проект "Валькирия"

Cosh

Классно! 😃 Ветер какой был? Мне показалось малость раскачивает самолёт и скорость на посадке выскоковатая, хотя нагрузка на крыло маленькая.

Захтелось полёт своего почти аналога вашей “маленькой” Валькирии показать. Тоже пушер и похожей чем-то схемы с почти такой же (~ 27 г/дм2) нагрузкой на крыло! В ролике используются эффекты замедления, но посадка в реальном времени показана!

fed

Замечательное у тебя экспериментальное направление, Сергей! Давно с большим интересом отслеживаю твои аэродинамические и конструктивные опыты. Сам увлекаюсь много лет нестандартной практической аэродинамикой. Есть целый ряд проектов в разных фазах воплощения.

Облет Валькирии (масштаб 1/40).
12:30. Среда. 14сентября 2011г . Мне ровно 49 лет сегодня как раз😇.
Городской стадион. Штиль. Очень тепло и солнечно. +27град.

Пробная рулежка по беговой дорожке. Рулится великолепно на полных расходах РН. Колеса маленькие, а дорожка не ровная. Валькирия вся вздрагивает от каждой шероховатости. Напоминает чем-то старушку.😄

Первый полет.
Таймер на 4 мин. Почти полный газ. Стараюсь очень плавно ее поднять, помня о минимальном клиринсе толкающего винта. Но все же происходит «чирк» в момент отрыва. Но все нормально, пошли в набор высоты. По тангажу все хорошо. Нет никаких чрезмерных тенденций. Тянет вверх на нейтрали ручки. По крену тоже вроде пока ничего. Идет ровно. Плавно стараюсь уйти на правый вираж. Вроде рулится. Газ меньше половины – с головой на набор высоты.

Разворачиваюсь плавно на 180град. Продолжаю набор. Начинает чувствоваться самопроизвольная небольшая раскачка по крену, но легко парируемая элеронами. Еще разворот на себя вправо. Элеронов вроде как не хватает. Довольно растянутый разворот. Пробую помогать килями. Эффекта не ощущаю. Правда кили пока стоят на минимальные расходы ± 10град.
Немного триммирую по тангажу от себя. Но все равно летит пока на ручках. Есть тенденция на левый крен. Тоже подтриммирую. Но раскачка продолжается и не совсем отчетливо можно понять тенденции по крену. Летаю пока проходами перед собой с большими виражами. Тенденция к поднятому носу продолжается. Пробую осторожно правой крутилкой поднять рули вверх на ПГО. Появилась тенденция к пикированию. Страшновато как-то. Убираю назад в середину. Продолжаю триммером джойстика тангажа добиться прямолинейного полета. Пока не очень это все внятно чувствуется. Так летаю где-то минуты полторы.

Потом началась какая-то цепь загадок! Валькирия над парком и уходит от меня. Пробую ее развернуть тардиционно элевонами. Никакой реакции. Даже показалось, что в какой-то противофазе реакция. Добавляю работу РН. Она все уходит дальше. Ракурс начинает стремительно ухудшаться. Пробую дать ей возможность развернуться туда, куда она сама хочет, и поймав направления носа на себя пытаюсь как-то удержать на этом курсе. Добавляю газа. Каким-то чудом удается ее привести к себе, но она пролетев над головой, с каким-то гнусным упорством уходит в другую сторону от стадиона к домам, опять таки не очень реагируя на мои попытки ее обуздать.
Как то так очень не по себе, когда тебя не слушается самолет. Опять каким-то чудом удается ее вернуть к стадиону, но теперь она опять пытается уйти в сторону леса.
Все, нервы на исходе. Пора что-то решительно делать. Убираю газ. Высота приличная – метров 6 – 7 , до забора совсем близко… Элевоны полностью на себя. Валькирия парашютирует, но не сваливается, что удивительно! Плюхается на асфальт всем своим телом, подпрыгивает… и становится на ноги.
Наверно дрова…
Подходим, смотрим… Все цело. Никаких намеков на повреждения. Чуть-чуть подогнулись стойки и все!
Просто чудеса какие-то!
Проверяю рули. Все работает. Что это было – абсолютно непонятно.
Так и не найдя никакого рационального объяснения этому поведению Валькирии, решаюсь на второй полет.

Полетел. Все вроде нормально рулится. Еще чуть попробовал подтримироваться по тангажу и крену. Пробую лететь на большем газу. Отщелкнул РН на большие расходы. Реакция значительно изменилась. Очень интенсивный разворот по курсу с креном. Это нормальная реакция. поддерживаю ручкой тангажа и элеронами , - очень хорошо разворачивается.
Вроде таких чудес, как в первом полете пока нет. Сажусь уже штатно на поле стадиона, на малом газу. Угол атаки на посадке довольно большой получается. Хорошо гасится скорость. Посадка на основные стойки с опусканием на переднюю.

В третьем полете попробовал отклонить консоли вниз на высоте. Не почувствовал пока заметного изменения в поведении. По крайней мере хуже не стало. Вроде даже раскачка уменьшилась. Но надо это еще проверять. Несколько раз повторял работу консолями, даже рискнул кружок на малой высоте сделать. Лететь можно легко!
Раскачка, конечно, мне совсем не нравится. Вроде приспособился лететь ровно, но все равно на какой-то грани.
Попробовал сделать бочку. Элевонов не хватает. Перещелкнул на большие расходы. Бочка! Жуть! Как винтилятор крутанулась мгновенно вокруг оси. Возвращаю расходы назад. Пока страшно. Надо это по чуть-чуть усугублять.

В общей сложности сделано 5 полетов. Было еще повторение непонятных «чудес» по управлению. Был какой-то сумасшедший кульбит перед истерической 3-й посадкой. Но сел штатно на 3 ноги на каких-то рефлексах.
4-я посадка прошла штатно.

В 4-м и 5-м полетах поставил аккумулятор 3300мА. Это немного сдвинуло центровку вперед. Но особо поведение Валькирии не изменилось. Значит есть хороший запас допустимых центровок.
В 5-м полете уже летел гораздо раскованей. Пробовал пролеты на полном газу. На скорости управление вообще становится великолепным. Даже попробовал пару петель и боевые развороты. Диапазон скоростей очень хороший. На килях развороты получаются почти на месте.
5-я посадка. Зашел хорошо. Уже почти сел напротив себя, но забыл, что сзади ворота боковые. В общем Валькирия задела стойку и отрубила себе правую консоль. Но все остальное цело!

Анализ.
Окончательные заключения делать еще очень рано.
Но кое-что можно уже сформулировать по итогам первых пяти полетов.
Самое главное, самолет летит достаточно уверенно и мне очень нравится в полете своим видом.
Конечно я еще не получил полного удовольствия от пилотирования – слишком нервные и напряженные первые полеты с множеством непоняток
Валькирия пока очень необычна в восприятии ракурса и во многом таинственна и загадочна по поведению. Но в целом чувствуется очень большой летный потенциал у этой схемы.

Положительные моменты.

  1. Диапазон центровок выбран правильно. По тангажу проблем практически нет. Элевонов и ПГО хватает эффективности на всем диапазоне скоростей сбалансировать аппарат. Но нужно тщательно исследовать углы отклонений и подобрать оптимальное их сочетание.
  2. По рысканью тоже вроде все нормально. Эффективность РН оказалась весьма высокой.
  3. Отклонение консолей вниз не внесло существенных изменений в устойчивость по крену. Вроде бы даже положительное улучшение.
  4. Несваливаемость Валькирии на больших углах атаки и малых скоростях. Исследованы режимы пока мало, но потенциал огромен в этом плане. Думаю, что будет возможен «харриер» на сверхмалых скоростях
  5. Конструктивно-силовая схема позволяет выдерживать грубые посадки и легко держать все полетные нагрузки. Значит можно еще легче аппарат делать
  6. Запас мощности громаден для уверенного взлета и горизонтального полета. Горизонтальный полет без потери высоты легко делается на 1/3 ¼ всего запаса мощности.
  7. Самолет хорошо читается в небе и распознаваем во всех ракурсах даже в однотонной раскраске. Хотя и необычен.

Отрицательные моменты

  1. Неприятная самопроизвольная раскачка по крену. Удается стабилизировать, но сложно
  2. Пока непонятные, загадочные проблемы с управлением в некоторых моментах.
  3. Было несколько, пока необъяснимых «кульбитов»
  4. По крену пока непонятна ситуация с эффективностью элевонов на разных скоростях.
  5. На взлете не хватает клиренса винта от земли для отрыва без «чиркания»
    «Загадочность» поведения Валькирии пока не дает чувства успеха.
    Отрубленную консоль на последней посадке, я бы отнес к положительным моментам, так как это обстоятельство меня раскрепощает для глубокой модернизации Валькирии.

Планируемая модернизация по итогам первого цикла испытаний.
Полная переделка крыльев.
Есть желание ввести копийный разъем крыла по мотогондоле.

  1. Добавление положительного V крыла в 3град., как это и было сделано исторически со второй Валькирией. Думаю, это благотворно повлияет на уменьшение раскачки.
  2. Изменение конструктива и геометрии крыла. Есть желание получить крыло с большей жесткостью и меньшим весом, соответственно с меньшими моментами инерции по крену, опять таки для уменьшения раскачки
  3. Геометрическая крутка будет более изысканной и близкой к прототипу. Передняя кромка получит копийную кривизну и форму, с целью получения еще лучших характеристик по сваливанию.
  4. Изменение профиля в добавлении отогнутого носика и аэродинамическая крутка по розмаху
  5. Изменение узла поворота консоли в сторону повышения копийности, жесткости, и расширения углов поворота от -60 до +20град. Раз летит на отклоненных нормально, попробую усугубить. А положительные градусы для экспериментов по устранению поперечной раскачки.
  6. Изменение конструкции элевонов. На отклоняемых консолях будет своя копийная секция.

Изменение мотоустановки.
Применение двух высокооборотистых двигателей с винтами в противофазе по вращению и меньшего диаметра (6 / 7 дюймов) Это должно дать дополнительную стабилизацию по крену.
ПГО также подвергнется реконструкции. Идеи пока только созревают.

Таким образом, начинается следующая интереснейшая фаза проекта – экспериментально-испытательная. Она по важности ничуть не меньше фазы изготовления. Ведь самолет надо научить летать! И от ее успеха будет зависеть целесообразность копийной доводки и отделки а в будущем и целесообразность проекта БОЛЬШОЙ Валькирии!
В общем, проект меня еще больше захватывает. Ну нравится она мне в полете и на земле! И
не сваливается она.
Хочу добиться комфортнейшего полета и посадок на этой.

Большой проект скорее всего будет! И масштаб будет наверно еще крупнее: 1/12 (длина
4.8м) На таком размахе, думаю, раскачка по крену должна уйти.

вот небольшой клип о взлетах и посадках Валькирии в этом первом этапе испытаний

boroda_de

Андрей, постарайтесь в следующий раз при “странном” поведении посмотреть, куда отклоняется нос. Есть подозрение, что это срыв потока с ПГО: при повороте берём ручку на себя, а модель вываливается из виража в противоположную сторону. У меня с японцем похожее случалось. Немного более задняя центровка и совсем нежно берём РВ на себя вроде помогает. Или добавляем полётной скорости?

Cosh

Замечательный отчёт!!!
Мне кажется придание V крылу не избавит полностью от раскачки… Я думаю, что это проблемы самой Валькирии и связаны они скорее всего с обдувом/расположением килей. С увеличением масштаба ситуация будет улучшаться, но не факт, что полностью проблема исчезнет и лучше добиться нужного результата на данном образце найдя оптимальное решение. Осложняет и “загрязняет” картину полёта ещё винт со всеми его реактивынми и гироскопическими моментами… Смотрю видео - дух захватывает, представляются эпизоды с большой моделью - очень хочется чтобы все проблемы решились!!!

Замечательное у тебя экспериментальное направление, Сергей! Давно с большим интересом отслеживаю твои аэродинамические и конструктивные опыты. Сам увлекаюсь много лет нестандартной практической аэродинамикой. Есть целый ряд проектов в разных фазах воплощения.

Спасибо! Я тоже слежу за Вашими проектами - Ваше творчество очень впечатляет и радует то, что Вы занимаетесь разработкой собственных очень нитересных летательных аппаратов! И собсно - С Днём Рождения!!! Желаю успехов и всего самого наилучшего!!! 😃

Orel

С Днём Рожденья,Андрей!!! И ещё множество и множество интересных проектов!

fed:

Большой проект скорее всего будет! И масштаб будет наверно еще крупнее: 1/12 (длина
4.8м)

Где же у тебя ангар для таких монстров находится?😁 Тоже нацелен на увеличение размерности своих проектов , а ангар только под потолком😍
P.S. тут ,правда, предложили отдельное помещение для организации небольшого музея .
почти весь на столе помещается…
Твои проекты,Андрей, потребуют целого павильона. А у тебя их считать не пересчитать .Слушай,создавай свой музей , и скоро вся Украина (всё авиамодельное сообщество) будет твоими добрыми гостями !!! Ещё раз с Днём Рождения и подумай над моим ( не лишённым смысла )предложением. 😁

ДедЮз

Андрей с прошедшим днем рождения! Успехов и удачи в жизни.
Вспомнил курсовую работу 50-и летней давности. Троссовая уборка шасси. Все действия: отпор замков, уборка со складыванием подкоса, закрытие створок блокировка и обратный процесс производится от одного безконечного тросика. Кинематику в подробностях не помню, но принципы не забыл. Подобие шкотовой барабанной машинки соответствующего усилия может обеспечить убоку ноги “Валькирии” в соответствии с регламентом.

Muller
fed:

12:30. Среда. 14сентября 2011г . Мне ровно 49 лет сегодня как раз.

Уважаемый Андрей ,поздравляю вас с днём варенья , здоровья ,удачи в вашем творчестве. Внимательно слежу за вашими темами-КЛАСС! По видео, мож на взлёте Валькирии побольше разгона-по копийному. А то здаётся скорость отрыва маловата:)😃😃

ДедЮз
fed:

Неприятная самопроизвольная раскачка по крену. Удается стабилизировать, но сложно

Лучше один раз увидеть …, раскачка по крену СКОРЕЕ ВСЕГО действие реактивного момента от винта. Поиграйте с углами мотора (вектором тяги). Есть старый тест по углам двигателя. С гор полета при минимальной тяге, даете полную мощность. Реакция ЛА подскажет дальнейшие действия. За 2-4 попытки, проблема снимается.

igork

На форуме не так много авторов, читая которых создается впечатление, что проектирование и постройка модели для них - как по нотам сыгранный сонат - с первого сообщения чувствуется как автор любит свое дело, как он любит сам процесс сочинения и воплощение задуманного. Вы - один из этих авторов. Желаю Вам бесконечного множества новых идей и сил для реализации задуманного. Отдельное спасибо за то что освещаете это на форуме и с днем рождения!

spyder3

Успеха Андрей и с днеём рождения!
Может как у всех у нас - чем больше в размерах тем проще и лучше летает. Так что у большой Валькирии раскачка должна пропасть 😃

boroda_de

Поздравляю с днём рождения.
Только сейчас смог посмотреть видео через российский прокси: у нас за музыку закрыто. На лицо парашютирование на закритичных углах атаки. Я-бы уменьшил деградацию и увеличил шаг винта, уменьшив диаметр. Ещё можно попробовать отклонить элевоны на 2-3 мм вниз оба, что на японце привело к более прямому положению в воздухе и большей скорости полёта, без замены ВМУ.

fed

Спасибо, Друзья, за поздравления и очень интересные идеи и советы!
В экспериментальной отработке нового аппарата ценны все идеи. Каждую надо тщательно обдумать и попробовать применить.

Насчет шасси.
Голова уже давно забита кинематикой реализации. Пока “думаю в 3d”. Разрабатываю переднюю стойку. Она попроще.
А бесконечный трос - это классная идея!!!

По раскачке.
Вектор тяги - это действительно может оказаться ключом к решению. Буду экспериментировать.
Расположение килей особо не поменяешь из-за копийных соображений.
А вот с общим поперечным V и позитивным V на консолях, думаю стоит поэкспериментировать.

Валькирия “пущена под нож” самым радикальным образом…😃
Попробую сделать более копийное и “хитрое” крыло.

По парашютированию.
Это ж , Юра, на экстремальной посадке так, когда я полностью элевоны отклонил вверх. Меня поразило, что Валькирия и не подумала даже свалиться, хотя скорости практически не было уже. Так что с новым “хитрым” крылом, думаю еще будет лучше поведение.

А элевоны, действительно, в результате тримирования, оказались опущенными вниз на пару мм. Так что ты прав! С углом заклинения ПГО разберусь в следующих полетах, нужно добиться наименьших потерь сопротивления на балансировку.

… интенсивно перечитываю классическую аэродинамику Егера. Нашел много интересных моментов по аэродинамике уток и треуголного крыла.
Есть также такое явление как “реверс элеронов”, когда жесткости на кручение крыла не хватает, и элероны начинают работать как бы в реверсе. Ну у меня вроде жесткости по кручению было достаточно, но кто его знает, что было на самом деле в полете.
ПГО в идеале надо бы делать флюгирующим по потоку, чтобы не было срыва на больших углах атаки. У Валькирии оно могло отклоняться глобально на положительные и отрицательные углы. А у “сотки” был управляющий “флюгарок”, координирующий положение ПГО.
У меня были достаточно большие углы отклонения рулей на ПГО. может это и сыграло свою роль в “загадочном” поведении. Надо экспериментировать и изучать дальше.

p.s. уезжаю на неделю в командировку, так что займусь теорией и виртуальным проектированием “Большой Валькирии” пока…

ДедЮз
fed:

Меня поразило, что Валькирия и не подумала даже свалиться, хотя скорости практически не было уже

Андрей, сработало правило “бутерброда”, у “Валькирии” ЦТ ниже ЦД, вот она и парашютирует.
По теории крыла, найди работы Р.Бартини, он более критично и точно подошел к дельта-крыльям, многое, но не все у него брали, потом доделывали. Почитай, не пожалееш. И по ПГО, стоит попробовать цельноповоротные с чуть передней подвеской (менее 25% САХ. В районе 18-22%) такие рули приобретают “гибкость” и склонность к оптимальной самоориентации, а при рулении притупляют реакции, что не всегда плохо.

sashaNar
fed:

Есть также такое явление как “реверс элеронов”, когда жесткости на кручение крыла не хватает,

Если не ошибаюсь, это связвно скорее не с жесткостью крыла, а со срывом потока. Когда элерон поднимается - срыв пропадает, потому что общий угол атаки крыла как бы уменьшается, подъемная сила крыла увеличивается, вместо того, чтобы уменьшится.

Cosh

Расположение килей особо не поменяешь из-за копийных соображений.

Это точно, не поменяешь… Задумался я про XB-70, про раскачку… У меня была точно такая же на двух
модификациях “ската” - проблема была с путевой стабилизацией, которая приводила к раскачке на определённых
режимах. Стреловидное крыло при появлении бокового скольжения даёт разность эффективности левой и правой
консолей. У одной конслои стреловидность передней кромки относительно набегающего потока уменьшается, а у
другой увеличивается, отсюда эта разность. Глядя на Валькирию, чую в ней, чисто визуально “задним” чувством,
проблемы с килями… Не удержался и полез искать информацию по возможным аэродинамическим проблемам XB-
70 и к своему удивлению почти сразу нашёл косвенное подтверждение проблем с путевой устойчивостью реального
самолёта. Разработчики, с мыслями о том, что отогнутые вниз консоли повышают путевую устойчивость, урезали
площадь килей!!! В результате они получили недостаточную путевую устойчивость при расправленном крыле, т.е.
там, где она особенно нужна - на невысоких и средних скоростях с наличием приличных углов атаки. В результате в
реальных полётах консоли приходилось отклонять вниз на среднее положение почти сразу после взлёта после
уборки шасси, а не как было предусмотренно проектом! 😉

А вот с общим поперечным V и позитивным V на консолях, думаю стоит поэкспериментировать.

И вот тут как раз может быть взять во внимание, что в реальных полётах консоли отклонялись в среднее положение
уже на скоростях ~ 500 км/ч и использовать этот факт в выстраивании сценария полёта? Можно вкупе: Сделать V 5
град. как на втором экземпляре и опускать консоли после взлёта!

На реальной Валькирии так же в некоторых режимах при наличии заметных углов атаки появлялась инверсия
эелевонов! Там описано про недооцнённый разворачивающий момент от элевонов, но я думаю основная проблема
в затенении и разности углов отклонения элевонов. Скорее всего при наличии приличного угла атаки и когда при этом
ПГО “держит нос”, а элевоны зависли, то при отклонении элевонов, допустим для правого крена, происходит
следющее: Элевон на правой консоли поднимается вверх, где поподает в затенение. А элевон на левой консоли
отклоняется вниз, где поподает с большим углом атаки в область высокого давления и работет в значительной степени
как тормоз, что даёт поворачивающий момент влево по курсу. В результате появляется всё тоже скольжение, в
котором у кромки правой консоли уменьшается стреловидность по отношению к потоку и повышается подъёмная
сила. С левой наоборот. Тут происходит некая встречная взаимокомпенсация в результате которой происходит
“закливание” по крену… Ну вот!))) Кажись так и пришли к недооценённому разворачивающему моменту от элевонов!.. И
опять же путевая устойичвость, точнее её нехватка фигурирует… Вообще самолёт недоделанный, слишком рано над
ним прекратили работы. А потенциал у него большой. Глядя на Т-4 “Сотка”, мне думается, что у него аэродинамика
уже более удачна - может быть Валькирия сыграла непоследнюю роль в этом! 😉

P.S. Очень неравнодушен я к этим “треугольным” схемам - в них огромный потенциал, но и много сложных моментов, которые
сразу так вот на ум не приходят! Надеюсь Вам удасться решить все задачи для достижения уверенного стабильного
полёта неотступая от копийности и проект дойдёт до стадии “1:12”!!! 😃

ДедЮз
Cosh:

Там описано про недооцнённый разворачивающий момент от элевонов, но я думаю основная проблема в затенении и разности углов отклонения элевонов.

А если подвесить элевоны со смещением оси, для образования достаточной щели. Профиль тонкий, аэродинамическая компенсация секционных элевонов снизит влияние затенения при больших углах атаки, а при “карданном” сочленении не будет создавать проблем с автореверсированием.

GSL
Cosh:

Это точно, не поменяешь… Задумался я про XB-70, про раскачку… У меня была точно такая же на двух
модификациях “ската” - проблема была с путевой стабилизацией, которая приводила к раскачке на определённых
режимах. Стреловидное крыло при появлении бокового скольжения даёт разность эффективности левой и правой
консолей. У одной конслои стреловидность передней кромки относительно набегающего потока уменьшается, а у
другой увеличивается, отсюда эта разность. Глядя на Валькирию, чую в ней, чисто визуально “задним” чувством,
проблемы с килями.

Да, похоже это классический случай колебательной неустойчивости в боковом движении при большой устойчивости крена (стреловидность) и малой путевой (длинный нос, маленькие затеняемые кили). Не зря ведь на самолетах с стреловидным крылом делали отрицательное V. Да и отношение моментов инерции относительно продольной и вертикальной осей возможно усугубляет ситуацию. Отклонение консолей вниз должно несколько улучшить ситуацию. На больших машинах с раскачкой часто борются с помощью демпфера рысканья на руль поворота. Но там как правило довольно сложный закон управления с учетом угла атаки крыла. Можно попробовать микст, лучше отключаемый, с элеронов на РН. Хотя бы для того чтобы отклонение элеронов не провоцировало начало раскачки.

Cosh
ДедЮз

А если подвесить элевоны со смещением оси, для образования достаточной щели. Профиль тонкий, аэродинамическая компенсация секционных элевонов снизит влияние затенения при больших углах атаки, а при “карданном” сочленении не будет создавать проблем с автореверсированием.

Если толщина задней кромки крыла перед передней кромкой элевонов невелика и при отклонении по смещённой назад оси передняя кромка элевонов будет выходить за заднюю кромку крыла, образуя щель и осуществляя забор воздуха, то эффективность элевонов на больших углах атаки должна улучшиться и эффект затенения заметно снизится. Но опять же рамки копийности… Про карданное сочленение не понял(… точнее про его связь с автореверсированием(((

GSL

Можно попробовать микст, лучше отключаемый, с элеронов на РН. Хотя бы для того чтобы отклонение элеронов не провоцировало начало раскачки.

На реальной Валькирии так и делали, только похоже не миксом, а судорожно “ножками” отважные пилоты! 😃

ДедЮз
Cosh:

Про карданное сочленение не понял(… точнее про его связь с автореверсированием(((

Самопроизвольная перекладка управляющих поверхностей при деформации несущей плоскости напоминает “хлопун” на консервной банке. Чтобы этого не происходило в авиации принято расчленять управляющие поверхности на секции, каждая секция имеет всего две точки подвеса, длина секций для одной поверхности диференцирована в соответствии с жесткостью несущего участка крыла, а синхронная работа таках поверхностей обеспечивается или с внешним подводом тяг или с последовательными карданными шарнирами.
Насчет аэродинамической компенсации. Не объязателно, чтобы ПК элевона (руля) выходила за контур профиля. Два простых пути: скругление передней части руля от оси (для создания эффективного перетекания при отклонениях, примеры на большинстве легких ЛА): Ниша в крыле, для носка руля, имеет сужающееся к консоли сечение. В комлевой части делаются сверху и снизу крыла ожевальные воздухозаборники в канал (нишу). При нормальном полете вся эта конструкция возмущений не причиняет, при работе рулей и изменениях тангажа, происходит эжекция из канала доп. потока, который повышает эффективность ОУ. Есть еще способы, решать автору.

Chinsky

Здравствуйте, Андрей! Слежу за проектом “Валькирия” с самого начала. Сегодня случайно нашел у себя в коллекции чертежи Валькирии из альбома Scale_Airplane_Drawing_v.II_[Paul_Matt]. Может пригодятся Вам в постройке. Удачи в проекте!

ifolder.ru/25857277

4 months later
Orel
fed:

Валькирия “пущена под нож” самым радикальным образом…😃
Попробую сделать более копийное и “хитрое” крыло.

Андрей,где же ты?
дружеский шарж😒