Пе-8 1:12 электро размах 3,26м.

Bob=
vlad_den:
  1. Не эта, часом, коробочка - hobbyking.com/…/__11258__Adjustable_Retract_and_Do… ? Может внешне и другая, но все то же может.

  2. А насчет быстрого и некопийного полета, чего ж хотеть от пены 1,3 м размахом?!

  1. может быть.
    но снаружи не похожа

  2. да и смотрится ланкастер размахом 1300 как маленькая игрушка, а мустанг размахом 1200 - уже как большая модель 😉

man-bis:

Такой алгоритм очень легко реализуется с использованием двух разных каналов на шасси и створки например на аппах Turnigy9x (с прошивкой Er9x или Open9x) или Turnigy9xR или Taranis

мне неизвестны способы получения обратной связи с исполнительными механизмами при программировании передатчика

man-bis
Bob=:

мне неизвестны способы получения обратной связи с исполнительными механизмами при программировании передатчика

В принципе обратную связь можно организовать по телеметрии например с вч Frsky. Только не вижу необходимости ТАК морОчиться.
Эта коробочка (по Вашим словам) хороша одним - по какому то “волшебству” понимает какой исполнительный механизм выпуска шасси или створок в нё воткнут и в каком порядке.
А я имел в виду, что без этой коробочки можно легко обойтись, воткнув в два отдельных канала приемника исп.механизмы и настроить в пульте последовательность (по времени) и копийное замедление выпуска-убирания шасси и открытия-закрытия створок.

8 months later
Денис_из_Петергофа

Присутствовал вчера на интересном событии: Игорь Бородин сделал здоровенный ТБ-3, размахом 4,19 метра (масштаб 1:9.43 ?) и пригласил на полёты. Я не мог отказаться - уж больно интересно было посмотреть на второй подобный самолёт, сделанный в Санкт-Петербурге.
Создавать отдельную тему для ТБ-3 я посчитал излишним, так как очевидно, что и его ТБ-3 и мой Пе-8 – одного поля ягоды. Оба - электрические, оба - 4-х моторные, оба - пенопластовые, оба имеют титанические размеры.
Тем более, любителям авиации будет интересно сравнить два близких по своим параметрам самолёта.

Вот фотки:

По словам Игоря Бородина, в центровку он не попал. Знакомая проблема! На Пе-8 у меня было тоже самое. Изначально Пе-8 летал у меня со свинцовой чушкой в носу весом в 600 грамм. В последующем я свинчатку убрал, но компенсировал это весом более мощных моторов и аккумуляторов. Игорь поступил иначе – груз (небольшой, грамм 200) в носу оставил, но чтобы увеличить плечо, удлинил нос.

Да, у этих двух самолётов много общего, но также очевидны и различия, являющиеся следствием разного подхода к конструированию. Да и прототипы имеют различия. К примеру, у ТБ-3 гораздо проще фюзеляж и мотогондолы – они имеют прямоугольное сечение. С шассями ещё проще.

Чисто конструктивные различия налицо:

Крыло.
У ТБ-3 – наборное, из экструдированного пенопласта, разъёмное посередине, сидит на дюралевой трубе
У Пе-8 – монолит (ядро – шариковый пенопласт малой плотности, обшивка – потолочка), центроплан и центральная часть фюзеляжа – одно целое.

Фюзеляж.
У ТБ-3 – неразъёмный, из экструдированного пенопласта. Толщина стенки около 15мм. Киль – одно целое с фюзеляжем. Но стабилизатор – съёмный.
У Пе-8 – фюзеляж делится на три части – центральная (с центропланом), хвостовая с оперением, и съёмный бутылочный нос. Киль для удобства хранения и транспортировки откидывается вбок.

Габариты и вес.
У ТБ-3: размах 4,19м, длина 2,83м. Полётный вес (по словам Игоря – 9….10кг)
У Пе-8: размах 3.27м, длина 2,0 метра. Полётный вес: 11,5 кг.

При меньших размерах мой Пе-8 тяжелее, чем ТБ-3 процентов на 15….20%.
Причин этому несколько:

  1. Пе-8 имеет внутри силовой дюралевый каркас весом около 2,5кг, с самодельными ретрактами
  2. У Пе-8 крыло не наборное, а монолит. Что значительно прочнее, но, ясен пень, тяжелее. Плюс к этому Пе-8 имеет работающую обшивку из потолочки, которая клеилась на титан (только на титане набежало больше кило). Плюс поверх потолочки – скотч (ещё 600…700г). У ТБ-3 – просто экструда, прямо по ней и покрашено.
  3. Моторы и батареи у Пе-8 мощнее, а значит, и тяжелее.

В принципе, Пе-8 можно было сделать и легче, отказавшись от дюралевого каркаса в его конструкции. Но его наличие продиктовано желанием «делить самолёт на куски минимального размера». Для удобства транспортировки, само собой.

Судите сами:
ТБ-3, составные части: две консоли 2,0х1,03м, фюзеляж длиной 2,83м. с килем, +половинки стаба.

Пе-8, составные части: центроплан 1,35Х0,85м, консоли длиной 1,15х0,4м, +хвост 1х1м, +морда.

Продолжаем сравнение.
Борт.
У ТБ-3: один приёмник, по одной мощной серве на каждую рулевую поверхность
У Пе-8: два приёмника + две отдельные батареи, по две сервы на каждую рулевую поверхность.

Мотоустановка:
У ТБ-3: моторы серии 3548, батареи – 4-х баночные, 2,45 А/ч.
У Пе-8: моторы серии 4250 Регули по 80А, батареи – 4х баночные 4….5А/ч.

Видео.
Сборка и подготовка:

И полёт:

Предвижу вопрос: а что с Пе-8?

Отвечаю:
Готовлю. Сегодня перекрашивал:


на средней фотке левая консоль ещё со старым чёрным цветом, правая - уже с бурым.


На второй фотке видно, что верхняя турель обзавелась крылышками аэродинамических компенсаторов (на старой турели их не было).

Вместо хаки покрасил светло-зелёной краской. Да, светловата, но, во-первых, во время войны на разных заводах и в разных бочках зелёная краска бывала разных оттенков, а во-вторых, краска имеет свойство выцветать со временем. Поэтому я спокоен – это у меня “выцветший защитный цвет”.
С чёрным цветом та же история – со временем под солнышком он выцветал и превращался в бурый, земляного оттенка цвет. Такой и намешал (хаки+чёрный), таким и задул.

В следующие выходные – генеральная проверка всех систем, зарядка аккумуляторов.

И…. ждём погоды!😃

Кузя
Денис_из_Петергофа:

Предвижу вопрос

Не угадали.
Ни у кого в планах Максима не сладкого нету?

EVIL
Денис_из_Петергофа:

Создавать отдельную тему для ТБ-3 я посчитал излишним

Ну да, равно как и автор модели. 😦

Такие вещи надо сохранять в истории, и не где-нибудь подальше, а так, чтобы найти можно было.

9 days later
Денис_из_Петергофа

Пока стоит нелётная погода, занимаемся мат.частью.

Результаты покраски:
Собрал всё в кучу:

Звёзды и номера.
Старые звёздочки вконец истрепались. И было принято решение их обновить (тем более, что перед покраской старые пришлось содрать). Плюс решил сделать номера на киль, которых раньше не было. Всё очень просто, из белой и красной самоклейки:

В итоге:

Старался сделать похоже на эту картинку:

Правда, есть расхождения с картинкой:
там номер голубого цвета, а у меня белого (в наличии только белая самоклейка);
кормовая турель у меня другой модификации, чем у того Петлякова, что на картинке;
рисунок камуфляжа чуть отличается.
Насчёт правильности цвета камуфляжа на картинке есть вопросы: смотрится он как коричневый, а внизу справа написано: “зелёный А-24м”.
В принципе, зелёный мог и выгореть на солнышке до такого оттенка, а мог и художник ошибиться.😃
На картинке у Петлякова изображён и белый медвежонок с бомбой в лапах. Если будет время, то изображу и это “граффити”.

Турель.
Первая турель у меня потерялась в полёте (не была закреплена, как надо). Решил обновить.
Болванка, естественно, осталась. Проблема в другом: если одевать на болванку бутылку, как это обычно делается, то горлышко бутылки придётся точно на… э-э-э… «макушку» блистера.
Фигня, короче, получится……
Можно перевернуть бутылку, и одеть её на болванку «верх ногами», донцем на «макушку» болванки (предварительно нагрев и подраздув донце бутылки, убрав таким образом пять опорных шишечек, на которых она стоит). Да, так можно, но вот закавыка – прямо на макушке блистера получится толстый и белый прыщ, который изначально есть на каждой бутылке в центре донышка. Некрасиво. Как сделать красиво?

Решение нашлось:
Блистер пришлось делать из двух деталей.
Первая, и самая трудная – верхняя часть блистера. Чтобы получить чистую, идеальную «лысину», пришлось пойти на ухищрения:

Из пробного блистера (с «прыщом» на макушке) была отрезана нижняя часть и приклеена к верхней части:

Там же рядом лежит переплёт блистера. Метод получения его прост: вытягивается ещё одна верхняя заготовка (без «прыща»), на ней рисуется переплёт и ножницами вырезаются окошки. Потом, понятное дело, красится.

Готовый блистер турели (пушка ШВАК и стрелок прилагаются):

макет микро-ШВАКа сделан из обрезков угольного 2мм прутка, алюминиевых трубочек и термоусадки

Не удержался и фоткнулся рядом с самолётом:

(для понимания масштаба: мой рост 182см)

Также проведена очень большая работа по вживлению в Пе-8 звукового модуля, но там очень много информации и фотографий, поэтому чтобы не перегружать этот пост, отложу это дело назавтра.

Продолжение следует…

vlad_den
Денис_из_Петергофа:

Пока стоит нелётная погода,

А по фото так и не скажешь…😛

Денис_из_Петергофа

То солнышко, то дождик. И ветрюган будь здоров (до 8…10м/с). Не знаю - получится в эти выходные или нет? Летать-то я могу в любую погоду. Но ведь хочется получить удовольствие!😒
Поэтому и жду если и не штиль, то хотя бы 3…4м/с. Максимум - 5м/с. Да и фото-видео получается лучше в солнечную погоду.
Вот и ждём погоды…

fed

Денис, от всей души поздравляю с очередным вводом в летный строй “Пешки”. Это здорово! Такие самолеты должны летать постоянно! Хорошо смотрится новая окраска!
Успеха в полете!
“Муромец” тоже может войдет в летную годность. Пока лежит , ждет ремонта и новой обтяжки.
Может еще вместе полетаем…

Денис_из_Петергофа
fed:

Денис, от всей души поздравляю с очередным вводом в летный строй “Пешки”. Это здорово! Такие самолеты должны летать постоянно! Хорошо смотрится новая окраска!
Успеха в полете!
“Муромец” тоже может войдет в летную годность. Пока лежит , ждет ремонта и новой обтяжки.
Может еще вместе полетаем…

Спасибо, Андрей! Обязательно полетаем.

Продолжаю.

Звуковой модуль.
Это была «золотая мечта» с самого начала строительства Пе-8 – поставить на него звуковой модуль для имитации звука «всамделишного» мотора. Проблема упрощалась тем, что я много и достаточно долго занимался звуковыми системами: акустика и сабвуферы автомобильные, домашние, для улицы. В том числе и лёгкие, портативные (для мотоциклёров, велосипедёров и роллеров). Занимался и усилителями для всего этого хозяйства. Так что в вопросах усиления и воспроизведения звука я особых проблем не видел. Вопрос возник по части самого генератора. Но и он решился довольно просто – есть такой человек, как Валера Ольшевский из Харькова (на форуме - valera_o‎), он то мне и прислал такой модуль. Было это ещё году в 2012… и только сейчас дошли руки до этого.
Место под модуль было выделено в бомбоотсеке уже давно:

осталось оформить его в единый блок и поставить на место. Не мудрствуя лукаво, согнул алюминиевую пластину и скомпоновал на ней все нужные компоненты:

На лицевой стороне – собственно генератор, 12-и вольтовый усилитель, и 12-и вольтовый стабилизатор напряжения. На задней – плата регулятора тембра, две крутилки – тембр и громкость, светодиодик по питанию и тумблер включения.
Усилитель - TDA8560; темброблок - активный, простецкий, на советской микросхемке К157УД2, регулировку НЧ и ВЧ вывел на одну крутилку (в одну сторону больше НЧ и меньше ВЧ, в другую – наоборот). Практика показала, что, учитывая возможности применённых динамиков, оптимальнее крутить в сторону «больше ВЧ».
12-и вольтовый стабилизатор – КРЕН8Б (он же 7812).
Питание на плату поступает от ходовых батарей внешних движков. Они объединены общим силовым кабелем, который проходит аккурат по центру бомбоотсека. В этом месте и снял питание на звуковую плату:

А стабилизатор на 12В понадобился потому, что батареи – 4-х баночные, а там напруга до 16,5В.
Алюминиевая пластина, понятное дело, работает и как теплоотвод.

Динамики.
Учитывая, что вес должен быть минимальным (при максимально возможной отдаче), выбрал отечественные 3ГДШ-32:

Вес одного динамика – всего 48 грамм (при размерах 10х6см):

Малый вес достигается в результате применения неодимового магнита. Побочным эффектом этого являются и меньшие габариты магнита, что в моём случае тоже очень удобно.

Пошевелив извилинами, нашёл оптимальное расположение динамиков в бомбоотсеке и взялся за изготовление акустического экрана. А попросту говоря, отпилил нужного размера фанерку (3мм) и лобзиком выпилил в ней четыре отверстия под динамики, и установил в бомбоотсек:

Полоски синего цвета – уплотнения под динамики.
Как смог, зафиксировал монтажной пеной всё это хозяйство в бомбоотсеке. Через отверстия остался доступ к проводам (при снятых динамиках).

Установил динамики:

На втором снимке хорошо видно, как расположен сам звуковой модуль.
Динамики подключил попарно, в параллель к каждому каналу. Микросхема TDA8560 – это 2-х канальный усилитель, способный переваривать и 2-х омную нагрузку по каждому каналу. Мои динамики – 8-и омные, будучи включёнными попарно в параллель, они суммарно дают 4 ома нагрузки на каждый канал. То есть усилитель используется в облегчённом режиме. В принципе, он мог бы прокормить и 8 таких динамиков. При питании 12 вольт усилитель на TDA8560 способен отдавать до 10…12 Вт на 4-х омной нагрузке (по каждому каналу). В моём случае получается до 5…6 Вт на один динамик . Многовато, конечно, но надеюсь, что сдюжат. Тем более, что режим работы непродолжительный. Да и регулятор громкости есть – если будет много, то можно и убавить.
Вот короткое видео испытания системы:

Звуковой модуль неплохо имитирует чихание мотора при старте, чётко привязывается по оборотам к движениям стика газа.
На мощности моторов, близкой к максимальной, звук от винтов сильно заглушает работу динамиков. Посмотрим, как это будет в полёте…

ФАБ-5000
Обновил и главный калибр – поролоновый макет бомбы ФАБ-5000 получил новый, почти копийный стабилизатор вместо старого эрзац-стабилизатора:

Рядом лежит старый стабилизатор

Покрасил, уложил в бомбоотсек. Укладывается, динамики почти не мешают:

Внутреннюю поверхность створок бомбоотсека покрасил в серый цвет. Это видно на первом снимке. На втором снимке хорошо видна «замызганность» нижней поверхности центроплана. Надо красить и низ…

Хвостовик стабилизатора помечен белым – это для облегчения поиска бомбочки, если она в высокую траву упадёт.

В результате эксплуатации поотлетали выхлопные патрубки (отформованы из термоусадки на микро-болванке):

Отформовал недостающие:

Приклеил их и задул имитацию выхлопа с патрубков (наконец-то, давно пора было это сделать).

До:

И после:

В эти выходные, похоже облом - по прогнозу ветер и дождь :unsure:
Ждём погоды…

EVIL

Для лучшего эффекта, динамики надо на крыло ставить, чтобы обшивка тоже издавала звук. В идеале, вписать бы динамики в обводы крыла. Тогда отдача существенно возрастет. Настоящий винтовой самолет тоже гудит всем корпусом.

Динамики можно самому сделать. КОрзину из алюминия выколотить на оправке, дифф из бальзы вырезать, с обоих сторон бумагой оклеить, подвес из замши. Магнит с железом, центровочная шайба пойдут любые серийно выпускаемые. Если звуком занимались, то для вас это должно быть решаемым вопросом.

FFedor

Головастый, рукастый это про тебя, Денис-мастер.Зачитываюсь, засматриваюсь, бальзамом.

2 months later
Денис_из_Петергофа

Дождливое у нас в Питере выдалось лето… Конечно, летать я могу в любую погоду, но когда речь идёт о Пе-8, то тут хочется получить удовольствие. А погода, как назло, не способствует. То дождь, то ветер, а чаще и дождь и ветер сразу. Летать в пасмурную погоду тоже не хочется, т.к. все полёты фиксируются на видео, а какое тут кино? Когда пасмурно, то дрянь, а не кино получается.

Наконец, образовалось окошко с более-менее солнечной погодой, 17 июля. Да, ветер всё-таки, подкачал. С утра был так себе, а когда вышли на поле, то 7…8м/с. А может, и поболее… На видео хорошо видно, как на нас футболки полощутся и трава гнётся. И микрофон на камере постоянно ветром забивается, так, что почти ничего не слышно.
В ветер летать – ничего хорошего. Мало того, что самолёт болтает, так ещё и летать приходится на повышенных оборотах : если ветер отсутствует, или слабый (2…3м/с), то очень просто контролируется скорость самолёта, и довольно легко летать «копийно», на минимальной эволютивной скорости. Но если скорость ветра достигает хотя бы половины этой минимальной скорости самолёта, то это очень сильно сбивает с толку, и есть риск прохлопать момент сваливания. Отсюда и опасения сбрасывать газ, и как следствие, резкий, быстрый, («некопийный») полёт модели.

По сложившейся традиции, намеченный полёт (окончательное решение принимается накануне вечером) уже не откладываю, как бы сильно погода в течении дня не изменилась.
Слишком много народу хочет поприсутствовать. Если не оповестишь о предстоящих полётах, то бывает, и сильно обижаются… С другой стороны, для обеспечения старта такого большого самолёта нужны как минимум, две машины: в одной едет Пе-8 собственной персоной (задние сидения разложены, остаются только два места – водитель и один пассажир, он же пилот, то есть - я) , на другой – стартовая команда (мой сын в качестве кино-оператора и Володя Громоздов в качестве механика). Это как минимум. Обычно же ещё несколько человек, «сочувствующих и сопричастных».

Вот и получается, что Пе-8 без зрителей никогда не летает, отсюда и принцип: приехал на поле – летай.
Вот и летаю. Даже в сильный ветер.

Первый полёт в этом году (а всего 14-й). Не судите строго:

В этом полёте я рискнул сделать на Пе-8 мертвую петлю. Получилась короткая и кривоватая (на 3.35). Но лиха беда начало…
Полёт длился 6 минут 20 секунд. Расход липездричества из аккумуляторов получился в среднем по 2500…2600 мА. Зная время полёта, легко вычислить средний ток потребления. Получается около 25А (на каждый мотор). На максимальном газу – 45А. На земле. В воздухе, думаю, что-то около 40.

Лучшие фото в полёте:

Во втором полёте сделал уже три петли (на 4.40, 5.57 и 6.35). Аккуратненько, не разгоняясь на выводе (т.е. прибирая газ на нисходящей части петли).
Попробовал крутнуть бочку. Не получилось. Правда, бочка была восходящая.
Разворот на горке (на 2.39) получается нормально, правда, я осторожничал, и его сделал не резким, а очень размашистым, по-бомбардировочному.

Второй полёт (а всего 15-й):

Посадка – вообще отдельная тема. Почти экстрим. Дело в том, что нормальная площадка, подходящая для такого самолёта, попросту отсутствует (ровное, твёрдое покрытие, размеры хотя бы 30х30м, хорошие подходы, возможность подъехать на машине, подальше от строений и дорог). Поэтому летаем чёрте где, что-то вроде будущей стройплощадки. И так-то не сахар было, а тут ещё дождики шли, посреди площадки здоровенная лужа образовалась, плюс свежие колеи превратили ВПП местами в стиральную доску. К тому же в этот раз совсем недалеко присоседилась пара работающих экскаваторов (колеи на ВПП – их «работа»). Короче, веселуха… Ну что ж, назвался груздем – полезай в кузов.

Вот видео с нижней камеры (там хорошо видна площадка):

Почему-то не записалась добрая часть полёта. Видео начинается со второй петли.

Остальные фотки в полёте:

Пе-8 в верхней точке петли и на посадке:

Новая окраска смотрится очень свежо, глаз радуется. Не зря мучился.
Насчёт звукового имитатора мысли следующие: да, очень интересная штука, на взлёте – очень дополняет, но в полёте звук здорово глушится работающими винтами. Хорошо слышно только при пролёте самолёта на небольшой высоте ( 10….30м) и если чётко над головой. Ну, это и не удивительно – динамики-то аккурат вниз направлены…

Первые же попытки пилотажа выявили, что расходы по рулю высоты – явно избыточные. Надо зажимать раза в два. А то при полной даче руля высоты петля получается чуть ли не «вокруг фонаря».

Финальное фото:

Ещё четыре человека остались за кадром.

Фото в воздухе делал Александр Страубе
Видео с земли снимал мой сын Игорь

Так получилось, что летал 5 недель назад, а пишу об этом только сейчас.
Сегодня, 21 августа, сделал на Пе-8 ещё раз пару полётов. Два взлёта и одну посадку… Так получилось (стечение обстоятельств + человеческий фактор) – самолёт немного подломал, но ничего страшного, работы на несколько дней. Об этом напишу в ближайшие дни. Видео тоже будет - там всё очень хорошо видно.

vlad_den

Денис, уборка шасси отставлена навсегда?

Денис_из_Петергофа

Нет, не навсегда. Уже год, как куплены мощные металлические ретракты. Собирался имплантировать их ещё той осенью, но как прикинул объём работ, так мне и поплохело. А тут по самолётам куча другой работы подвалила ( очень много пришлось заниматься бутылочными бойцовками-истребителями и подготовкой к соревнованиям). Так что тогда пришлось отложить эту идею. А потом наступило лето… Уже не до ретрактов было.
Но уборка шасси обязательно будет доведена до ума.
И для управления створками шасси уже давно куплена многохитрая приблуда - будучи подключена в канал уборки шасси, она сначала даёт сигнал (при выпуске шасси) на открытие створок, затем уже собственно на сами ретракты. При уборке шасси - в обратном порядке.
Так что всё будет. Обязательно.

Денис_из_Петергофа

Аварии в авиации случаются по многим причинам.
Основные причины: ошибка пилота или отказ техники. Ещё бывают случайности разного рода. Иногда набирается целая цепочка таких случайностей, и если на это накладывается хотя бы одна из основных причин (ошибка пилота или отказ техники), то жди беды.
Гибель Валерия Чкалова – один из ярчайших примеров. Не спасли ни виртуозная техника пилотирования, ни огромный опыт лётчика испытателя. Мне, конечно, до Чкалова очень далеко, но налёт у меня всё-таки за 11 лет кое-какой накопился, и Пе-8 – очень послушная машина, и налетал он уже тоже не так уж и мало (16 полётов), и в аварии он уже побывал.
Казалось бы – всё хорошо изучено, летай – не хочу. Ан нет!
Всё-таки грохнулся…

Но обо всём по-порядку.

21 августа погода была, как по-заказу: солнышко, облака, несильный ветерок (около 3м/с, порывами до 5). Приехали, разложились. Имея всего три комплекта 4-х баночных аккумуляторов для Пе-8, из которых только два комплекта относительно новые (а в третьем акки порядком изношены и вздуты), я решился на некий эксперимент. Есть у меня куча более мелких 3-х баночных акков, на которых у меня летает вся остальная авиация (что помельче). Вот я и решил, а почему бы не попробовать поставить на пару движков мощные 4-х баночники (как и положено), а вторую пару запитать менее мощными 3-х баночниками. Да, по идее, должна быть потеря в тяге процентов в 15…20. Но это, полагал я, не так страшно. Зачем весь этот эксперимент? Ну, как же! Хотелось побольше полетать в такой хороший день. Арифметика проста – из трёх штатных 4-х баночных комплектов сформировал шесть «облегчённых» (2 мощных акка по 4 банки + 2 акка послабже по 3 банки).
Вот предстартовое фото. У внутренних движков лежат 5-и амперные 4-х баночники, у внешних – 2,2 амперные 3-х баночники.

Это было моей первой ошибкой.

Второй ошибкой было то, что один из «облегчённых» комплектов был сформирован из заведомо старых, вздувшихся акков. Все четыре батареи были очень старые (4 года минимум) и всё это время они интенсивно эксплуатировались (особенно 3-х баночные). Этот роковой комплект и был поставлен первым.

Поставил акки, полетел. Вот видео подготовки к полёту и собственно первого полёта (а в общей сумме это – шестнадцатый):

Подготовка к старту:

первый полёт в тот день (а всего 16-й):

После взлёта сразу почувствовал, что тяга явно меньше, чем надо (просадка по тяге не 15…20, как предполагал, а все 30…40%). Да, взлететь и набрать потихоньку высоту этого хватает. Но запаса нет . От слова вообще. Из-за этого пришлось излишне газовать, что бы хоть как-то «пришпорить коня».
Это было третьей моей ошибкой.
Батарейки и так были ушатаны, можно сказать на ладан дышали, а я их в форсированном режиме давай высасывать…

Отлетал 3,5 минуты, сел. Нет бы сменить батарейки. Думаю – нафига? Всего 3,5 минуты. А по расчетам отсечка должна быть где-то на 9….10 минутах. Ну, учитывая ушатанность батарей, на 7-й или 6-й минуте. Но отлетал-то всего 3,5! Ну, думаю, на короткий подлёт (на пару минут) ещё точно хватит.
Взлетаю. На первом же круге чувствую – с тягой совсем ЖОПА. Надо срочно на посадку. Но сходу не сесть – относительно ровная площадка очень маленькая (где-то 15х15 метров), а точку вывода на посадочную глиссаду я уже проскочил (когда принял решение о срочной посадке) . Экстренно разворачиваюсь - газ на максимум, но тягу уже просто не чую. Ветер в хвост – летим быстро, не понять – «на моторе» или просто так, по инерции. Разворачиваться стал так, как это делал не раз «на моторе». Да, рискованно, да, на малой высоте, да, по малому радиусу. И всё всегда получалось. Но только с работающими движками. А тут, как оказалось, разворот делал с уже неработающими.
Результат предсказуем – потеря скорости, срыв потока на «внутреннем» левом крыле, неконтролируемый крен, и большой БАДАБУМ мордой в грязь.

Вот видео:

Володя Громоздов, будучи в должности бортинженера, «работал» бортовыми камерами (нижней, под пузом, и верхней, в кабине пилотов). Также в его зоне ответственности был бомболюк с бомбой. Управление всем этим хозяйством осуществлялось со второго пульта, который он и держал в руках (камеры и сервы бомболюка в Пе-8 управляются с отдельного приёмника).
В третьей руке он держал секундомер и давал отсчёт времени полёта.
Беда в том, что он его давал не совсем корректно (это уже потом выяснилось, после просмотра отснятого видео).
В итоге, по факту, первый полёт длился не 3,5 (по его отсчёту), а все 5,5 минут – это хорошо видно и слышно на видео полёта. Видимо, сказалась общая перегруженность остальными функциями (камерами-то он хорошо, правильно крутил, + бонбу кидал), что и привело к ошибочному отсчёту времени.
И принимая решение на повторный взлёт (на этих же акках), я исходил из того, что отлетал всего 3,5 минуты. И я был уверен, что на коротенький полёт в пару минут там ещё осталось достаточно энергии. А реально там осталась фига с маслом.
Результат налицо – разбитый самолёт. И отлетал он, получается на этом комплекте акков как раз 6 минут: 5,5 минут в первом полёте и плюс 30…40 сек во втором. Очень близко к тому нижнему пределу ( 6…7 минут) расчётного времени. Так что батареи отработали более-менее приемлемо, учитывая их ветхость и степень ушатанности.

Вот видео этого, аварийного полёта, с нижней камеры:

Фото после аварии:
Сильнее всего пострадал узел стыковки хвостовой балки:

Морду тоже слегка перекосило, но это легко поправить. Также согнуло одну мотораму:

Прочие части самолёта, поимевшие контакт с планетой, просто испачкались:

Это всё, что пока успел обработать. Есть ещё некоторые интересные соображения и небольшие подробности.
Дополню в ближайшие день-два.

vlad_den

Взял себе за правило на серьезных моделях с электроустановкой никогда не взлетать на одном комплекте акков второй раз. Вожу зарядник - лучше немного влить от автоаккумулятора, но быть уверенным, что неожиданной просадки не будет.
Жаль машину, удачи в ремонте и дальнейших классных полетов, Денис!

(правда четырехмоторников у меня нету;) )

MVM

При использовании батарей с разным количеством банок один мотор становится воздушным тормозом для другого (если моторы и пропеллеры одинаковые). Было бы лучше просто лететь на двух батареях по 4 банки. КПД выше, а вес меньше.
ВПП - трэш, батареи - трэш. Жаль самолёт. Так нельзя.
При таком количестве поддержки давно можно было бы подготовить ВПП на какой-нибудь поляне, всяко лучше этой помойки.
Желаю терпения в ремонте и новых полётов Пе-8.

vlad_den
MVM:

При использовании батарей с разным количеством банок один мотор становится воздушным тормозом для другого (если моторы и пропеллеры одинаковые). Было бы лучше просто лететь на двух батареях по 4 банки. КПД выше, а вес меньше.

В данном случае не совсем согласен с данным утверждением, поскольку скорость модели существенно меньше скорости потока от винтов, как на 4, так и на 3 банках.

MVM

Мне кажется, что чем больше разница скорости потока от винтов по сравнению с максимальной скоростью самолёта, тем меньше КПД ВМГ. Пар в гудок. Для чего делают пропеллеры с переменным шагом?