Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски

75777

Наверно, настало время обновить тему. Еще в прошлом году начал готовить самолет к ЧР во Вьясе в вялотекущем режиме. Поставил более мощный мотор, Сайту 220-ю. Ну и это потянуло массу доработок. Первая проблема - мой стартер не “тянет” запускать новый мотор, силенок на пределе. Несмотря на то, что он позволяет работать на питающем напряжении до 24в. Осенью, при пониженных температурах воздуха это стало совершенно очевидно. Решил произвести апгрейд стартера, через понижающий ременный шкив и заменить простой контактный выключатель (на котором теряется мощность) на релейный. Пока его еще не опробовал, в процессе доработки, жду контроллера для преобразования напряжения под стартовое реле.
Вторая - и это уже хроническая проблема моей схемы выхлопа. Раскручивается винт, стягивающий глушитель через десяток полетов. Причину вижу в влиянии гофрированной трубы - создается не расчетный увеличенный вибрирующий момент на заднем торце глушителя. Эту проблему пока не решил. Либо ставить проволочную контровку, либо менять совсем все.
Да, самое главное, забыл. Сделал себе подарок на новый год. Заменил аппаратуру на JR XG14 (до этого летал на XG7), которая позволяет,наконец, не изощряться и не думать об ограниченности количества каналов.
Ну а пока не потеплеет, занимаюсь чем? (😃- ответ неправильный)

😋Тем что зимой делаю настоящие копиисты! Вплотную приступил к новому проекту. Темку открою попозже.

5 months later
75777

Привет всем! Немного “забросил” тему. Рутинная доводка “нововведений” , на которые ушло совсем неожиданно много времени. Из-за этого полноценно приступить к новому проекту так и не удалось.

Итак по порядку. Новый мотор потребовал новый, увеличенного размера бак. Любой стандартный\покупной не вставить - там отсек 75х75х110 и нужно бак именно таких размеров, иначе объема не хватит на комплекс F4C. Пришлось искать подходящую емкость, отрезать и варить пластик. Заранее отказался от паяного жестяного, так как он заведомо будет корродировать от нитры в топливе и это со временем может “убить” мотор. Новый бак долго тек в разных местах и “выпил много крови”.

Вторая серьезная проблема выявилась при первых полетах в этом году. Более мощный мотор перегревался при закрытом капоте. Пришлось рассверливать ВСЕ отверстия в решетке радиатора. Это было полдня каторжной работы. Но дало нужный эффект.

Проблему глушителя решил кардинально - сделал неразборный на аргонной сварке.
Кроме этого был целый букет менее значимых вопросов начиная с того, что самолет пришлось по новой триммировать, появился новый “норов” - ощутимый “скручивающий” момент от более мощного мотора. Начались "эксплуатационные " ремонты, т.е. то там то здесь что-то начинало отваливаться\трескаться, рваться тросы и т.п.

В таком перманентном доводочном состоянии незаметно подкрались первые соревнования , на которых планировал выступить - Кубок Питера. Который тоже готовился не без “приключений”, из-за “закрытия неба” в Питере (ФИФА Кубок Конфидерации). В итоге ехал в Луки и до конца не понимал, правильно ли делаю, и что там получится из Кубка Эрлера в итоге всех этих катаклизмов. Опасения оказались напрасными.

По количеству участников ( rcopen.com/forum/f82/topic493651/7) получилось все очень оптимально для проведения соревнований (сбор\стенд\полеты) в один день. Больше было бы - могли не успеть ( и нагрузка на судей была бы очень высокая). Меньше - пострадал бы статус мероприятия.

По составу участников - сами можете видеть - там половина призеров\чемпионов ЧР 😃. Какие еще мероприятия могут этим похвастаться?

Полеты и стенд проходили на левой половине ВПП. Стенд проходил полдня. Затем был перерыв и 3 тура полетов. Погода была нормальная, преимущественно солнечная.Ветер 45 град к оси ВПП, по началу порывами до 7 мысов, во второй половине дня начал стихать, местами по зоне полетов отмечалась турбулентность. В принципе леталось нормально, обстановка была спокойная, почти домашняя.

С новым мотором мой самолет добавил тяги и теперь можно со спокойной совестью заказывать восходящие фигуры.

Все прошло без нештатных ситуаций. жалко только Андрея Смирнова, в последнем туре его гоночный прототип “Galloping Ghost” все-таки показал свой норов и сорвался на посадке. Разбито крыло и поврежден фюзеляж. Жалко. Его самолет разительно контрастировал в полете с нашими этажерками\кукурузниками. Мощь и скорость. Фигуры в полнеба. Скоростные проходы на высоте 1 метр. Единственно , что утешает - он погиб как воин , в бою (= на соревнованиях) , а не в постели.

Кубки и медали вручал сам мэтр Андрей Кротов под раскатистый вечерний моцион джетов. Процедура под закат солнца дружественно перешла в застолье по поводу юбилея мэтра.

Как-то так. Хотел бы еще полетать в субботу в основной программе фестиваля, но очередной эксплуатационный ремонт ( растущая трещина на капоте -от вибрации) не дал этого сделать. Надо готовиться к Вьясу.

75777

РS

Большой респект Алексею Киргинцеву, который взял на себя оперативное управление оргмероприятиями Кубка из-за выбывшего по семейным обстоятельствам Дениса Гладкова, а также административной группе Андрея Кротова, обслуживавшей процедурную часть Кубка.

23 days later
75777

ЧР 2017 Большой Вьяс. Записки участника.
Решение ехать во Вьяс было принято еще год назад и подготовка началась еще в декабре, когда на работе пришлось «побиться» за отпуск на нужные даты , хотя не до конца успешно, урезали вторую часть отпуска, что обусловило очень сжатые сроки на дорогу обратно в Питер.
Выехал 12.07 в 5.00. Первый участок пути - до Москвы. Ночевал у знакомых в Солнечногорске. Подъем 13.07 в 03.30, стартую во Вьяс через Пензу по М4 «Урал». Москву проскочил без пробок. Но на МКАДе накрыл дикий ливень, движение почти остановилось. Непогода следовала за мной по пятам, и «отстала» только в Рязани, где простоял около получаса в пробке на объездной из-за дорожных работ. Дальше пошло веселей и быстрей. Но я рано радовался. В районе до и после Шацка непрерывные дорожные работы местами с объездом по обочине ( готовятся к Футболу 2018) . Много фур. Веселее стало только где-то за Спасском. На конечном участке от Пензы до Вьяса прямо передо мной перекрывают трассу (и гонят в обезд по местным деревням) – опять дорожники. Ну вроде успел проскочить перед тем как они уже капитально начали снимать асфальт. Обратно уже придется ехать через Саранск. В Большом Вьясе достаю все карты и схемы, распечатанные дома. Навигатор показывает чушь, нет в его картах той лесной дороги, которая ведет на место соревнований, СТК «Радуга». По бумажным картам тоже не все понятно. Надо более крупно было спутниковую распечатать. Спасибо местным, подсказали, что и как. Прибыл на место около 17.00. Пробег – около 1400 км. Как раз к началу регистрации. Поселился в номере над кафе, который забронировал еще в январе, меня вспомнили сразу. Очень приятно. Вечером собрал самолет.
14.07 весь день был стенд. В этот раз упор оценок (как мне показалось) делался на фотографии. Судьи часто просили ставить модель в ракурсе как на фото. Поэтому неудачные фотки могли даже «порезать» очки. После стенда я был на 3 месте, после Сыкало и Журавеля, соответственно. В этот день я в, основном, «отходил» от дороги . Сделал один полет, на посадке чуть было не скатился в канаву – не привык еще к этой полосе, но об этом позже.
15.07. 9.00.Первый тур. Порядок стартов : копии, юноши, полукопии, гиганты. Солнечно. Солнце прямо перед собой. Какое-то оно особенное было утром в этот день. Может атмосфера слегка с дымкой была, но небо все «светилось». И это не только мои ощущения. Журавель и Кондрашов во время полетов «теряли» модель. (Забегая вперед , 16.07 летали в так же на солнце, но модель виделась намного лучше) .Пришлось в ущерб очкам смещать фигуры немного в сторону. Из особенностей полетов F4C – нашего безусловного лидера (Злин-50) преследовал какой-то злой рок с ВМГ, в полете откручивался пропеллер, и ему не удалось удачно слетать ни в одном туре. Между первым и вторым туром для меня произошло событие, на котором мне хочется остановится особо.
По жеребьевке 2 тура я лечу первым. сразу после перерыва. Занимаю место на полосе . Жду судей. На ВПП никого, кроме меня нет. В это время на полосе появляется чел с небольшим тренерком, заводит моторчик и намеревается взлетать (в мою сторону). Машу руками, показываю на свой самолет. Он говорит, что, ладно, взлечу в другую сторону . Опять машу, говорю, тут, соревнования идут, модели стоят. Он – ничего страшного, мне разрешили. Убираю , от греха подальше, самолет с полосы к сетке. Чел летит. Пожужжал. Садится. Тренерок бежит, бежит виляя по полосе и , о ужас, врезается прямиком в оставленный рядом с полосой мой стартер и передатчик. Чел подходит, забирает самолетик. Я трясущимися руками включил аппу. Включается. Чел мне: – ну что все в порядке? Повернулся и ушел. Просто Карлсон ( который живет на крыше) какой-то - «пустяки, ведь дело-то житейское!». Тур у меня не пошел. При запуске мотора сорвало головку стартера, которая вырвала фрагменты из ступицы винта и кожи моего пальца. Неужели это шалости Карлсона? Мы с Андреем Смирновым (мой штурман) переглянулись – финита ля комедия? Суровый мужчина – начальник старта с секундомером сочувственно смотрел на нас – «у вас еще есть 5 минут». Бегу в ангар, за ключом. Контргайка сорвана. Прикручиваю головку на место, ее без контргайки хватит максимум на 1 проворот . И , о чудо, этого хватило. Мотор завелся. Самолет, окрапленный красненьким, пошел в небо 2 тура. Взлет не в зачет. И посадка тоже. Мы с Андреем забыли объявить ее на ветер, и судьи «засекли» залет за свою линию. После 2 туров - я на 3 или 4 месте – точно не помню.
16.07 3 Тур . Перед мои полетом произошло событие, которое уже много обсуждали в теме про ЧР 2017. АиР -3 на взлете при разбеге , сделав левую дугу и чудом не зацепив судей, врезался с работающим мотором в Балиллу Максима Сыкало. Шок. Судьи предлагают перелет Максиму после всех классов, и тот уносит самолет чинить ( я видел повреждены крыло и фюзеляж). Справедливости ради надо отметить , что АИР взлетел только в одном туре, да и летал неустойчиво. К чести его пилота, на церемонии награждения он специально принес извинения за этот инцидент и признал, что недостаточно подготовился к соревнованиям. Я отлетал в туре нормально. Пошел разбирать самолет и готовиться к отъезду. Параллельно отслеживал полукопии – я ведь штурманом у Андрея Смирнова, что было весьма актуально, из-за побившихся самолетов очередность стартов менялась постоянно, и можно запросто было пропустить по невнимательности вызов в зону подготовки.
С поля периодически доносились зрительские ахи и вздохи. Кто-то упал. Но один момент вся толпа ломанулась в правый сектор СТК «Радуга». Сидя в ангаре, я думал, с кем-то произошло несчастье. Так оно и вышло. Упал Миг-27 Олега Захарова. Над ВПП повисла траурная пауза. Полеты на какое-то время прекратились. А мне еще сегодня надо до Коломны успеть доехать, на ночлег.
Процедура награждения походила 14.00-15.00. 2 место, кубок, грамоты за себя и Андрея Смирнова (он уже уехал). Я выехал в обратный путь около 17.00. Дорога до Шацка (через Саранск) была практически пустой. В районе Рязани опять пошли дожди. В Коломну приехал около 3 часов ночи. В Питер стартанул около 11.00. Пробка на въезде в Москву – около 40 минут стоял. В Питер приехал около 23.00.
Теперь некоторые мысли вслух. Температура +30 – это не причина остановки двигателей некоторых участников. Просто недоведена ВМГ вот и все.
Особенности местной ВПП. Именно особенности. Перед стартами, я специально выяснял у судей, что считается здесь полосой. Ответ был, что твердое покрытие плюс ВЫКОШЕННАЯ ТРАВЯНАЯ часть. Не совсем понятно, почему же все-таки судьи сидели так близко, фактически на краю полосы. Теперь давайте вспомним все залеты за линию судей, причем 2 самолета (МИГ-27 и Лизандер) разбилось при этом . Самолет на посадке должен «целиться» по центру , А какова дельта между центром ВПП и линией судей? Мне кажется не безопасная. Выкатившийся АИР-3 чуть-чуть не зацепил судей. Будучи штурманом у Андрея Смирнова я наблюдал , как после последнего разворота перед посадкой судьи смиренно вставали со своих мест, отходили за кресла, а ведь Андрей шел всего лишь по торцу асфальтовой части полосы.
Большое спасибо организаторам. Вьяс просто волшебное место. Далеко ехать к Вам. Так ведь и страна большая. Не Европа. А какие люди! Коллеги моделисты из Поволжья вечером такой концерт самодеятельности устроили! Заслушаешься. Прослезишься. Погода просто классная. Купался в пруду между турами . Утром случайно проснулся и не мог не выскочить с фотиком на улицу. Туман. Солнышко. Рыба плещется. Это было ЛЕТО!

Horizont

Спасибо Петр ! На одном дыхании прочитал !
Не много дико воспринимать такие вещи, как посторонние на взлетке во время соревнований ! Человек наверное был многоуважаемый организаторами мероприятия ?

kazakov_98
Horizont:

Не много дико воспринимать такие вещи, как посторонние на взлетке во время соревнований ! Человек наверное был многоуважаемый организаторами мероприятия ?

Это не дает повода нарушать регламент соревнований и ТБ!!!

Horizont

Значит повод был, если ему “разрешили” ! Кто ему разрешил ? Чемпионат блин, балаган какой то !

kazakov_98

На прошлом ЧР в Луках я был “не менее уважаемым человеком для организаторов”, в машине было два самолета, в соревнованиях не участвовал. Но у меня и мысли не возникло попросить Андрея полетать в перерыве, чтобы не нервировать спортсменов и судей. Хоть и модели располагались не на полосе, а за сеткой.
Полетал в понедельник, потом поехал домой. Это ЧР, и нарушать регламент никто не вправе! Что было бы, если бы Петр не забрал самолет с полосы, отвлекся на что-то или кого-то? Правильно, “дело-то житейское”…

75777
Horizont:

Чемпионат блин, балаган какой то !

Ну… Не надо так мрачно, Александр. Я уже писал , что

75777:

Суровый мужчина – начальник старта с секундомером

Суровый, это - не просто эпитет. Он реально сохранял жесткую дисциплину на старте. Жалко не запомнил его имени. Отгонял всех за линию, даже не летающих в этот момент пилотов. По дисциплине старта, Вьяс, наверное сейчас в лидерах среди площадок для полетов. Такие люди очень много значат для нас , участников, большое спасибо ему. Просто в тот момент (перерыв ) его не смогли кем-то заменить.

kazakov_98

Хорошие судьи-50% хорошего чемпионата. Жаль, что их имена никто не помнит. А насчет всего остального- мое мнение однозначно: нииззя!!!

2 months later
FFedor
75777:

появляется чел с небольшим тренерком,

Имя хероя, для истории.

75777:

Я, ему,тут, соревнования идут, модели стоят.

Больше не кому было с чел. побеседовать, а где организаторы?

75777:

ничего страшного, мне разрешили.

Кто разрешил, так и хочется спросить, покажи пальцем на того? У планеристов, такой номер не прокатил бы, они стаей набрасываются, знают цену модели. Прям какие - то покатушки на лесной опушке.

75777

Да, ладно Федор, уже все это давно было… Летом. Уже со всеми все обговорили-перетерли.

5 months later
75777

Спасибо за ссылку!

Я “там” был, но давно , и, такое ощущение, что появилось несколько новых фоток по реставрации.

3 months later
75777

Добрый всем день. Решил сделать “покопийнее” колпаки колес. Хотя “колпаками” их можно назвать с натяжкой (в прямом смысле слова!)- это натянутая ткань на спицевом колесе, по форме - конус. А в снятом виде - кусок тряпки на ободе. Вот эту конструкцию и решил воспроизвести поверх своих пластиковых колес.
Задача оказалась не совсем простая. Нужно сделать достаточно тонкий обод, который поместится под отбортовкой пластикового колеса, и будет достаточно прочным, чтобы выдержать натяжение “тряпки”, которая будет из того же материала, что и обшивка крыла-Солартекс. Обод решил сделать из рейки, свитой спиралью и склеенной.

Оправка для “навивания” кольца из рейки- сделана на токарном станке. Оправка с конусом, какой должен быть на колпаке и колесе. Оправка используется для одного колпака дважды ( а колпаков - четыре, по паре на колесо) Первый раз - для навивания и просушки размоченной в воде рейки.

Второй раз- для склейки смолой заготовки кольца

и обработки кольца по торцу и по поверхности конуса.Оправка при этом насаживается на штырь, который установлен под нужным углом к неподвижно закрепленному дремелю. Рукой вращаем оправку под включенным дремелем.Предвижу вопрос, почему не на токарном станке: операция простая, а до станка дольше ехать.

Кольцо снимается через разрезание. Иначе с конуса не снять. Потом склеиваем.

Обод удерживается на колесе при помощи “байонетного соединения” образованного фанерными площадками наклееными на обод изнутри и винтами М2 вкрученными в пластиковое колесо. “Байонет” устанавливается на колесо поворотом по часовой стрелке. Количество фанерных площадок подобрано опытным путем, чтобы натяжение ткани не “отрывало” натянутый тканью обод между площадками. “Тряпочные” колпаки на тренировочных полетах буду снимать, чтобы не повредить ненароком. Мы тут на траве летаем, там может все что угодно в колеса попасть.

Отверстие для доступа к ниппелю оформил из миллиметровой фанерки. Ничего другого в голову не пришло. Солартекс хорошо клеится только к дереву

Колпаки еще не закончены, еще надо покрасить и оформить отверстия под ось колеса.

До кучи: сделал видимую часть спицевого колеса - ниппель и две спицы.


Продолжение следует (про колпаки)…

1 month later
75777

Чемпионат РФ 2018, записки участника. Балилла : «портрет в зрелом возрасте».
Объединил два момента в одном посте, так как все оказалось достаточно связано между собой. В этом году Балилла ( а это напоминаю, по истории Италии это не она, а он) принимал участие в своем третьем чемпионате и можно подытожить некоторые аспекты эксплуатации модели-копии, построенной с нуля. Я уже давно начал понимать, что постройка модели , ориентированной на соревнования, а не на фестивальные полеты с друзьями в поле имеет особые моменты , на которые надо обращать внимание уже на этапе проектирования. Иными словами в отличие от просто копии моделист должен создать «спортивный снаряд» - безотказный как трехлинейка в бою, удобный и технологичный в эксплуатации , и не вытягивающий все жилы из пилота и механика при многочисленных сборках-разборках в поле, транспортировке, на соревнованиях и тренировках. Если не соблюсти эти условия, то в конце концов бесконечная борьба с неудобствами приведет к ошибкам, фатальными для модели, либо к тому, что она будет в сердцах заброшена навсегда в кладовку. Эти же обстоятельства могут серьезно повлиять и на желание тренироваться в нужном объеме.
В этом плане «Балилла» претерпела следующие изменения в плане подготовки к ЧР 2018. Я поменял накальную систему мотора на искровую, установив блок зажигания и систему синхронизации с датчикам холла и магнитом. Но этого оказалось мало. Метанольная Сайта 220, как оказалось только в этой кубатуре, имеет недостаточно прочную фиксацию план-шайбы на конусе вала (конус того же размера, что и на 120-150-180 сериях мотора). Это приводит к периодическому проворачиванию пропеллера на валу вместе с план-шайбой. Для накального мотора это совершенно безболезненно. Для исковой конверсии кольцо с магнитом, что крепится на планшайбе это приводит с срыву синхронизации зажигания. Поэтому пришлось сделать новую планшайбу с фиксацией на валу шпонкой и вал фрезеровать (электричеством) под шпонку. Испытания дали совершенно фантастический результат. Расход метанольного топлива сократился -!барабанная дробь! - на 50-60%. Раньше мне на программу полета еле-еле хватало 0.5 л и установить бак большего объема некуда. , Теперь в баке остается около половины и можно спокойно летать программу, не экономя на заходах. Надежность работы СУ повысилась, это точно. Переделать полностью на бензин я не могу, так как краски-лаки модели не рассчитаны на него.
Менялись неоднократно растяжки. Особенно на шасси, можно сказать , это расходный материал. Хватает на сезон, перетираются и рвутся, причем та часть, что заложена в коушах. Начались проблемы с капотом. От вибрации отходит металл «жабер» от стеклопластика . Попробовал пока решить это кардинально, увеличив жесткость всего капота, проклеив углеволокном изнутри. Процесс растрескивания прекратился. Пока.
Во время тренировок в июне отказали одна за другой крыльевые сервы. Одна умерла совсем (вовремя заметил повисший элерон при рулении), вторая перестала держать ноль ( слава богу - дома). Заменил. Сервы- тоже расходный материал? Ну ладно.
Главное, что не удалось решить к соревнованиям – проблему с выкосом мотора вправо (слишком большой). Самолет из-за этого летит бочком и паскудно выполняет правый вираж. А гироскоп ему в этом помогает. Причем в прошлом году я это только заметил, а в этом году все усилилось. Почему , не понимаю. Переделывать мотокороб в выкосом уже не было времени. Это то, что помешало хорошо отлетать на ЧР2018. Судьи даже засекли как подруливаю на фигурах рудером.
Про ЧР2018. Мою модель судьи уже хорошо изучили. И на память знали все «косяки» на стенде. С одной стороны приятно, с другой… освобождалось время на поиск других «косяков». Это судьба всех копий – завсегдатаев чемпионатов. Отметили, (даже на церемонии награждения) что моя документация – лучшая. Приятно, учитывая «невыигрышность» исторических прототипов на стенде.
Лидерная группа по полетам определилась после первого же тура и осталась неизменной до конца. Туда переместился Олег Захаров на реактивном Л-29, несмотря на то , что после стенда, к моему удивлению, он был в нижней части таблицы. Но летный опыт сделал свое дело.
От Питера кроме меня был еще в линейке полукопий Андрей Смирнов с моделью конверсированного гоночного Мустанга. Мы уже второй ЧР выступаем вместе. Он поначалу огорчался своим местом внизу таблицы, но повеселел, когда после анализа выяснилось, что его полетная программа – в первой тройке по оценкам. Да и было с чего . Как только его самолет поднимался в воздух - «стадион начинал гудеть и скандировать» - его известный стиль полетов #явамдампроср@ться ((С) Андрей Смирнов)очень нравится зрителям. Даже судьи не могли его не отметить : «…спортсмен идет своим путем».
Про нововведения в Великих Луках уже написали, но я отдельно хотел бы отметить появление навеса для участников. Это очень большой плюс. Даже не совсем явно как это важно для спортсменов. Если бы его не было, программа могла быть сорвана нынешними дождями. Не накрапывающим ( от которого можно спастись зонтиком или полиэтиленом), а ливнями со шквалистым ветром, которые просто могли залить все, а мой самолет просто превратить в расклеивавшийся кусок фанеры. И убежать то не успеть. Но «бубен» Андрея Кротова сработал. Почти на 100%. Мы только к концу 3 тура (юноши) могли убедиться как работает «антидождь» нынешего ЧР. Предпоследний участник бал «накрыт» внезапным ливнем. Оперативно к нему организаторы доставили дежурный аварийный зонт (он был за зоной судей) и была команда посадить модель. Перелет был дан в конце тура.
Награждение проходило под угрозой полного залива. Нешуточная туча окружила с трех сторон. Но бубен сработал и на этот раз. Запомнилась веселая сценка: после обливания шампанским на пьедестале в зоне брызг оказалась чья-то собачка, которая после этой доли алкоголя начала непринужденно весело валяться. Народ прыснул от смеха.
Спасибо всем: организаторам и лично Андрею Кротову, судьям за комментарии после трех туров и оперативную выдачу информации. Применю шаблон ЧМ FIFA 2018 : этот чемпионат поднял планку организации на новый уровень.

Davron

Приветствую Петр, от Вашего расказа впечатление, что я сам побывал у вас на Чемпионате! Киньте в личку, пожалуйста, если не сложно ссылку на поставщика искрового прибамбаса для метанольников. И по подробнее про шпон паз, имеется ввиду электроэрозионный метод? Спасибо.

Borcha
75777:

Для исковой конверсии кольцо с магнитом, что крепится на планшайбе это приводит с срыву синхронизации зажигания. Поэтому пришлось сделать новую планшайбу с фиксацией на валу шпонкой и вал фрезеровать (электричеством) под шпонку. Испытания дали совершенно фантастический результат. Расход метанольного топлива сократился -!барабанная дробь! - на 50-60%. Раньше мне на программу полета еле-еле хватало 0.5 л и установить бак большего объема некуда. , Теперь в баке остается около половины и можно спокойно летать программу, не экономя на заходах. Надежность работы СУ повысилась, это точно.

Пётр скажите пожалуйста а тяговые характеристики остались прежними или есть явные изменения?

75777

Вроде по прежнему все осталось

12 months later
75777

Записки участника ЧР2019\ Большой Вьяс , Пензенская область

Скажу сразу, что финал участия в ЧР в этом году для меня оказался обескураживающим. Но обо всем по порядку.
Подготовка началась еще в мае, с постепенного налетывания программы, чтобы достигнуть пика формы к чемпионату. Пришлось учитывать при этом естественное старение модели и не тратить полетный ресурс понапрасну. Да, модель летает уже пятый год, участвует во всех ЧР и некоторые моменты естественного эксплуатационного износа уже видны невооруженным глазом. Были исключены из программы фигуры, не свойственные той эпохе , такие как например, срывной поворот ( хотя модель просто отменно его делала). Остановился на максимальном вовлечении вертикальных фигур, как наиболее эффектных и , в то же время, присущих прототипу. Пик тренировочного налета пришелся как раз на последнюю неделю перед ЧР.
Во Вьяс поехал традиционным маршрутом, с ночевкой в Москве. И опять с погодой так же как и 2 года назад: Питер, Москва - дожди. Как проехал Рязань ( С ее традиционной пробкой на объездной - ничего у их ремонтников в жизни не меняется !) - как попал в другую климатическую зону ! Солнце, жарко, в общем, лето.
По поводу стенда. Появился новый момент, судьи начали учитывать нюансы “усталости” модели - это как раз те эксплуатационно-возрастные износы. Самолет по стенду , как исторический прототип отчетливо по потенциальным возможностям проигрывает моделям, на которые можно найти или сделать самому фотки с оригинала, который существует “вживую”. Тем не менее после стенда я третий. После стенда сделал пару тренировочных полетов. Возможно не надо было их делать, и все сложилось бы по-другому.
Полеты. По поводу погоды . В течение двух дней полетов стояла хорошая солнечная погода с небольшими облаками периодически. Ветер. В течение двух дней как по расписанию. С раннего утра штиль. Затем усиление до порывами 7-9 мс с изменением направления от “по полосе” до “поперек полосы”. Максимум ветра - на 12-15 часов. Затем постепенное ослабление, к вечеру - штиль. Летим - первые F4C, затем гиганты, полукопии и юноши.
Летел по жеребьевке седьмым. Взлетел, ветер пофиг, гироскоп и тренировки сделали свое дело. Сделал чуть больше половины заявленного. Очередная фигура - иммельман. На выходе из бочки встает мотор. Многие говорили мне, что слышали щелчок. Сажаю с заглохшим в траву в стороне от выкошенной части. До полосы было не дотянуть из-за ветра.
Мотор в полете никогда в жизни Балиллы не останавливался. Следил я всегда на ним. Думал ну вот оно , первый раз.
Все оказалось намного печальнее. Срезало зубья шестерни кулачкового толкателя клапанов. Слабым утешением было то, что даже с недолетанной программой 1 тура, это был третий полетный результат. И я оставался на общем третьем месте.
Из участника ЧР я превратился в зрителя. Полгода подготовки вылетело в трубу. И произошло событие, на которое я никак не мог повлиять чем-то заранее. И в самый неподходящий момент- ни до ни после. Пошли глупые мысли типа " что было бы если бы…" Вспомнились те два подлета после стенда.
Ну да ладно. Это спорт, а не фестивальные полетушки. Сам этого хотел. Хотя, впрочем, и ни о чем не жалею.

Ощущения от настоящих соревнований - это совершенно особенная вещь, которая ни с чем не сравнится - “Лучше гор могут быть только горы …”

Borcha

РаспB-)редвал…неожиданно и сразу несколько зубьев.Пётр а сколько лет двигателю?наверно тяжёлый или большого диаметра пропеллер был.настал момент.косой зуб или выдержал или 1-2 сломало…прямой зуб …он такой.наверно микротрещины уже были…их так не видно.обидно…