Правила,документация,судейство F 4C.
Приветствую всех собравшихся.
В правилах везде написано “Самолет”.
Могу ли я выступать в копиях или полукопиях с планером?
Уже спрашивали в том году , можно ли копийному буксировщику копийно тянуть планер - нет .
В воздухе должна быть одна модель и один пилот . И ничего не должно отделяться ))) думаю в обратную строну тот-же ответ будет
Хммм, печально.
Следующим вопросом как раз был вопрос про буксировщик, но Вы сразу отсекли его своим ответом.
Приветствую всех собравшихся.
В правилах везде написано “Самолет”.
Могу ли я выступать в копиях или полукопиях с планером?
Тоже интересует этот вопрос. Русскоязычный вариант правил F4C - это перевод c англоязычного оригинала. Посмотрим что там (редакция 2015года) написано про “определение копии”
6.1.1. Definition of Scale Model Aircraft:
A scale model aircraft shall be a reproduction of a heavier than air, man-carrying aircraft. The
classes F/A/B/C/D/E/F/G/H/J/ are fixed-wing classes; the class F4K is a motorised rotary wing
class. The aim of scale contests is to recreate the accurate appearance and realism of the fullsize
aircraft as best appropriate to each model aircraft class. This shall apply equally to static
judging and flight performance.
Note: To indicate the subject full-size aircraft being scale modelled, the word “prototype” may be
used.
Ключевым по вопросу является слово aircraft. Слово не имеет множественного числа и означает класс летательных аппаратов тяжелее воздуха в широком смысле.
Слово “Самолет” на английском имеет более точное определение “plane”.
Проверим переводчиком (у меня Lingvo) английское слово “glider” (планер)
glider 1) a light aircraft that is designed to fly without using an engine 2) a person or thing that glides Full entry >>
glider [gla͟ɪdə®] gliders A glider is an aircraft without an engine, which flies by floating on air currents. glider ['glīdər] glid·er 1) a light aircraft that is designed to fly for long periods without using an engine
то есть планер попадает в категорию “aircraft”, и , следовательно , выступление с ним не противоречит главе правил по определению копии.
Читаем далее ФАИшные правила
6.1.6. Remarks
a) All model aircraft shall become airborne in the manner of their prototype.
(все модели должны взлетать аналогично прототипу)
Означает ли это, что можно произвести взлет планера- копии, например, резиновым шнуром-катапультой?
Про буксировку “трактором” согласно правил изначально все понятно. Никак нельзя. Там есть пункт, зарещающий помощнику касаться руками передатчика (неважно своего - “трактора”) или чужого.
Даже если разрешат запустить планер с лебедки и и.п ( что кстати правила не разрешают ) и получить при этом ноль за взлет - то его высоты и скорости не хватит на выполнение всех обязательных и не очень обязательных фигур комплекса .
Означает ли это, что можно произвести взлет планера- копии, например, резиновым шнуром-катапультой?
Если вы соберете литовский учебный планер то наверное можно будет поскольку он стартовал именно так и тому есть подтверждения, по крайней ере в старых журналах “Крылья Родины” я встречал упоминание резиновой катапульты. а вот для взлета бланика или asw-28 я читал только про самолеты буксировшики.
Тогда все встает на свои места.
Теоретически, вроде, не противоречит. Но для полетной программы из 10 фигур резинкой планер не запустишь. Тут нормальная лебедка метров на 200 нужна. И судьям на такой высоте не видно ни фига. Правда, снижение по кругу - это без проблем. Восьмерку без потери высоты уже не сделать, хотя в термике, наверное можно. В общем, по-моему - это так, поболтать…😉
Вот, пока изобретал, коллеги уже ответили. Кстати, Алексей, а где в правилах насчет лебедки сказано? Ткните пожалуйста.
В общем, по-моему - это так, поболтать…
Кто бы , Владимир, спорил😁…
Но теоретически, интересно. Почему, где-то на местном- “фестивальном” уровне для массовости и зрелищности не полетать на планерах…
ну мы так и делаем , и у соседей европейских тоже самое ))
Модели планеров с собственными моторами очень популярны, но есть и прототипы, например:
www.airwar.ru/enc/glider/sv10.html
Если очень хочется, можно выступить с такой копией, наверное.😉
В Шевлено на аэродроме есть пара Блаников с моторами, сами взлетают без помощи буксировщика.
Похоже остается только мотопланер.
Если вы соберете литовский учебный планер то наверное можно будет поскольку он стартовал именно так и тому есть подтверждения, по крайней ере в старых журналах “Крылья Родины” я встречал упоминание резиновой катапульты. а вот для взлета бланика или asw-28 я читал только про самолеты буксировшики.
Тогда все встает на свои места.
Литовский планер- это надо понимать БРО-11, - только с резинки и взлетал в Казанском аэроклубе , точнее сказать в юношеском спортивно- техническом лагере “Факел” базировавшимся рядом с аэроклубом. Я сам лично неоднократно подлётывал на нем, когда уже осенью лагерь закрывался . А вот планер КАИ-12 более известный как “Приморец” в аэроклубе запускали лебедкой “Геркулес” специально созданной для запуска планеров. Я уже этого не застал, только видел остатки этой лебедки , а от планеров “Приморец” вообще пару щепок в ангаре хранилось. Обидно за историю авиации и родного института. Вот на счет “Бланика” уже не помню что там в руководстве по летной эксплуатации было что-либо про лебедку или нет. Но я думаю что это вполне реально.
История планеризма замечательна. Литовские БРО-9, БРО-11 и БРО-12 для начального обучения. А-2 двухместный начального обучения (все фанера-перкаль), затягивали амортизаторами, а А-2 и БРО-12 подколесной лебедкой (под заднее колесо грузовика, у нас ГАЗ-51, устанавливали раму с роликами под колесо с приводом на барабан лебедки. Потом появился чешский “Пионер” с которого копировали “Приморец”(в Арсеньеве). Был пилотажный МАК-15, диковинка похожая на летучую мышь. Потом появились чешские самоходные лебедки “Геркулес”, планеры “Приморец” и “Бланик”. Все это в 56…60 годы.
Моторные планеры добро пожаловать, обычным дорога закрыта, остальное юридические тонкости. Думаю, что если оригинал правил перевести на зимбабвийский, то там вообще все, что летает одним словом называется.
Замечание про помарку со строкой про выпущенные шасси, обязательно удалим, спасибо за замечание.
В прошлом году на полукопиях было ограничение по количеству представляемых в документации на стенд фоток … но не более 5. Я так понял в этом годе ограничение снято?
Все верно. Это ограничение из “Фаишных” правил, а в этом году мы летим по “Национальным” и в них нет ограничений на кол-во фотографий.
Перед чемпионатом решил освежить правила по “Моделям-полукопиям” и вот заинтересовал меня этот пункт.
А.4.1. Масштабная точность
Сначала модель устанавливается в положение, аналогичное изображѐнному на лучшей фотографии, при этом отмечаются, имеются ли, явные отличия, а также оцениваются “характерные особенности” и реализм модели. Эта процедура повторяется с другими подходящими фотографиями. Затем, с использованием фотографий и чертежей, проверяются вид сбоку, вид спереди и вид сверху.
Я это к чему, если вид снизу не"лучшая фотография" то получается, что вид снизу не рассматривается?
Возникает еще один вопрос,
лучшей фотографии
По каким критериям фотография признается лучшей? И кем признается? Судьями или спортсменом, чья модель оценивается?
У большинста полукопий уровень документов ниже среднего…
Фотки нечеткий, с большими искажениями или вообще от других самолетов.
Исходя из этих принципов и приходится выбирать. Если документация подготовлена качественно, то все проще.
Павел, а что с видом снизу? Оценивается или нет?
Павел, а что с видом снизу? Оценивается или нет?
Фотки с этого ракурса редки посему на эту позицию особо не заостряемся