Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски

75777

Решил начать обтяжку крыльев. Пока только нижние.

Окраска, хотя, нет 😁 краска же практически отсутствовала, правильнее сказать - внешний вид прототипа должен будет выглядеть следующим образом

Большое спасибо моему другу и коллеге ( по историческим исследованиям в авиации) Василию Золотову, редактору журнала “Мир Авиации” и авиационному художнику. Он любезно согласился нарисовать этот “боковик” Балиллы на основе собранного по прототипу материала.

В качестве материала обтяжки крыльев использовал Solartex Linen, который имеет оттенок и фактуру слегка пожелтевшего эмалита на белом полотне. Реперные ленты нарезал из того же солартекса.


AirMax

Отлично!
Петр, если не полениться, и “пинотексом” нанести рзводы, очень натурально получится!

75777
AirMax:

если не полениться, и “пинотексом” нанести рзводы

Максим не совсем понял, о чем, но если про фюзеляюжную фанеру - то уже поздновато, там лак. Но можно сильно не горевать по этому поводу😁- начнется эксплуатация - и за нами ( ДВС-никами -чай не электро) - не заржавеет - топливо дырочку найдет - будут, будут ! масляные пятна и моторная грязь, куда ж без нее…
Взвешивал одно нижнее крыло до и после обтяжки - получалось соответственно 120 и 170 грамм…

AirMax

Петр, я делал на своем самолете так: мягкой тряпочкой смоченной в “пинотексе” проводил вдоль нервюр окрашивая полотно крыла. Затем так же, мягкой тряпочкой смоченной в уайтспирите, промывал лишнее одновременно размывая по фону. Занятие не сложное и безопасное (всегда можно стереть полностью лишнюю краску), а вид предает отменный! Советую!

75777

Максим, понял о чем речь. А какой пинотекс? Они ведь есть всякие-разные.

AirMax

Пинотекс - стало нарицательным названием для всех пропиток для дерева. Я использовал настоящий "Pinotex@ цвет “тиковое дерево”. Легко купить в любом строительном магазине. Стоил рублей 500, как сейчас, не знаю.

75777

Попробую. Вначале на ненужном куске солартекса. Максим, но все-таки смысл этой процедуры в чем? “Проявление” структуры ткани или “подкрашивание” торца киперной ленты? Что так дотошно спрашиваю, так если бы лето сейчас было - все операции просто можно делать на улице, а сейчас… Изделие даже домой занести нельзя будет, сколько времени надо, чтобы высушить от запаха уайт-спирита и пинотекса. Я ведь дома в кварире или в дачном доме моделями занимаюсь. А у жены нюх знаешь какой!

AirMax

Петр, посмотрите у меня в теме на странице 9 пост 358. Конечно, фотография не передает реальный эффект, но уверяю, это способ добавит реалистичности. Создается впечатление наслоения эмалита. Так живо заиграет все крыло. Вот посмотрите, совсем другое восприятие будет. А запах… Мои домашние даже любят запах уайтспирита. Ощущение обновленного жилья. Не знаю, что это ваша жена так его не жалует. И не резкий он вовсе. А если финский взять, так и не только бы нюхал, а пил бы - так вкусно мне пахнет.
Ну да ладно… Вот у меня вопрос практического характера… Друг ваш, Василий Золотов, ведь очень известный человек. Отчасти благодаря и его работам я увлекся авиацией. Передайте ему пожалуйста огромное спасибо и благодарность от меня. И я завидую вашему знакомству.
Так вот, к вопросу… Самолет Ansaldo Balilla очень самобытный, редкий, и вместе с тем интересный. Но беда, и мы с вами знаем об этом, материалов на него нет! Не то что-бы хороших - плохих не сыщешь. Мое предложение такое: сделать отличную статью про Balilla в журнале “Мир Авиации”. У меня есть друг, делает чертежи редких самолетов для стендовиков и публикуется в разных изданиях, - он займется чертежами. У меня много фотографий, информации - я ему помогу. Я этот самолет знаю наизусть. Мы с вами готовим хорошую статью. При желании, наши чертежи и статья будут лучшими на данное время. Мне кажется, что это очень интересно! Что скажите?

75777

Максим, задали Вы вопрос. Думал над ответом весь вечер. Передам от Вас привет Васе. Он будет рад.

AirMax:

Не то что-бы хороших - плохих не сыщешь.

Несогласен. Вот тут
rcopen.com/forum/f82/topic312886/66
достаточно качественный материал. Особенно в книжка Alegi. Пожалуй , это лучшее исследование по истории Балиллы на Английском. Журнале WW1 Aero есть ссылка на материалы польского историка Балиллы, у котрого есть публикации на основе заводских чертежей. Правда, они на польском и я не стал пытаться их достать. А если “копать” дальше, то теоретически можно было бы. Тут rcopen.com/forum/f82/topic312886/66 внизу маленькая репродукция одного из этих чертежей, опубликованная в WW1 Aero. Максим, дело в том, что чем более редкий самолет, чем тяжелее найти публикации по нему. Но это не значит, что их нет. В этом специфика истории авиации. Это как законы рынка - чем менее известен товар, тем меньше на него спрос. У историков это выражается в том, что редкими машинами занимаются энтузиасты и не слишком “раскрученные” исследователи. И, соответственно, издания, где они публикуют результаты своих исследований известны только в достаточно узком кругу. И локализовать эти источники через, например, Инет надо еще постараться. Вот пример авторитетное издание про авиацию WW1 - CROSS AND COCKADE. (Или тот же WW1 Aero) . В инете есть сайт. Но. Названия публикаций даны в списке номеров журнала, скачать контент нельзя. Можете купить отдельный номерок за $ или его скан за более умеренные $. Я нашел там номера, в которых есть про Балиллу. Но не купил, потому что уверен, что там нет ничего, что меня интересует - про советские Балиллы. Вот тут перейдем ко второй части Вашего вопроса.

AirMax:

сделать отличную статью про Balilla

Наверное Вы уже поняли, что я занимался и (занимаюсь сейчас, правда мало) немного авиационной историей. У меня есть публикации в журнале Золотова. Заранее скажу, что история авиации Первой мировой - это не моя тема. Статьи бывают (да в общем и журналы тоже) разные, как и авторы. Первые работают в архивах, опрашивают очевидцев или участников событий, добывают редкие фотографии, находя людей, у которых они есть и т.п., короче работают с первоисточниками. Вторые собирают журналы, копируют контент и фотки из инета и т,п. , делают свои статьи и даже книжки на основе уже изданных кем-то материалов (это можно называть по разному, но суть не меняется - это плагиат). Есть еще третьи. Это бизнесмены от истории. Они просто покупают у первых результаты их труда и публикуют потом под своим именем.
Я отношу себя к первым. Применительно к Балилле я бы с радостью что- нибудь опубликовал про отечественные Балиллы. Но беда. Нет материала. Надо искать по архивам. Направление - история Балилл, которые были у нас на Черноморском флоте и трофейные, отбитые у поляков во время польской войны в 1920г. Про балтийские Балиллы уже все Александров в своей книге подытожил. Что-то меня понесло. Совсем забыл спросить - а у Вас в смысле статьи какие материалы есть? Наверное Вы уже поняли, что перепечатывать в русскую статью что-то из ненашеязычных публикаций не хочется по этическим соображениям. По матераилам реально видится на данный момент- это сделать хорошие чертежи. Их действительно нет. Я имею в виду, чертежи для моделистов, а не заводские, итальянские. Источник - Балиллы в музеях у итальянцев. Правда для ХОРОШИХ чертежей - надо лазить с рулеткой, самолет обмерять. И добавить к этим чертежам еще боковые проекции других модификаций. Например, ту, что у меня прототип. Отличается радиатором и капотом “морды”. В какой-то публикации я прочитал, что это называется “радиатор SVA type”. Всегда готов содействовать.

AirMax

Петр, я возьму паузу до завтра. Много чего вы написали - есть о чем задуматься… И все таки из вашего ответа я понимаю что скорее нет, чем да! Ну дайте подумать, я разложу как я себе это вижу.

75777
AirMax:

понимаю что скорее нет, чем да!

Максим, не надо траура😁. Я просто прагматично смотрю на это дело. Повторюсь, все зависит от материала. Мы же с Вами копиисты 😎, а значит , не боюсь этого слова, перфекционисты. Поэтому все стремимся сделать только на отлично.

Мог бы написать обо всем этом больше, но нехочется в этой теме офтопа. Могу в личку.

16 days later
75777

Предыдущую неделю занимался изготовлением элеронов. Конструкция с первого взгляда простая если бы не одна вещь, которую пришлось реализовывать - копийные узлы навески передней кромки элерона - трубы. Вот тут небольшая иллюстрация этой типовой конструкции самолетов той поры:

Вырезал кусок из скана польского технического описания Балиллы. Там есть только про руль высоты, но конструкция навески элеронов схожая. Вот так это выглядит снаружи

В качестве трубы элерона взял угольную трубку. Долго думал как сделать узлы навески. Токарные работы? На столе стоял стакан со старыми пишущими ручками. Разобрал одну. Корпус и колпачек были латунные с хромировкой. Причем очень точно по диаметру входили друг в друга. И… На карбоновую трубу тоже! Дальше идея развилась сама собой…

Типовой узел навески получился состоящим из четырех колец: внутреннее неподвижное - на трубе, наружное - подвижное с припаянными латунными “усами” (под крепеж на крыло) и пары боковых неподвижных на трубе - от предотвращения бокового сдвига подвижного кольца.

Дальше - нарастил немного бальзового “мяса” на трубу, чтобы уровнять толщину элерона и крыла. Ну и остальные элементы набора элерона добрал.


В общем получилось нормально, как на прототипе. Занятно, что такая конструкция навески позволяет отклонять элерон более, чем на 90 град.!

Во как! Элерон можно использовать как интерцептор 😲!

7 days later
75777

Занимался установкой серв в крыло. Планировал установку их в крыло изначально, так как крыло разъемное, чтобы меньше было операций по сборке модели в поле. Сервы тонкие, для планеров и других моделей с тонкими крыльями. Вот так , собственно получилось

Идея сэкономить время на сборке модели в поле оказалась с множеством “подводных” камней, главный из которых оказался тем, что необходимо было точно совместить оси (параллельность и соосность) вращения элерона и выходной шестерни сервы, что оказалось весьма затратно и муторно. Несоблюдение этого условия ведет к “нехилым” выламывающим конструкцию усилиям, возникающим при вращении качалки сервы. Провозился несколько вечеров, пришлось усиливать углем и стеклом хвостики нервюр секции крыла, где расположен сервопривод, так как без жестоксти конструкции вокруг сервы все шаталось и “стонало” при ее работе.
Честно говоря, по завершению этих работ я никому бы не рекомендовал подобную схему из-за трудоемкости подгонок, хотя визуально все , вроде, очень просто.
Следующий этап перед обтяжкой верхнего крыла - сделать лючки для монтажа-демонтажа серв так, чтобы их было почти незаметно. Идея у голове уже есть…

Prophead

Если не привинчивать качалку намертво, а сделать в ней продольный паз, всё несколько упрощается…

75777
Prophead:

всё несколько упрощается

Это так только кажется. При несовпадении осей полюбому возникают “ломающие воздействия”, потому что трение никто в механике еще не отменял. Кроме этого идея “свободного продольного гуляния” качалки чревата весьма приличным увеличением люфта.

Prophead

В приводе цельноповоротного стабилизатора на радиопланерах 70-80х это широко практиковалось. Тем более, что речь о компенсации незначительной несоосности.

75777

Сделал люк для крыльевой сервы. Покрыл его солартексом. Вот так выглядит в закрытом состоянии (крыло пока еще не обтянуто):

Никакого крепежа поверх крыла нет. Люк крепится через торец крыла. Вот так снимается


AirMax

Да, хитро придумано! Почти незаметно и привод копийный. А что за сервы применены и есть ли в них уверенность что потянут? Элероны то большие, если не сказать “огромные”!

75777

Машинки вот такие
www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idpr…
Предвидя вопрос про надежность, отвечу что рекомендованы были знакомыми уровня экспертов. Кроме этого эта пара машинок оттестирована - пролетала целый летный сезон на рабочем тренировочном биплане аналогичных размеров с копией Балиллы. Стояли поверх поверхности крыла и к концу сезона от эксплуатации все надписи на этикетках стерлись. По поводу усилия - заявлено производителем 7 кг, должно для копии хватить. 3D пилотаж на ней не крутить, усилие на крен требуется намного меньше (элерон расположен на конце крыла) , чем на пилотажке так как плечо приложения аэродинамических сил больше раза в два.