Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски
Спасибо за ссылку!
Я “там” был, но давно , и, такое ощущение, что появилось несколько новых фоток по реставрации.
Добрый всем день. Решил сделать “покопийнее” колпаки колес. Хотя “колпаками” их можно назвать с натяжкой (в прямом смысле слова!)- это натянутая ткань на спицевом колесе, по форме - конус. А в снятом виде - кусок тряпки на ободе. Вот эту конструкцию и решил воспроизвести поверх своих пластиковых колес.
Задача оказалась не совсем простая. Нужно сделать достаточно тонкий обод, который поместится под отбортовкой пластикового колеса, и будет достаточно прочным, чтобы выдержать натяжение “тряпки”, которая будет из того же материала, что и обшивка крыла-Солартекс. Обод решил сделать из рейки, свитой спиралью и склеенной.
Оправка для “навивания” кольца из рейки- сделана на токарном станке. Оправка с конусом, какой должен быть на колпаке и колесе. Оправка используется для одного колпака дважды ( а колпаков - четыре, по паре на колесо) Первый раз - для навивания и просушки размоченной в воде рейки.
Второй раз- для склейки смолой заготовки кольца
и обработки кольца по торцу и по поверхности конуса.Оправка при этом насаживается на штырь, который установлен под нужным углом к неподвижно закрепленному дремелю. Рукой вращаем оправку под включенным дремелем.Предвижу вопрос, почему не на токарном станке: операция простая, а до станка дольше ехать.
Кольцо снимается через разрезание. Иначе с конуса не снять. Потом склеиваем.
Обод удерживается на колесе при помощи “байонетного соединения” образованного фанерными площадками наклееными на обод изнутри и винтами М2 вкрученными в пластиковое колесо. “Байонет” устанавливается на колесо поворотом по часовой стрелке. Количество фанерных площадок подобрано опытным путем, чтобы натяжение ткани не “отрывало” натянутый тканью обод между площадками. “Тряпочные” колпаки на тренировочных полетах буду снимать, чтобы не повредить ненароком. Мы тут на траве летаем, там может все что угодно в колеса попасть.
Отверстие для доступа к ниппелю оформил из миллиметровой фанерки. Ничего другого в голову не пришло. Солартекс хорошо клеится только к дереву
Колпаки еще не закончены, еще надо покрасить и оформить отверстия под ось колеса.
До кучи: сделал видимую часть спицевого колеса - ниппель и две спицы.
Чемпионат РФ 2018, записки участника. Балилла : «портрет в зрелом возрасте».
Объединил два момента в одном посте, так как все оказалось достаточно связано между собой. В этом году Балилла ( а это напоминаю, по истории Италии это не она, а он) принимал участие в своем третьем чемпионате и можно подытожить некоторые аспекты эксплуатации модели-копии, построенной с нуля. Я уже давно начал понимать, что постройка модели , ориентированной на соревнования, а не на фестивальные полеты с друзьями в поле имеет особые моменты , на которые надо обращать внимание уже на этапе проектирования. Иными словами в отличие от просто копии моделист должен создать «спортивный снаряд» - безотказный как трехлинейка в бою, удобный и технологичный в эксплуатации , и не вытягивающий все жилы из пилота и механика при многочисленных сборках-разборках в поле, транспортировке, на соревнованиях и тренировках. Если не соблюсти эти условия, то в конце концов бесконечная борьба с неудобствами приведет к ошибкам, фатальными для модели, либо к тому, что она будет в сердцах заброшена навсегда в кладовку. Эти же обстоятельства могут серьезно повлиять и на желание тренироваться в нужном объеме.
В этом плане «Балилла» претерпела следующие изменения в плане подготовки к ЧР 2018. Я поменял накальную систему мотора на искровую, установив блок зажигания и систему синхронизации с датчикам холла и магнитом. Но этого оказалось мало. Метанольная Сайта 220, как оказалось только в этой кубатуре, имеет недостаточно прочную фиксацию план-шайбы на конусе вала (конус того же размера, что и на 120-150-180 сериях мотора). Это приводит к периодическому проворачиванию пропеллера на валу вместе с план-шайбой. Для накального мотора это совершенно безболезненно. Для исковой конверсии кольцо с магнитом, что крепится на планшайбе это приводит с срыву синхронизации зажигания. Поэтому пришлось сделать новую планшайбу с фиксацией на валу шпонкой и вал фрезеровать (электричеством) под шпонку. Испытания дали совершенно фантастический результат. Расход метанольного топлива сократился -!барабанная дробь! - на 50-60%. Раньше мне на программу полета еле-еле хватало 0.5 л и установить бак большего объема некуда. , Теперь в баке остается около половины и можно спокойно летать программу, не экономя на заходах. Надежность работы СУ повысилась, это точно. Переделать полностью на бензин я не могу, так как краски-лаки модели не рассчитаны на него.
Менялись неоднократно растяжки. Особенно на шасси, можно сказать , это расходный материал. Хватает на сезон, перетираются и рвутся, причем та часть, что заложена в коушах. Начались проблемы с капотом. От вибрации отходит металл «жабер» от стеклопластика . Попробовал пока решить это кардинально, увеличив жесткость всего капота, проклеив углеволокном изнутри. Процесс растрескивания прекратился. Пока.
Во время тренировок в июне отказали одна за другой крыльевые сервы. Одна умерла совсем (вовремя заметил повисший элерон при рулении), вторая перестала держать ноль ( слава богу - дома). Заменил. Сервы- тоже расходный материал? Ну ладно.
Главное, что не удалось решить к соревнованиям – проблему с выкосом мотора вправо (слишком большой). Самолет из-за этого летит бочком и паскудно выполняет правый вираж. А гироскоп ему в этом помогает. Причем в прошлом году я это только заметил, а в этом году все усилилось. Почему , не понимаю. Переделывать мотокороб в выкосом уже не было времени. Это то, что помешало хорошо отлетать на ЧР2018. Судьи даже засекли как подруливаю на фигурах рудером.
Про ЧР2018. Мою модель судьи уже хорошо изучили. И на память знали все «косяки» на стенде. С одной стороны приятно, с другой… освобождалось время на поиск других «косяков». Это судьба всех копий – завсегдатаев чемпионатов. Отметили, (даже на церемонии награждения) что моя документация – лучшая. Приятно, учитывая «невыигрышность» исторических прототипов на стенде.
Лидерная группа по полетам определилась после первого же тура и осталась неизменной до конца. Туда переместился Олег Захаров на реактивном Л-29, несмотря на то , что после стенда, к моему удивлению, он был в нижней части таблицы. Но летный опыт сделал свое дело.
От Питера кроме меня был еще в линейке полукопий Андрей Смирнов с моделью конверсированного гоночного Мустанга. Мы уже второй ЧР выступаем вместе. Он поначалу огорчался своим местом внизу таблицы, но повеселел, когда после анализа выяснилось, что его полетная программа – в первой тройке по оценкам. Да и было с чего . Как только его самолет поднимался в воздух - «стадион начинал гудеть и скандировать» - его известный стиль полетов #явамдампроср@ться ((С) Андрей Смирнов)очень нравится зрителям. Даже судьи не могли его не отметить : «…спортсмен идет своим путем».
Про нововведения в Великих Луках уже написали, но я отдельно хотел бы отметить появление навеса для участников. Это очень большой плюс. Даже не совсем явно как это важно для спортсменов. Если бы его не было, программа могла быть сорвана нынешними дождями. Не накрапывающим ( от которого можно спастись зонтиком или полиэтиленом), а ливнями со шквалистым ветром, которые просто могли залить все, а мой самолет просто превратить в расклеивавшийся кусок фанеры. И убежать то не успеть. Но «бубен» Андрея Кротова сработал. Почти на 100%. Мы только к концу 3 тура (юноши) могли убедиться как работает «антидождь» нынешего ЧР. Предпоследний участник бал «накрыт» внезапным ливнем. Оперативно к нему организаторы доставили дежурный аварийный зонт (он был за зоной судей) и была команда посадить модель. Перелет был дан в конце тура.
Награждение проходило под угрозой полного залива. Нешуточная туча окружила с трех сторон. Но бубен сработал и на этот раз. Запомнилась веселая сценка: после обливания шампанским на пьедестале в зоне брызг оказалась чья-то собачка, которая после этой доли алкоголя начала непринужденно весело валяться. Народ прыснул от смеха.
Спасибо всем: организаторам и лично Андрею Кротову, судьям за комментарии после трех туров и оперативную выдачу информации. Применю шаблон ЧМ FIFA 2018 : этот чемпионат поднял планку организации на новый уровень.
Приветствую Петр, от Вашего расказа впечатление, что я сам побывал у вас на Чемпионате! Киньте в личку, пожалуйста, если не сложно ссылку на поставщика искрового прибамбаса для метанольников. И по подробнее про шпон паз, имеется ввиду электроэрозионный метод? Спасибо.
Для исковой конверсии кольцо с магнитом, что крепится на планшайбе это приводит с срыву синхронизации зажигания. Поэтому пришлось сделать новую планшайбу с фиксацией на валу шпонкой и вал фрезеровать (электричеством) под шпонку. Испытания дали совершенно фантастический результат. Расход метанольного топлива сократился -!барабанная дробь! - на 50-60%. Раньше мне на программу полета еле-еле хватало 0.5 л и установить бак большего объема некуда. , Теперь в баке остается около половины и можно спокойно летать программу, не экономя на заходах. Надежность работы СУ повысилась, это точно.
Пётр скажите пожалуйста а тяговые характеристики остались прежними или есть явные изменения?
Вроде по прежнему все осталось
Записки участника ЧР2019\ Большой Вьяс , Пензенская область
Скажу сразу, что финал участия в ЧР в этом году для меня оказался обескураживающим. Но обо всем по порядку.
Подготовка началась еще в мае, с постепенного налетывания программы, чтобы достигнуть пика формы к чемпионату. Пришлось учитывать при этом естественное старение модели и не тратить полетный ресурс понапрасну. Да, модель летает уже пятый год, участвует во всех ЧР и некоторые моменты естественного эксплуатационного износа уже видны невооруженным глазом. Были исключены из программы фигуры, не свойственные той эпохе , такие как например, срывной поворот ( хотя модель просто отменно его делала). Остановился на максимальном вовлечении вертикальных фигур, как наиболее эффектных и , в то же время, присущих прототипу. Пик тренировочного налета пришелся как раз на последнюю неделю перед ЧР.
Во Вьяс поехал традиционным маршрутом, с ночевкой в Москве. И опять с погодой так же как и 2 года назад: Питер, Москва - дожди. Как проехал Рязань ( С ее традиционной пробкой на объездной - ничего у их ремонтников в жизни не меняется !) - как попал в другую климатическую зону ! Солнце, жарко, в общем, лето.
По поводу стенда. Появился новый момент, судьи начали учитывать нюансы “усталости” модели - это как раз те эксплуатационно-возрастные износы. Самолет по стенду , как исторический прототип отчетливо по потенциальным возможностям проигрывает моделям, на которые можно найти или сделать самому фотки с оригинала, который существует “вживую”. Тем не менее после стенда я третий. После стенда сделал пару тренировочных полетов. Возможно не надо было их делать, и все сложилось бы по-другому.
Полеты. По поводу погоды . В течение двух дней полетов стояла хорошая солнечная погода с небольшими облаками периодически. Ветер. В течение двух дней как по расписанию. С раннего утра штиль. Затем усиление до порывами 7-9 мс с изменением направления от “по полосе” до “поперек полосы”. Максимум ветра - на 12-15 часов. Затем постепенное ослабление, к вечеру - штиль. Летим - первые F4C, затем гиганты, полукопии и юноши.
Летел по жеребьевке седьмым. Взлетел, ветер пофиг, гироскоп и тренировки сделали свое дело. Сделал чуть больше половины заявленного. Очередная фигура - иммельман. На выходе из бочки встает мотор. Многие говорили мне, что слышали щелчок. Сажаю с заглохшим в траву в стороне от выкошенной части. До полосы было не дотянуть из-за ветра.
Мотор в полете никогда в жизни Балиллы не останавливался. Следил я всегда на ним. Думал ну вот оно , первый раз.
Все оказалось намного печальнее. Срезало зубья шестерни кулачкового толкателя клапанов. Слабым утешением было то, что даже с недолетанной программой 1 тура, это был третий полетный результат. И я оставался на общем третьем месте.
Из участника ЧР я превратился в зрителя. Полгода подготовки вылетело в трубу. И произошло событие, на которое я никак не мог повлиять чем-то заранее. И в самый неподходящий момент- ни до ни после. Пошли глупые мысли типа " что было бы если бы…" Вспомнились те два подлета после стенда.
Ну да ладно. Это спорт, а не фестивальные полетушки. Сам этого хотел. Хотя, впрочем, и ни о чем не жалею.
Ощущения от настоящих соревнований - это совершенно особенная вещь, которая ни с чем не сравнится - “Лучше гор могут быть только горы …”
РаспB-)редвал…неожиданно и сразу несколько зубьев.Пётр а сколько лет двигателю?наверно тяжёлый или большого диаметра пропеллер был.настал момент.косой зуб или выдержал или 1-2 сломало…прямой зуб …он такой.наверно микротрещины уже были…их так не видно.обидно…
Распредвал…неожиданно и сразу несколько зубьев.Пётр а сколько лет двигателю?наверно тяжёлый или большого диаметра пропеллер был.настал момент.косой зуб или выдержал или 1-2 сломало…прямой зуб …он такой.наверно микротрещины уже были…их так не видно.обидно…
Двигатель эксплуатируется года четыре. На этот счет мне уже давали версию, что могло быть причиной - не плавный ход клапанов. Но если бы это из-за клапанов, то зубья должны были вылететь в другом секторе, где возникает давление от пружин клапанов. А так этот сектор не в зоне напряжения.
japan rc engins-здесь посмотрите(не реклама)rc.japan.net
Только rcjapan.net
Да, обидно конечно…Хотя отрицательный результат, тоже результат. Думаю у Вас хватит запала на следующий чемпионат))) Успехов!
Разобрал мотор полностью. Извлек обломки зубов. Исследовал каждый под сильным увеличением. Обнаружил на паре зубов есть нештатный износ в виде спиленной сверху-сбоку поверхности зуба. Поэтому делаю вывод о том, что в процессе эксплуатации произошла постепенная трансформация эвольвенты поверхности этих зубов , что привело к изменению плавности поверхности зацепления и , соответственно, возникновению нештатной ,все лавинно увеличивающейся по мере износа нагрузки, что в конечном итоге привело к сносу этих зубов. Остальные выпавшие зубы были снесены просто из-за нарушившейся фазности зубчатого зацепления и инерции вращающегося вала мотора. Почему возник первичный неравномерный износ остается загадкой. Скорее всего брак самой детали - неравномерность структуры материала.
Петр приветствую Вас. Досадно. А не могла ли в процессе эксплуатации откурутиться крышечка, та которая удерживает распред. Был аналогичный случай с электроинструментом. Зуб зашел на зуб в итоге спилило почти 1/3 зубчатого венца. Когда разбирали не заметили затяжку этой крышечки? Потому как вышеизложенный Вами вариант, отразился бы на газораспределении, что Вы вряд ли бы не заметили.
А не могла ли в процессе эксплуатации откурутиться крышечка, та которая удерживает распред.
хорошо.один из вариантов!
етр приветствую Вас. Досадно. А не могла ли в процессе эксплуатации откурутиться крышечка
Да нет, Даврон. Это первое, что я проверил.
Володя, Света, спасибо большое, Вы и авиамоделисты, и видооператоры, и музыканты и оранжировщики. Говорите Питер - культрная столица? Самара рулит!
Обнаружил на паре зубов есть нештатный износ в виде спиленной сверху-сбоку поверхности зуба. Поэтому делаю вывод о том, что в процессе эксплуатации произошла постепенная трансформация эвольвенты поверхности этих зубов ,
Пётр а на фото он выглядит сухим.протирали?
Пётр а на фото он выглядит сухим.протирали?
Естественно. Еще появились соображения насчет этого случая. Скорее всего выпал вначале один зуб. Конфигурация сопряжения шестерни и вала такова, что зацепление при этом не теряется полностью, но сопряжение зубчатой пары таково, что начинается спиливание верха зубьев ,находящихся рядом с выпавшим зубом. И так до тех пор, пока совсем все не сломается.
А еще Олег Захаров ( а он по материаловедению большой авторитет!) про это все сказал, что, возможно, из-за длительного воздействия нитрометана , который проникает через структуру металла и корродирование идет не только снаружи (это видимая глазу поверхностная ржавчина), но и по всему объему внутри детали, постепенно ослабляя ее везде. А данная деталь вообще находится в достаточно замкнутом пространстве, поэтому все промывки после полетов в наименьшей степени "добираются " сюда.
Петр приветствую! Позвольте поинтересоваться как решили проблему с ,пламенным, мотором.Отремонтировали? Приобрели другой?