АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева
Андрей, а зачем сталь? Дюраль по-моему вполне бы выдержал по прочности. И профиль П-образный можно подобрать. По весу приличная экономия.
Володя, Андрей прав на все 100. Копийность и технологичность стали (железа) не сравнить с алюминиевыми сплавами по части гибки, работоспособной толщины и технологичности на случай припаять-залудить. Я считаю данную работу, просто мастер-классом ретро-самолетостроения. Спасибо!
Вообще таких позитивных и интересных тем крайне мало на форуме. С интересом следим за проектированием и строительством!!!
Копийность и технологичность стали (железа) не сравнить с алюминиевыми сплавами по части гибки, работоспособной толщины и технологичности на случай припаять-залудить. Я считаю данную работу, просто мастер-классом ретро-самолетостроения. Спасибо!
Это я понимаю. Показалось, что данные детали не требуют дальнейшей гибки, пайки и т.д. Тут скорее потенциальные проблемы в отверстиях - в алюминии могут разбиваться, приобретать эллипсность, рваться. А там растяжки крыла с неслабыми нагрузками и навески элеронов. Потом уже сообразил.
а зачем сталь?
Володя, я вынес себе мозг😁, мучаясь между выбором стали или дюраля для кронштейнов. Иосиф совершенно точно сформулировал приоритеты стали.
Я очень трепетно отношусь к каждому лишнему грамму на модели и в 3d, прорисовав кронштейны, оценил их вес из стали и дюраля. Но тут действительно, еще дело в копийности толщины кронштейнов, и эксплуатационности отверстий, которые на узлах навески крыла будут собираться/разбираться, а на элеронах работать постоянно.
К стали можно припаять усиливающие шайбы в районе эксплуатационных отверстий, что также правильно отметил Иосиф. Так делалось на многих самолетах 30-х годов, в том числе на У-2.
Кстати, я очень давно внимательно изучаю его замечательное техописание. Для силовых узлов навески использовалась 3мм сталь, иногда с шайбами усиливающими. Так что 0.8 - 1мм сталь - это практически идеально по копийности для 1/4 масштаба. Не нашел, какие толщины были на АИР-ах, но предполагаю,
тоже в районе 3мм.
Из 1мм дюраля это все как-то хлипко, хотя на разрыв он и выдержит нагрузки, но отверстия очень быстро разобьются.
3мм дюраль - это то же что и 1мм сталь по весу примерно, но грубо будет смотреться.
2мм дюраль вроде ничего, но нет в наличии и выигрыш по весу незначительный.
Также, для кронштейнов элеронов надо копийный П-профиль, который можно согнуть только из стали, хотя рассматривались варианты фрезеровки из алюминия, выклейки из стеклотекстолита, что гораздо более трудоемко, менее копийно и чуть выигрышней по весу.
А вот сами кронштейны элеронов и кабанчики - из 3мм дюраля будут. Скоро покажу.
Комплект кронштейнов на консоль весит 110гр. Да, довольно много, но все же это силовые элементы, о которых теперь голова не болит:P
Кронштейны, после фосфатирования, получили глубокий, приятный серовато-голубоватый цвет и уже не гладкую поверхность, для хорошей адгезии с грунтом. И вчера загрунтовались.
Кронштейны несколько тормозили работы над консолями, теперь можно продолжить работы по сборке…
Кронштейны, после фосфатирования, получили глубокий, приятный серовато-голубоватый цвет и уже не гладкую поверхность, для хорошей адгезии с грунтом. И вчера загрунтовались.
Красотищааааа!!!
Где костыль?Андрей,извини за грубость–я немного пьян…
Пост №102
Видимо в этом виде он мешал. Вот его временно убрали. ))))
Как помешал? Он должен гармонично вписываться с РН!😃
Всё будет. Ждите.
Андрей, не могли бы Вы немного подробнее рассказать о технологии изготовления и особенно сгибания кронштейнов. Думаю, это многим будет интересно.
Андрей, что случилось? Может беда какая? Почему тема замерла? После такой скорости неделя кажется вечностью!😦
Приветствую, коллеги!
Полнейший цейтнот свободного времени полностью выключил меня из проекта на несколько недель …
Но все вроде входит в стабильный ритм. По крайней мере, эта суббота уже была посвящена проекту…
И потихоньку оборудуется и скоро заработает “домашняя моделка” в дополнение к клубной, что должно позволить увеличить вечернее время работы над проектом…
Итак, после точки останова, возвращаемся к делам проектным. Всегда сложно входить в проект после перерыва…
Делается задняя кромка на правую консоль.
Примеряем все кронштейны на левую консоль.
Корневые - навески крыла на фюзеляж.
Крепления подкосов крыла:
Кронштейны навески элеронов:
Кронштейны окончательно будут навешиваться сразу на обеих консолях (правая еще не созрела)
Предполагается приклейка кронштейнов на 88-м клее к дереву, болты тоже на 88-м клее в отверстия и гайки на суровом “локтайте”.
Спасибо за продолжение ! Андрей, а серьги навески элеронов - алюминий ?
о технологии изготовления и особенно сгибания кронштейнов.
Кронштейны резались из 0.8мм стали лазером по чертежу развертки.
Точно согнуть действительно было непросто без приспособлений.
Сначала предварительная гибка обеих сторон на небольшой угол в тисках, точно зажимая край по линии изгиба на уровне губок.
Потом по калиброванной металлической пластине в больших тисках окончательная догибка сторон до П.
Гибка молотком через алюминиевую наставку, чтобы не повредить кронштейн.
а серьги навески элеронов - алюминий ?
Да, 3мм дюраль. Оси навески будут штифты с контровкой шплинтами. Серьги будут навешиваться на круглый лонжерон элерона, и приклепываться к нервюрам элерона.
Все как на прототипе.
Лонжерон элеронов - пока под вопросом, из чего. Вариантов много …
Рисуя копийные нервюры, я интуитивно чувствовал, что копийные сечения полок лонжеронов избыточны для модели.
Попробуем это проверить…
Меж размышлениями вставлю практику. Черканул товарищу крылья на стандартную спортивную пилотагу. Испытали. Лонжерон 10х5 две полки сосна, вертикальная 3мм бальса кусочками меж нервюрами. Всё на пва D3 склеено. На всех режимах - лезвие негнущееся зрительно. Поведение самолёта полностью симетрично в воздухе, как в симуляторе.
Имхо. Таки заложено много лишнего.
Андрей, дофига дерева и веса. Можно уменьшать. Расчёты расчётами, хвост важнее 😉
10х5 это сечение рейки (полки), а остальное?: размах, площадь, нагрузка, на сколько полки разнесены??? Что значит “кусочками между нервюрами”? Для связи полок может хватить и 1,5мм бальзы (нет силовых компонент для расчета).
Таки заложено много лишнего. дофига дерева и веса. Можно уменьшать. Расчёты расчётами, хвост важнее
Хвост важнее чего? силовых лонжеронов?
Мне что-то кажется, что в модели вообще-то все очень важно…
Можно поподробнее, где именно дофига дерева? Каркас полностью копийный, в том числе и по сечениям, правда почти все нервюры из бальзы и высота полок лонжеронов уменьшена почти в два раза, согласно расчету:
передний лонжерон 10х7 - верхняя полка в самом нагруженном месте - дальше до 10 х3 на конце. Нижняя - 10х4 . т.е это те же в среднем 10х5.
Но спортивная пилотага - максимум 5кг взлетного, при макс скорости до 120км/ч …
У меня АИР на 15 кг взлетного, при меньших скоростях.
Можно сравнить погонный вес крыла на кв.дм площади разных моделей, если интересно поанализировать весовое совершенство конструкции…
Андрей,автор поста N141 вероятно имел ввиду мультик “Крылья ноги и хвосты”.