Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски
А я и не знал, что SVA были у нас… Спасибо, Петр!
А я и не знал, что SVA были у нас
“Есть много друг Горацио на свете, чего не снилось нашим мудрецам …” (С) В. Шекспир.
Максим, а у нас много чего было забугорного. Еще предстоит найти документы( в подтверждение слов очевидцам), например об эксплуатации в наших ВВС японских Zero!
Искать по архивам- интереснейшее дело! Времени только очень много надо. Проспонсировал бы кто…
Установку крыльев начну с центральной части верхнего крыла. На прототипе она устанавливается на четыре стойки, крепящиеся к фюзеляжу. Геометрию этой конструкции удерживают шесть растяжек (по паре с каждого боку и две спереди). На лонжероны центральной части установлено четыре металлических узла крепления стоек. Каждый узел выполнен из листового металла и как бы “обнимает” лонжерон. На этих узлах кроме стоечных имеются “уши” для болтов вышеупоянутых растяжек плюс еще для четырех крыльевых растяжек . На узел переднего лонжерона натягиваются три растяжки, на задний - две.
Решил практически повторить эту конструкцию. За исключением того, что на прототипе узлы крепятся болтами к лонжеронам, я же приклею на смоле.
Узлы сделал из листового дюралюминия Д-16Т.
Пришлось немного помучиться. Пару изделий запорол. Тщательнее надо было отжигать перед гибкой, иначе ломаются
крепление переднего узла
Задний узел
Центроплан
Не за горами и у меня эта стадия. Как подумаю сколько железа перепилить прийдется, зажмуриваюсь. Про непосредственно установку крыльев прошу, если не будет секретом, подробные фото.
если не будет секретом, подробные фото.
Максим, никакого секрета нет😁. Буду выкладывать фотки.
План такой. Следующим этапом здесь- изготовление стоек “верхнего центроплана”. Пока планирую из проволоки типа ОВС с зашивкой внутрь в алюминиевый каплевидный профиль. Почему так - из того, что есть в наличии. Искать что-то другое нет желания и времени. Сам профиль тонкостенный и мягкий, поэтому без дополнительного усиления не пойдет. Прикинул - стойки центроплана воспринимают почти все аэродинамические и весовые нагрузки модели. А узлы крепления и болты, если делать копийно - совсем небольшие. У меня будут диаметра 2.5 мм (без резьбы). Делать все это надо максимально без люфтов, иначе дюраль по стали долго не проживет от вибрации. Здесь возникает задача соосно, с нужным углом, плотно без люфтов сделать отверстия под болты в стойках. Этим сейчас и занимаюсь. Затем из реек поставлю стапель вокруг фюза, чтобы положить в него центроплан в нужном месте и под нужным углом. И затем , вперед, - спокойно :)подгонять эти четыре стойки.
Узел центроплана будет условно разборным. Т.е. разобрать его можно будет, но очень долго и не в поле. Для транспортировки будут сниматься консоли верхнего крыла и нижние крылья. Для этого тандеры раскручиваться не будут, а выниматься болты , которыми крепятся “серьги” крыльевых растяжек. Это так вкратце. Про разборку - сборку.
Крылья будут собираться на карбоновых трубах, которые еще не установил. Трубы- для удобства сборки- разборки только (вставить крылья на земле - чтобы не падали-держались, пока растяжки ставиться будут). Полетные нагрузки на бипланную коробку они держать не будут-это функция для растяжек.
Вот пока так😵
Спасибо за полный ответ, Петр!
Будет интересно посмотреть, когда все получится! А еще интереснее, при условии нормального полета Вашего и моего самолета, полетать вместе. Масштабы у нас совпадают, так что хороший “Летающий цирк” получился бы. Ну это так, мечты.
полетать вместе
К ЧР успеть бы. Вот в Луках и слетаем:)
Да, я тоже боюсь не успеть…
я тоже боюсь не успеть…
Я решил для себя что важнее поучаствовать в ЧР, пусть ради этого придется пожертвовать:( тем, что не успею сделать какие-то мелочи, без которых можно летать. Самое главное успеть отладить модель в “летное состояние”.
Я пока что исповедую принцип “сейчас или никогда”, но это пока…
Затем из реек поставлю стапель вокруг фюз
Собрал временный стапель на фюзеляже
Идея заключается в том, чтобы вложить в стапель центроплан верхнего крыла, который бы надежно ( без люфтов и гибких деформаций) занял бы свое пространственное положение относительно строительной оси модели с запланированным углом атаки и без каких-либо перекосов.
Теперь можно спокойно сделать и подогнать стойки крепления центроплана на фюзеляже. А также сразу установить шесть копийных растяжек, которые зафиксируют в пространстве эту конструкцию.
При изготовлении стапеля пришлось собрать на полу все крыло целиком, чтобы как можно точнее выставить перпендикулярность крыла оси фюзеляжа, произведя замеры по “диагоналям”:
Спасибо, Петр!
Возможно позаимствую у Вас идею. Скажите, какие установочные углы применены на модели?
Скажите, какие установочные углы применены на модели?
Максим, по установке крыльев было много дум. Здесь нельзя отдельно рессматривать крыло как таковое, а только в связке с профилем крыльев и углами установки стаба и двигателя ( по вертикали). У меня стаб - 0 , двигатель- -3\-4. Решил верхнее крыло - 0, нижнее где-то +1, точно еще не определился. Дело в том , что на прототипе оба крыла стоят в + , особенно нижнее, что создает определенные проблемы по копийности в плане видимых сопряжений нижнего крыла и фюзеляжа.
Спасибо, Петр!
Мысли наши, как и прототипы, сошлись. Только оба крыла у меня в плюсе. Значения не помню. Проектировал давно, не записал, проверять по чертежу бессмысленно.
Максим, по поводу углов. Может будет интересно. К прошлому лету я собрал биплан, что называется, “из того что было”. Как бы модель -аналог Балиллы. С более- менее схожими техническими характеристиками. Тренироваться чтобы на чем было для копии. И получить опыт по отладке геометрии биплана. По размерам схожий, по весу и с тем же мотором (заодно мотор обкатать-облетать).
Профиль верхнего крыла - несимметричный плоско-выпуклый (какой точно не знаю, крыло мне в дар досталось давно), нижнее - от тренера 40 размера, профиль плоско-выпуклый типа Clark Y. Фюз и стаб был от третьей модели(модель получила ник “три в одном флаконе”😃) Установил все плоскости углы в 0. Двигатель в -3 где-то. После облетов немного еще опустил ось двигателя. До тех пор пока полет по прямой не стал при нуле РВ. Ну так и летал все лето. Привыкал к бипланным повадкамB-)
Веселая история! Удивительно, что это все полетело! А мы тут про 2-3 градуса толкуем! Ваш пример вселяет в меня оптимизм.
А мы тут про 2-3 градуса толкуем
Практически на всех бипланах такие углы стоят. Вот тут толково расписано, почему
www.avmodels.ru/models/useful/biplan.html
К моделям это можно не применять. Это фишка большой авиации. Чтобы улучшить обзор пилоту. В модельной авиации ( с несущими профилями) , чтобы самолет не “вспухал” при даче газа, ось двигателя опускают вниз. В большой авиации ось двигателя, как правило, параллельна строительной оси самолета. При положительных углах у крыльев самолет летит, как бы “наконившись вперед” фюзеляжем (опустив нос), что улучшает обзор пилоту- т.е. происходит то, что в моделях реализуется опусканием оси мотора. Ну и еще на нижнем крыле увеличивают угол относительно верхнего, т.к. нижнее крыло находится в слегка “скошенном” потоке от профиля верхнего крыла. Эта “скошенность” тем больше, чем больше вынос вперед верхнего крыла относительно нижнего. У Балиллы вынос нулевой, поэтому эта поправка на модели будет просто ничтожна. Пусть меня поправят, если что не так изложил.😃
Процесс изготовления стоек центроплана верхнего крыла.
Решил алюминиевый профиль не использовать. Прикинул, слишком трудоемко получится. Применил “классическую” деревянно- проволочную технологию для этих деталек
проволоку 3 мм ОВС “постучал на наковальне” - расплющил ушки под отверстия болтов крепления. В буковых заготовках дремелем пропилил пазы под проволоку. “Одел” проволоку в деревянную “одежку”
Спрофилировал стойки по нужной форме. Овальная центральная часть переходит в прямоугольную в месте узла крепления крыла
Покрыл стеклом
Начал монтаж центроплана верхнего крыла. Весь процесс идет в стапеле
На модели вехние крепления полностью совпадают с конструкцией прототипа. Нижние - имитация. На прототипе стойки центроплана внизу вставляются в металлические, “каплевидные” в сечении, узлы, которые крепятся к деревянной раме (стрингерами их не назовешь!) фюзеляжа. Вот тут эти узлы (над двумя алюминиевыми накладками) без стоек:
Конструктивно на узлах находятся “уши” для установки растяжек. На модели эти узлы-декоративные (сделал из листовой латуни, наклеил на стойки), стойки будут крепиться в усиления, которые еще предстоит вклеить в фюз. Это следующий этап.
Пока делал стойки, параллельно пытался решить проблему с киперными лентами. Перечитал тут на форуме всю информацию.
Искал в инете ножницы типа “зигзаг” (портновские), которыми можно резать зубцы. Беда оказалась в том, что стандартными режется крупные (около 5мм) зубья. Для моего масштаба это очень много. Да еще, к тому же, относительно всех остальных самолетов той эпохи, зуб киперных лент Балиллы заметно меньше. Итальянская, понимаешь, специфика. А тут еще вторая проблема, Никто из продавцов не дает информацию по размерам зубов “зигзага”. Длина ножниц- пожалуйста, госты по котрым сделаны - нет проблем! А размер зуба никто не знает. Такие вот продавцы у нас. Почти решился заказать готовые киперные ленты с источников, которые на которые здесь море ссылок. Пока не наткнулся случайно на рекламу - один сайт - продают ножницы “зигзаг”- мелкий ". (И у них же и "крупный " есть.) Ага. На фотках (а они на всех сайтах мутные) вроде действительно разный зуб. Была -не была - заказал мелкий. Поскольку стоят недешево (около 1100р) решил вскрыть и проверить при получении до оплаты. Если не то-😝 отказаться от покупки. И о чудо - оказалось то, что надо:
Катет треугольника зуба 2 мм. Уже почти то, что надо. Но на Балилле помельче должно быть. Режем сторону в два прохода, сместив зубья на “половину волны”. Немного ловкости рук и - вуаля:) - получаем то, что надо! -
Немного отточить технологию - и вперед! Материал (Solartex) для обтяжки - уже лежит в шкафу. Ждет часа. Все лучше иметь инструмент:), чем заказывать из-за бугра нарезанные ленты, которых может нехватить, или для ремонта (😮 ) вдруг понадобиться, да вообще, мало ли что…
…Начал делать мелочевку для растяжек. Коуши для тросов. Сделал из латунной трубки.
Здравствуйте, Петр! С восхищением и волнением наблюдаю за постройкой “Балиллы”. Вашей и Максима. С итальянской манерой строительства самолетов знаком не по-наслышке - сам строю Fiat C.R.32 “Chirri”. Пишу, узнав о Вашем решении резать киперные ленты вручную. Хочу Вас отговорить от этой затеи. Если есть в запасе неделя изнуряющего, низкоэффективного труда, тогда извольте.
Лучше всего заказать в рекламном агентстве порезку этих лент из матового оракала (соответствующей рассцветки), или порезать ножем (вместо лазера иногда используется спец. нож) на плоттере ваш солартекс.
Для имитации швов на Ньюпоре в теме А НЕ ПОСТРОИТЬ ЛИ НАМ МОДЕЛЬ -КОПИЮ? использовались предварительно наклеенная на ткань и порезанная вместе с тканью нитка. Поверху основная лента.
У “Сверчка” вообще продольные швы. Сначала наклеил их (тоже из оракала), а потом и основные поверху.. Только на наклейку киперных лент из оракала на поверхности Г-25 потратил двенадцать часов. Если надумаете делать иначе - примите мои глубочайшие соболезнования 😃
И, вроде Яблоков тоже использовал оракал…