Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски

AirMax

А я и не знал, что SVA были у нас… Спасибо, Петр!

75777
AirMax:

А я и не знал, что SVA были у нас

“Есть много друг Горацио на свете, чего не снилось нашим мудрецам …” (С) В. Шекспир.
Максим, а у нас много чего было забугорного. Еще предстоит найти документы( в подтверждение слов очевидцам), например об эксплуатации в наших ВВС японских Zero!
Искать по архивам- интереснейшее дело! Времени только очень много надо. Проспонсировал бы кто…

75777

Установку крыльев начну с центральной части верхнего крыла. На прототипе она устанавливается на четыре стойки, крепящиеся к фюзеляжу. Геометрию этой конструкции удерживают шесть растяжек (по паре с каждого боку и две спереди). На лонжероны центральной части установлено четыре металлических узла крепления стоек. Каждый узел выполнен из листового металла и как бы “обнимает” лонжерон. На этих узлах кроме стоечных имеются “уши” для болтов вышеупоянутых растяжек плюс еще для четырех крыльевых растяжек . На узел переднего лонжерона натягиваются три растяжки, на задний - две.
Решил практически повторить эту конструкцию. За исключением того, что на прототипе узлы крепятся болтами к лонжеронам, я же приклею на смоле.
Узлы сделал из листового дюралюминия Д-16Т.

Пришлось немного помучиться. Пару изделий запорол. Тщательнее надо было отжигать перед гибкой, иначе ломаются

крепление переднего узла

Задний узел

Центроплан

AirMax

Не за горами и у меня эта стадия. Как подумаю сколько железа перепилить прийдется, зажмуриваюсь. Про непосредственно установку крыльев прошу, если не будет секретом, подробные фото.

75777
AirMax:

если не будет секретом, подробные фото.

Максим, никакого секрета нет😁. Буду выкладывать фотки.
План такой. Следующим этапом здесь- изготовление стоек “верхнего центроплана”. Пока планирую из проволоки типа ОВС с зашивкой внутрь в алюминиевый каплевидный профиль. Почему так - из того, что есть в наличии. Искать что-то другое нет желания и времени. Сам профиль тонкостенный и мягкий, поэтому без дополнительного усиления не пойдет. Прикинул - стойки центроплана воспринимают почти все аэродинамические и весовые нагрузки модели. А узлы крепления и болты, если делать копийно - совсем небольшие. У меня будут диаметра 2.5 мм (без резьбы). Делать все это надо максимально без люфтов, иначе дюраль по стали долго не проживет от вибрации. Здесь возникает задача соосно, с нужным углом, плотно без люфтов сделать отверстия под болты в стойках. Этим сейчас и занимаюсь. Затем из реек поставлю стапель вокруг фюза, чтобы положить в него центроплан в нужном месте и под нужным углом. И затем , вперед, - спокойно :)подгонять эти четыре стойки.

Узел центроплана будет условно разборным. Т.е. разобрать его можно будет, но очень долго и не в поле. Для транспортировки будут сниматься консоли верхнего крыла и нижние крылья. Для этого тандеры раскручиваться не будут, а выниматься болты , которыми крепятся “серьги” крыльевых растяжек. Это так вкратце. Про разборку - сборку.

Крылья будут собираться на карбоновых трубах, которые еще не установил. Трубы- для удобства сборки- разборки только (вставить крылья на земле - чтобы не падали-держались, пока растяжки ставиться будут). Полетные нагрузки на бипланную коробку они держать не будут-это функция для растяжек.
Вот пока так😵

AirMax

Спасибо за полный ответ, Петр!
Будет интересно посмотреть, когда все получится! А еще интереснее, при условии нормального полета Вашего и моего самолета, полетать вместе. Масштабы у нас совпадают, так что хороший “Летающий цирк” получился бы. Ну это так, мечты.

75777
AirMax:

полетать вместе

К ЧР успеть бы. Вот в Луках и слетаем:)

75777
AirMax:

я тоже боюсь не успеть…

Я решил для себя что важнее поучаствовать в ЧР, пусть ради этого придется пожертвовать:( тем, что не успею сделать какие-то мелочи, без которых можно летать. Самое главное успеть отладить модель в “летное состояние”.

AirMax

Я пока что исповедую принцип “сейчас или никогда”, но это пока…

75777
75777:

Затем из реек поставлю стапель вокруг фюз

Собрал временный стапель на фюзеляже

Идея заключается в том, чтобы вложить в стапель центроплан верхнего крыла, который бы надежно ( без люфтов и гибких деформаций) занял бы свое пространственное положение относительно строительной оси модели с запланированным углом атаки и без каких-либо перекосов.

Теперь можно спокойно сделать и подогнать стойки крепления центроплана на фюзеляже. А также сразу установить шесть копийных растяжек, которые зафиксируют в пространстве эту конструкцию.
При изготовлении стапеля пришлось собрать на полу все крыло целиком, чтобы как можно точнее выставить перпендикулярность крыла оси фюзеляжа, произведя замеры по “диагоналям”:

AirMax

Спасибо, Петр!
Возможно позаимствую у Вас идею. Скажите, какие установочные углы применены на модели?

75777
AirMax:

Скажите, какие установочные углы применены на модели?

Максим, по установке крыльев было много дум. Здесь нельзя отдельно рессматривать крыло как таковое, а только в связке с профилем крыльев и углами установки стаба и двигателя ( по вертикали). У меня стаб - 0 , двигатель- -3\-4. Решил верхнее крыло - 0, нижнее где-то +1, точно еще не определился. Дело в том , что на прототипе оба крыла стоят в + , особенно нижнее, что создает определенные проблемы по копийности в плане видимых сопряжений нижнего крыла и фюзеляжа.

AirMax

Спасибо, Петр!
Мысли наши, как и прототипы, сошлись. Только оба крыла у меня в плюсе. Значения не помню. Проектировал давно, не записал, проверять по чертежу бессмысленно.

75777

Максим, по поводу углов. Может будет интересно. К прошлому лету я собрал биплан, что называется, “из того что было”. Как бы модель -аналог Балиллы. С более- менее схожими техническими характеристиками. Тренироваться чтобы на чем было для копии. И получить опыт по отладке геометрии биплана. По размерам схожий, по весу и с тем же мотором (заодно мотор обкатать-облетать).

Профиль верхнего крыла - несимметричный плоско-выпуклый (какой точно не знаю, крыло мне в дар досталось давно), нижнее - от тренера 40 размера, профиль плоско-выпуклый типа Clark Y. Фюз и стаб был от третьей модели(модель получила ник “три в одном флаконе”😃) Установил все плоскости углы в 0. Двигатель в -3 где-то. После облетов немного еще опустил ось двигателя. До тех пор пока полет по прямой не стал при нуле РВ. Ну так и летал все лето. Привыкал к бипланным повадкамB-)

AirMax

Веселая история! Удивительно, что это все полетело! А мы тут про 2-3 градуса толкуем! Ваш пример вселяет в меня оптимизм.

75777
AirMax:

А мы тут про 2-3 градуса толкуем

Практически на всех бипланах такие углы стоят. Вот тут толково расписано, почему
www.avmodels.ru/models/useful/biplan.html
К моделям это можно не применять. Это фишка большой авиации. Чтобы улучшить обзор пилоту. В модельной авиации ( с несущими профилями) , чтобы самолет не “вспухал” при даче газа, ось двигателя опускают вниз. В большой авиации ось двигателя, как правило, параллельна строительной оси самолета. При положительных углах у крыльев самолет летит, как бы “наконившись вперед” фюзеляжем (опустив нос), что улучшает обзор пилоту- т.е. происходит то, что в моделях реализуется опусканием оси мотора. Ну и еще на нижнем крыле увеличивают угол относительно верхнего, т.к. нижнее крыло находится в слегка “скошенном” потоке от профиля верхнего крыла. Эта “скошенность” тем больше, чем больше вынос вперед верхнего крыла относительно нижнего. У Балиллы вынос нулевой, поэтому эта поправка на модели будет просто ничтожна. Пусть меня поправят, если что не так изложил.😃

75777

Процесс изготовления стоек центроплана верхнего крыла.
Решил алюминиевый профиль не использовать. Прикинул, слишком трудоемко получится. Применил “классическую” деревянно- проволочную технологию для этих деталек

проволоку 3 мм ОВС “постучал на наковальне” - расплющил ушки под отверстия болтов крепления. В буковых заготовках дремелем пропилил пазы под проволоку. “Одел” проволоку в деревянную “одежку”

Спрофилировал стойки по нужной форме. Овальная центральная часть переходит в прямоугольную в месте узла крепления крыла

Покрыл стеклом

75777

Начал монтаж центроплана верхнего крыла. Весь процесс идет в стапеле



На модели вехние крепления полностью совпадают с конструкцией прототипа. Нижние - имитация. На прототипе стойки центроплана внизу вставляются в металлические, “каплевидные” в сечении, узлы, которые крепятся к деревянной раме (стрингерами их не назовешь!) фюзеляжа. Вот тут эти узлы (над двумя алюминиевыми накладками) без стоек:

Конструктивно на узлах находятся “уши” для установки растяжек. На модели эти узлы-декоративные (сделал из листовой латуни, наклеил на стойки), стойки будут крепиться в усиления, которые еще предстоит вклеить в фюз. Это следующий этап.

22 days later
75777

Пока делал стойки, параллельно пытался решить проблему с киперными лентами. Перечитал тут на форуме всю информацию.
Искал в инете ножницы типа “зигзаг” (портновские), которыми можно резать зубцы. Беда оказалась в том, что стандартными режется крупные (около 5мм) зубья. Для моего масштаба это очень много. Да еще, к тому же, относительно всех остальных самолетов той эпохи, зуб киперных лент Балиллы заметно меньше. Итальянская, понимаешь, специфика. А тут еще вторая проблема, Никто из продавцов не дает информацию по размерам зубов “зигзага”. Длина ножниц- пожалуйста, госты по котрым сделаны - нет проблем! А размер зуба никто не знает. Такие вот продавцы у нас. Почти решился заказать готовые киперные ленты с источников, которые на которые здесь море ссылок. Пока не наткнулся случайно на рекламу - один сайт - продают ножницы “зигзаг”- мелкий ". (И у них же и "крупный " есть.) Ага. На фотках (а они на всех сайтах мутные) вроде действительно разный зуб. Была -не была - заказал мелкий. Поскольку стоят недешево (около 1100р) решил вскрыть и проверить при получении до оплаты. Если не то-😝 отказаться от покупки. И о чудо - оказалось то, что надо:

Катет треугольника зуба 2 мм. Уже почти то, что надо. Но на Балилле помельче должно быть. Режем сторону в два прохода, сместив зубья на “половину волны”. Немного ловкости рук и - вуаля:) - получаем то, что надо! -

Немного отточить технологию - и вперед! Материал (Solartex) для обтяжки - уже лежит в шкафу. Ждет часа. Все лучше иметь инструмент:), чем заказывать из-за бугра нарезанные ленты, которых может нехватить, или для ремонта (😮 ) вдруг понадобиться, да вообще, мало ли что…

…Начал делать мелочевку для растяжек. Коуши для тросов. Сделал из латунной трубки.

fram

Здравствуйте, Петр! С восхищением и волнением наблюдаю за постройкой “Балиллы”. Вашей и Максима. С итальянской манерой строительства самолетов знаком не по-наслышке - сам строю Fiat C.R.32 “Chirri”. Пишу, узнав о Вашем решении резать киперные ленты вручную. Хочу Вас отговорить от этой затеи. Если есть в запасе неделя изнуряющего, низкоэффективного труда, тогда извольте.

Лучше всего заказать в рекламном агентстве порезку этих лент из матового оракала (соответствующей рассцветки), или порезать ножем (вместо лазера иногда используется спец. нож) на плоттере ваш солартекс.

Для имитации швов на Ньюпоре в теме А НЕ ПОСТРОИТЬ ЛИ НАМ МОДЕЛЬ -КОПИЮ? использовались предварительно наклеенная на ткань и порезанная вместе с тканью нитка. Поверху основная лента.

У “Сверчка” вообще продольные швы. Сначала наклеил их (тоже из оракала), а потом и основные поверху.. Только на наклейку киперных лент из оракала на поверхности Г-25 потратил двенадцать часов. Если надумаете делать иначе - примите мои глубочайшие соболезнования 😃

И, вроде Яблоков тоже использовал оракал…