ЯК-9 масштаб 1:4.5 проектирование и постройка

boroda_de
PILOTon99:

из “мяса” фюзеляжа вычесть ещё и зализ крыла

Зализ делают внахлёст. Там только вырез под профиль крыла а при желании можно и только под лонжерон(ы) сделать

DStorm
vadim73:

В масштабе к 3,5 , можно рассмотреть крыло из трёх частей: центроплан + две консоли.

  • 2 не копийных шва 😃 В место одного по середине, который еще на половину закрыт маслорадиатором…
PILOTon99
boroda_de:

Зализ делают внахлёст

А не возникают ли проблемы при полевой сборке при этом, когда надо фюз промеж плотно прилегающих зализов вставлять? Если зализы замоноличены с фюзом, стыковка гольного крыла с низу видится более простым, кмк. Отсюда и вопрос: почему это

ДедЮз:

удобнее делать зализ с крылом, “вынимать” фюзеляж

?
Простите, это у мня не празное любопытство, стою на пороге перепиливания кита FW190 1:4 под свои задумки (там то крыло неразборное)…

DStorm:

В место одного по середине

Тоже склоняюсь к этому варианту. Однакось предстоит усиленно подумать над мегапрочным сочленением консолей в этом месте, не уступающем монолиту… Нутром чую, шо труба - не лучшее решение.

boroda_de
PILOTon99:

фюз промеж плотно прилегающих зализов вставлять

Или делают фюз слегка “на конус” или просто один из зализов отгибают.

PILOTon99

Я правильно понимаю, что при “вынимании фюза из крыла с зализами, выполненными зацело с крылом” проще скрыть место стыка? Для этого зализы замоноличиваются с крылом?

ДедЮз
PILOTon99:

Рыл пол дня, ни у кого такого решения не видел, только на стендовых моделях. Наверное потому-что если из “мяса” фюзеляжа вычесть ещё и зализ крыла, то фюз в этом месте весьма сильно ослабится…

Прочность ЛА нужно рассматривать в сборе. При жесткой связи фюзеляж-крыло, жесткость крыла по оси С-та имеет большой запас прочности, зализы для прочности это нонсенс придуманный … (трудно слово подобрать). На польских чертежах хорошо просматривается нижняя накладная панель закрывающая нижние края зализов, каробка эжектора маслорадиатора, а далее кожух радиатора охлаждения. В принципе, просматривается вполне копийный вариант из двух половин крыла с последующими накладками, которые скроют силовой крепеж.Если зализ оставлять на фюзеляже усложнится “вписывание” передней части крыла в зализ. А фюзеляж установить в накладные (имеющие толщину на стыках) зализы, пара пустяков. Тем более, что зализы следует выклеивать по болванке или в матрицу и можно также сделать копийными по монтажу.

PILOTon99:

Простите, это у мня не празное любопытство, стою на пороге перепиливания кита FW190 1:4 под свои задумки (там то крыло неразборное)…

Как лучше делать расчленение, вопрос очень индивидуальный для каждой машины. Зависит, в основном, от структуры зализов (сколько секций, как охватывают сопрягаемые поверхности и т.п.) До сих пор речь шла о Як-е. Вопрос москвичам. А нет ли возможности пофотографировать прототип для проработки спорных мест и мелочевки. Например: профиль направляющих фонаря, зализы, кожуха радиаторов и их сопряжения с основн. поверхностью. Сегодня мне сказали, что расположение кабины менялась несколько раз, в и-нете ничего не нашел.

МК-шный “чертеж”, жирной линией навел линии зализа и накладных панелей, кажется можно разбирать без ущерба копийности.

DStorm

ДедЮз:

Сегодня мне сказали, что расположение кабины менялась несколько раз

Ага было такое, но это относится к модификациям или даже к моделям 1, 7, 9… у серийной девятки, как поставили так и стояло 😃

vadim73
ДедЮз:

кажется можно разбирать без ущерба копийности.

Вот это я тоже имел ввиду. Хотя вариант с одним швом снизу тоже имеет место. Вот ещё пару вопросов. Какие детали будут композитными или деревянными? Капот, маслорадиатор, воздухозаборники, законцовки крыльев?

ДедЮз
DStorm:

Ага было такое, но это относится к модификациям или даже к моделям 1, 7, 9… у серийной девятки, как поставили так и стояло

Вроде, не совсем так, разные заводы делали 9-ку, были изменения в оснащенности и отличия, даже по технологии. Рассказывал ветеран саратовского завода, участник событий.
Выставленные фото, это САМОЛЕТ или МУЛЯЖ (реплика).

Pinchuk
ДедЮз:

Вроде, не совсем так, разные заводы делали 9-ку, были изменения в оснащенности и отличия, даже по технологии. Рассказывал ветеран саратовского завода, участник событий.
Выставленные фото, это САМОЛЕТ или МУЛЯЖ (реплика).

Самоль реален,но есть “но”,скорее это переходный от Як-7ДИ к Як-9.Крыло уже новое,а вот маслорадиатор и кок,видимо, от Як-7.На Як-9 было два местоположения фонаря,стандарт и сдвинутый на 400мм.назад у модификаций Як-9Т,Як-9К,Як-9У и Як-9М выпуска 1944-45гг.Встречались различные по длине тыльные части фонарей.

DStorm
ДедЮз:

Выставленные фото, это САМОЛЕТ или МУЛЯЖ (реплика).

Это серийный як-9 из музея Яковлева, сейчас самолет стоит в музее Задорожного.

Pinchuk:

азад у модификаций Як-9Т,Як-9К,Як-9У и Як-9М выпуска 1944-45гг

Правильно, у модификаций + мотор другой уже 107

ДедЮз:

Вроде, не совсем так, разные заводы делали 9-ку, были изменения в оснащенности и отличия, даже по технологии. Рассказывал ветеран саратовского завода, участник событий.

Так и было, каждый самолет был индивидуальным, ручной работы, цены не малой 😃 Вообще-то это все условности, есть живой самолет, значит если и делать копию, то с него 😃

ДедЮз
DStorm:

Так и было, каждый самолет был индивидуальным, ручной работы, цены не малой Вообще-то это все условности, есть живой самолет, значит если и делать копию, то с него

Абсолютно верно! Другого не дано. Проблема - сделать чертеж по живому самолету. Это не трудно, если есть доступ, время и желание, и чуть-чуть умения. Кстати, поляки сделали свой чертеж с живого и приложили и фото (около 20 шт) с чертежами и прислали негативы Ч/Б более 200!
P.S. Сейчас делаю модель с живого (Grumman E-2C “Hawkeye”), машина, по сравнению с Як-ами - великан. Пришлось 3 месяца лазить, чтобы “задокументировать”.

DStorm
ДедЮз:

Проблема - сделать чертеж по живому самолету. Это не трудно, если есть доступ, время и желание, и чуть-чуть умения.

Да чертежи, то все есть и в анфас и в профиль, нет корректной теории фюзеляжа, все остальное можно взять с фото

Josef - Вы говорили, что у Вас есть чертежи с польского журнала, на них можно взглянуть?

Pinchuk

Проясните пожалуйста,что за Польские чертежи,какой именно модификации?Знаю,что у них есть реальный Як-9П,но это послевоенная машина,которая сильно отличается от модификаций военного времени.

DStorm
Pinchuk:

Як-9П,но это послевоенная машина,которая сильно отличается от модификаций военного времени.

Практически не чем не отличалась от 9У, 43года, за исключением того, что 9П цельнометалический 😃 Их и показывают во всех книгах вместе…

И есть хочется построит 9У то за основу можно брать 9П… Кстати 9У в Монино стоит

ДедЮз
DStorm:

Да чертежи, то все есть и в анфас и в профиль, нет корректной теории фюзеляжа, все остальное можно взять с фото

Контрольные замеры сделать можно? Понадобятся: 1 помощник, большой деревянный угольник, уровень строительный или отвес на большой грани угольника и пара линеек или рулетка. Методику расписать? Сделать нужно замеры только в 4-х сечениях, остальное строится “автоматически” с использованием только 2-х проекций, как - на днях выложу. Отклонения будут в пределах точности замеров.

DStorm
ДедЮз:

Контрольные замеры сделать можно?

Зависит сотрудников музея и толщины кошелька 😃

  1. Насколько большой угольник?
  2. Длинна уровня?

Методику расписать 😃

И нужен помошник

Проблемные места в геометрии яков, с которымы я столкнулся, виды слева, справа, спереди, сзади - смотрятся хорошо, а в изометрии вида кривизна

То что касается видов, чертежи из МК относительно правдивы, некоторые вопросы остается к заборнику на морде лица 😃 Хотя у яков было несколько видо заборников, особенно у як-1 😃

ДедЮз
DStorm:

Зависит сотрудников музея и толщины кошелька

Вам не позавидуеш. Здесь достаточно сказать, что моделист, не то что в музей, на военную базу пропустят и помогут. Угольник большой и легкий, нужен, чтобы на живом ЛА создать ДВЕ ПРЯМЫЕ параллельные верт. и гор. строительной плоскости с-та. Уровень не понадобится, если на большом катете угольника приделать элементарный отвес. Будет идеально, если грань с отвесом будет иметь угловую шкалу (для облегчения установки на самолет при стояночных углах). Выхожу, буду царапать картинку.

DStorm:

То что касается видов, чертежи из МК относительно правдивы, некоторые вопросы остается к заборнику на морде лица Хотя у яков было несколько видо заборников, особенно у як-1

Я взял и-нета. “Вид сбоку” и “вид сверху” свел к одним размерам М1:10, обнаружил: а) несовпадение размеров и габаритных кривых полувидов “в плане”, т.е. левое и правое лекала не совпадают; б) различное расположение кабины на видах. А в целом чертеж красивый, неточности коробят.

Вот, “наваял”. Думаю, все понятно? Такой штуковиной, в любом месте, любую кривую можно “закоординировать”, способ придуман М.Буанаротти лет 500 тому назад, а может и до него. Думаю, исходя из условий замеров, вы проработаете более рациональную конструкцию. Цель: найти точную геометрию характерных сечений. Все промежуточные можно построить без натуры. Как это делать скоро станет ясно.

flying_yogurt

Формообразование - это ж любимая тема!
Микельанжело был молодец,но этому инструменту надо бы добавит контроль горизонтальной оси…

ДедЮз
flying_yogurt:

но этому инструменту надо бы добавит контроль горизонтальной оси…

Отвес этому и служит. Отвес “выставляет” и угол стояночный (по шкале) и горизонталь -когда параллелен верт. катету (точнее, плоскости “углрмера”). Так?

flying_yogurt

Нет,я ошибся…Нужен контроль всех трёх осей.Для этого отвес надо вынести над угольником,а вместо трёх шкал поставить гибкий ориентир из проволоки.После установки первого препендикуляра,проволочный ориентир привести в ,0,(подогнуть).При всех последующих замераз угольник наклонять таким образом,чтобы отвес уходил в этот самый ,0,.Что бы не мучить помощника,лучше воспользоваться фото-штативом.

😁 а если вдуматься,то и отвес на угольнике не нужен…один раз выставил по ручному отвесу в штативе и двигай вдоль корпуса,а вот горизонталь лучше сделать подвижной на кронштейне с винтом.