небольшой фотоотчет, с общими видами готового каркаса:
С хвостовым колесом немного схалтурил. Дело в том, что у Як - 1Б тех серий, к которым относится мой прототип, хвостовое колесо по всем описаниям было уже убирающимся, но на чертеже и на прототипе с которого эти чертежи делались (самолет Еремина в Саратове) - задняя стойка стоит мертво.
Истребители Яковлева тех лет имели пневматическую уборку шасси. Из-за некачественной сборки, некачественных комплектующих и т.д. хвостовое шасси то складывалось самопроизвольно на взлете или посадке, то “выпадало” в полете. Поэтому частенько механики контрили “костыль” в выпущенном положении.
Так что никакой халтуры нет. Всё просто отлично.
А каким образом была сделана имитация обшивки самолета?) Отличная копия!)
Собственно тут дело уже как раз и дошло до обшивки.
Попробую скомпоновать отчет плотнее, хотя предлагаемая в этом топике ретроспектива работ затрагивает не малый отрезок времени. Я думаю месяца 3 по 1.5 -2 часа в день практически без выходных. Удовольствие надо растягивать.😃
Обшивка делалась из бальсового шпона различной толщины, фюзеляж 1,5 мм крыло и хвостовое оперение 1 мм. Сейчас бы делал крыло тоже из полутора миллиметрового шпона так как после обтяжке микалентой на эмалите он слегка “просел” между нервюрами. . Обшивка фюзеляжа выполнялась листами, по размерам реальных панелей обшивки. Стрингера и шпангоуты при проектировании выставлялись так, что бы стыки панелей попадали на них. Панели простой кривизны клеились на ЦА без предварительной обработки. Для сложной формы искались подходящие “балваны”. Обычно это были пластиковые бутылки от минеральной воды. Подготовленная панель , или часть панели мочилась обычной водой и постепенно приматывалась малярным скотчем на поверхность наиболее подходящей кривизны. В некотором случае необходимы надрезы. Тут главное не торопиться. После высыхания производилась окончательная подгонка по месту и приклеивание. Клеил медленным ЦА. Фиксируя панели тем же скотчем и булавками. С крылом почти такая же ситуация. Сначала обрабатывал переднюю часть крыла до лонжерона. На подготовленную панель по оси наибольшего изгиба наклеивается малярный скотч, при необходимости пластина мочится, затем постепенно клеится от передней кромки до лонжерона, фиксируясь булавками и скотчем. Для покрытия больших площадей крыла панели сначала склеиваются из нескольких листов бвльсы с учетом направления волокон, затем клеятся по месту. Важно помнить, что поверхность панелей должны быть максимально обработана до их наклеивания на “скелет”. После допускается небольшое “сглаживание” мелких огрехов, в противном случае в погоне за идеальной поверхностью, при толщине 1мм Вы рискуете дошкуриться до дыр, совсем этого не замечая. Я дошкурился пару раз. 😦 Потом долго и нудно выводил шпатлевкой нагоняя вес. Благо шпатлевка для бальсы легкая.
В результате получилась обшивка с готовым настоящим раскроем. “Металлическую” ее часть обклеивал тонким стеклом на смоле Larit с голубым отвердителем (понравилось, очень удобно и качественно), “деревянную” – микалентной бумагой. Обтяжка “стеклом” производилась последовательно по тем же панелям, предварительно маскируя окружающую обшивку скотчем. После высыхания лишняя ткань отрезалась по линии раскроя и снималась вместе со скотчем.
Ну а все остальное не требует комментариев и видно на фото.
Юрий, поздравляю!
Изумительно красиво!
Можно капельку дёгтя?
Спасибо за разрешение…
Рекомендую Вам НЕ использовать на закрылках “HS-56MG”. КАТЕГОРИЧЕСКИ! Особенно, в сочетании с полиэтиленовой качалкой.
Поверьте моему опыту и наблюдениям за муками собратьев по хобби.
Поясню: усилия в 1,1-1,2 кг - весьма недостаточно для использования посадочного режима закрылков. Даже если машинка выдержит и не “выгорит” при выпуске закрылков на посадке на 50-60 градусов, то (скорее всего) “срежется” качалка…
Я бы Вам скромно рекомендовал - машинку на 3,5-5 кг…
И, ОБЯЗАТЕЛЬНО, с карбонитовой качалкой.
Всё вышеизложенное - моё личное мнение. Не претендующее на исключительность и обязательное следование.
Спасибо!
P.S. Кстати: какой аппаратурой пользуетесь? Кое-какая (типа JR-9), позволяет программно выставить замедление работы сервоприводов на передатчике…
Юрий, поздравляю!
…Можно капельку дёгтя?..
Не только можно но иногда просто нужно. Спасибо , что заметили.
Тут опечаточка вышла. Машинка HS-85MG, ну а качалка действительно хоть и не пилотажевская а родная, но полиэтиленовая.
Юра, похоже на то, что у Вас на закрылках - именно 85МГ. У нее усилие - около 3 кг при 6 вольтах питания. При 4,8 (а BEC Вашего регулятора больше 5 Вольт - не выдаст) - 2,6 кг.
Думаю, что для планируемого веса самолёта - будет не совсем достаточно. Либо - на самом “краешке”.
Но, качалку - я бы поменял в первую очередь…
Вопрос: Кстати: какой аппаратурой пользуетесь? - в силе…