Ansaldo A1 Balilla 1:4.5 –Самолет без краски

75777
75777:

Пора приступать к монтажу бипланной коробки

Обманул.😕 Смотрел, смотрел на капот, и руки зачесались доделать все до конца. Замки крепления ну и, до кучи, заклепки. Муторной возни оказалось очень много. 😵😵😵 Гимнастика для глаз пригодилась .Ну да все позади:)












Немного о процессе изготовления.
Типовой замок на прототипе представляет собой контструкцию из двух частей. В деревянную раму фюзеляжа врезалось само “тело” замка с поворотной петлей

На металл откидной части капота крепилась “ответная” часть - латунная овальная оправа с прорезью. При запирании капота петля вставлялась в прорезь и поворачивалась на 180 градусов, фиксируя капот. На верхних капотах я насчитал 48 таких замков.
На модели делать такое количество действующих замков - сумашествие. Поэтому все делал иммитацию. Овальные элементы- шпаклевкой , поворотные петли - из проволоки.

Из видимого глазу здесь следующие моменты представлялись существенными. Овал латунной ( может быть, конечно это не латунь, но больше всего на нее походит) оправы внутри которой должна быть заметна ответная часть. Самое главное - все элементы должны быть абсолютно одинаковыми, любая “корявая неоднородность” в этом ряду сразу бросится в глаза

Попробовав и так и эдак понял, что без , что называется оснастки, не обойтись. Для изготовления петель переточил круглогубцы.


Теперь изготовление одной петли делалось двумя движениями



Для латунных овалов пришлось сделать “штамп-вырубщик” из подходящей трубки, немного сплющив ее и хорошо заточив торец. Теперь можно было делать сколько угодно совершенно одинаковых элементов из изоленты под шпаклевку.

75777

После вышкуривания шпаклевки

Наступала самая муторная работа в эпопее замков - имитация прорези ответной части замка. Делалось под увеличительными стеклом заточенным штихелем вручную каждая ( 48 штук)- не приведи господи еще раз такое делать:

Здесь же размечалось и сверлилось посередине отверстие под проволоку петли.

После вклейки петель на эпоксидке все готово под окраску (лак с пудрой-наполнителем). Изолента с овалов снималась уже после окраски.
Поэкспериментировал с цветом на ненужном обрезке от капота

Наиболее копийным показалось то что справа. Это и пошло в “серию”

75777:

поворачивалась на 180

Заропортовался. Конечно же на 90 градусов

9 days later
75777

Ну вот пилот прибыл. Заказал из ХК

Заказал так, что называется “на пробу”. Вообще-то я не люблю возиться с куклами…Но. На удивление 😃- качество исполнения-просто на 5+.Весит - 80гр. Фигурка пустотелая, отлита из какого-то пластика. Окрашен вручную, краски - где надо матовые (лицо), где надо- глянцевые. Выглядит просто шикарно. Не удержался, сделал фотосессию в кабине.

Один недостаток- в наличии только бюст. Ну да, ладно, если духу хватит, можно низ доделать самому. А то и так оставить, больше деталировку кабины можно будет рассмотреть, ноги не будут мешаться😁.
К слову - фигурка моделирует , судя по всему, облачение британского пилота WW1. Не очень подходит для балтийского морвоенлета. :)Наверное, придется немного поиздеваться😈

hinam
75777:

фигурка моделирует , судя по всему, облачение британского пилота WW1. Не очень подходит для балтийского морвоенлета

Не волнуйся!
Назови пилота Петерс и все будет нормально!
Красота!

75777
hinam:

Назови пилота Петерс

Аркадий, ну ладно. Будешь крестным отцом😁.

75777:

придется немного поиздеваться

Пусть будет тезкой шефа петроградского ЧК тех времен Яна Петерса.😈.

А красные пилоты тех времен выглядели как-то так

Правда, на заднем плане - перевернувшийся Ансальдо SVA а не “Балилла”

AirMax

А я и не знал, что SVA были у нас… Спасибо, Петр!

75777
AirMax:

А я и не знал, что SVA были у нас

“Есть много друг Горацио на свете, чего не снилось нашим мудрецам …” (С) В. Шекспир.
Максим, а у нас много чего было забугорного. Еще предстоит найти документы( в подтверждение слов очевидцам), например об эксплуатации в наших ВВС японских Zero!
Искать по архивам- интереснейшее дело! Времени только очень много надо. Проспонсировал бы кто…

75777

Установку крыльев начну с центральной части верхнего крыла. На прототипе она устанавливается на четыре стойки, крепящиеся к фюзеляжу. Геометрию этой конструкции удерживают шесть растяжек (по паре с каждого боку и две спереди). На лонжероны центральной части установлено четыре металлических узла крепления стоек. Каждый узел выполнен из листового металла и как бы “обнимает” лонжерон. На этих узлах кроме стоечных имеются “уши” для болтов вышеупоянутых растяжек плюс еще для четырех крыльевых растяжек . На узел переднего лонжерона натягиваются три растяжки, на задний - две.
Решил практически повторить эту конструкцию. За исключением того, что на прототипе узлы крепятся болтами к лонжеронам, я же приклею на смоле.
Узлы сделал из листового дюралюминия Д-16Т.

Пришлось немного помучиться. Пару изделий запорол. Тщательнее надо было отжигать перед гибкой, иначе ломаются

крепление переднего узла

Задний узел

Центроплан

AirMax

Не за горами и у меня эта стадия. Как подумаю сколько железа перепилить прийдется, зажмуриваюсь. Про непосредственно установку крыльев прошу, если не будет секретом, подробные фото.

75777
AirMax:

если не будет секретом, подробные фото.

Максим, никакого секрета нет😁. Буду выкладывать фотки.
План такой. Следующим этапом здесь- изготовление стоек “верхнего центроплана”. Пока планирую из проволоки типа ОВС с зашивкой внутрь в алюминиевый каплевидный профиль. Почему так - из того, что есть в наличии. Искать что-то другое нет желания и времени. Сам профиль тонкостенный и мягкий, поэтому без дополнительного усиления не пойдет. Прикинул - стойки центроплана воспринимают почти все аэродинамические и весовые нагрузки модели. А узлы крепления и болты, если делать копийно - совсем небольшие. У меня будут диаметра 2.5 мм (без резьбы). Делать все это надо максимально без люфтов, иначе дюраль по стали долго не проживет от вибрации. Здесь возникает задача соосно, с нужным углом, плотно без люфтов сделать отверстия под болты в стойках. Этим сейчас и занимаюсь. Затем из реек поставлю стапель вокруг фюза, чтобы положить в него центроплан в нужном месте и под нужным углом. И затем , вперед, - спокойно :)подгонять эти четыре стойки.

Узел центроплана будет условно разборным. Т.е. разобрать его можно будет, но очень долго и не в поле. Для транспортировки будут сниматься консоли верхнего крыла и нижние крылья. Для этого тандеры раскручиваться не будут, а выниматься болты , которыми крепятся “серьги” крыльевых растяжек. Это так вкратце. Про разборку - сборку.

Крылья будут собираться на карбоновых трубах, которые еще не установил. Трубы- для удобства сборки- разборки только (вставить крылья на земле - чтобы не падали-держались, пока растяжки ставиться будут). Полетные нагрузки на бипланную коробку они держать не будут-это функция для растяжек.
Вот пока так😵

AirMax

Спасибо за полный ответ, Петр!
Будет интересно посмотреть, когда все получится! А еще интереснее, при условии нормального полета Вашего и моего самолета, полетать вместе. Масштабы у нас совпадают, так что хороший “Летающий цирк” получился бы. Ну это так, мечты.

75777
AirMax:

полетать вместе

К ЧР успеть бы. Вот в Луках и слетаем:)

75777
AirMax:

я тоже боюсь не успеть…

Я решил для себя что важнее поучаствовать в ЧР, пусть ради этого придется пожертвовать:( тем, что не успею сделать какие-то мелочи, без которых можно летать. Самое главное успеть отладить модель в “летное состояние”.

AirMax

Я пока что исповедую принцип “сейчас или никогда”, но это пока…

75777
75777:

Затем из реек поставлю стапель вокруг фюз

Собрал временный стапель на фюзеляже

Идея заключается в том, чтобы вложить в стапель центроплан верхнего крыла, который бы надежно ( без люфтов и гибких деформаций) занял бы свое пространственное положение относительно строительной оси модели с запланированным углом атаки и без каких-либо перекосов.

Теперь можно спокойно сделать и подогнать стойки крепления центроплана на фюзеляже. А также сразу установить шесть копийных растяжек, которые зафиксируют в пространстве эту конструкцию.
При изготовлении стапеля пришлось собрать на полу все крыло целиком, чтобы как можно точнее выставить перпендикулярность крыла оси фюзеляжа, произведя замеры по “диагоналям”:

AirMax

Спасибо, Петр!
Возможно позаимствую у Вас идею. Скажите, какие установочные углы применены на модели?

75777
AirMax:

Скажите, какие установочные углы применены на модели?

Максим, по установке крыльев было много дум. Здесь нельзя отдельно рессматривать крыло как таковое, а только в связке с профилем крыльев и углами установки стаба и двигателя ( по вертикали). У меня стаб - 0 , двигатель- -3\-4. Решил верхнее крыло - 0, нижнее где-то +1, точно еще не определился. Дело в том , что на прототипе оба крыла стоят в + , особенно нижнее, что создает определенные проблемы по копийности в плане видимых сопряжений нижнего крыла и фюзеляжа.

AirMax

Спасибо, Петр!
Мысли наши, как и прототипы, сошлись. Только оба крыла у меня в плюсе. Значения не помню. Проектировал давно, не записал, проверять по чертежу бессмысленно.

75777

Максим, по поводу углов. Может будет интересно. К прошлому лету я собрал биплан, что называется, “из того что было”. Как бы модель -аналог Балиллы. С более- менее схожими техническими характеристиками. Тренироваться чтобы на чем было для копии. И получить опыт по отладке геометрии биплана. По размерам схожий, по весу и с тем же мотором (заодно мотор обкатать-облетать).

Профиль верхнего крыла - несимметричный плоско-выпуклый (какой точно не знаю, крыло мне в дар досталось давно), нижнее - от тренера 40 размера, профиль плоско-выпуклый типа Clark Y. Фюз и стаб был от третьей модели(модель получила ник “три в одном флаконе”😃) Установил все плоскости углы в 0. Двигатель в -3 где-то. После облетов немного еще опустил ось двигателя. До тех пор пока полет по прямой не стал при нуле РВ. Ну так и летал все лето. Привыкал к бипланным повадкамB-)

AirMax

Веселая история! Удивительно, что это все полетело! А мы тут про 2-3 градуса толкуем! Ваш пример вселяет в меня оптимизм.