Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски
Записки участника ЧР2019\ Большой Вьяс , Пензенская область
Скажу сразу, что финал участия в ЧР в этом году для меня оказался обескураживающим. Но обо всем по порядку.
Подготовка началась еще в мае, с постепенного налетывания программы, чтобы достигнуть пика формы к чемпионату. Пришлось учитывать при этом естественное старение модели и не тратить полетный ресурс понапрасну. Да, модель летает уже пятый год, участвует во всех ЧР и некоторые моменты естественного эксплуатационного износа уже видны невооруженным глазом. Были исключены из программы фигуры, не свойственные той эпохе , такие как например, срывной поворот ( хотя модель просто отменно его делала). Остановился на максимальном вовлечении вертикальных фигур, как наиболее эффектных и , в то же время, присущих прототипу. Пик тренировочного налета пришелся как раз на последнюю неделю перед ЧР.
Во Вьяс поехал традиционным маршрутом, с ночевкой в Москве. И опять с погодой так же как и 2 года назад: Питер, Москва - дожди. Как проехал Рязань ( С ее традиционной пробкой на объездной - ничего у их ремонтников в жизни не меняется !) - как попал в другую климатическую зону ! Солнце, жарко, в общем, лето.
По поводу стенда. Появился новый момент, судьи начали учитывать нюансы “усталости” модели - это как раз те эксплуатационно-возрастные износы. Самолет по стенду , как исторический прототип отчетливо по потенциальным возможностям проигрывает моделям, на которые можно найти или сделать самому фотки с оригинала, который существует “вживую”. Тем не менее после стенда я третий. После стенда сделал пару тренировочных полетов. Возможно не надо было их делать, и все сложилось бы по-другому.
Полеты. По поводу погоды . В течение двух дней полетов стояла хорошая солнечная погода с небольшими облаками периодически. Ветер. В течение двух дней как по расписанию. С раннего утра штиль. Затем усиление до порывами 7-9 мс с изменением направления от “по полосе” до “поперек полосы”. Максимум ветра - на 12-15 часов. Затем постепенное ослабление, к вечеру - штиль. Летим - первые F4C, затем гиганты, полукопии и юноши.
Летел по жеребьевке седьмым. Взлетел, ветер пофиг, гироскоп и тренировки сделали свое дело. Сделал чуть больше половины заявленного. Очередная фигура - иммельман. На выходе из бочки встает мотор. Многие говорили мне, что слышали щелчок. Сажаю с заглохшим в траву в стороне от выкошенной части. До полосы было не дотянуть из-за ветра.
Мотор в полете никогда в жизни Балиллы не останавливался. Следил я всегда на ним. Думал ну вот оно , первый раз.
Все оказалось намного печальнее. Срезало зубья шестерни кулачкового толкателя клапанов. Слабым утешением было то, что даже с недолетанной программой 1 тура, это был третий полетный результат. И я оставался на общем третьем месте.
Из участника ЧР я превратился в зрителя. Полгода подготовки вылетело в трубу. И произошло событие, на которое я никак не мог повлиять чем-то заранее. И в самый неподходящий момент- ни до ни после. Пошли глупые мысли типа " что было бы если бы…" Вспомнились те два подлета после стенда.
Ну да ладно. Это спорт, а не фестивальные полетушки. Сам этого хотел. Хотя, впрочем, и ни о чем не жалею.
Ощущения от настоящих соревнований - это совершенно особенная вещь, которая ни с чем не сравнится - “Лучше гор могут быть только горы …”
РаспB-)редвал…неожиданно и сразу несколько зубьев.Пётр а сколько лет двигателю?наверно тяжёлый или большого диаметра пропеллер был.настал момент.косой зуб или выдержал или 1-2 сломало…прямой зуб …он такой.наверно микротрещины уже были…их так не видно.обидно…
Распредвал…неожиданно и сразу несколько зубьев.Пётр а сколько лет двигателю?наверно тяжёлый или большого диаметра пропеллер был.настал момент.косой зуб или выдержал или 1-2 сломало…прямой зуб …он такой.наверно микротрещины уже были…их так не видно.обидно…
Двигатель эксплуатируется года четыре. На этот счет мне уже давали версию, что могло быть причиной - не плавный ход клапанов. Но если бы это из-за клапанов, то зубья должны были вылететь в другом секторе, где возникает давление от пружин клапанов. А так этот сектор не в зоне напряжения.
japan rc engins-здесь посмотрите(не реклама)rc.japan.net
Только rcjapan.net
Да, обидно конечно…Хотя отрицательный результат, тоже результат. Думаю у Вас хватит запала на следующий чемпионат))) Успехов!
Разобрал мотор полностью. Извлек обломки зубов. Исследовал каждый под сильным увеличением. Обнаружил на паре зубов есть нештатный износ в виде спиленной сверху-сбоку поверхности зуба. Поэтому делаю вывод о том, что в процессе эксплуатации произошла постепенная трансформация эвольвенты поверхности этих зубов , что привело к изменению плавности поверхности зацепления и , соответственно, возникновению нештатной ,все лавинно увеличивающейся по мере износа нагрузки, что в конечном итоге привело к сносу этих зубов. Остальные выпавшие зубы были снесены просто из-за нарушившейся фазности зубчатого зацепления и инерции вращающегося вала мотора. Почему возник первичный неравномерный износ остается загадкой. Скорее всего брак самой детали - неравномерность структуры материала.
Петр приветствую Вас. Досадно. А не могла ли в процессе эксплуатации откурутиться крышечка, та которая удерживает распред. Был аналогичный случай с электроинструментом. Зуб зашел на зуб в итоге спилило почти 1/3 зубчатого венца. Когда разбирали не заметили затяжку этой крышечки? Потому как вышеизложенный Вами вариант, отразился бы на газораспределении, что Вы вряд ли бы не заметили.
А не могла ли в процессе эксплуатации откурутиться крышечка, та которая удерживает распред.
хорошо.один из вариантов!
етр приветствую Вас. Досадно. А не могла ли в процессе эксплуатации откурутиться крышечка
Да нет, Даврон. Это первое, что я проверил.
Володя, Света, спасибо большое, Вы и авиамоделисты, и видооператоры, и музыканты и оранжировщики. Говорите Питер - культрная столица? Самара рулит!
Обнаружил на паре зубов есть нештатный износ в виде спиленной сверху-сбоку поверхности зуба. Поэтому делаю вывод о том, что в процессе эксплуатации произошла постепенная трансформация эвольвенты поверхности этих зубов ,
Пётр а на фото он выглядит сухим.протирали?
Пётр а на фото он выглядит сухим.протирали?
Естественно. Еще появились соображения насчет этого случая. Скорее всего выпал вначале один зуб. Конфигурация сопряжения шестерни и вала такова, что зацепление при этом не теряется полностью, но сопряжение зубчатой пары таково, что начинается спиливание верха зубьев ,находящихся рядом с выпавшим зубом. И так до тех пор, пока совсем все не сломается.
А еще Олег Захаров ( а он по материаловедению большой авторитет!) про это все сказал, что, возможно, из-за длительного воздействия нитрометана , который проникает через структуру металла и корродирование идет не только снаружи (это видимая глазу поверхностная ржавчина), но и по всему объему внутри детали, постепенно ослабляя ее везде. А данная деталь вообще находится в достаточно замкнутом пространстве, поэтому все промывки после полетов в наименьшей степени "добираются " сюда.
Петр приветствую! Позвольте поинтересоваться как решили проблему с ,пламенным, мотором.Отремонтировали? Приобрели другой?
Алексей, приветствую.
Отремонтировал. Там шестерною с кулачками новую купил. Слабое место. У меня 4 сайты - уже две таких детали поменял.
новую купил
Да, в Питере сделать уже некому.
А смысл? Новая оригинал стоит 2300. Склад в Москве.
Добрый всем день. Тема вот-вот упадет в разряд закрытых, сообщений давно не было.Надо ее приподнять.
В прошлом году модель не летала. В этом году - подготовка к ЧР , хотелось бы сюда написать небольшой отчет об этом. На данный момент готовлюсь к выезду, в ходе подготовки выявилось некоторые моменты, связанные уже со “старением модели”, о которых напишу позже. По последней проблеме (выход из строя зубчатой шестерни) - причина так и не была выявлена явным образом. Ход клапанов проверил, все элементы завязанные на это прочищены. Ну , в общем, будущее покажет.
До встречи во Вьясе!