Nemere 1:4 (1936г.)

lyoha
Udjin:

корневая нервюра из какого материала и какой толщины

Жень, там каацца две полторашки березовых. ОДна закрывает фюзеляж в районе зализа, вторая собственно на крыло. А в самом наборе стоит 3мм тополь.

collapse

Накладные - березовые 3мм (и на фюзе и в крыле). А корневая под обшивкой - 3мм тополинка (легкая), как и весь набор.

7 days later
collapse

Пока то, пока се… Непутевые майские - я не понимаю как можно было сделать праздники такой длины. Ну бог с ними. Вопщем, зашивка бальзой закончена:

Теперь надо искать шпон, надеюсь что кто-то из шпоновых компаний между праздниками работает… И пора набирать прежний темп - все вроде в графике, но запаса на “расслабон” уже нет… Несколько дней накопленного запаса растратил накануне - пока джет заказчику сдал, по работе что-то накопилось, семья, дети, праздники…

ЗЫ. Доехал наконец “оратекс” с линдингера, сервы. По готовности можно будет сразу тянуть - боялся что посылка надолго застряла, но все сложилось хорошо. По сути, все что нужно для планера уже в лаффке (кроме шпона).

FFedor

Шпон, харьковчане предлагали,хотя вы и сами наверняка знаете.

collapse

Нет, про харьковчан не знаю… Но… шпон есть в Москве, в компаниях, продающих материалы для производства мебели. Ассортимент, мягко говоря, весьма обширный… Первое что попалось: www.woodstock.su/prod/207/catalog.html
Почти все есть в наличии, цены смешные (на фоне бальзы и фанеры 0,4-0,6), продают от одного листа, можно отбирать нужные куски… Так что думаю со шпоном проблем не будет…
На самом деле, есть еще другой объем работы на 3-4 дня (стабилизатор не зашит, карсказ фонаря не сделан, элероны не навешаны) так что если между праздниками не куплю - не страшно, над чем поработать еще есть…

pilot43:

Здоров же он, однако.
😃

Это на фото. Живьем он не такой большой, прсто крыло длинное. Скажем, собраный 100сс самолет выглядит убедительнее, хотя и меньше размахом в 2 раза 😉 Единственно, когда зашьется шпоном, обтянется, обрастет деталями - наберет “визуального веса”, будет выглядеть посолиднее… Я вообще сейчас начал понимать, что меряю размер моделей не физическим размером, а масштабом. 1/3 - да, уже крупный самолет, 1/4 - среднего размера, 1/5 - уже весьма скромно, хотя пригодно 😉
Купил тут на днях свежий “мини-графит” (люблю их сам не знаю за что 😉 - это уже второй). 2 метровый композитный хотлайнер, вроде бы совсем не игрушка. Смотрю на него и думаю - господи, какой же он мелкий и тощий, прям детский сад какой-то… 😉
Видимо, к размеру и массе все-таки привыкаешь…

vlad_den
collapse:

Я вообще сейчас начал понимать, что меряю размер моделей не физическим размером, а масштабом. 1/3 - да, уже крупный самолет, 1/4 - среднего размера, 1/5 - уже весьма скромно, хотя пригодно

Ой, не дай Бог тебе копированием лайнеров заняться…😛.

collapse
vlad_den:

Ой, не дай Бог тебе копированием лайнеров заняться…

Я поэтому и говорю, когда речь заходит о “лайнерах”, что в моей “религии” единственный возможный прототип это Як-40… Его можно сделать довольно крупным, при этом перевозить на обычной машине.
По той же причине я оставил на стадии начальных солидовских набросков проект Pucara, который долго зрел и даже оброс в голове техническими решениями почти всех узлов, и в итоге остановился, потому что при нормальных деталировке и масштабе он получаейтся длиной в 4 метра, что исключает его нормальную перевозку… Чисто технически его прорисовать построить - было вполне реально (он не особо сложный самолет)… Вопрос - что делать с ним дальше… А сделать его 3-метровым (можно сделать съемный нос, и укоротить его до транспортных 2,5м) - он будет выглядить мелким, несмотря на приличный физический размер. Тот же Oracal Challenger при размахе в 2,5м будет уже огромным и вкусным… Масштаб, блин… Все в него упирается…

P/S… Перечитал свой же пост про Пукару, и опять “зачесалось”… 😁

Broken_Man

Планер- просто шикарен! Смотрю тему с самого начала…нет слов.

collapse

Шпон закуплен! 😉
Съездил в потрясающее место - woodstock, в Химках. Такого количества вкуснейших дервяшек в одном месте ни разу не встречал. В итоге решил поступить честно по отношению к прототипу - купил шпон березы. Местные работники сильно прониклись планером (показал им на картинке куда пойдет шпон) и охотно подобрали листы с наиболее выраженной текстурой (почти на грани flame, что вообще идет как отделный шпон раз в 6 дороже 😉), долго морочились с морилкой, вобщем, оказали максимально возможное содействие, что приятно. В итоге уехал с 8 листами 2500х250х0,5 и литром морилки, которая одинаково годится для самостоятельного применения (разводится водой и прокрашивает шпон), так и для смешивания с любыми типами лаков (получается тонирующий лак). Весь шпон обошелся в 800 рублей, при этом березовый шпон считается довольно дорогим (скажем дубовый, буковый или липовый был бы раза в 3 дешевле 😉). Вобщем, затраты почти никакие… Сегодня, честно говоря, ничего больше по планеру не сделал, правда немного повозился с кусочками, попробовав их приклеивание при разной темпертатруе утуюга, густоте клея, сделал пробные выкраски морилкой и лаком, вобщем поиграл с будующей отделкой. Результатами остался доволен, теперь нужно запстись терпением и респиратором, и вышкурить фюзеляж под шпонировку… Можно конечно начать с шпонирования крыльев (они готовы под это), но т.к. фюзеляж сложнее - начну с него…

Udjin

Кирилл, вопрос.
А перед тем, как покрывать шпоном, фюзеляж будешь шпаклевать?

avtandil
Udjin:

А перед тем, как покрывать шпоном, фюзеляж будешь шпаклевать?

Бальзовую поверхность надо доводить до идеального состояния перед оклейкой шпоном так что возможно и понадобиться в стыках шпаклевать.
А с другой стороны глядя на качество подгонки бальзы шпаклевать придется немного.

collapse

Глобально - не буду. “Ям” на поверхности нет, толщина бальзы под вышкуривание - с большим запасом. Естессно, если что где всплывет из провалов - подшпаклюю. Но так чтоб мастерком накидывать, как штукатур - врядли потребуется. Любая шпаклевка, ИМХО - зло. Тем боле рыхлая для бальзы.

avtandil:

глядя на качество подгонки бальзы

Увы, это не так красиво, как может казаться на фото 😉
Бальзой шил особо не упираясь в качество поверхности, подразумевая что половина толщины потом сошлифуется. Подгонка швов не особо точная.
Скажем так - полоски бальзы переклеены между собой процентов на 80 от общей длины клеевого шва (т.е. непроклея хватает), часто выступают относительно друг друга на 0,5-0,7мм, местами - до миллиметра. Вобщем, как черновая формообразующая поверхность (под последующую оклейку шпоном или стеклом) - вполне нормально. Но пленку на такое я бы тянуть не стал.

collapse

Как у меня водится - с топором на лампочку… С ходу, без тренировки и т.д… Типа - дела, а потом думаю…
Тем не менее, получается. Я б даже сказал неплохо, и процесс проходит довольно удобно.
ПВА чуть разведен водой, кисточкой мажется на шпон, чуть выдерживается, и утуюжком прикатывается к поверхности. чтоб не ломалось и не лущилось на перегибах - спрыскиваю водой из пуливера… Действительно, можно немного подтягивать шпон даже по двум кривыми.
Дело идет медленно, но процесс интересный, посему раздражения не вызывает…

Nemo

Кирилл, отлично выходит. Вы шьете одним куском, а расшивка не планируется?

collapse

Я вообще думал, что можно бы имитировать шов на балке, там где цельный кусок… На хвосте и на других местах швов и так достаточно 😉
Шпон как оказалось хорошо клеится на ус. Нижняя часть хвостовой балки - клеевого шва после шлифовки не видно, прочность кромки - ломовая…
Думаю на сегодня все, подустал. Реально, на шпонирование хвостовой балки ушло порядка 3,5 часов… Не так долго, на самом деле. Попробую за завтра зашить фюзеляж до конца… Пойду полетаю пол-часика на зальнике во дворе - ветра нет, красота 😉

collapse

Фуф… планы хорошо, но реалии вносят свои коррективы. Нифига я фюзеляж не дошил, придется заниматься этим завтра. Но сегодня, вернувшись с дачи заехал все же в моделку, и застряв до 2 ночи ликвидировал еще один “страшный сон”, который долго меня мучил, и ккоторому боялся подойти - это фонарь… Форма довольно дурная, лексановая заготовка еще хуже… Решив что для вкусных копийных заморочек времени уже не остается, решил упрощать процесс…
Вобщем - оракал “под латунь”, полоски шпона из красного дерева внутрь, и сшито все латунными гвоздиками…
Т.е. изнутри наклеивается плотный краснушный шпон (примерно 0,6-0,8), сверху - плоски оракала. Сверлится отверстие сверлом 0,5, в него тонкими утконосами плотно загоняется гвоздик, с обратной стороны откусывается, и прокапывается 5-минуткой… Сотня гвоздиков, часов пять работы (всего вообще - с изготовлением рамки, подрезкой лексана и пр.) - и вуаля, для облета ИМХО сойдет… Можно было бы заморочится серьезнее, но боюсь не успеть.

collapse

Рабочие, так сказать, будни… Первый кофебрейк (я как герой уже в 8:20 встал к верстаку - чайник с ночи остыть не успел 😉).
Включил “менеджерский”, как говорит lyoha, подход - четкий список, с простановкой галочек и дописыванием необходимого, и работа без эмоций четко по этой бумажке. Вобщем, за утро:

  • зашиты стабилизаторы, сделан их крепеж к штырям (на пенале вклеена бобышка из текстолита 6мм, с нарезаной резьбой, винт зажимает штырь в трубе)
  • забит бальзой и выведен к форме носик фюзеляжа
  • изготовлен и вклеен расцеп (трубчатый, штыревой), установлена тяга к машинке.

FAV112

Кирюх а ты грузло черно-икорное залил в морду?

collapse

Нет ищщо. Позже, засверлюсь со стороны кабины. Стоит сделать это в конце, чтоб понимать центровку (хотя положа руку на сердце, думаю что дроби в носу все равно не хватит 😉)
Но расцеп на этот случай герметично отделил перегородками, чтоб его не залить случайно.

FAV112

Ясно.
Я тоже перешел в режим “работа по графику-списку”
крылья готовлю к обтяжке.Сделал тормозные щитки.
вобщем жеппа…