Красивый самолет "Balilla"
Если зеленый цвет оправдал надежды, то красный отнял. Из-за плохого скотча получились подтеки. Похвастать нечем, работу приходится переделывать. Но я не унываю. Потренеровался! Ко вторнику будет отличный результат!
Вот что у меня получилось! Даже раньше чем обещанный вторник. И золотом покрыл, успел. Остались технические надписи, номера - это завтра, если успею. Герб будет выписан вместе с гербами на крыльях. Заодно, чтоб человека не беспокоить дважды. А поэтому придется подождать немного. По фюзеляжу заканчивается работа, даже немного жаль. Останется выхлопной коллектор и замочки на капоте. На данный момент мой друг (знатный авиамоделист) совершает трудовой подвиг изготавливая штамп для производства этих самых замочков.
Макс, процедуру нанесения золота расскажи пожалуйста! Что драл за основу - подложку, грунтовал? Чем клеил?
Виталий, это проще чем кажется.
Нужно взять специальный лак, называется жутким словом “Мордон”, и сусальное золото (так же есть медь, латунь, серебро или его заменитель или заменитель золота). Еще это называется “Поталь”. Все это продается в художественных салонах, не во всех, но не дефицит. На поверхность наносится Мордон,(бывает несколько видов, по скорости высыхания) нам подходит 3х часовой с полным высыханием (еще есть такой, что не высыхает никогда и остается в каучукообразном состоянии - такой не надо) Наносить следует очень мягкой кистью либо распылителем, как я это делаю, не разбавляя. Слой следует делать не толстый и равномерный, подготавливать поверхность особенно не надо. При выкраске нанести таким же слоем похожий по фактуре и свойствам образец. Затем, примерно через час, начинать делать проверки на образце. Поверхность готова к нанесению только тогда, когда при проведении по ней костяшками пальцев возникнет характерный скрип и торможение. Очень важно не пропустить этот момент! Раньше - плохо получится, а позже - вообще не получится. Затем обязательно проверить вашу поверхность, ведь она может отличаться, но не переусердствуйте, на залапанную поверхность поталь не ляжет, затем и нужен образец! Итак, все сошлось! Аккуратно берете поталь, выкладываете на поверхность, и прижимаете ласково так, байковой тряпочкой еле-еле подбиваете и по нарастающей протираете. Учтите, после выкладывания поталь не корректируется! Появится много складок, но при протирании они слетят оставив едва заметные следы. Там где нет лака, поталь так же снимется, оставив только контур покрытый лаком. Через сутки поверхность полностью просохнет.
Стоит это сущие пустяки - поталь не больше 150р. за 35 листов 12х12 см, а мордон (я брал дорогой лучший итальянский) около 350р. за 75мл. Этого хватит на 15 икон, не говоря уже о самолетах. Удачи!
Извиняюсь, бес попутал! Лак называется еще страшнее - Мордан. Ударение на “а”.
Максим, а как эти все технологии будут выдерживать “авиационную” эксплуатацию? Ведь это все разработано для того, что, образно говоря, должно в квартире на полке стоять. Ладно, если бы золото было бы финишным покрытием, а то ведь на нем планируется еще и неслабое по сложности художественное произведение-рисунок. Просто так не заменишь переклейкой. А то как начнет слазить от ветра-бензина-тряпок протирок и т.п.?😢Обидно ведь как будет…
как эти все технологии будут выдерживать “авиационную” эксплуатацию?
прозрачный лак творит чудеса…
это проще чем кажется
Спасибо Макс!
сама методика нанесения золота и поталя мне знакома, просто до сих пор пользовался только методикой реставраторов, а там основным было подготовка поверхности, и как правило её надо было обрабатывать либо мелосодержащей грунтовкой, либо тальком, что бы клей впитался…
ещё, оченб хорошо фольга разглаживается косточкой, у меня для этого скребки из бивня моржа, из конского ребра и шпатель из оникса, результаты просто восхитительные, фольгу можно разгладить до зеркального блеска…
за клей спасибо, таким ещё не пользовался, надо найти, попробовать…
Да, Петр, будет обидно! Но я уже с этим смирился. Успокаиваю себя тем, что подобные изменения связанные с эксплуатацией даже шарма добавят. А потом не надо недооценивать архаичные материалы. Я тут столкнулся в работе с итальянскими красками и лаками выполненными в старинных традициях, так их даже метанол не жрет! И еще к примеру: соборы стоят столетиями, а наших построек на 50 лет едва хватит. Хотя мы одного плиточного клея для разных случаев с десяток знаем.
Этот самый Мордан очень твердый после высыхания и маслобензостойкий. Подумать только, ни бензина тогда не было ни масла, ни даже метанола с нитрометаном, а лак для защиты от всего этого был! Он даже не двухкомпонентный! Уж я про Страдивари с его лакокрасочным производством молчу, триста лет трут эти скрипки щетиной, а им почти ничего. За это время утюг стерся бы!
Так что я настроен на позитив.
Макс, у меня только одно сомнение вызывает, что позолота действительно зеркально чистой получится… уж больно подложка не равномерная получается - один слой лака, но наверное это пожходит для всех видов поверхностей…
я раньше пользовался так называемой полиментной позолотой, подготовка подложки очень сложная, сначала наносится смесь из глинозёма с органическим клеем, потом она выравнивается меловым раствором, несколько различных видов мела, от китайского до французского, опять же с органическим клеем, шлифовка, выравниевание, потом нанесение клеевой основы и на неё позолота, листочки золота накладываются кисточкой и потом окисовым шпателем, а потом агатовым разглаживаются до зеркала… но необходима дополнительная защита в виде лака сверху… зато такое покрытие на воздухе, даже если просто оставить на улице при всех погодных катаклизмах, держит 10 лет и больше, более стойкое покрытие только ртутное… но оно очень ядовитое и для моделистов наверняка не подойдёт, это на века…
у меня только одно сомнение вызывает, что позолота действительно зеркально чистой получится…
Виталий, дак оно вроде и не надо так. Посмотрите на оригинал…
прозрачный лак творит чудеса…
Да про лак то все мы в уме держим. Это понятно. Мой вопрос не во внешнем покрытии, а то как позолота на своей основе держаться будет. Не слетела бы, например, от скоростного напора воздуха…Ну да ладно, вековые испытания этот способ выдержал. Убедили…😎
а то как позолота на своей основе держаться будет. Не слетела бы, например, от скоростного напора воздуха…
дык в наружном покрытии то всё дело… на сколько оно прочное и на сколько оно держать будет…
хотя… если судить по тому, как на основе янтарного лака, как у Макса, некоторые предметы искуства под ураганным ветром десятилетиями выдерживают, скандинавия и северная европа, для модели такие нагрузки вообще смехотворны…
ну в опчим Макс сделает, а мы посмотрим )))
дык в наружном покрытии то всё дело
Все зависит от площади. Лак будет держать только по периметру, если материал золота “лаконепроницаем” . А в середине мало-помалу будет “хлопун” (отслоение) расти . Если площадь “пятна” наклейки будет велика, то рано или поздно лак, держащий по периметру, не выдержит и периметр начнет оттрескиваться…Вот это я имел в виду☕ Но повторяюсь ваши доводы в испытании этой идеи что называется веками меня вполне убедили:) - мои рассуждения здесь сугубо теоретические
Ничего себе! Пока я ходил, тут такое обсуждение!
Виталий, да ты профессионал оказывается! А я со своими мазилками тут маячу!
Способ нанесения примененный мною, меня полностью удовлетворил. Мне не нужен зеркальный блеск, идеальная ровность и ощущение полированного куска золота, ведь и на прототипе ничего этого нет. Но то, что делает Виталий, безусловно, достойно уважения! Одних знаний сколько требуется, опыта и умения!
По поводу прочности вообще все просто. Что называется “зубами не оторвешь”. Нанесенная поталь на столько прочно приклеивается, что снять ее можно только прошкурив!
Виталий, да ты профессионал оказывается!
не не… я такой же как ты… и легко поддаюсь влиянию профессионалов, особенно когда начинают махать руками и орать - да на юх тебе этот янтарный лак (мордан) сдался, да на нём ничё путнего не выйдет, да это только для начинающих малолеток, ты чё малолетка? делай как люди! ну я и делал ))) сложно, но результат того стоит… прелесть глинозёмно-меловой грунтовки в том, что лак-клей, впитывается в неё намертво и содержит ещё достаточно кислорода что бы влажный лак под позолой высох до конца, фольга наносится на довольно ещё свежий лак, поэтому располировать её можно до блеска… недостаток - грунтовка хрупкая и на пластиковых поверхностях после сезона начинает трескаться и отваливаться… а тут “воначё Михалыч!” оказывается янтарный лак можно взять…
А в середине мало-помалу будет “хлопун”
Пётр, не будет хлопуна! Золото это не латунь, металл сам по себе очень пористый, поэтому лак, даже на полированных поверхностях держится просто мёртво…
можно не крыть лаком, позолота на подложке всёравно держится мёртво, но золото будет тускнеть… а позолота на самолёте, это не кольцо, которое можно в сахарную воду покласть… к стати, если кольца теряют блеск, ювелиры их кладут в сахарную воду и потом полируют - металл пористый, сахар заполняет поры и даёт дополнительный глянец… кольцо достаточно ночь выдержать в сахарной воде и потом просто протереть мягкой тряпкой, оно снова заблестит как новое… это небольшое оступление, сорри )))
Полировать позолоту лучше всего настоящей костяной расчёской, агатовой палочкой или скруглённым полированным шпателем из оникса… некоторые берут для этого ещё слюду… но слюда царапает быстро, у неё очень выраженнай кристалическая решотка с острыми кристалами-чешуйками…
Да, друзья, заболел я! Уже и не думал что в этом году со мной это случится, а нет, случилось! Простуда. Пролежал я всю неделю,а как только дело получше стало, начал заниматься крыльями. В понедельник прошедший вышел на работу и уже поздно вечером накрасил номера на фюзеляж, крашу ведь в офисе. На следующий день полетел в командировку, где и прибываю до сих пор. Тут конечно тепло и красиво, но неделя строительства самолета опять под хвост отряду кошачьих.
Нет времени у меня тут, а вот гляжу, тема моя совсем заглохла. И обидно мне стало как то. Решил фото бросить…
Вот такая же ерунда с командировками. Так хочется пособирать, а приезжаешь на выходные и времени только на накопившиеся дела.
Отсутствием времени обьясняется во многом небольшая популярность среди моделистов нашего класса моделей, и как следствие, возрастная категория участников соревнований. Но такова жизнь.
Хочу от души поздравить всех с Днем Советской Армии! Огромный привет моим командирам и армейским друзьям и товарищам! Я каждый раз с большой теплотой вспоминаю о них. А так же поздравляю всех кто служил, служит и еще будет служить. Так же всех кому не довелось служить, но если потребуется, встанут рядом!
Итак, продолжаем о Ansaldo A.1 Balilla.
Те кто следит за моей темой понимают, что следующим шагом будет изготовление крыльев. И действительно это так. Я очень долго шел к мечте о переходе к более простому - крыльям. А вот теперь, когда начал, мне стало скучно. Ни каких тебе головоломок, ни сложностей. Делай себе на здоровье… Даже уже думаю о постройке другой модели. Конечно же после окончании Ansaldo.
Все просто. Нервюры сделаны классическим способом - в пакете по алюминиевым шаблонам. Сделаны облегчения с вертикальным усилением полоской бальзы в промежутках между “окнами”. Затем, после сборки крыла, каждая нервюра будет дополнена “полкой” которая придаст прочности как самой нервюре, так и крылу в целом. В общем, старая надежная схема. Нововведением будет только то, что вместо коробчатых лонжеронов мною выбраны угольные тонкостенные трубки. Есть и свои сложности - например количество нервюр. На таком небольшом самолете их 80 штук и полунервюр (лобиков) аж 160!
Ну где наша не пропадала, поехали!!!
Нервюры сделаны классическим способом - в пакете по алюминиевым шаблонам. … их 80 штук и полунервюр (лобиков) аж 160!
Макс, ну ты гигааант! ))) меня сегодня уже не заставишь руками пилить )))
Нет, Виталий, не гигант!
На тот момент это был самый простой способ для меня. Проверенный и надежный. Потом, он лучше чем лазер или фреза. Нет горелых краев, или “махны” разной, точность безупречная. И конечно общение с живым деревом доставляет радость. А как приятно держать в руке нервюры россыпью понимая какой хороший результат получился и в этом твоя заслуга. Да и в моем случае такие тонкие кончики и стенки, что вряд ли с помощью станков можно было бы достичь нужного качества. А так у меня все складывается как хороший пазл. В общем, я не жалею потраченного времени.
Потом, он лучше чем лазер или фреза. Нет горелых краев, или “махны” разной, точность безупречная
Ну Макс ты это махнул!!!😁 Точнее лазера и фрезы ручонками увы не сделать…При всем моем уважении к ручному труду.😉
Да и в моем случае такие тонкие кончики и стенки, что вряд ли с помощью станков можно было бы достичь нужного качества.
Легко и очень качественно можно достичь!!!
Леша, ну может и маханул, конечно! Но ведь ты судишь как человек у которого есть такое оборудование и ты, зная его возможности и в совершенстве владея им, можешь сделать, пожалуй, любую деталь! Может, со временем, и я овладею этими технологиями и приобрету станок, а пока “кто не может работать головой, работает руками”!
Вот так (на фото) выглядит начало сборки моих крыльев. Все нервюры нанизываются на карбоновые трубки и затем будут скрепляться в районе прохождения лонжеронов полосками бальзы выполненными в виде гребенки. Полос соответственно четыре, по две сверху и снизу. Таким образом каждая нервюра попадает в строго отведенное ей место. Соединение получается типа “шип-паз” и для сборки крыла не требуется ни стапель, ни даже чертеж. Так же полосы, помимо вспомогательной функции при сборке, преследуют (и это не маловажно) декоративные или копийные цели. Какой либо силовой нагрузки они не несут, либо почти не несут.