Nemere 1:4 (1936г.)
Тут, www.flickr.com/groups/soaring/pool/page6/ просто огромная подборка фотографий на планерную тематику, различные планера, “трактора”. Случайно наткнулся и не смог пройти мимо.
а видео, где планер более 4 метров с резинки на равнине пуляют, не встречал?
Кирилл, а корневая нервюра из какого материала и какой толщины (та что в крыле)?
а видео, где планер более 4 метров с резинки на равнине пуляют, не встречал?
Не встречал, но буду иметь в виду.
корневая нервюра из какого материала и какой толщины
Жень, там каацца две полторашки березовых. ОДна закрывает фюзеляж в районе зализа, вторая собственно на крыло. А в самом наборе стоит 3мм тополь.
Накладные - березовые 3мм (и на фюзе и в крыле). А корневая под обшивкой - 3мм тополинка (легкая), как и весь набор.
Пока то, пока се… Непутевые майские - я не понимаю как можно было сделать праздники такой длины. Ну бог с ними. Вопщем, зашивка бальзой закончена:
Теперь надо искать шпон, надеюсь что кто-то из шпоновых компаний между праздниками работает… И пора набирать прежний темп - все вроде в графике, но запаса на “расслабон” уже нет… Несколько дней накопленного запаса растратил накануне - пока джет заказчику сдал, по работе что-то накопилось, семья, дети, праздники…
ЗЫ. Доехал наконец “оратекс” с линдингера, сервы. По готовности можно будет сразу тянуть - боялся что посылка надолго застряла, но все сложилось хорошо. По сути, все что нужно для планера уже в лаффке (кроме шпона).
Шпон, харьковчане предлагали,хотя вы и сами наверняка знаете.
Здоров же он, однако.
😃
Нет, про харьковчан не знаю… Но… шпон есть в Москве, в компаниях, продающих материалы для производства мебели. Ассортимент, мягко говоря, весьма обширный… Первое что попалось: www.woodstock.su/prod/207/catalog.html
Почти все есть в наличии, цены смешные (на фоне бальзы и фанеры 0,4-0,6), продают от одного листа, можно отбирать нужные куски… Так что думаю со шпоном проблем не будет…
На самом деле, есть еще другой объем работы на 3-4 дня (стабилизатор не зашит, карсказ фонаря не сделан, элероны не навешаны) так что если между праздниками не куплю - не страшно, над чем поработать еще есть…
Здоров же он, однако.
😃
Это на фото. Живьем он не такой большой, прсто крыло длинное. Скажем, собраный 100сс самолет выглядит убедительнее, хотя и меньше размахом в 2 раза 😉 Единственно, когда зашьется шпоном, обтянется, обрастет деталями - наберет “визуального веса”, будет выглядеть посолиднее… Я вообще сейчас начал понимать, что меряю размер моделей не физическим размером, а масштабом. 1/3 - да, уже крупный самолет, 1/4 - среднего размера, 1/5 - уже весьма скромно, хотя пригодно 😉
Купил тут на днях свежий “мини-графит” (люблю их сам не знаю за что 😉 - это уже второй). 2 метровый композитный хотлайнер, вроде бы совсем не игрушка. Смотрю на него и думаю - господи, какой же он мелкий и тощий, прям детский сад какой-то… 😉
Видимо, к размеру и массе все-таки привыкаешь…
Я вообще сейчас начал понимать, что меряю размер моделей не физическим размером, а масштабом. 1/3 - да, уже крупный самолет, 1/4 - среднего размера, 1/5 - уже весьма скромно, хотя пригодно
Ой, не дай Бог тебе копированием лайнеров заняться…😛.
Ой, не дай Бог тебе копированием лайнеров заняться…
Я поэтому и говорю, когда речь заходит о “лайнерах”, что в моей “религии” единственный возможный прототип это Як-40… Его можно сделать довольно крупным, при этом перевозить на обычной машине.
По той же причине я оставил на стадии начальных солидовских набросков проект Pucara, который долго зрел и даже оброс в голове техническими решениями почти всех узлов, и в итоге остановился, потому что при нормальных деталировке и масштабе он получаейтся длиной в 4 метра, что исключает его нормальную перевозку… Чисто технически его прорисовать построить - было вполне реально (он не особо сложный самолет)… Вопрос - что делать с ним дальше… А сделать его 3-метровым (можно сделать съемный нос, и укоротить его до транспортных 2,5м) - он будет выглядить мелким, несмотря на приличный физический размер. Тот же Oracal Challenger при размахе в 2,5м будет уже огромным и вкусным… Масштаб, блин… Все в него упирается…
P/S… Перечитал свой же пост про Пукару, и опять “зачесалось”… 😁
Планер- просто шикарен! Смотрю тему с самого начала…нет слов.
Шпон закуплен! 😉
Съездил в потрясающее место - woodstock, в Химках. Такого количества вкуснейших дервяшек в одном месте ни разу не встречал. В итоге решил поступить честно по отношению к прототипу - купил шпон березы. Местные работники сильно прониклись планером (показал им на картинке куда пойдет шпон) и охотно подобрали листы с наиболее выраженной текстурой (почти на грани flame, что вообще идет как отделный шпон раз в 6 дороже 😉), долго морочились с морилкой, вобщем, оказали максимально возможное содействие, что приятно. В итоге уехал с 8 листами 2500х250х0,5 и литром морилки, которая одинаково годится для самостоятельного применения (разводится водой и прокрашивает шпон), так и для смешивания с любыми типами лаков (получается тонирующий лак). Весь шпон обошелся в 800 рублей, при этом березовый шпон считается довольно дорогим (скажем дубовый, буковый или липовый был бы раза в 3 дешевле 😉). Вобщем, затраты почти никакие… Сегодня, честно говоря, ничего больше по планеру не сделал, правда немного повозился с кусочками, попробовав их приклеивание при разной темпертатруе утуюга, густоте клея, сделал пробные выкраски морилкой и лаком, вобщем поиграл с будующей отделкой. Результатами остался доволен, теперь нужно запстись терпением и респиратором, и вышкурить фюзеляж под шпонировку… Можно конечно начать с шпонирования крыльев (они готовы под это), но т.к. фюзеляж сложнее - начну с него…
Кирилл, вопрос.
А перед тем, как покрывать шпоном, фюзеляж будешь шпаклевать?
А перед тем, как покрывать шпоном, фюзеляж будешь шпаклевать?
Бальзовую поверхность надо доводить до идеального состояния перед оклейкой шпоном так что возможно и понадобиться в стыках шпаклевать.
А с другой стороны глядя на качество подгонки бальзы шпаклевать придется немного.
Глобально - не буду. “Ям” на поверхности нет, толщина бальзы под вышкуривание - с большим запасом. Естессно, если что где всплывет из провалов - подшпаклюю. Но так чтоб мастерком накидывать, как штукатур - врядли потребуется. Любая шпаклевка, ИМХО - зло. Тем боле рыхлая для бальзы.
глядя на качество подгонки бальзы
Увы, это не так красиво, как может казаться на фото 😉
Бальзой шил особо не упираясь в качество поверхности, подразумевая что половина толщины потом сошлифуется. Подгонка швов не особо точная.
Скажем так - полоски бальзы переклеены между собой процентов на 80 от общей длины клеевого шва (т.е. непроклея хватает), часто выступают относительно друг друга на 0,5-0,7мм, местами - до миллиметра. Вобщем, как черновая формообразующая поверхность (под последующую оклейку шпоном или стеклом) - вполне нормально. Но пленку на такое я бы тянуть не стал.
Как у меня водится - с топором на лампочку… С ходу, без тренировки и т.д… Типа - дела, а потом думаю…
Тем не менее, получается. Я б даже сказал неплохо, и процесс проходит довольно удобно.
ПВА чуть разведен водой, кисточкой мажется на шпон, чуть выдерживается, и утуюжком прикатывается к поверхности. чтоб не ломалось и не лущилось на перегибах - спрыскиваю водой из пуливера… Действительно, можно немного подтягивать шпон даже по двум кривыми.
Дело идет медленно, но процесс интересный, посему раздражения не вызывает…
Кирилл, отлично выходит. Вы шьете одним куском, а расшивка не планируется?
Я вообще думал, что можно бы имитировать шов на балке, там где цельный кусок… На хвосте и на других местах швов и так достаточно 😉
Шпон как оказалось хорошо клеится на ус. Нижняя часть хвостовой балки - клеевого шва после шлифовки не видно, прочность кромки - ломовая…
Думаю на сегодня все, подустал. Реально, на шпонирование хвостовой балки ушло порядка 3,5 часов… Не так долго, на самом деле. Попробую за завтра зашить фюзеляж до конца… Пойду полетаю пол-часика на зальнике во дворе - ветра нет, красота 😉
Фуф… планы хорошо, но реалии вносят свои коррективы. Нифига я фюзеляж не дошил, придется заниматься этим завтра. Но сегодня, вернувшись с дачи заехал все же в моделку, и застряв до 2 ночи ликвидировал еще один “страшный сон”, который долго меня мучил, и ккоторому боялся подойти - это фонарь… Форма довольно дурная, лексановая заготовка еще хуже… Решив что для вкусных копийных заморочек времени уже не остается, решил упрощать процесс…
Вобщем - оракал “под латунь”, полоски шпона из красного дерева внутрь, и сшито все латунными гвоздиками…
Т.е. изнутри наклеивается плотный краснушный шпон (примерно 0,6-0,8), сверху - плоски оракала. Сверлится отверстие сверлом 0,5, в него тонкими утконосами плотно загоняется гвоздик, с обратной стороны откусывается, и прокапывается 5-минуткой… Сотня гвоздиков, часов пять работы (всего вообще - с изготовлением рамки, подрезкой лексана и пр.) - и вуаля, для облета ИМХО сойдет… Можно было бы заморочится серьезнее, но боюсь не успеть.
Рабочие, так сказать, будни… Первый кофебрейк (я как герой уже в 8:20 встал к верстаку - чайник с ночи остыть не успел 😉).
Включил “менеджерский”, как говорит lyoha, подход - четкий список, с простановкой галочек и дописыванием необходимого, и работа без эмоций четко по этой бумажке. Вобщем, за утро:
- зашиты стабилизаторы, сделан их крепеж к штырям (на пенале вклеена бобышка из текстолита 6мм, с нарезаной резьбой, винт зажимает штырь в трубе)
- забит бальзой и выведен к форме носик фюзеляжа
- изготовлен и вклеен расцеп (трубчатый, штыревой), установлена тяга к машинке.