АИР-5 , АИР-6 – «воздушные лимузины» А.С. Яковлева
Приветствую, коллеги!
Процесс проектирования начался…
Потихоньку начинают появляться плазы для сборки и шаблоны.
Начал с консолей крыла, как наиболее понятного агрегата для реализации, да и процесс производства нервюр надо срочно запускать, так как их много.
Чертеж крыла из заводской кальки приобретает такой векторный вид, еще конечно будет масса уточнений, которые уже идут по фотографиям…
За основу был взят конструктив АИР-5 из “МК”, но уточнен к геометрии АИР-6.
Появилась идея - поставить бак в модели там же,где и у прототипа - в крыле. В фюзеляже будет свободно, и заправлять удобно … из копийной бочки - копийным ведром.😁
Основные типы нервюр. По ним уже можно готовить оснастку для изготовления.
Еще требует уточнения высота полок лонжеронов. Будет проверочный расчет на прочность.
Пока оставлены масштабные высоты полок лонжеронов. Но, по ощущениям, они явно избыточны.😃
Собственно, процесс изготовления оснастки уже стартовал 31 августа.❗
Проект постепенно начал трансформироваться в проектную и материальную плоскость…
________________________________________
Параллельно идут и другие моменты…
Начал заниматься весовой сводкой модели.
В архивах ОКБ попались крайне интересные листики по относительным весам агрегатов АИР-6:
Есть знаменитый авиационный закон “квадрата-куба”.
По этому закону несущая площадь возрастает в квадрате масштаба , а масса аппарата возрастает в кубе масштаба.
Т.е. если прототип и модель сделаны примерно из одних и тех же материалов, той-же силовой схеме, то извлекая кубический корень из полетной массы настоящего самолета можно примерно прикинуть возможную массу модели.
Для нашего случая полетный вес АИР-6 - 850кг. полезная нагрузка - 260кг. и вес пустого - 590кг.
Удивительно, но если извлечь кубический корень масштаба уменьшения (1/4) из 850кг, то получим полетную массу модели примерно 13кг.
Это отлично согласуется с моими намерениями уложить модель в требуемые рамки F4C c некоторым запасом.
Пустой вес самолета 590кг, а модели получается 9.2кг.
Но нам столько полезной нагрузки не нужно!
Поэтому принимаю вес пустой (без топлива) модели в 11кг. (для начала)
Теперь пересчитываем все относительные веса самолета в веса агрегатов модели, принимая за 100% вес пустой модели в 11кг. :
Очень любопытная картинка вырисовывается, дающая представление о примерной расстановкой весов модели. Понятно, что часть агрегатов и вес моторной установки будет иным, но это очень хорошая точка отсчета для последующей итерации весовой сводки!
Она уже будет делаться с реальными весами модельного оборудования.
Но процентное распределение весов планера останется примерно таким же как и у прототипа.
В идеале туда вот это…
на гидроплане-2015 под тольятти по мойму такой стоял на бивере. как раз в районе 9-12кг моделина.
В идеале туда вот это…
да … уж… нет слов, согласен.
у меня есть пока только SAITO FA-100 GK
стояла на Стинсоне (размах 1700мм). Песня мотор!
такой стоял на бивере
На Бивере ASP 400, судя по видео.
У нас такой тоже есть в клубе на Ла-7:
Еще не заводили. Скоро посмотрим, что это за “енот”😁
Но это все калилки, хоть и 4-т, но дорогие по топливу. Это все классно, конечно …
Чтобы летать как следует , надо бензину, однако😒
В идеале MOKI radial , от 150 …
мечты, мечты…
… спустившись на землю, есть у меня JC 60 EVO, о 6-ти лошадях, легко ворочающий 25х8 , с тягой под 13кг. Вот под него и будем точить ероплан.
А там посмотрим…
__________________________________
… процесс проектирования идет параллельно с начатым изготовлением.
Таки решил компоновать и увязывать модель в 3D, хотя в начале хотел ограничится 2d прорисовками. Хочется и виртуальный образ прототипа воссоздать. И второй момент, это то, что АИР-6 является потомком АИР-5-го, с многими однотипными решениями и узлами, но более скудной информацией по чертежам. Поэтому начал проектировать АИР-5 по чертежам “МК” с последующим переходом на АИР-6.
Вчера заложил первый пробный бальзовый ламинат на верхнюю полку нервюр.
Оснастка будет одинаковой для нервюр АИР-5 и АИР-6 (разница в 20мм хорды)
А сегодня для пробы заложил две бальзовые типовые нервюры на АИР-5. Пока без серьезного стапеля, на булавках по чертежу. Надо посмотреть, что получится, по весу, жесткости, сечениям… может еще будет корректировка.
Прекрасное начало! Хочу вот чего спросить… А почему рассматривается только мотор Саита? Я так думаю, что под такую копию было-бы идеальней применить Моки 250см3 пяти или 7-и цилиндровый. Или какие-то иные соображения на сей счёт.
А почему рассматривается только мотор Саита?
пустившись на землю, есть у меня JC 60 EVO
Главное - читать по диагонали. 😃
Премного извиняюсь, изначально неверная предпосылка о том что на АИР-5 и АИР-6 стояло оперение разных размеров, ведь известно что оперение полностью взяли от самолета И-5 в готовом виде ! С большой долей вероятности можно предположить что это просто “кривые” чертежи.А вот Т,О, на АИР_6 это мечта всей моей жизни. Вы не собираетесь случайно его отсканировать?
По оперению АИр-5 и АИР-6 я уже высказывал свое видение в теме про документацию. Интересно еще раз это посмотреть.
Довольно туманная история использования оперения от И-5 на АИР-6. Я тоже встречал об этом упоминания в разных местах.
Все это уже обросло легендами.
АИР-5 был построен вначале. И его оперение явно больше оперения АИР-6 (пост №13). Оно на меньшем плече. И вряд ли могло быть от И-5, так как оно было бы вообще очень маленьким для продольной устойчивости АИР-5-го
По всей видимости речь идет только о первом опытном АИР-6, на который подошло это оперение с переделками. И Адлер был назначен ведущим конструктором по самолету. На следующие АИРы рабочая документация подготавливалась по уже реальному самолету.
Конструкция оперения была взята за основу, но пересчитана, облегчена и переделана. И в серийных АИРах уже было свое оперение.
Я попытался проверить эту версию. Здесь наложены в одном масштабе оперение от И-5 (бледнозащитные) из чертежей МК, на наиболее достоверный чертеж АИР-6 (черный), уже серийного экземпляра.
Действительно контур стабилизатора достаточно точно ложится, но видны различия в конфигурации рулей высоты возле фюзеляжа и по количесву нервюр.
Киль также весьма близок по очертаниям но на АИРе значительно отличается от И-5 как по геометрии, так и по конструктиву (ширина лобика и кол. нервюр)
Техническое описание АИР-6 обязательно выложу! Я сам в шоке, когда его увидел. К сожалению, оно весьма скудное.
Фактически, приходится перепроектировать весь конструктив АИР-6, с учетом конструктива АИР-5-го.
Я так думаю, что под такую копию было-бы идеальней применить Моки 250см3 пяти или 7-и цилиндровый. Или какие-то иные соображения на сей счёт.
____________________________________
Приветствую, Владимир! Большой привет Альберту Куликову!
😁 Кто бы возражал против МОКИ? Для меня это пока мечта, увы. Есть финансовые реалии…
Исхожу из того что есть, накопленного за годы, и того что могу сделать двумя руками…
Как вариант, возможно и основной, рассматривается установка 4-т бензинового 60куб “Центуриона”, конструкции Александра Ивановича Калашникова.
С его двигателями я давно имею дело. Проблемы есть, но есть сказочный, завораживающий звук этого мотора, не сравнимый ни с чем! Он у меня стоял на триплане “Фоккер Dr.1”. В полете , по звуку, действительно - реальный самолет в воздухе!
Так что есть смысл продолжить работу по этому двигателю, о чем уже есть договоренность с Александром Ивановичем.
____________________________________
А процесс изготовления нервюр для АИР-5-го входит в промышленную стадиюB-)
Сделал уже стапелечки для сборки трех нервюр, которые и были вчера заложены.
Сделанные “на коленке” две первые нервюры очень понравились по жесткости и весу! вес соответственно 4гр для короткой и 5гр для полной.
Заложены уже сосновые ламинаты на силовые нервюры, которых 6шт. на консоль.
Классно! Подписываюсь.
Андрей, если можно пару слов о том, как делаете ламинат.
А стыки реек в нервюрах не будут иметь фанерных накладок для усиления самого стыка?
P.S. Приношу свои извинения за невнимательность при прочтении оригинального текста.
www.airwar.ru/enc/law1/air6.html Статья об строительстве АИР-6 в “Уголке неба” , если верить ей то действительно оперение И-5 без переделок стояло только на первом экземпляре, на последующих стояло пересчитанное Г.Синельниковым оперение , облегченное без изменения формы. Так и написано- “без изменения формы”. Я по прежнему считаю что разногласия в чертежах являются только лишь следствием некачественной работы чертежников. З.Ы. То же относится и к чертежам И-5, мы не знаем насколько точно начерчено там оперение.
пару слов о том, как делаете ламинат.
Оправка на верхнюю полку нервюры шириной 150мм и для хорды 470мм для АИР-5 (фото чуть выше) . По ней же будет делаться и полка на хорду 450мм для АИР-6.
Бальза два слоя толщиой 1.5мм , шириной 40мм, размачиваются в кипятке, тщательно промазываются между собой “Столяр-Момент” и зажимаются на оправке на сутки. потом разрезаются на циркулярочке - “Умелых руках” на полки шириной 5мм.
Сосна предварительно нарезается на пластины 20мм х 1.5мм и тоже формуеся из двух слоев аналогично.
Процесс укладки ламината, по этой технологии, занимает 5 - 10 мин. и сутки на высыхание.
Для нижней полки также сделал оправку, но попробовав гнуть полку (и бальзовую и сосновую) распаренную в кипятке, на мощном паяльнике , остался доволен результатом. Изгиб там только в передней части и совсем небольшой.
А стыки реек в нервюрах не будут иметь фанерных накладок для усиления самого стыка?
Нервюры у меня разных типов. Шесть усиленных на консоль, из сосны. Это концевая и нервюры несущие узлы подвески элеронов. Они будут иметь фанерные кницы и боковую диафрагму для концевой.
Остальные нервюры (14шт.) бальзовые. По моим ощущениям, прочности стыка “выше крыши”. Он прочнее бальзы! Так что по условиям прочности, кницы не требуются, к тому же “Столяр-Момент” делает очень хорошие галтели вокруг стыка, своего рода кницу. Но для копийности, может и будет боковая диафрагма, как на прототипе. Это еще в процессе обдумывания и подбора материала. На прототипе была 1.5 фанера. Мне нужно что-то легкое, толщиной около 0.3мм. Может быть пропитанный ватман даже. Хотел тонкий 0.5мм шпон, но это дорого, тяжело и слишком прочно, столько ее не нужно, этой прочности.😁 Со стеклотканью тоже не очень хочется связываться.
Да, и потом у меня, после сборки крыла, еще планируются тонкие угольные полочки по верху нервюр.
… но все решения пока в динамике😒
_____________________________________
Параллельно, идет дальше процесс проектирования.
Начал заниматься силовой частью фюзеляжа и примеркой предполагаемых мотоустановок.
Примерка 4-т бензинового 60куб “Центуриона” (2300гр.)
Примерка 2-т бензинового 60куб JC60 EVO (1500гр.)
Хочется оба движка крепить к одному мотошпангоуту, для возможной смены.
Двигатели вполне прилично вписываются в нижний обвод капота. Там на прототипе есть еще патрубок, который может скрыть свечной наконечник.
Муляжи цилиндров копийного мотора, также должны замаскировать башку модельного движка.
Фанерка 0,4 бывает дорогая правда зараза
Хотел тонкий 0.5мм шпон, но это дорого, тяжело и слишком прочно
а бальза 0,8? на крайний случай две тряпочки 49г на стекле засмолить и салфетками отжать…
а бальза 0,8? на крайний случай две тряпочки 49г на стекле засмолить и салфетками отжать…
Бумага “КРАФТ” пропитанная жидким ПВА, на все 100% подходит (цвет, прочность, простота…)
Прочность стыковой склейки сомнительна без “косынок”. Крыло работая на кручение проявит все концентраторы напряжения (стыки).
Исчо о косынках. Накладные надежнее делать из изотропного материала, даже бумаги, чем однонаправленной бальзы… (стыковые прочнее из анизотропных материалов со слоями по гиппотенузе косынки).
Да, пожалуй! Крафт-бумага пропитанная - это великолепная мысль! Спасибо!
Я тоже размышлял на тему ватмана пропитанного или тонкого электро-картона.
Дело тут в маленьком ньюансе! Нервюр то надо мне 120 шт. (на три самолета), а одна нервюра 65х470мм, да помножить на 120 … это получается 3.66 кв.метра чего-ето легкого, тонкого и … дешевого.
Бальза и фанера - замечательно, но слишком накладно.
Собственно, вид копийной нервюры в посте №22. Она (в смысле боковая диафрагма) практически вся облегчается треугольными окнами.
Ого! Я поначалу решил, что будет строиться один из 3 вариантов - АИР-5, АИР-6, АИР-6 поплавковый. Потом была речь о + тренере без деталировки. А, получается, строятся все ТРИ модели!!?😮
Ну да, один для F4C, другой для F4H, ну а третий - для тренировок постоянных и гидросалона.😁 Ну и втроем полетать тоже интересно будет, однако.(пилотов найдем)
Опять таки, сначала был построен АИР-5, а потом пошли в серию АИР-6-е. Так что надо соблюсти историческую правду. На серию из 128 шт. меня не хватит:), но вот первый опытный поплавковый, и второй опытный С254 никак нельзя не построить.
Документация на АИР-5 есть неплохая в “МК”, на АИР-6 слабовата, но конструктив практически такой-же. Поэтому все равно надо с АИР-5-го начинать…
Оснастка практически идентична, так что вперед…
Электрокартон (мне попадался) частично пропитан бакелитом, клеится плохо, кроме клеев группы бакелита и термосварки, тяжелее “крафта”.