АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева

ДедЮз
Lazy:

Коллега, мне кажется вы упускаете из виду один момент. 😃
В те годы все поверхености сопрагались и строились как бы так сказать…
По месту?

Не правда. В авиации после 20-х годов такие вольности не допускались, по крайней мере в стадии разработки. При доработках в процессе испытаний могли быть согласованные изменения “по месту”, в дальнейшем утверждаемые в документации. Говорю уверенно, потому, что застал живыми авиапромовцев тех лет. До 70-го года многие трудились и всегда делились воспоминаниями. В данном случае, не особо “криминальная” ситуация. Спорный узел мог модифицироваться в процессе серии из нескольких машин, в зависимости от внедряемых компонентов (баки, лючки, пригонные поверхности). Если по имеющейся документации получаются нестыковки, то “причесывание” возможно исходя из приоритета (что первично, что вторично). Больших проблем нет.

Lazy

Какой узел? Вы о чем?
Речь идёт о стыке полотняной обшивки гаргота и бляшанки на центроплане.
Как выклепал жестянщик - так и поставили.

ДедЮз

Жестянщики, уважаемый Владимир работали по объемным шаблонам или ШК, ШВК (шабл.контура; шаблон внутреннего контура). Любое сочетание двух и более деталей в сборке называется УЗЛОМ или “сборочной единицей”. Чтобы точно воспроизвести СТЫК нужно знать: а) структуру прилегающих деталей, документально; б) данный “стык” был неразъемным или разъемным, т.е. без клеевого соединения. Для справки. Американцы на старых машинах такого типа “стыки” выполняли на застежках “молния”, очень понравилось, ремонтоспособность и простота.

fed
Lazy:

бляшанки на центроплане.

Владимир, а это что за штуковина?😁😁
Вроде всю авиационную терминологию знаю… такой термин, как “Колобашка”😁 официально в техописании У-2 используется. А вот выше приведенный термин как-то впервые …😁

Думаю, что, вы оба правы. АИР-5 был в единственном экземпляре. Понятно, что поверхности могли доводится по месту. Скоро капот покажу 😃😃 Там полная жесть по теории !

Кстати, уже на АИР-6 серийных, эта линия пересечения более правильная.

Вообще эта линия очень важна, так как она на виду и хочется чтобы поверхности пересеклись чисто и правильно.
Стрингера гаргрота должны к чему-ту крепиться на центроплане, возможно к этой самой бл…ке😁
Короче, будем еще доводить до ума теорию…

__________________________

Работы по крылу идут без всяких перерывов. Очень много всяких операций делается и еще предстоит…
Немного из того, что делается.

Законцовки стали на свои места. Хвостовик пока не закреплен, так как он связан с навеской элерона и кромкой крыла под элерон.

Начал делать задние кромки.
Они должны быть узкие, тонкие по задней кромке, и не подвергаться короблению.
Делается такой “бутербродик” : 1мм фанера+бальза+ 1мм фанера.

Вот такая кромочка получается. Очень жесткая и надежно связывающая хвостовики нервюр

А это уже задняя кромка под элерон.

Кронштейны навески крыла(сталь1мм) и элеронов (сталь 0.8мм). (смежники помогли, за что им огромное спасибо!)
Кронштейны элеронов сгибаются в П-образный кронштейн.

Первая примерка кронштейнов на крыле:

Кронштейны покрываются фосфатной пленочкой для защиты от корозии.

vlad_den

Андрей, а зачем сталь? Дюраль по-моему вполне бы выдержал по прочности. И профиль П-образный можно подобрать. По весу приличная экономия.

ДедЮз

Володя, Андрей прав на все 100. Копийность и технологичность стали (железа) не сравнить с алюминиевыми сплавами по части гибки, работоспособной толщины и технологичности на случай припаять-залудить. Я считаю данную работу, просто мастер-классом ретро-самолетостроения. Спасибо!

Губанов_Игорь

Вообще таких позитивных и интересных тем крайне мало на форуме. С интересом следим за проектированием и строительством!!!

vlad_den
ДедЮз:

Копийность и технологичность стали (железа) не сравнить с алюминиевыми сплавами по части гибки, работоспособной толщины и технологичности на случай припаять-залудить. Я считаю данную работу, просто мастер-классом ретро-самолетостроения. Спасибо!

Это я понимаю. Показалось, что данные детали не требуют дальнейшей гибки, пайки и т.д. Тут скорее потенциальные проблемы в отверстиях - в алюминии могут разбиваться, приобретать эллипсность, рваться. А там растяжки крыла с неслабыми нагрузками и навески элеронов. Потом уже сообразил.

fed
vlad_den:

а зачем сталь?

Володя, я вынес себе мозг😁, мучаясь между выбором стали или дюраля для кронштейнов. Иосиф совершенно точно сформулировал приоритеты стали.
Я очень трепетно отношусь к каждому лишнему грамму на модели и в 3d, прорисовав кронштейны, оценил их вес из стали и дюраля. Но тут действительно, еще дело в копийности толщины кронштейнов, и эксплуатационности отверстий, которые на узлах навески крыла будут собираться/разбираться, а на элеронах работать постоянно.
К стали можно припаять усиливающие шайбы в районе эксплуатационных отверстий, что также правильно отметил Иосиф. Так делалось на многих самолетах 30-х годов, в том числе на У-2.
Кстати, я очень давно внимательно изучаю его замечательное техописание. Для силовых узлов навески использовалась 3мм сталь, иногда с шайбами усиливающими. Так что 0.8 - 1мм сталь - это практически идеально по копийности для 1/4 масштаба. Не нашел, какие толщины были на АИР-ах, но предполагаю,
тоже в районе 3мм.

Из 1мм дюраля это все как-то хлипко, хотя на разрыв он и выдержит нагрузки, но отверстия очень быстро разобьются.
3мм дюраль - это то же что и 1мм сталь по весу примерно, но грубо будет смотреться.
2мм дюраль вроде ничего, но нет в наличии и выигрыш по весу незначительный.
Также, для кронштейнов элеронов надо копийный П-профиль, который можно согнуть только из стали, хотя рассматривались варианты фрезеровки из алюминия, выклейки из стеклотекстолита, что гораздо более трудоемко, менее копийно и чуть выигрышней по весу.
А вот сами кронштейны элеронов и кабанчики - из 3мм дюраля будут. Скоро покажу.

Комплект кронштейнов на консоль весит 110гр. Да, довольно много, но все же это силовые элементы, о которых теперь голова не болит:P
Кронштейны, после фосфатирования, получили глубокий, приятный серовато-голубоватый цвет и уже не гладкую поверхность, для хорошей адгезии с грунтом. И вчера загрунтовались.

Кронштейны несколько тормозили работы над консолями, теперь можно продолжить работы по сборке…

DonPedro
fed:

Кронштейны, после фосфатирования, получили глубокий, приятный серовато-голубоватый цвет и уже не гладкую поверхность, для хорошей адгезии с грунтом. И вчера загрунтовались.

Красотищааааа!!!

fed

Построил “теорию” поверхности оперения.
Прототип имел конструкцию оперения из алюминия.
Предполагается бальзовая конструкция с повторением силовой схемы прототипа. Вес оперения очень критичен для центровки.
Осталось элементы каркаса достроить и плазы с шаблонами можно готовить на изготовление…

ANT53

Где костыль?Андрей,извини за грубость–я немного пьян…

DonPedro

Пост №102

Видимо в этом виде он мешал. Вот его временно убрали. ))))

ANT53

Как помешал? Он должен гармонично вписываться с РН!😃

Evgeny_68

Андрей, не могли бы Вы немного подробнее рассказать о технологии изготовления и особенно сгибания кронштейнов. Думаю, это многим будет интересно.

7 days later
Slav11

Андрей, что случилось? Может беда какая? Почему тема замерла? После такой скорости неделя кажется вечностью!😦

fed

Приветствую, коллеги!
Полнейший цейтнот свободного времени полностью выключил меня из проекта на несколько недель …
Но все вроде входит в стабильный ритм. По крайней мере, эта суббота уже была посвящена проекту…
И потихоньку оборудуется и скоро заработает “домашняя моделка” в дополнение к клубной, что должно позволить увеличить вечернее время работы над проектом…

Итак, после точки останова, возвращаемся к делам проектным. Всегда сложно входить в проект после перерыва…

Делается задняя кромка на правую консоль.

Примеряем все кронштейны на левую консоль.

Корневые - навески крыла на фюзеляж.

Крепления подкосов крыла:

Кронштейны навески элеронов:

Кронштейны окончательно будут навешиваться сразу на обеих консолях (правая еще не созрела)
Предполагается приклейка кронштейнов на 88-м клее к дереву, болты тоже на 88-м клее в отверстия и гайки на суровом “локтайте”.

Horizont

Спасибо за продолжение ! Андрей, а серьги навески элеронов - алюминий ?

fed
Evgeny_68:

о технологии изготовления и особенно сгибания кронштейнов.

Кронштейны резались из 0.8мм стали лазером по чертежу развертки.
Точно согнуть действительно было непросто без приспособлений.
Сначала предварительная гибка обеих сторон на небольшой угол в тисках, точно зажимая край по линии изгиба на уровне губок.
Потом по калиброванной металлической пластине в больших тисках окончательная догибка сторон до П.
Гибка молотком через алюминиевую наставку, чтобы не повредить кронштейн.

Horizont:

а серьги навески элеронов - алюминий ?

Да, 3мм дюраль. Оси навески будут штифты с контровкой шплинтами. Серьги будут навешиваться на круглый лонжерон элерона, и приклепываться к нервюрам элерона.
Все как на прототипе.
Лонжерон элеронов - пока под вопросом, из чего. Вариантов много …

Вадим_Ру
fed:

Рисуя копийные нервюры, я интуитивно чувствовал, что копийные сечения полок лонжеронов избыточны для модели.
Попробуем это проверить…

Меж размышлениями вставлю практику. Черканул товарищу крылья на стандартную спортивную пилотагу. Испытали. Лонжерон 10х5 две полки сосна, вертикальная 3мм бальса кусочками меж нервюрами. Всё на пва D3 склеено. На всех режимах - лезвие негнущееся зрительно. Поведение самолёта полностью симетрично в воздухе, как в симуляторе.
Имхо. Таки заложено много лишнего.
Андрей, дофига дерева и веса. Можно уменьшать. Расчёты расчётами, хвост важнее 😉