Sperber Junior M1:3.25
Вдохновившись примером Коллапсе и Лешего решил все-таки немного осветить тему постройки своего планера.
Заранее извиняюсь за возможную нерегулярность публикаций, ибо только что вышел на новую работу и пытаюсь порваться на кучу маленьких lyoh между домом, работой и мастерской.
Итак. Некоторые исторические факты.
Жила в Германии девушка, которую звали Hanna Reitch(Ханна Райч).
Ханна Райч родилась 29 марта 1912г. в г. Зелёна-Гура, в котором была школа планеристов. После окончания средней школы она переехала в Берлин, чтобы продолжить образование в Медицинской академии. Однако авиацию девушка оставлять не собиралась, наоборот, она убедила своих родителей оплатить ее обучение в спортивном авиаклубе. Продолжение медицинского образования и тренировки в авиаклубе можно было совмещать, потому что авиаклуб находился в аэропорту Берлин-Стаакен и тренировочные полеты проходили по субботам и воскресеньям.
Общение с лучшими германскими планеристами привело ее в Центр немецкого спортивного планеризма, который располагался недалеко от г. Рона на горе Вассеркупе. Там Ханна приняла участие в первенстве Германии, но не показала высоких результатов. Однако ее настойчивость и желание летать обратили на себя внимание организаторов соревнования. Талант летчицы, проявившийся у этой хрупкой женщины, привлек к себе внимание не только клубного руководства. Она оставила Медицинскую академию и приняла предложение о сотрудничестве с немецким исследовательским институтом планеров, где начала работать в качестве пилота-испытателя. В 1934 г. начался новый этап ее жизни.
Ханна Райч испытывала планеры, построенные в Германии. Она также выполняла многие поручения в Европе, Америке и Северной Африке. За свои заслуги была удостоена почетного звания капитана немецкой авиации.
Как один из примеров: Ханна была первым пилотом прототипа довольно известно планера Reicher,
оставившего свою веху в истории планеризма тем, что на нем отрабатывались новые принципы проектирования и постройки планеров для кросс-кантри. Самолет был прочнее, тяжелее и заметно быстрее всего, что строилось ранее. Маленькая женщина приняла на Райхере участие в соревнованиях буквально с “колес”, смогла финишировать на нем в соревнованиях, хотя планер был буквально свинцовым по управлению во всех осях.
1937 год стал очень насыщенным событиями для Ханны: она тестирует самолёты Юнкерс-87 и Дорнье-17 в пикировании. В 1937 году Ханна Райч становится первым человеком, пересёкшим Альпы на планере. Интересующимся биографией этой неординарной женщины рекомендую воспользоваться поисковиками, а вот об этом планере дальше и пойдет речь.
В 1936 году талантливый немецкий конструктор Ханс Якобс пспроектировал планер Sperber Senior.
На этом планере Петер Ридель в 1937 году принял участие в American National Competition in Elmira. В частности, взлетев за тягачом с аэродрома им. Рузвельта он 7 часов провел в воздухе над центральными районами Нью-Йорка. По итогам состязаний он показал результат, намного превышавший результаты любого из американских пилотов, летавших там же.
Планер Sperber Junior был спроектирован Х. Якобсом специально для девушки по имени Ханна Райч. Планер буквально строился вокруг ее миниатюрной фигуры, посему в кокпите кроме нее поместится не мог практически никто, зато обводы фюзеляжа получились весьма обжатыми. Так же для уменьшения лобового сопротивления был достаточно своеобразно решен фонарь - формовавшийся из тонкой фанеры с небольшими окнами по бокам, прикрытыми прозрачными щитками.
На этом планере Ханна участвовала в 1936г. в Rhon contest, заняв по итогам среди всех пилотов(и мужчин и женщин) 5-е место. В 1937 Ханна и ее Шпербер приняли участи в перелете через Альпы и благополучно совершили его, пролетев 415км. К сожалению, с началом войны планер был утерян в неизвестном направлении и дальнейшая его судьба неизвестна.
О модели.
Мы с Леликом достаточно давно рожали идею постройки модели ретро-планера. Влек нас, понимаете-ли, этот всякий винтаж. Лелил было принимался даже за L-Spatz-а, но по разным объективным причинам проет был отложен. Наконец Коллапсе, генератор всяких безумст, решил отличиться чем-то этаким и подбил Лелика и Лешего на закупку вороха дров. Я на тот момент болел, сидел дома и горевал, а паче того был восхитительно нищ, посему в затарках участия не принял, но затаил, так сказать. Затаенное вскоре нашлось здесь:
www.scalesoaring.co.uk/…/Sperber_Junior.html
и в книжке Марти Симмонса “Sailplanes 1920-1945”
Если глянете, то там есть довольно подробные чертежи в pdf. Присутствует так же крой на довольно большой объем деталей в pdf, но поработать в редакторе все равно придется изрядно. Самое замечательное там то, что присутствуют шпангоуты фюзеляжа и направляющие для изготовления стапеля. ет кроя стабилизатора, элеронов и заметной части руля направления и киля. Словом для рукастых и головастых особых проблем сделать недостающие детали не составит. Я возомнил себя таким и приступил к постройке.
В этих самых интернетах есть несколько итераций на тему постройки планера именно из этих чертежей и народ извращается всячески. От изготовления нервюр посредством бумажных шаблонов, гвоздиков, реечек и кусочков фанерки:
До тупого выпиливания нервюр из подходящей деревяшки. Руками или цифровыми лобзиками.
Я пошел по последнему пути.
Напилил шпангоутов, сделал стапель.
На стапеле для начала отформовал боковые, верхний и нижний лонжероны. Они обладают довольно интересными обводами, посему, чтобы не гнуть, выпучив глаза толстые палки, я набрал их из тонкой и широкой елки(6х2мм) до сечения 12х6мм.
На данный момент все построено из кусочков материалов найденных либо в мусорном ведре, либо как-то завалявшихся у меня, либо выклянчено у Лелика. В дело вот-вот пойдут обрезки древесины от пректов Лешего и Коллапсе. Закупаться будет лишь фанера 0.4мм и 0.6мм на обшивку всего и вся, пленка оратекс под тряпку, а может и сама тряпка и куча соновых реек. С этим у нас реальный напряжонк возник. Особливо с сечением 5х5мм. Их надо и Лелику и мне. Лелик в мастерской бывает чаще. Так что…
Кстати, народ, ни у кого в Москве не сыщется сосны прямо и мелкослойной длиной от метра под роспуск на рейки и полки лонжерона? С меня будет признательность, которую можно либо налить в стакан и выпить прямо на месте у нас в лавке либо как скажете.
На этом пока все. Попытаюсь чего-то нафотографировать и положить далее с комментариями.
Как говорит Юджин - Сия.
Красавец (или -ица)
Жду нафотографированного и откомментированного!
Это при бОльшем масштабе - она будет поменьше Коллапсовского?!
Классный экскурс в историю:)😃:)Тож интересно фото постройки увидеть.
И эта страничка про ССУК;) - очень здоровская, там щас и про Антоновский А-9 почитал.
Это при бОльшем масштабе - она будет поменьше Коллапсовского?!
Примерно такая же. Чуть меньше, но почти незаметно (сантиметров на 10-15)…
Все планера по сути 5-метровые.
Выглядеть будет массивнее. Размах 4880мм при фюзеляже почти ровно 2м.
о, прям волна планеристов нахлынула 😃
Модель супер, subscribed
Так волна - из одной мастерской 😉
о, прям волна планеристов нахлынула 😃
Модель супер, subscribed
В двух столах дальше еще и мой орлик собирается. Только мне про него писать несподручно - все больше матерные слова получаются.
Трудно пройти мимо таких затейливых проектов!))) Очень и очень круто!!
все больше матерные слова получаются.
А что?
А что?
Да при практически равной с Коллапсовой немеркой цене комплектация и проработка кита на три порядка хуже. Вот так оно приходит к покупателю - не разобрано, не подписано…
Все из березовой фанеры 3мм, ни одной рейки в коробке, хотя и был заказан full kit. Размерность всяких вещей очень странная - про рейку 15х7 для лонжерона я писал у Кирюхи в блоге, стрингера длинной 1015 мм тоже неплохо… Про то, что сам все сделал бы СОВСЕМ по другому - промолчу. Короче, хоть войну пшекам объявляй.
P.S. Олег (Шешеня), ты интересовался мнением об oldgliders.com. Так вот - не надо.
Так вот почему у тебя на одной из фоток “задумчивый” вид в блоге, Лёх:). Действительно, одни пи-пи-пи вместо слов
lyoha, классное начало!!! Желаю такого же окончания постойки!
А вот собственно для заполнения пауз и для медитации собственно Hanna Reitsch собственной персоной в наши дни.
Любовь к небу, не уходит никогда. Уникальная женщина!
Наслаждайтесь.
Виктор.
P.S. Олег (Шешеня), ты интересовался мнением об oldgliders.com. Так вот - не надо
спасибо!!! уж почти было szd-9 заказал (второй раз ваша контора меня спасает от таких мечт)
Большая модэлка способствует … молодцы!
С пристрастием изучаю все темы постройки больших моделей. Интересны прежде всего нюансы, камушки подводные …
А их на большом размахе вылазит дофигища.
шпиенские фото:
На фото фюзеляж собран в рейках практически весь. Технология сборки на этом стапеле такова: в нажней части вертикальных стоек видны окна. В эти окна вставляются стенки лыжи и нижний лонжерон. Но в стапеле не заклеиватеся, а служит лишь для поддержки шпангоутов в нижних точках. Потом лонжерон и стенки извлекаются, все хозяйство снимается со стапеля и эти детали вклеиваются на место. Попутно добавляются на этом этапе нижних пара стрингеров. В противном случае стойки стапеля будет невозможно извлечь. Я сражаюсь с желанием все быстренько содрать со стапеля, вклеить недостающее на место и всласть награться с изделием, бегая с ним из угла в угол мастерской. Здравый смысл подсказывает, что не стоит этого делать по крайней мере еще денька три, пока все клееные изделия окончательно не отдадут лишнюю влагу в атмосферу. А еще надо построить стабилизатор, вклеить под него закладные, выставить его положение относительно осей фюзеляжа, киля и крыла и зашить фюзеляж в задней части, дабы избежать круток в этом узле.