Полукопия УТ-2
Всем доброго времени суток!
Давно хотелось мне построить модель, похожую на реальный самолет. Не обязательно копию - что бы модель могла называться копией нужно вложить в нее очень много времени и кропотливой работы. А времени не всегда хватает, да и не самое для меня важное - 100% копийность. Главное что бы в воздухе самолет выглядел близким к прототипу и летал похоже на свой большой аналог.
Долго выбирал “жертву” 😁. Сначала рассматривал разные истребители времен Второй мировой, затем обратился к изучению предвоенных лет, в особенности бипланов. Но в итоге выбрал самый удачный для меня прототип - Ут-2. Выбор обусловлен тем, что в этом самолете нет убирающегося шасси, закрылков, удобный для копирования и применения на модели профиль крыла и симпотичный внешний вид. Как раз то что мне нужно!
Масштаб выбрал некрупный - 1:10. При этом размах крыла получается 1020 мм, длина самолета 750 мм. Небольшой самолет, не требующий большого количества материалов и легкий в транспортировке (это для меня важно - не на машине езжу) Так же удобно что по своей схеме самолет - низкоплан - удобно делать отстыковывающееся крыло.
Исходя из моих прикидочных расчетов и из опыта, взлетный вес метровой модели редко превышает 500 грамм. Поэтому думаю поставить мотор Dualsky XM2826/12. Как рах в самый раз должно быть.
Теперь по конструкции. Конструкция планируется классическая, бальзовая, с незначительным применением фанеры (на шпангоуты фюзеляжа). Мягкая обшивка будет в тех местах, где она была и у самолета, где была жесткая, будет жесткая.
Это мой первый опыт постройки полукопии, так что прошу конструктивной критики и советов! Что бы знал в следующий раз, как правильно делать 😁
Это мой первый опыт постройки полукопии, так что прошу конструктивной критики и советов! Что бы знал в следующий раз, как правильно делать
а Ту-334 - разве это нулевой опыт? 😃
Ту 334 это… не совсем удачный опыт 😃 Там слишком много ошибок, и самая главная в выборе прототипа. Так сказать взялся за слишком большой кусок. Он конечно будет непременно доделан когда доросту до его уровня. А это - первый опыт постройки нормальной полукопии, соответсвующей так сказать, способностям 😃
Начать строительство решил с фюзеляжа. У этой модели он не такой уж сложный,к тому же мне повезло с набором сечений, которые имелись в чертеже. В фюзеляже размещается батарея, две рулевые машинки - на РВ и РН, приемник, мотор, регулятор и батарея. Из всего этого многообразия размещение последней - одна из важнейших вещей. Она будет размещаться в специальном ложементе из плотной 6 мм бальзы, которой будет являться основным силовым элементом носовой части.
Распечатал чертежи шпангоутов. Все эти шпангоуты выполнены из фанеры так как каждый из них несет свою нагрузку. Первый шпангоут - под крестовину обратного крепления мотора. Второй - основная нагрузка от батареи, третий и четвертый - узлы крепления крыла.
Вот так выглядит собранный каркас носовой части.
Den,- приветствую,хороший прототип выбрал,.Ну с 500 гр полётного погорячился-тут постараться надо,. Резать сам будеш?лобзиком? Рёбра крыльев из какой бальзы-(толщина)-делай с 1мм-неошибёшся. Все Шпанты из фанеры нестоит делать,только Мотор-шпант.Ну и фотос в студию,Сравним…А у тебя чертёж случаем на"А-4" не разбит? кинул бы,а то у меня с компутером совсем плохо.
teichmann, 500 грамм - это цель, к которой буду стремиться, надеюсь уложусь. Тут конечно нужна оговорка, не полукопия обычно укладывается в этот вес, посмотрим как сдесь получится.
Да, шпангоуты выпиливал лобзиком.
Про нервюры крыла пока ничего сказать не могу, но мне кажется 1 мм для средней хорды в 200 мм все таки маловато буит 😃
Посмотри тему Валеры Орлова-он тожэ УТ построил-.Пенал с 6 мм бальзы это жёстко,-паразитический вес.так ты и в 650 не уложишся.тут 1мм Харт-бальза пойдёт.или вообще откажись от этой детали,ты ведь носовую часть всёравно бальзой обошЪёш…чем тебе не пенал…А рёбра с 1мм в самйй раз-у меня Brotfliege-тожэ с 1мм рёбрас переклеем,при хорде 20см.жесткость достаточная+ обшивка шёлком. А у Ут еще и крыло наполовину зашитое-…Да и по весу указывай что сколько весит,полезно будет,тебе (при постройке других маделлей) на и другим.
Да, возможно 6 мм бальза была ошибкой. Но даже если и так, то эта ошибка - не серьезная. Пенал весит 8 грамм, так что это не критично. Переделывать не буду уже.
Продолжается работа над фюзеляжем. Задняя часть самолета представляет собой ферму. Я думаю нет смысла на модели уходить от этого типа конструкции. Ферма вообще очень жесткая и при этом легкая конструкция. для ее изготовления использовал рейки из плотной бальзы 4х4( кроме нижних реек - 6х6, но бальза там по мягче) . Собирал на стапеле “по гвоздикам”
Далее вырезаются боковины фюзеляжа - 2,5 мм бальза, этого должно хватить, что бы фюзеляж в месте выреза под крыло оставался жестким.
Далее собираю ферму с боковинами, постоянно сверяясь с чертежом, что бы не было перекосов в продольной оси. Тут дело упрощает верхняя рейка фермы - она идет через весь фюзеляж, лонжерон, так сказать, и просто нужно следить что бы она оставалась ровной.
ну и дальше склеиваются боковины между собой в хвосте самолета и со шпангоутами в носовой. Собирал на чертеже вида сверху 😁 Что бы не было перекосов. Особых стапелей не использую при сборке фюзеляжа, исключительно на глаз и что бы чертежу соответсвовало, но вроде ровно все получилось.
Ту 334 это… не совсем удачный опыт 😃 Там слишком много ошибок, и самая главная в выборе прототипа. Так сказать взялся за слишком большой кусок.
Не скажи. Выбор прототипа это дело вкуса. Я тоже не с первого раза построил грузовик. Несколько фюзов на помойку отнес. Это тоже опыт. Маленький размер модели - это одна из самых тяжелых задач. Там одна силовая установка с бортовой аппаратурой весит как половина самолета и выбор материалов ограничен. Кстати, насчет нервюр из бальзы 1мм - зто неплохой совет, можно сделать так: Распечатываеш на А4 нервюры, вырезаеш с небольшим запасом, ну чтобы контур остался и клеиш на лист бальзы 1мм. Потом обрабатываеш по контуру и срываеш лишнюю бумагу. Если клеить только по контуру, получится минимальный вес и неплохая прочность.
пенал то 8 гр,это самое начало,начинается всегда так хорошё,потом сам незаметиш откуда вес набежит,надо было облегчений нарезать.Боковины Фюзеляжа тоже можно было из 1мм делать,сколько боковины фюзеляжа весят? и сам в сборе.?Ну а так пока Гут.
Ну пазы на втором и третьем шпангоуте на фото - это основной лонжерон фюзеляжа, шпангоуты относятся к носовой части. Между ними будет вклеена балка, за которую и будет цеплятся обшивка носовой части. А в хвосте вроде бы, судя по последнему на фото шпангоуту, стрингеров должно хватать…
Скоро будут фотки все покажу, хвост уже зашит.
Работа по фюзеляжу продолжается и постепенно он приобретает очертания, отдаленно смахивающие на прототип.
Ферма была укреплена поперечными распорками, к которым сверху клеются бальзовые полушпангоуты.
Последний полушпангоут фанерный - к нему будет крепиться киль.
Сначала я решил обшить носовую часть. Между двумя носовыми шпангоутами вклеивается балка, на которую потом крепится обшивка:
Далее из 1 мм бальзы изготовляется два козырька кабин пилотов.
Приклеивал к каркасу на густом циакрине - очень нравится мне этот клей для таких работ. Намазываешь всю поверхность склеивания, приклеиваешь к одному краю(в данном случае лонжерону) и потом постепенно загибаешь по контуру шпангоутов, пока не достигается второй край. Клей высыхает не сразу, есть время что нибудь поправить, если что не так, но подержишь минуты 2-3 и все схватывается. После козырьков зашита остальная носовая часть.
Очень неплохо. А чертёж переводится на дерево при помощи утюга, если был напечатан на лазерном принтере (или на копирере “пожирнее” 1:1 скопирован). Просто напечатанной стороной на дерево и утюжком по бумаге хорошенько.
Желаю успехов.
Полушпанты облегчи,да- и последний из фанеры никчему,только вес нагониш,Там жэ зашивка гаргрота будет,горизонтальные плоскости-всё и так насмерть свяжэтся.Вес Фюзеляжа?..
На данном этапе 60 грамм.
Шпангоуты не облегчал, потому как какой смысл облегчать полушпангоуты, которые весят 1-2 грамма максимум?
После небольшого перерыва снова занялся самолетом. Обшил гаргрот 1 мм бальзой.
Обшивку изготавливал из двух листов бальзы с каждой стороны, на фото хорошо видно место их стыка. Там проходит один из стрингеров. Наверху так же соединение проходило по стрингеру.
Далее занялся более мелкими подробностями. Во-первых, усилил ферму сразу за крылом, так как в этом месте нижняя ее часть состояла исключительно из пластинки быльзы 2.5 мм, к тому же с таким направлением волокон, что могла легко сколоться. Усилил ее продольной накладкой и добавилась еще одна косая распорка в ферму. Теперь жесткость фюзеляжа удовлетворительная.
В районе крепления стабилизатора фюзеляж Ут-2 имел жесткую обшивку, что я и воплотил на модели. Так же на фото виден дополнительный стрингер, чье назначение заключается лишь в том, что бы он был виден через обшивку, так как у настоящего самолета он просматривается.
Так же окончательно зашита носовая часть - легкая бальза 6 мм (очень легкая)
Можно сказать, что фюзеляж готов, за исключением элементов крепления киля, стабилизатора и крыла. Вес того что на фото 80 грамм. Вроде бы не очень много…
Не пойму, чего привязались .Лонжерон,он и в Африке лонжерон.Это несущая часть любой конструкции.Я всегда называл несущие балки фюзеляжа лонжеронами и буду называть.В любой авиационной литературе так принято.В любом описании конструкций самолётов это есть…куда не ткнись.
…И-3 одностоечный полутораплан, смешанной деревянно-металлической конструкции. Фюзеляж — монокок, овального сечения двоякой кривизны — сосновый каркас 4 лонжерона и 13 шпангоутов. …
ru.wikipedia.org/wiki/И-3 вот взгляните на первую попавшуюся ссылку.
Как это увязать вот с этим
С ЭТИМ это увязывать не надо, есть большая разница между тем что пишут в интернет-словаре и серьезных учебниках, по поторым учат будущих конструкторов. Я сам учился по этой книге в частности, и могу заверить вас, что лонжерон, как абсолютно правильно заметил Валерий - несущая часть любой конструкции.
А по поводу того что на стр.2001 у вас в этой книге раздел “Кабины” так у вас редакция 1991 года, а у меня - 1995, они отличаются.
Фюзеляж пока отложен, так как для дальнейших работ по нему нужны киль стабилизатор и крыло. Решил начать со стабилизатора.
У него очень удобный профиль - плоско выпуклый, что значительно облегчает сборку, как и то. что он не сужающийся.
Распечатал профиль, по совету boroda_de перевел утюгом на фанеру и сделал шаблоны из фанеры. После этого из 1 мм бальзы в пакете по шаблонам нарезал пакет нервюр:
Собрал на плоскости. Передняя кромка - бальза 4х4, задняя - 4х10.
Далее зашил носик стабилизатора бальзой 1 мм. Так же поставил стеночки между верхней и нижней зашивкой. ОЧень порадовала получившаяся жесткость, можно не беспокоиться за сохранение ровных плоскостей при обтяжке.
Далее на болванке согнул законцовки руля высоты.Каждая из них - две полоски бальзы 1 мм, размоченные в воде и загнутые вокруг специальной болванки, повторяющие контур законцовки. Потом склеенные между собой.
Из хостиков нервюр и пары реек (6х9 и 3х10) собрал каркас руля высоты.
Обработал, повесил на петли:
Вест стабилизатора 11 грамм.
Модератор.
Дебаты по терминологии в отдельную тему.