Junkers F-13 – первый специализированный авиалайнер, копия 1:5

AirMax

По правьте меня, если не прав. Документацией по правилам соревнований является официальный печатный источник, либо заверенные чертежи…( можно обратиться к сухим законам и процитировать, но в целом верно ) Следовательно, имея выше описанный материал (чертежи и окраска) дополненный фотографиями реального самолета, пусть и в ветхом состоянии, должны только улучшить ситуацию!
Следующим объектом копирования для меня ,скорее всего, станет Aviatik Berg из Венского музея. В экспозиции он представлен “препарированным”. Отсутствует обшивка крыльев на 1/2, расшит фюзеляж так же. При этом его состояние можно оценить как очень хорошее. Просто кладезь для моделиста!
По-вашему, Владимир, Юрий, судьи снизят мне стендовую оценку за хорошо выполненную модель с обтянутыми крыльями и зашитым фюзеляжем на основании предоставленных мною же фотографий? Заметьте, мои фотографии не подпадают под определение “официальный источник”! Абсурд!

75777
AirMax:

Заметьте, мои фотографии не подпадают под определение "официальный источник

В правилах, вроде, понятие “официальный источник”-это только схемы окраски (рисованные) и чертежи. Фотки сюда не относятся.

AirMax:

судьи снизят мне стендовую оценку за хорошо выполненную модель с обтянутыми крыльями и зашитым фюзеляжем на основании предоставленных мною же фотографий?

Нужны будут документы о внешнем виде отсутствующих элементов.

AirMax:

При этом его состояние можно оценить как очень хорошее. Просто кладезь для моделиста!

Для стендовика. В F4С тщательное копирование “потрохов” не принесет больших дивидендов при оценке.

KUZ=
AirMax:

…Документацией по правилам соревнований является официальный печатный источник, либо заверенные чертежи…(

Все так, заверенные чертежи необходимы (или их первоисточники если масштаб на них удовлетворителен) но сколько уже “копий поломали”, обсуждая этот вопрос. Я конечно не крупный специалист по правилам и на ЧР не был пока, но из “тысячи” страниц бесконечных обсуждений этого вопроса, вынес совершенно определенно - фотографии выбранного борта для копирования первичны для судий. Именно по ним идет оценка копийности. По чертежам определяется соответствие общих габаритов и пропорций. Нет фотографий, или они от другого прототипа - оценка за стенд будет стремиться к 0. Ну а детали не подтвержденные фотографиями не будут оцениваться совсем. Если я не прав - пусть меня поправят более опытные в этом вопросе коллеги.

75777
KUZ=:

детали не подтвержденные фотографиями не будут оцениваться совсем.

Юрий, речь, наверное, идет о деталях, которые не отображены на чертеже?

KUZ=
75777:

Юрий, речь, наверное, идет о деталях, которые не отображены на чертеже?

Не буду утверждать, поскольку не специалист по этим вопросам, но судя по тому, что в документации, примеры которой довелось видеть, деталировка иллюстрируется фрагментами фотографий прототипа а отнюдь не фрагментами чертежей - фотографии все таки первичны.

По проекту.
Удалось наконец то закончить с нервюрами😍. К сожалению скорость продвижения не радует, но за то постоянная… Собрал центроплан для фотосессии - это совсем полуфабрикат. Далее займусь изготовлением силового набора моторамы и интеграции ее в центроплан. Далее завершение конструкции центроплана - диагональные раскосы между лонжеронами и пенал трубы. Небольшой фотоотчет. К сожалению почему то фотографии не резкие - прошу прощения.

AirMax

Хорошо у Вас, Юрий, получается. И быстро, как всегда! Хотя “чужие дети быстро растут”. Может я что упустил, простите, как Ваш Альбатрос поживает?

KUZ=
AirMax:

Хорошо у Вас, Юрий, получается. И быстро, как всегда!

Спасибо, Максим. Насчет - “быстро”, я так понимаю, это шутка… Шесть нервюр за полтора календарных месяца - это не слишком быстрый темп:).

Ну а насчет Альбатроса писал в первом посте этой темы. Не слишком удачно все сложилось, но теперь вроде все поправил и Альбатрос ждет на стенке весны.

Было несколько проблем. Основная - так и не смог осилить проводку тросов к элеронам “по взрослому”. Масштаб оказался слишком маловат. Вроде все работало - но периодически где то подтормаживало и в ноль элероны на возвращались (только при отработке поворота влево) В системе было две промежуточных качалки и по три блока для каждого “плеча”. Причем в “незашитом” виде все работало нормально. Ну а разобраться, что к чему в “зашитом” виде так и не получилось а сезон потерял. В сентябре плюнул на все и врезал плоские сервы прямо в нижние консоли (надо было сразу так и сделать как советовали умные люди но хотелось самому “на грабли наступить”) Экстерьер конечно чуть пострадал - но зато работает теперь все без проблем.
Серву работающую через блоки и ручку управления оставил для имитации работы ручкой и для центровки. Попутно выправил нижнее левое крылышко (его повело в процессе висения на стенке над скрытой трубой отопления) и поменял тросики управления рулем поворота на кевларовые - один лопнул в процессе настройки (как то писал что повредил несколько жилок а поменять забыл вот и лопнул, хорошо что на земле). Вот так он поживает. Надеюсь очень что весной-летом все таки отправлю в “тучу”, больше причин для задержки нет.

Несколько фотографий процесса переделки:

AirMax

Спасибо за ответ, Юрий, все помнят эту тему, и я думаю, рады такому напоминанию о ней!
Но простите за отступление, что там дальше, по Юнкерсу?

KUZ=
AirMax:

что там дальше, по Юнкерсу?

Да пока ничего нового к сожалению. Как писал ранее - заниматься самолетом могу один раз в неделю - в субботу - а она еще впереди 😃

AirMax

Жаль, что суббота только раз в неделю.

9 days later
KUZ=

Ударно отработал свой рабочий день. Давненько я не брал в руки лобзик.
Можно было бы воспользоваться “малой механизацией” но при таком количестве дырок процедура “заправки” пилки сильно бы тормозила по времени. Моторама присобрана, это еще полуфабрикат, надо доводить. Собрал все для общего вида. К тому же подоспела новая партия экспериментального гофра сделанного с применением качественных материалов и правильной технологии. В придачу уже есть некоторый опыт. Качество и вес намного лучше первоначального и еще есть способы их улучшения.

KUZ=

В руке 25 + 49 на центроплане 49+49. Первое немного “хлипковато”, но существенно легче и гибче. Скорее всего будут использоваться обе комбинации в зависимости от места применения. Пластина (49 + 49) 700 мм на 300 мм весит 60 грамм. Можно попробовать довести до 50. На весь аппарат нужно примерно 20 таких пластин, так что общий вес гофры сейчас будет где то полтора килограмма, если будет 50 грамм - около килограмма. Вполне приемлемо

75777
KUZ=:

диагональные раскосы между лонжеронами

Юрий, а как тут будут решаться вопросы продольной прочности крыла? Копийная структура крыла- это замечатнльно, но. На прототипах той этохи это решалось созданием сварной фермы из стальных труб, как таковых лонжеронов вообще не было. Лонжерон - по авиационным понятиям это две полки соединненные между собой, образующие тавр. Соответственно, каждая из полок работает на разрыв-сжатие от разнознаковых нагрузок на изгиб крыла. Здесь такой структуры нет. Заменятиь эту ферму деревянной структурой при таких размерах модели… Как-то сомнительно.
Работающей гладкой дюралевой обшивки, которая создает зачительный запас прочности на этом самолете тоже не было ( у гофра это не в счет из-за ребер).

KUZ=
75777:

… Заменятиь эту ферму деревянной структурой при таких размерах модели… Как-то сомнительно.
Работающей гладкой дюралевой обшивки, которая создает зачительный запас прочности на этом самолете тоже не было ( у гофра это не в счет из-за ребер).

Будет деревянная ферменная(сосновая) структура с диагональными раскосами, аналогично прототипу, почему это вызывает сомнение - не совсем понят. Сечение сосновых лонжеронов или направляющих фермы, если так проще (хотя сам Юнкерс называет их лонжеронами), 8 на 4 мм. Такими же будут и “диагонали” фермы. Это на фото выглядит довольно ажурно, реально все довольно основательно. Прикидывал по расчетам 'поясов прочности" которыми пользовался Андрей Федоренко (хотя сам не силен в прочностных расчетах сопромат и тер. мех был но уже 30 лет назад) для ТБ-1 - у меня запасец по прочности получается еще больше. Так же будет и работающая обшивка. Под гофр, который имеет толщину 1.5 мм будет бальсовая обшивка 1.5 мм. Так что с жесткостью будет все нормально. Ну а консоли пока планируются вообще из пены, крытые бальсой и потом тонким гофром.
Ну а по поводу прототипа - именно работающая гофрированная обшивка, являющаяся основным вкладом Хуго Юнкерся в технологию раннего авиастроения и обеспечивала прочность объемной ферменной конструкции его аппаратов.

75777
KUZ=:

именно работающая гофрированная обшивка, являющаяся основным вкладом Хуго Юнкерся в технологию раннего авиастроения и обеспечивала прочность объемной ферменной конструкции его аппаратов.

На фюзеляже, где гофр идет вдоль-да согласен. На крыле же - гофр поперек силовых элементов фермы- давал прочность только в направлении вдоль нервюр.

KUZ=:

структура с диагональными раскосами

Да уж… Хотя я не знаю точно, какая ферма была на Юнкерсе. Тут разглядывал, как выглядит эта структура на наших гофросамолетах
www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=2261
Оказывается, фермы, образованные крыльевыми трубами соединяются раскосами между собой, образуя повторяющуюся в пространстве внутри крыла структуру. Удачи Юрий, в реализации этой идеи! Я бы , честно говоря, не рискнул бы повторить такой сложный копийный набор.
Здесь же www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=2261
видно еще , что гофр по бокам фюзеляжа идет вдоль, а по дну - поперек оси фюза. Это, скорее всего, говорит о том, что гофр все же ( нашими конструкторами)не использовался как силовой элемент. Хотя есть смутные сомнения, что, может быть, на дне фюза АНТ-4 это было сделано специально, так как дно было одновременно и полом кабины, по которому ходили ногами. Представляется, что гофр все же был тогда достаточно мягким. О чем говорит и хорошо “обтоптанная” обшивка крыла венгерского юнкерса, на котором хорошо уже “проступают” трубы силового набора.
Настоящий дюраль даже гладкий не сильно-то “обтопчешь”…

KUZ=

Вот подобрал несколько примеров для иллюстрации внутренней конструкции Юнкерса F13 Правда это не совсем моя модификация, но конструкция каркаса была одинакова у всех. Судя по довольно “жидкому” силовому набору фюзеляжа, обшивка все таки играла одну из основных силовых ролей. Шилась она без стрингеров (у меня будут). Ну а пространственные ферменные конструкции хорошо видны на центроплане и консолях. Именно они отрабатывали основные силовые нагрузки. Так же видно полное отсутствие нервюр на консолях. Профилирование гофра на них осуществлялось с помощью многочисленных лонжеронов. Сам Юнкерс писал, что консоли зашивались цельными листами от задней кромки до задней кромки, с перегибом через переднюю кромку, это должно было полностью защитить плоскости от срыва обшивки набегающим потоком. На музейных же экспонатах виден стык по передней кромке, закрытый технологической полосой. Так же видны стыки листов по всей поверхности консолей. Видно это уже плоды современных реставраторов.

Фюзеляж + центроплан, будут строиться по подобной конструкции. С консолями пока вопрос не решен. Скорее всего будут из пены м обшивкой бальсой и гофрой.

75777

Спасибо Юрий! Теперь понял как устроена прочностная структура гофрокрыльев! Пространственная ферма, воспринимающая продольные нагрузки представляет собой некую “гармошку”. А вот гофролисты на крыле “держат” “лемехи” этой гармошки, не давая " расползаться " им от “маховых” нагрузок на крыло.
Поэтому, справедливо говоря, нервюры на Вашей модели должны быть прочными, так как бальзовая обшивка крыла неоднородна по своей природе и волокнами будет вдоль крыла. А должен ведь кто-то эту “гармошечную” ферму и в поперечном направлении удерживать…
Может быть не всем понятно, что я имею в виду, вот попробую на примере.
Возьмите из лист бумаги, согните гармошкой. Попробуйте согнуть эту гармошку. Лемехи в месте сгиба растянуться в плоскость и эта плоскость уже согнется. Теперь наклейте листы (аналог гофрообшивки крыла сверху и снизу) бумаги на гармошку сверху и снизу, проклеив по всем “лемехам”. И попробуйте согнуть… Не согнется. Только по превышению разрушающей нагрузки переломится.

AirMax

Переживаю, Юрий, за вашу тему. Мне самому нравятся самолеты межвоенного периода. Особенно прекрасные в своем новаторском уродстве гофрированные монстры. Я с удовольствием бы уже давно делал модель с гофрой. Не для кого не секрет, что копийная качественная гофра является камнем предкновения для любого моделиста. И я не стал исключением. Ваш проект в этом смысле пилотный, эксперементальный, потому и слежу как за своим и переживаю за результат. Простите за то, что возлагаю на вас ответственность, но если результат вашей работы будет положительным, и я и многие последуют вашему примеру. Пишите подробней и чаще. Ваша работа нужна!

KUZ=

Максим, спасибо за внимание к теме и за ответственность возложенную, постараюсь оправдать😒. Мне и саму не терпится узнать - что получится. К сожалению ограничен во времени, по этому проект будет долгим - это к сожалению факт. По мере появления материала конечно буду его освещать как можно подробнее, но нарабатывается он моими текущими темпами очень медленно - отсюда и большие перерывы в теме, могу гарантировать лишь его регулярность😒.

KUZ=

Всех приветствую.
В субботу наконец начал сборку. Делал деталюшки больше месяца, а собиралось и работы почти не видно:). Собрал и обработал мотораму. Сделал импровезированный стапель, выровнял, уложил нижние лонжероны. Установил на них на клей нервюры. На большее время к сожалению не хватило. Бросил в самом интересном месте. Теперь все это хозяйство надо выровнять и установить с учетом угла атаки аппарата и можно выравнивать и вклеивать мотораму и верхние лонжероны. Ну а потом буду делать пространственную ферму – увязывать все лонжероны в силовую конструкцию.

Небольшой фотоотчет:

Собственно все это уже показывал раньше только не собранное, почти ничего нового, это так что бы прогул не записали😍