Ли-2 Воздушный извозчик

Orel


обжатие 15 мм
важная деталь шасси


пропил корундовым диском

деталировка


крепление подкоса

испытания






Деталировка и приведение стоек шасси в рабочее состояние .

Orel

Так.Дела идут,контора пишет…Наверное самым трудным и долгим было изготовление основного шасси на этой модели.А когда самое трудное позади - на душе легко!Теперь приступим к изготовлению третьей опоры. В мыслях давно всё прорисовано,а начинаешь строить,главный вопрос- из каких материалов? Всего то надо 4-ре основные детали сделать.Начал со сложной - вилка хвостового колеса. Помня о лимите веса в хвостовой части модели,и повертев в руках кусок дюраля для заготовки,призадумался.Можно и из него,а потом отверстий облегчения понасверлить… нет ли чего полегче… и ради экономии пары грамм , потратил пару дней. Начал экспериментировать , что-то вроде угле-липо-цеакриновое.
чертёж
по шаблону из угля
вилка
облегчил немного
уже имеет нужный вид



окрашена

дюралевая стойка
шарнирное соединение стержня с вилкой


опорный фторопластовый подшипник скольжения


с кабанчиком поворота оси
[IMG]http://
http://i025.radikal.ru/0911/ec/2c85582e94bft.jpg[/IMG]
такая хвостовая опора шасси

Вторая деталь,собственно ,сама стойка хвостового шасси.Материалом для стойки послужил дюралевый толкатель клапанов от авто (Газ-53, Волга),диаметр у него 9 мм.(Заводов у нас нет,как в Сочи,а что делать,выкручиваемся из подножного материала,что народ не успел в цветмет сдать).Сточил до Ф 5 мм,нарезал резьбу и сделал узел соединения с вилкой из той же заготовки. Ось соединения со стойкой болт М 1.5 , ось колеса М 2 мм .
Хочу сказать,вернее показать ,показать как проходит процесс конструирования,как рождаются идеи в этом процессе ,как идёт выбор лучшего ,а может быть и не самого лучшего варианта,но применимый при имении определённых материалов ,умений и накопленных знаний. Скажу о себе , подробно вычерчиваю ту или иную часть (сегмент) модели уже при непосредственном её изготовлении.Пример этому - как раз есть изготовление хвостовой стойки.Это ,конечно не есть совсем правильно,нужно прочерчивать всю конструкцию модели до конца. Но уж так я привык ,так как примерка по месту имеет решающее значение.

Orel

Задняя стойка обрасла новыми деталями.Установлено ухо крепления амортизатора , изготовлен нижний опорный подшипник скольжения стойки - он фторопластовый (однако ,материал не из лёгких) и прикручен временно на опорную панель,которая будет вклеена в последствии в фюзеляж.Некоторую сложность будет представлять присоединение-установка тяг на кабанчик для поворота стойки и от неё на руль поворота – пинцетом.Выклеил конусную часть ниши из стеклоткани в один слой на болване и вставил по месту.
верхний опорный подшипник 7*2*2
амортизатор
детали хвостовой стойки
в сборе
место под нишу и оправка

стеклопластиковая ниша
снято
место под стеклопластиковую нишу
вклейка по месту с прижатием ниши пуансоном


установка стойки


устновка дутика
готовая поворотная задняя стойка шасси
фюзеляж на трёх опорах

Orel

Изготовление рулей не представляет большой сложности ,а может быть и интереса. Задняя кромка из осиновой рейки 2*6 вымачивается в воде и выгибается на паяльнике по чертежу и затем распиливается вдоль на бальзопилке. Устанавливаются хвостики нервюр ,усиливаются места крепления и зашкуриваются под симметричный профиль. Конечно такой наборной конструкции рули сложнее строить,чем другие, из цельного бруска бальзы или пены, но главной задачей было соблюдение копийного расположения нервюр под полотняной обшивкой и естественно уменьшение веса. Вес обеих половинок руля 11 гр.

закладка руля высоты


почти готовы
навешены

закладка руля поворота
навеска РП


на модели

Orel

Привод руля поворота . Ось вращения руля из дюралевой вязальной спицы . Нижний подшипник вращения фторопластовый . Тяга привода РП -сталь 2мм -велосипедная спица с наконечниками. РВ, в отличии от РП несъёмный.Для лучшего соединения на навесах нарезана резьба М3. Вклеиваться РВ будут после их обтяжки
Чтобы начать изготовление хвостового обтекателя,пришлось сначала провести подготовительные работы, в частности окультурить место его установки. А сам обтекатель ,сначала хотел изготовить стеклопластиковый по болванке,но не уверен в его приемлемом весе ,может получиться больше ожидаемого.Эта деталь вообще-то чистый балласт,но очень положительно влияющий на аэродинамику модели и на завершённый её вид , да и вообще неотъемлемый атрибут самолёта. Да по одному только хвосту легко определить марку самолёта. Значит будет она цельнобальзовой.
ось-кабанчик руля поворота
фиксация кабанчика на оси

нижний фторопластовый подшипник оси руля поворота
вид снизу
вид сзади
тяга руля поворота
а это навесы руля высоты
установлены на кронштейны
навеска руля высоты
торец хвостовой части фюзеляжа
закладка хвостового обтекателя
примерка
готов
установлен
оперение


Orel

Хвостовой кок-обтекатель встал на место.Фиксируется на двух 2мм дюралевых штырях .За одно и частично фюзеляж обшил .Снизу щель оставил для удобства вклейки боуденов.Теперь установим серво привода РВ , РП и щитков в одном блоке , т.е на одной панели - как раз по ЦТ будут стоять. . Носовой обтекатель из бальзы и 0.8 мм фанеры ,пустотелый,будет съёмным и крепиться на магнитах. Вес его 7 гр.Съёмным сделал его для лучшего доступа в пилотскую кабину. Иллюминаторы пока не стал оформлять,займусь ими при изготовлении люков и дверей. Довершением , и подготовкой к обтяжке хвостового оперения стала установка оси и кабанчика половинок руля высоты. Ось несъёмная. Ось из ОВС стали 2.4 мм с припаяным на медной проволоке кабанчика из нержавейки с регулировочными отверстиями.Торцы рулей при приклеивании будут усилены тонкой фанерой. Рулевая машинка на РВ и привод закрылков HS-225BB с усилием 4 кгсм - вес 27гр.На поворотную хвостовую стойку и РП HS-81MG. Скомпановал " машинное отделение". Ложемент серво из апельсиновой фанеры 140*74* 2.5 мм оклеенной тонкой берёзовой фанерой.
Места много в модели ,но теперь надо загружать носовую часть, центровку вывести на место не очень просто.Все девайсы в переднюю часть
ось РВ
с половинками РВ
с кабанчиком
с обтекателем
носовой обтекатель

ложемент рулевых машинок
р/м РВ HS-225. р/м РП HS-81MG .р/м закрылков HS-225BB.
ложемент установлен между лонжеронами центроплана

Рулевые машинки всё-таки выступают в салон,нарушая его идилию
установка БАНО


проводка боуденов под полом салона

боуден на хвостовую стойку,от неё идёт тяга к РП
боудены от серво

rus0052
Orel:

Рулевые машинки всё-таки выступают в салон,нарушая его идилию

Может сервы не вертикально, а горизонтально расположить? тогда и в салон выпирать не будут.

Grach

Пытался следить за этой постройкой еще на другом ресурсе, но там перестал видеть фотки. Большое спасибо, Валерий, что решили отметиться и здесь. Тема мне близка. У самого висит отложенный на неопределенный срок DC-3 от TopFlite.

teichmann

если не трудно по развесовке,что сколько весит,чтоб для себя было с чем сравнить,Шарниры рулей из алюминия не тяжёлые? из карбона не легче ли бали.А заднее поворотное колесо обязательно связывать с РН,или это для ЕЩЁ меньшего радиуса разворота на знмле?.

ViperON
rus0052:

Может сервы не вертикально, а горизонтально расположить? тогда и в салон выпирать не будут.

На самом деле вариант. Неудобно в обслуживании - зато в плане копейности большой плюс!

Rolling

В местах где металл по металлу трется,желательно проводом под винт,или пайкой занулить.Особенно где оси приводов рулей,да и шасси желательно,чтоб помех потом не наловить.А вообще-класс!

Orel
rus0052:

Может сервы не вертикально, а горизонтально расположить? тогда и в салон выпирать не будут.

Тогда три автономных ложемента для серво нужно, и эксплуатабельность системы будет никакой.Вся модель уже почти готова и что-то поменять уже трудно.Но я с современной точки зрения на свой Ли-2 прихожу к выводу, что все узлы на модели сделаны рационально.Но хочу сказать коллегам спасибо за подсказки и большой интерес к теме!

“В местах где металл по металлу трется,желательно проводом под винт,или пайкой занулить.”
Это как?Поясните, пожалуйста ,подробнее. К чему заземлять?Надо будет применить.

Ещё кусочек веса придётся на хвост кинуть , это привод отцепки буксируемого планёра.Система отцепки планёра изготовлена и установлена.Собственно это есть система аварийной отцепки, т.к основная будет стоять на самом планёре. Принцып действия виден по прикреплённым фото. Приводится она от серво выпуска щитков - на модели уже 7 серво и ещё ставить дополнительную уже перебор ,хотя есть возможность налепить их в два раза больше.Замок отцепки будет срабатывать при отклонении щитка на 5 градусов . Вес всего железа составил 5 грамм да сам боуден ещё 6 гр - а что делать,давно хотел конструктивно осуществить эту задумку , приходится чем -то жертвовать. Когда всё схватилось , испытал под нагрузкой, для планёра - копии в 200 гр держит 25 его весов , т.е 25G от буксируемого полётного веса. боковые нагрузки доводил до 1 кг , но они несущественны , сама нить на отрыв будет расчитана на 0.5 кило , при рывке ничто не пострадает.
Вот от этого решения я в настоящий момент отказался . Но убирать узел сброса не стал.Будет производиться буксировка вымпела или транспоранта,это гораздо безопаснее.
система сброса


обтекатель с БАНО и узлом сброса
испытание 3-мя кг.
закрылки центроплана
примерка по месту установки
регулируемый кабанчик закрылков
закрылок центроплана крыла
шарниры-самокрутки я их называю
навесы вклеены в закрылок
эти навесы иногда просто незаменимы
просто незаменимы особенно на предидущей модели
способ изготовления.Изготавливаются исключительно из вязальной или из нихромовой проволоки (спираль).Так же изготавливал из ОСВ 0.3-0,4 мм. При закручивании дрелью сам провод закручивается ещё и по своей оси.Обратная раскрутка недопустима ,ОВС надламывается в отличии от мягкого вязального провода.
закрылки навешены


закрылки зашил для прочности

Lazy

Ну когда про зализ будет? 😃

Rolling

Все трущиеся металл по металлу детали,желательно объединить в одно электрическое целое,т.к. возникающая по разным причинам разность потенциалов дает микроразряды,кои приводят к помехам.Эта тема уже обсуждалась rcopen.com/forum/f4/topic45060
Если интересно разобраться в тонкостях,наберите в поиске МЕТАЛЛИЗАЦИЯ САМОЛЕТА соединение проводниками всех металлических частей самолета в единую систему низкого электрического сопротивления.

Если поискать,где то есть и ГОСТы с нормалями по этому вопросу.Можно спросить у действующих конструкторов по СД и РО.

Orel

зализ.
Володя, до него оказывается ещё далеко:(😃,но спасибо,что подтолкнул тему и я могу насыпать ещё горстку фото
прорубил главное окно … в Европу , транспортный люк .
посадочные щитки консолей.Неверно в предыдущем посте назвал эти отклоняемые поверхности,прошу прощения:) так меня:)
посадочные щитки консолей по месту установки

установка кабанчика
консольные щитки усилены аналогично центропланным

вид с выпущенными щитками
привод на консольные щитки
общий вид на щитки

flying_yogurt

Валер,великолепный проект!
Видел,как щитки подвешиваешь на самодельных шарнирах.Их по 5 на каждой их плоскостей.Соосности добиться при этом наверняка не просто(?).Какова твоя методика?

Orel
flying_yogurt:

Соосности добиться при этом наверняка не просто(?).Какова твоя методика?

О,Костя, это легхко!😁 Сначала вклеиваем крайние навесы в консоль,выставляем на них элерон.Затем снимаем элерон и соосно вклеенным навесам устанавливаем остальные, нивелируя их визуально и по установленной линейке в вертикальной и горизонтальной плоскости.Можно по нитке,но я делаю по металлической линейке.Все узлы навески на модели установлены таким образом.Получается очень ровно и без заеданий.
Установка навесов на смоле без обмотки ниткой, и главное нет опасения залить сам шарнир , разрабатывается очень легко,работает в любом установленном положении, вырвать уже невозможно,поэтому всё надо подогнать с первой вклейки и установки. Вот как раз сейчас я про элерон расскажу.
элерон
закладка
это левый элерон с нижней поверхностью
а это я уже на правый элерон делал заготовки
лобик элерона облегчен и приклеен
с бугелями
вот левый почти готов
изготовление навесов
с навесами
с шарнирами навески
навес в элероне
элерон на консоли
консоль на модели
оба элерона готовы
триммер элерона
симметрия - мать красоты.
имитация провисания обшивки
всего лишь имитация

Rolling

вырвать уже невозможно,
А как потом обтягивать-красить?

Особенно закрытые места.

Ход с мет.петельками конечно забавный,но как то раз был у меня Зеро китайский,с петлями из жести-колбасило в пол-неба от ,кажется ,ерунды.Это я к помехам от трущихся деталей.Причем,на земле тихо,с работающим мотором.Но как только оторвался и началось…На ручку реагировал через пень-колода,еле еле газ убрался и боль-мень в траву его удалось брякнуть,консоль на пару нервюр укоротил.

valera_o

Навесы элеронов, те же “самокрутки” замаскированные бальзой?

Orel
Rolling:

вырвать уже невозможно,
А как потом обтягивать-красить?

Терпение,мой друг,только терпение:) . Намертво вклеиваются навесы в фанерной оболочке сначала только в саму консоль.Все рулевые поверхности вклеиваю только после полной окраски.А по поводу помех от железа , -самая большая трущаяся металлическая деталь в модели ,это ротор бесколлекторника ,его надо бояться.Большая часть моих моделей снабжена этими навесами-самокрутками,сотни полётов и ничего такого не почувствовал.Не знаю,может на мою Девятую Футабу этот эффект не действует?😎
Навесы элеронов, те же “самокрутки” замаскированные бальзой? Да,Валера,самокрутки вклеенные в фанеру,отпрофилированные и вклеенные по месту в консоль.В консоли они крепятся к нервюрам и места вклейки усиливаются.

Все тяги боуденов устанавливаются при открытом щитке,но центропланные можно будет и через лючёк . Пинцетом всё устанавливается быстро. Наконечники тяг немного утоньшены по ширине,для меньшего усилия при установке ( очень тугие).
Установка серво в консоль .Со стороны корневой нервюры тонкой отвёрткой прикручиваются винты крепления серво через небольшие технологические отверстия в нервюрах,а передний винт через пенал прохода провода р/м .Предпочитаю стандартное крепление всех серво. Моделей много, а серв на все не хватает,поэтому часто приходится переставлять,для быстрой замены и применяю этот способ крепления.
Крутка консоли делалась при зашивке низа,но не вся сразу, а только от линии элеронов до переднего лонжерона( шов идёт по середине полки лонжерона). Затем вырезался лист бальзы для зашивки низа лобика консоли от лонжерона до передней кромки, при этом ,конечно наружная сторона приклеиваемого листа смачивалась водой . Сначала шов на лонжероне проливался ЦА и приклеивался торец листа носовой части обшивки.Затем начиная от законцовки проливались полунервюры поочереди и к ним прижималась руками обшивка. При этом уже не беспокоишься о крутке консоли,т.к она уже задана основной обшивкой низа. Кроме того крутку уже обшитого крыла можно менять в небольших пределах +, - , 1 - 1.5 градуса смачивая опрыскивателем всё крыло и нагружая нужную сторону необходимым грузом, если в бОльших пределах то чревато короблением в некоторых местах , поэтому устанавливаю крутку сразу при зашивке.
Основную обшивку клеил на АК-20 ( к нервюрам и лонжеронам) и по периметру прихватывал ЦА.
На крутку консоль очень жёсткая , несмотря на коэффициент сужения 3 . Корень 265мм хорда , концевой по линии законцовки элерона 87мм
Тяга привода самодельная , другую не поставить .

пенал из бальзы и ватмана,выбрал бальзу,легче
вот пенал для провода для бортового огня
и маленкий пенал под проводку для посадочной фары
установив пеналы и серво можно зашить консоли снизу
установленная серво привода элерона вид на консоль сверху
это правая консоль под зашивкой ,навесы уже вклеены
кабанчик элерона
тяга на элерон
где-то я уже это видел:)
место под установку аккумулятора
с двойным дном
крышка аккумуляторного отсека
со снятой крышкой
формирую лобик центроплана